История развития Российского таможенного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2013 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение этапов истории таможенного дела России, формирование и развитие таможенного права.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Общий обзор периодов таможенного дела…………………………….…4
2.Формирование таможенного права……………………………………….9
2. Развитие таможенного дела на Руси…………………………………….12
2.1. Таможенная политика на Руси до XVI в……………………………12
2.2. Развитие таможенного дела в XVI-XVII вв………………...………14
2.3. Таможенная политика Петра I……………………………………….18
2.4. Развитие таможенного дела в XVIII-XIX вв…………………...…...20
3. Развитие таможенного дела в СССР………………………………….….25
3.1.Таможенное законодательство СССР в 20-е - 60-е годы………...…26
3.2.Таможенное дело в 60-е – 90-е годы XX века……………………....31
4. Развитие таможенного дела в РФ………………………………………..36
4.1. Таможенное дело в России в 90-е годы…………………………….36
4.2. Развитие таможенной системы в 2000-е годы XXI века…………..40
5. Таможенный союз………………………………………………………...45
5.1.История таможенного союза…………………………………………45
5.2.Таможенный кодекс таможенного союза…………………………...48
Заключение……………………………………………………………………….52
Библиографический список……………………………….…………………….53

Вложенные файлы: 1 файл

таможенное право.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

Естественно, что нормы таможенного права были зафиксированы не в IX в., а лишь в X-XII вв. – в своде законов под названием Русская Правда. До наших дней дошло несколько редакций этого свода. Русская Правда является памятником права. Наряду с другими правовыми документами в нее вошли нормы "Закона русского". В ней содержались также нормативные статьи, регулирующие финансовые и торговые вопросы на рынке. Согласно статье 35, при сделке на торге должен присутствовать мытник4. А если перекупщик чужой вещи на торгах – зажиточный гражданин – купил краденое, а продавец исчез, то покупатель мог доказать честное приобретение вещи, выставив свидетелей, или двух свободных мужей, или одного мытника, которые могли под присягой подтвердить факт покупки вещи на торгу (ст. 32 Пространной Правды). Сведения о торговом (таможенном) праве содержатся в "Повести временных лет" и других летописных источниках.

Зарождение на Руси института  таможенного права, которым руководствовалось  государство во внешней и внутренней торговле, обусловлено характером таможенного дела. "Торговля в описанное (XI-XII вв.), – отмечал С.М. Соловьев, – была главным средством накопления богатств на Руси, ибо не встречали более известий о выгодных походах в Грецию или на Восток, о разграблении богатых городов и народов"5.

Кроме некоторых  исторических источников права, продолжали действовать правовые обычаи и традиции, которые передавались из поколения  в поколение, и лишь в последующем  были закреплены в письменных источниках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Развитие таможенного дела на Руси

 

2.1. Таможенная политика на Руси до XVI в.

О собственно таможенных органах можно говорить условно, поскольку лишь с течением времени, по мере создания и укрепления централизованного  государства, расширения внешнеэкономического общения и оборота шло становление и развитие структур и институтов, которые составили затем ядро российской таможенной службы. История не сохранила документальных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения на территории России. В договоре Олега с Византией таможенные обычаи и льготы упоминаются как бытовавшие в жизни явления. В V – IV вв. до н. э. в городах Причерноморья существовали таможенные порядки. Как норма обычного права существовало правило взимать мыт или мыто – сбор за провоз товара через заставы. Было мыто "сухое" – при провозе товаров по суше и мыто "водяное" – при провозе товара по воде. Именно к этим понятиям восходят сохранившиеся в славянских языках слова "мытник" или "мытчик" – сборщик пошлин, "мытница" или "митница" – место сбора мыта. Финансовые сборы и обычаи были неотъемлемой частью общей политики Киевского государства.

В XI – XII веках быстро растут торгово-ремесленные центры – города, богатеет городская знать  – бояре, растет авторитет купцов и сборщиков пошлин. Постепенно единство Киевской Руси в XI веке начали разрушать местные князья, которые рассматривали свои владения как наследственные вотчины и отказывались подчиняться киевскому князю. В XII – начале XIII века государство фактически распалось на отдельные земли, а их владельцы – феодалы на своих территориях стали изобретать собственные системы таможенных пошлин, подчиненные целям личного обогащения. В это время применялись пошлины, которые обычно назывались проезжими и товарными.

С развитием крупного землевладения, внешней торговли и  городских ремесел в XIII – XIV вв. русские города устанавливали связи с западными государствами. Так, сначала Новгород, а затем Псков и Смоленск вступили в Ганзейский торговый союз, что позволило купцам этих городов получить ряд существенных льгот в торговле с государствами северной Европы. Завоевание русских земель татаро-монгольскими племенами привело к возникновению в русском языке слова “тамга”, означавшее у тюркских народов знак, клеймо, тавро, которое проставлялось на имуществе, принадлежавшем роду. Получение ханских ярлыков сопровождалось сбором, который стал называться у русских тамгой. Вскоре так стали называться пошлины, взимавшиеся при торговле на рынках и ярмарках. От слова “тамга” был образован глагол “тамжить”, то есть облагать товар пошлиной, а место, где товар “тамжили”, стало называться таможней. Служилый человек стал называться таможником или таможенником. В обиход вошли словосочетания “таможенный голова” (старший таможенник), “таможенная грамота” (разрешение лицу, общине или монастырю организовывать в своих владениях торговлю и брать с привозимого товара пошлину). Внутренние таможенные пошлины взыскивались со всех привозимых на продажу товаров, это правило не распространялось на необходимые владельцу предметы потребления.

В XVII в. международные договоры, заключавшиеся князем Московским с конца XV в., сменили жалованные и проезжие грамоты. Особыми жалованными грамотами освобождались от уплаты пошлины лица духовного звания, монастыри, жители новых городов и отдельных местностей, а также люди, оказавшие услуги государству или княжеству. Такое положение закреплялось в некоторых правовых актах того времени. Жалованные грамоты выдавались великим князем отдельным собственникам и также наделяли их правом взимать известные торговые и проезжие пошлины. При вступлении на престол нового великого князя жалованная грамота прежнего князя могла утратить силу.

2.2. Развитие таможенного дела в XVI-XVII

В период царствования Михаила  Романова пошлины еще более дифференцировались, особенно на вывоз товаров из России. Хлеб, дорогие меха, персидский шелк, а также некоторые другие товары правительство объявило заповедными и запретило торговать ими частным лицам, сосредоточив в своих руках всю выгоду от продажи этих товаров. Не разрешался ввоз в Россию табака, потребление которого строго преследовалось, а также хлебных вин, бывших предметом государственной монополии.

XVII в. заметно усилилось государственное вмешательство в сферу внешнеэкономических отношений. Многие товары были запрещены к вывозу. Немало их находилось в монопольном распоряжении государства. При этом нередко экспорт монополизированных (казенных) товаров отдавался на откуп отдельным купцам или компаниям за определенную цену. Помимо таможенных сборов и поступлений от заповедных статей у государственной казны был еще один источник доходов от внешней торговли. Дело в том, что Россия в это время стабильно имела активный внешнеторговый баланс. Это вело к накоплению в стране золотой и серебряной монеты, которая затем отбиралась в казну и перечеканивалась с выгодой для правительства.

Говоря о внешней  торговле России конца XVI-XVII вв. следует  особо подчеркнуть значение г. Архангельска, где проводились ярмарки, имевшие  характер всероссийских.

Государство во второй половине XVII века стремилось к совершенствованию таможенного законодательства, с целью защиты национальных интересов России в торговле через таможенный механизм, и в первую очередь - через тарифы.

«Соборное уложение» 1649г  с целью прекращения злоупотреблений  откупщиков и целовальников в  отношении торговых и служилых людей содержало особый статейный список, запрещающий взимать пошлины со служилых людей, выполняющих поручения государя.

«Соборное уложение»  определило статус сухопутных и водных путей и дифференцировало платежи  за перемещение по сухопутным и водным магистралям. Мытчики, перевозчики и мостовщики получили в свой доход соответствующие пошлины – мыто, перевоз и мостовщину. Также «Соборное уложение» сохранило таможенные пункты, на которые ранее были выданы жалованные грамоты.

После принятия «Соборного уложения» государство осуществляет ряд мер, которые вошли в историю как таможенные реформы. Это диктовалось потребностью в развитии торговли, необходимостью отмены привилегий иностранцам, совершенствования таможенного обложения.

Первым шагом стала отмена в 1649 г. привилегий иностранцам в вопросах торговли. Им разрешалось торговать по особым государственным грамотам. Таможенную пошлину иностранные купцы платили гораздо большую, чем русские.

Русский таможенный тариф отстаивал  интересы государственности. Однако он был настолько сложным и запутанным, что объективно требовал коренных изменений.

Первым шагом таможенной реформы  явился Именной Указ с боярским приговором "О взымании таможенной пошлины  с товаров в Москве и в городах  с показанием поскольку взято и с каких товаров", подписанный Алексеем Михайловичем 25 октября 1653 г.

В Указе говорилось: "Великий  государь, слушав выписки и челобитья  и сказок гостей и гостинной и  суконной и черных сотен и слобод и городовых всяких чинов людей, указал, и Бояре приговорили: впредь свою Государеву и таможенную пошлину иметь с весчих и невесчих, со всяких товаров и с хлеба на Москве и в городах с тутошних жилищных и с приезжих со всяких чинов людей, рублевую пошлину, с продавцов по десяти денег с рубля, почему который товар ценою на деньги в продаже будет".

В соответствии с этим торговым уставом многочисленные российские таможенные пошлины были заменены единой рублевой пошлиной в размере 5% с каждого рубля цены товара, с соли – 10% от цены, с рыбы и пушнины – особые пошлины. Иностранные купцы были обязаны платить пошлины – 6% с цены товара во внутренних таможнях и 2% проезжих пошлин в пограничных таможнях при вывозе русских товаров.

Царское правительство  вынуждено было проводить протекционистскую  политику в отношении русской торговли отечественными товарами и торговли иностранными товарами внутри страны. 22 апреля 1667 г. вводится в действие Новоторговый устав. Его творцом являлся А.Л.Ордин-Нащокин. В нем были уточнены разделы о торговле иностранцев, резко увеличены торговые пошлины (в 4 раза), в пять раз повышены проезжие пошлины, введены запретительные тарифы на вино, сахар, табак и другие товары.

Новоторговый указ носил  ярко выраженный протекционистский  характер - ужесточил порядок ввоза иностранных товаров, пошлина на них увеличилась в 4 раза. Иностранцы могли торговать только в приграничных городах: в Архангельске, Новгороде, Пскове – с целью развития инициативы русских оптовиков-скупщиков. Иностранцам под угрозой конфискации товара запрещалось вести розничную торговлю и обмен друг с другом, минуя таможню. В то же время ужесточение режима ввоза иностранных товаров способствовало расцвету контрабанды, носившей до этого случайный характер. Привилегиями в торговле пользовались армянские, бухарские, греческие и индийские купцы.

По мере становления  Русского государства и развития его экономики укреплялась таможенная охрана, основной задачей которой  являлся сбор пошлины и пополнение государственной казны. В XVII веке таможни  имелись во всех городах и местечках, а в больших городах их было по нескольку. Так, например, в Москве имелись Большая таможня, Померная изба, где взимались пошлины с хлебных товаров, Мытная изба, в которой платились пошлины с леса, дров, скота.

Кроме того, таможенные пошлины собирались также на сельских торжках и ярмарках. Для этого туда направлялись целовальники из таможен уездных городов.

Сразу же после заключения Андрусовского перемирия 1667 г., завершившего русско-польскую войну 1654-1667 гг., началась разработка нового таможенного законодательства.

К концу XVII века в России можно говорить о создании довольно разветвленной и централизованной таможенной службы. Сбор таможенных доходов  был сосредоточен в Приказе Большой  казны, в Москве существовали также  Большая таможня, Посольская новая  таможня (оформляла товары иноземцев), Мытная изба (предъявлялись к обложению скот, сено и другие товары), Конюшенный приказ (надзирал за торговлей лошадьми), Померная изба (оформляла сделки на зерно, овощи и другие товары), а также таможенные избы в уездах. В них бесплатно в качестве выборных таможенных голов служили первостатейные купцы, за превышение сумм сборов они получали награду, за снижение поступлений с них взыскивался ущерб. Купцам помогали дьяки и подьячие, которые работали по найму и записывали в таможенные книги данные о товарах, хозяине, суммах сбора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Таможенная политика Петра I

В царствование Петра I развитие промышленности, мануфактур сельского  хозяйства дало внутренней торговле новый толчок. А выход России к  Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства открыли путь русским мануфактурным товарам в Европу. Постепенно совершенствовалась организация таможенного дела в России. Управление таможенными сборами с 1718 года начала осуществлять учрежденная Петром I Коммерц-коллегия, которая была самостоятельным управленческим ведомством. Избиравшиеся по-прежнему из купечества управляющие таможнями получали годовое денежное содержание как служащие. Коммерц-коллегия 1715 года осуществляла такие функции, как:

- общая организация  торговли на территории страны;

- организация таможенных  сборов;

- учреждение таможенных  институтов;

- рассмотрение судебных дел купцов в области торговли.

В 1723 г., чтобы препятствовать беспошлинному провозу товаров, Петр I издал Указ, в котором говорилось: "...По всей польской границе по большим дорогам учредить крепкие заставы, а между тех больших дорог малые дороги и проезды лесом зарубить, а где лесу нет, то рвами перекопать и накрепко наказать, чтобы никто ни для чего по оным за рубеж не ездил, и следу не прокладывали, а объезжали бы на помянутые большие дороги, а для того с помянутых застав от одной до другой иметь разъезды и ежели на таких заповедных проездах явится след, то тут дожидать, и кто поедет, того взять и штрафовать взятием всего того, с чем взят будет".

Информация о работе История развития Российского таможенного права