История развития Российского таможенного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2013 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение этапов истории таможенного дела России, формирование и развитие таможенного права.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Общий обзор периодов таможенного дела…………………………….…4
2.Формирование таможенного права……………………………………….9
2. Развитие таможенного дела на Руси…………………………………….12
2.1. Таможенная политика на Руси до XVI в……………………………12
2.2. Развитие таможенного дела в XVI-XVII вв………………...………14
2.3. Таможенная политика Петра I……………………………………….18
2.4. Развитие таможенного дела в XVIII-XIX вв…………………...…...20
3. Развитие таможенного дела в СССР………………………………….….25
3.1.Таможенное законодательство СССР в 20-е - 60-е годы………...…26
3.2.Таможенное дело в 60-е – 90-е годы XX века……………………....31
4. Развитие таможенного дела в РФ………………………………………..36
4.1. Таможенное дело в России в 90-е годы…………………………….36
4.2. Развитие таможенной системы в 2000-е годы XXI века…………..40
5. Таможенный союз………………………………………………………...45
5.1.История таможенного союза…………………………………………45
5.2.Таможенный кодекс таможенного союза…………………………...48
Заключение……………………………………………………………………….52
Библиографический список……………………………….…………………….53

Вложенные файлы: 1 файл

таможенное право.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)


 

 «История развития Российского таможенного права»

 

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………….3

      1.Общий обзор периодов таможенного дела…………………………….…4

      2.Формирование  таможенного права……………………………………….9

      2. Развитие таможенного дела на Руси…………………………………….12

2.1. Таможенная политика на Руси до XVI в……………………………12

2.2. Развитие таможенного дела в XVI-XVII вв………………...………14

     2.3. Таможенная политика Петра I……………………………………….18

     2.4. Развитие таможенного дела в XVIII-XIX вв…………………...…...20

3. Развитие таможенного дела в СССР………………………………….….25

3.1.Таможенное законодательство СССР в 20-е - 60-е годы………...…26

3.2.Таможенное дело в 60-е – 90-е годы XX века……………………....31

4. Развитие таможенного дела в РФ………………………………………..36

4.1. Таможенное дело в России в 90-е годы…………………………….36

4.2. Развитие таможенной  системы в 2000-е годы XXI века…………..40

5.  Таможенный союз………………………………………………………...45

     5.1.История  таможенного союза…………………………………………45

     5.2.Таможенный кодекс таможенного союза…………………………...48

Заключение……………………………………………………………………….52

Библиографический список……………………………….…………………….53

 

 

 

 

 

 

Введение

Возникновение таможенного  дела восходит к древнейшим временам российской истории и существует не менее тысячи лет. .  
     Считается общепризнанным, что история таможенного дела в России ведет свое начало со времен Древней Руси  и напрямую связана с появлением торгового обмена и зарождением товарного хозяйства. 
     В то же время, обращаясь к договорам, заключенным князем Олегом с греками в 907 и 911 годах, видно, что такие элементы таможенного дела, как взимание таможенных пошлин и порядок таможенного обложения, существовали на Руси и до принятия христианства. Следовательно, можно предположить, что становление таможенного дела и соответственно организационные и правовые предпосылки формирования первичных элементов правового режима его обеспечения берут свое начало еще до принятия христианства на Руси .

 

Целью данной курсовой работы является рассмотрение этапов истории таможенного дела России, формирование и  развитие таможенного права.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общий обзор  периодов таможенного дела

 

 

Изучение исторических источников показывает, что таможенное дело зародилось более двух тысяч  лет назад, его начало можно отнести  к III -- II вв. до н. э. Этой точки зрения придерживаются многие историки и экономисты.

Опираясь на научные  исследования, напрашивается вывод  о том, что история таможенного  дела на Руси насчитывает более тысячи лет. Его возникновение связано  с образованием и развитием Древнерусского государства во второй половине первого тысячелетия.

Таможенно-пошлинные  отношения прошли в своей эволюции ряд ступеней. Их история напоминает о прошлом, хранит накопленный человеческий опыт и показывает движение к современному понятию таможенного дела.

Выделяют следующие периоды развития таможенного дела.

Первый период (VI -VII вв.) - зарождение торгово-пошлинных отношений у славянских народов, проживающих на днепровском торговом пути в доисторической Руси. Особенность этого периода состояла в том, что усилилась консолидация проживающих на пути «из варяг в греки» народов, увеличился товарообмен в южном (Византия), восточном (Хазарский каганат), северном (Скандинавия) и западном (западнославянские и германские государственные объединения) направлениях.

Создание Древнерусского государства, экономическое и социальное развитие общества, международный торговый обмен товарами - все это объективно потребовало введения цивилизованных правил торговли на основе осуществления пошлинных обрядностей.

Второй период (VIII - начало IX в.) - эволюция торговых обрядностей в период становления Древнерусского государства. Рассматриваемый период сопровождается развитием внешней торговли на основе сбора полюдья и развития товарного производства в натуральном хозяйстве.

Претерпевают изменения и пошлинные обрядности: осуществляется дифференциация видов пошлин и закрепление за каждым мытником (таможенником) его обязанностей. На Руси появляются данщики, осменики, мытники, пошлинники.

Третий период (вторая половина IX - первая половина XII в.) - торгово-пошлинные обрядности в Киевской Руси. Внешнеторговые отношения на Руси получили широкое развитие. Получает развитие и система торгово-пошлинных отношений, которые становятся обязательным атрибутом государства как при торговых сделках внутри страны, так и за ее пределами.

Четвертый период (конец XII - середина XIII в.) - угасание сложившейся системы пошлинных обрядностей. Из-за роста производительных сил и их несоответствия производственным отношениям наметился экономический и политический кризис Киевского государства.

Пятый период (вторая половина XIII - начало XIV в.). В связи с захватом Руси. Монголо-татары ввели тамгу, усилился сбор дани, пошлины росли, сбор осуществлялся в пользу татарских князей.

К началу XIV в. складывались новые таможенные отношения. На их характер наложили отпечаток оживление хозяйства великих и удельных княжеств, развитие ремесленного производства, развитие живописи, архитектуры, градостроительства. Особенностью этого периода является укрепление власти феодалов.

Шестой период (XV-XVII вв.). Для него характерен процесс складывания таможенных обрядностей. Этому способствовало освобождение от монголо-татарского ига, территориальное и политическое объединение русских земель и, в конечном счете, образование Московского централизованного государства как сословно-представительной монархии, под властью Москвы, возникновение предпосылок экономического развития государства, зарождения всероссийского рынка. В указанный период предпринимались усилия для реформирования таможенных обрядностей. Это просматривается в содержании царских таможенных грамот. Среди них Уставная грамота по сбору таможенных пошлин в городе Суздале (1606), «Память Новгородским таможенным головам о взимании пошлин с немецких людей, приезжающих из Швеции» (1612) и др.

Документы показывают стремление государственной власти влиять на таможенное дело и назревшую необходимость  его централизации.

Наступает период реформирования таможенного дела.

Седьмой период (XVIII в.) - период завершения таможенной реформы, организации централизованного управления таможнями. Их укомплектование осуществлялось по принципу вольного найма и носило сословный характер. Важным шагом в развитии таможенного дела явилось принятие первого протекционистского тарифа России в 1724 г. В тот же период в свет вышел ряд документов, регламентирующих оформление и контроль грузов на море, что нашло отражение в Морском пошлинном уставе 1731 г.

Восьмой период (XIX в.) характеризуется поисками наиболее приемлемой таможенно-тарифной политики. Он состоит из трех этапов.

Первый этап связан с переходом к протекционизму. В 1819 г. был принят фритредерский таможенный тариф, который, как отмечал министр финансов России Е. Ф. Канкрин, убил русскую промышленность.

Второй этап - 50 -70-е годы - наметились протекционистские тенденции, которые привели к пересмотру взглядов на место и роль таможенного дела в государстве.

Третий этап - вторая половина XIX в. - характеризуется широким использованием таможенного механизма регулирования внешней торговли в интересах индустриализации страны. Значительно вырос уровень таможенного законодательства, в нем были обоснованы деятельность таможенной охраны, а также пограничной и корчемной стражи. Дифференцированный подход к разработке таможенных тарифов позволил умело сочетать протекционистские и фритредерские принципы в зависимости от экономического уровня развития государств, с которыми торговала Россия, и в соответствии с собственными российскими экономическими интересами. К концу XIX в. таможенное законодательство вполне отвечало потребностям государства и мировым стандартам.

Девятый период (конец XIX -- начало XX в.). Был принят протекционистский тариф 1891 г., что вызвало обострение отношений России и Германии и привело к «таможенной войне». Таможенное дело оказалось на острие экономических противоречий, вызванных протекционистскими тарифами. На повестку дня вновь встал вопрос о выборе направленности таможенной политики.

В связи с отсутствием соответствующих  законов в Россию беспрепятственно пошли иностранные капиталы, которые вкладывались в российскую экономику и в создание филиалов иностранных предприятий. Производимые ими товары беспошлинно поступали на российский рынок. Таможенный протекционизм себя изжил, а таможенная политика подчинилась интересам иностранных государств.

Десятый период (1921- 1991) - переход от протекционизма к государственной монополии на внешнюю торговлю. Его можно условно разделить на три этапа.

Первый этап (1921-1927) - включение таможенного механизма регулирования внешней торговли в период НЭПа. На этом этапе были введены протекционистские таможенные пошлины, что позволило восстановить внешнеторговые связи, снять экономическую блокаду, решить вопросы пополнения бюджета и восстановить разоренное войнами народное хозяйство.

Второй этап (конец 1927-1949) - таможенная служба Советского государства выполняла роль контролера: отвечала за пропуск и регистрацию товаров и пассажиров.

Третий этап (1949-1986) деятельности таможенного ведомства СССР -- Главного таможенного управления Министерства внешней торговли -- характеризуется некоторым подъемом в связи с созданием Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в рамках стран народной демократии, а затем социалистического содружества. В этот период были унифицированы таможенное законодательство и правила таможенного контроля, усилено внимание к подготовке кадров.

Четвертый этап (1986-1991) -функционирование таможенной службы в условиях начала либерализации внешней торговли и перехода к рыночной экономике. Он наступил до распада СССР и связан с реорганизацией таможенной службы и преобразованием ее в Государственную таможенную службу.

Одиннадцатый период (октябрь 1991-2003) - создание, становление и развитие таможенной службы Российской Федерации.

Таможенная служба развивалась  в соответствии с Программой на 2004-2008 гг. Важные события произошли в июле - августе 2004 г. ГТК России был переименован в Федеральную таможенную службу, которая стала работать на основе Положения о ФТС. Согласно документу, ФТС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями, отнесенными законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Формирование таможенного права

 

Таможенное  законодательство на территории Древней  Руси складывалось под влиянием международного права, которое регламентировало ввоз и вывоз товаров и сбор таможенных пошлин за несколько столетий до нашей эры6.

Картина развития таможенного  права в Древней Руси и в  других государствах во многом сходна. Таможенное законодательство было направлено в большей степени на пополнение государственной казны и в  меньшей – на регулирование внешних торговых отношений. "Пошлины возникли из поборов, взимавшихся феодалами с проезжающих через их владения торговцев, откупавшихся таким способом от ограбления, – поборов, которые впоследствии взимались также городами, и при возникновении современных государств явились для казны удобнейшим средством добывать деньги".

 

 

Применение элементов  таможенного права на Руси относится  к V-VIII вв. В это время в государствах Западной Европы уже складывались правовые нормы сбора таможенных пошлин и  были юридически закреплены таможенные обрядности.

Содержание норм таможенного  права в рассматриваемый и  в последующие периоды отражало интересы господствующего класса того или иного государства с учетом его экономического развития.

Сохранившиеся письменные источники не в полной мере раскрывают особенности формирования норм таможенного права. Из дошедших до наших дней документов следует обратить вновь внимание на договор князя Олега с греками, в котором содержится положение о купле-продаже: "И да творят куплю, якоже или подобе не платяче мыта ни в чем же"1. Можно предположить, что мыт на Руси был известен задолго до подписания договора. Восточные славяне еще в V-VI вв. поддерживали торговые связи с Северным Причерноморьем, которое торговало с Римом и Грецией, с Прибалтикой и Приазовьем, и не могли не знать о таможенных обрядностях. Этого мнения придерживается Е. Осокин. Он считает, что возникновение мытного сбора связано с греческими священниками, распространявшими христианство. Им же поручался надзор за торговыми весами и мерами2, на основании которых осуществлялись таможенные обрядности, обязательно при этом должны были существовать правовые нормы, регулирующие взаимоотношения таможенников и торговых людей.

К.И. Лодыженский утверждает, что сбор мыта за провоз товаров, пользование местом, отведенным для торга, за соблюдение порядка во время торговли является древним обычаем славян3.

В понятие "мыт" входили  те правовые нормы, которые отражали установленный на Руси порядок осуществления  сбора пошлин в ходе торговли. На торгово-пошлинные отношения оказывало влияние развитие ремесел и торговли, но не настолько, чтобы сложился таможенный механизм регулирования, так как не было достаточно массового товарного производства, а сами товары носили в основном сырьевой характер.

Информация о работе История развития Российского таможенного права