История таможенного дела России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение теоретических аспектов таможенной политики и таможенного дела, а так же подробное исследование практики таможенного дела и таможенной политики 18 -19 веков.

Содержание

введение
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
1.1 Понятие и особенности таможенной политики и таможенного дела
1.2 Роль эффективной таможенной политики для государства
РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РОССИИ В 18 - НАЧАЛО 20 ВЕКА
2.1 Становление таможенной службы России
2.2 Исследование таможенной политики и таможенного дела в России в период 18 века
2.3 Исследование таможенной политики и таможенного дела в России в период 19 века
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 44.77 Кб (Скачать файл)

 

РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В  РОССИИ В 18 - НАЧАЛО 20 ВЕКА

 

 

2.1 Становление таможенной  службы России

 

 

Становление и развитие таможенной службы России неразрывно связано с  историей российской государственности. Во все века лучшие люди страны стояли на переднем рубеже защиты экономических  интересов государства.

 

Нельзя забывать, что торговли без налогов не существует, и именно на таможенные налоги, пошлины и  сборы финансировались многие мероприятия  правительства во благо российских людей и в пользу страны. Таможенные сборы шли на развитие экономики, оборону, здравоохранение, образование, на финансирование государственных  реформ. Не секрет, что многие выдающиеся архитектурные сооружения возводились  на средства, собранные таможнями. Борьба с контрабандой осуществлялась таможенными  органами во все периоды российской истории. Она касалась не только вывоза и ввоза запрещенных товаров. Именно таможенники в Московском государстве не допускали провоза  запрещенных церковных предметов, еретических книг, игральных карт, тем самым противодействуя духовному  растлению российского населения.

 

Находясь на страже государственных  интересов, таможенники XY-XYII вв. задерживали  у заезжих иностранцев секретные  карты российских земель и крепостей. Все высшие руководители Российского  государства, включая царей и  императоров, не могли избегнуть  таможенного досмотра, так как  по законам Российской империи никто  не мог быть освобожден от него. Неслучайно цвет таможенного флага России символизирует  честь, достоинство, надежность и справедливость лиц, принадлежащих к таможенному  ведомству.

 

Таможенная служба, сохраняя свои лучшие традиции, выработанные веками, с 1991 года-времени создания Государственного таможенного комитета Российской Федерации, вступила в новый период развития. В связи с чем, представляется важным каждое исследование по теме, обогащающее  тысячелетнюю историю таможенной службы новыми реалиями.

 

Многочисленные исторические документы позволяют утверждать о более чем 1000 летнем периоде  существования таможенного дела на территории России. Из летописных и  законодательных источников известно, что в X-XII в.в. на Руси взимали «мыто»- торговую и провозную пошлину, за провоз товара через внешние или  внутренние мытные заставы. Сборщики мытных пошлин были, как правило, членами  княжеской дружины, и именовались  «мытниками», «мытоимцами», «мытарями». Первое упоминание термина «мыто», как специальной торговой пошлины, от уплаты которой освобождались  русские купцы, содержится в договоре между Киевской Русью и Византией 907 года. «Мытник», как должность  княжеской администрации, упоминается  в двух статьях «О татьбе» и  «О своде» Пространной редакции «Правды  Руской» ХI века. В период феодальной раздробленности на Руси в ХI I - начале ХIII вв., в связи с ростом числа  княжений и внутренних границ между  ними, мыто становится одной из самых  доходных внутренних торговых пошлин наряду с «гостиным», «перевозом», «пятном», «весом», «пудом», «померным», «уроками», «полюдьем», «торговой десятиной». Одно из самых ранних упоминаний о  внутренней провозной пошлине содержится в Уставной и жалованной грамоте  смоленского князя Ростислава Мстиславича (1132-1150 гг.) и в договоре Смоленска  с Ригой и Готским берегом 1229 года.

 

После разгрома Руси татаро-монголами  в XIII веке таможенную политику проводили  отдельные княжестваи др.

 

От тюрского слова тамга  произошел глагол тамжить т.е. взыскивать пошлину тамгу. Место на рынке  или ярмарки где тамжили товар, стало называться таможней. Служилый человек, бывший мытником, становился таможником или таможенником. Взимание пошлин переводилось на откуп (откупная система также была заимствована у монголов), передавалась князьями «откупным таможенникам»

 

Главным обстоятельством, определявшим развитие таможенной системы XV-XVI в.в. явилось  формирование русского (Московского  государства). В государстве постепенно складывается таможенное законодательство, совершенствуется правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров, ужесточаются финансовые сборы. Примерно с средины XVI века аппарат по сбору пошлин был централизован, а таможенное обложение было регламентировано. Таможенники ставятся под покровительство центральной власти.

 

В период царствования Алексея  Михайловича Романова (1645-1676 г.г.) завершилось  становление новых институтов Московского  государства, получила дальнейшее развитие законодательная база, была подготовлена, а затем проведена таможенная реформа.

 

2.2 Исследование таможенной  политики и таможенного дела  в России в период 18 века

 

 

Для противодействия контрабанде  через западную сухопутную границу  в 1723 г. было приказано учредить по большим  дорогам "крепкие заставы", а  малые дороги, проходившие между  ними, завалить лесом или перекопать рвами. Одновременно предусматривалось  иметь разъезды от одной заставы  до другой. Обнаружив в запрещенных  для проезда местах след, пограничники обязаны были задержать нарушителя "и штрафовать отнятием всего  того, с чем взят будет". 31 января 1724 г. был утвержден протекционистский  таможенный тариф.

 

Перечень привозных и  отпускных товаров впервые был  составлен в алфавитной последовательности, товарные позиции соответствовали  коммерческим названиям товаров. В  основу исчисления пошлин был положен "арифметический" прием для  определения окладов пошлин на привозимые товары: если в процентном отношении  внутреннее производство какого-либо товара достигало 25% соответствующего импортируемого аналога, то пошлина  составляла четвертую часть цены последнего; если трети -третью часть: если половины - 50%; если превышало привоз - 75%.

 

С принятием тарифа 1724 г. в  портовых городах штаты таможен  стали комплектоваться из оплачиваемых чиновников, работавших уже на постоянной основе. Все чаще к присяге приводились  люди купеческого звания, которых  определяли на различные таможенные должности. В 1724 г. была утверждена Санкт-Петербургская  портовая таможня. Перенесение в 1713 г. столицы в Санкт-Петербург не изменило господствующего положения  Москвы. Еще при Петре I на подъездах  к городу существовали таможенные заставы, в 1731 году соединенные окружившим Москву деревянным забором. В 1742 году полуразрушенный  и растащенный жителями на дрова  забор был заменен 37-километровым насыпным земляным валом со рвом. В  местах пересечения вала с дорогами в Москву были устроены 16, а впоследствии 18 застав со сторожевыми будками - кордегардиями  для караульных, которые на заставах проверяли ввозимые товары и документы  на них, а также несли службу по охране всего периметра вала. Вал  имел значение таможенной границы города. Таможенные пошлины собирались Камер-Коллегией, поэтому вал получил название Камер-коллежского. С принятием тарифа 1724 г. резко сократился привоз иностранных товаров, оживились контрабандисты. Поэтому в 1731 г. был принят новый тариф, по сути отменивший покровительственную систему Петра I. Достаточно сказать, что пошлины на некоторые виды привозных товаров из чугуна и железа, на селитру, сырье, инструменты, азотную кислоту были снижены с 75% до 10%. В том же году в Санкт-Петербурге были объединены внутренняя и портовая таможни.

 

В 1747 г. при Сенате была учреждена  специальная комиссия, которой было поручено составление нового таможенного  тарифа. Тогда же вышел и сенатский  указ, подтвердивший необходимость  закупки у Адмиралтейства таможенной яхты . В 1747 г. такая яхта была спущена  на воду под командованием офицера. На ней было 10 надсмотрщиков и  солдат из Кронштадтского гарнизона.

 

20 декабря 1753 г. Елизавета  Петровна подписала указ "Об  уничтожении внутренних таможенных  и мелочных сборов". Уже в  1754 г. внутренние таможни были  ликвидированы на большей части  территории страны, прекратился  сбор 17 мелочных сборов, обременявших  внутреннюю торговлю. Заменившую  их "новоположенную прибавочную"  пошлину в размере 13% планировалось  взимать в портовых и пограничных  таможнях со всех ввозимых  и отпускных товаров. 

 

Также было решено упразднить таможенную черту между Россией  и Украиной. Это потребовало создания новых таможен на западных рубежах  страны. Всего в 1754-1755 .было укреплено  и вновь образовано 10 портовых и 27 пограничных таможен с целой  системой форпостов и застав. В  целях усиления борьбы с контрабандным  ввозом Сенат в 1754 г. учредил на западной границе государства институт "пограничных  таможенных объездчиков". 9 января 1762 года вышел именной указ императора Петра III о предоставлении таможенных льгот иностранным послам, министрам, резидентам и поверенным в делах. В марте того же года император  даровал Архангельскому порту равные с Петербургским портом таможенные льготы. Отличительной особенностью таможенного дела в период царствования Екатерины II было то, что оно развивалось  с опорой на общественное мнение.

 

В 1763 г. при Дворе была учреждена  Комиссия о коммерции во главе  с Я.П. Шаховским, приступившая к  составлению нового тарифа. Принятие в 1766 г. нового таможенного тарифа означало продвижение страны вперед по пути свободной торговли. В 1762 г. была учреждена  Главная над таможенными сборами  Канцелярия, в руках которой на время сосредоточилось управление таможенным делом. Однако эффективность  таможенной системы фактически не повышалась. Как и прежде, ей не удавалось  положить конец незаконному перемещению  товаров. Граница практически была открыта для контрабандистов. Поэтому  в 1782 г. императрица подписала указ, по которому в каждой западной пограничной  губернии учреждалась таможенная пограничная  стража. Она состояла из таможенных объездчиков и пограничных надзирателей в таможнях. Предполагалось иметь  двух объездчиков на каждые 10 верст  и одного таможенного пограничного надзирателя на каждые 50 верст по границе. Поиск контрабанды стимулировался: часть конфискованных товаров передавалась в пользу задержавших. В скором времени  обнаружилась недостаточность принятых мер. Стремясь остановить контрабанду, правительство Екатерины II пошло  на крайность. На российской границе  появились закрытые пограничные  шлагбаумы. 26 июня 1789 г. был издан указ о запрещении привоза в Россию всякого рода иностранных товаров через сухопутные таможни по западной границе. Реагируя на революцию во Франции, Екатерина подписала 8 февраля 1793 г. указ, наложивший запрет на заход в российские порты судов под французским национальным флагом. Павел I, вступивший на престол в ноябре 1796 г., разрешил ввоз некоторых французских товаров, однако вскоре ужесточил режим перемещения товаров через таможенную границу.

 

Таможенные объездчики принимались  на службу советником казенной палаты (губернского коллегиального органа Министерства финансов по департаменту государственного казначейства) по делам  таможенным "добровольно по контракту  с надлежащими свидетельствами  от тех мест, где они службу отправляли или жительство имели, об их добром поведении и с поручительством  надежны". Если объездчик не в  состоянии был сам задержать  контрабандистов, он должен был преследовать их до ближайшего селения и там  обращаться за помощью к местным  властям. Таможенный надзиратель наблюдал за действиями объездчиков. Под его  непосредственным началом находились два особых таможенных объездчика.

 

Установление таможенно-пограничпых  знаков на границах Российской империи  связано с мерами по их упорядочению во второй воловине XVIII века в царствование императрицы Екатерину II, а также  с деятельностью по созданию погранично-таможенной стражи на западной границе России. Об этом свидетельствует указ 1782 г. "Об учреждении особой таможенной пограничной  цепи и стражи для отвращения потайного  провоза товаров". Предположительно, знаки устанавливались в местах пересечения границы при въезде на таможенные заставы на постаментах  в виде обелиска или усеченной  пирамиды как указатели мест сбора  пошлин для проезжающих. Таможенно-пограничные  знаки были двухсторонними и отливались из чугуна. Изображение государственного герба Российской империи с надписью титула императрицы Екатерины II на латинском языке было доращено в  сторону сопредельной страны. Оборотная  сторона знака с вензелем Екатерины  и с текстом титула императрицы  на русском языке, видимо, была обращена в сторону России. Мощные львиные  лапы, на которых монтировался знак, символизировали величие, могущество и незыблемость России.

 

2.3 Исследование таможенной  политики и таможенного дела  в России в период 19 века

 

 

Таможенная политика России в первой половине XIX в. формировалась  под воздействием политических факторов. Новый взгляд на торговую и таможенную политику высказал первый министр торговли России граф Н.П. Румянцев, занимавший этот пост с 1802 по 1807 гг. В его программе  развития внешней торговли была идея ввести Россию в сферу международных  торговых отношений сделать посредником  в транзитной торговле с Китаем, Центральной Азией, Индией. Оренбург и Астрахань должны были стать  важными этапными пунктами на торговом пути в Хиву и Бухару. Высочайшим Указом 1804 г. была регламентирована транзитная торговля через Одессу.

 

Вводилась система вознаграждения для задержавших контрабанду. В  соответствии с Высочайшим указом Александра I в 1811 г. 80% сумм штрафов за контрабанду  и реализованной стоимости конфискатов  предназначалось в награду, 20% зачислялось  в накопление пенсионного фонда  таможенных чиновников и их семей. Из 80% - 2/3 выдавалось задержавшим контрабанду, а 1/3 - начальнику таможенного округа, управляющим и членам таможни. В  этот период развивается законодательство о контрабанде. После разгрома армии  Наполеона Россия восстановила нормальные внешнеторговые связи с европейскими государствами. В 1812 г. был заключен мирный договор с Англией, включавший положение о взаимном благоприятствовании  в торговле. В 1819 г. разрешался ввоз почти всех иностранных товаров  через сухопут- ную границу и  в значительной степени через  морские границы. Это был самый  умеренный тариф в России.

 

Порто-франко в Одессе учрежден указом Александра I в 1817 г. Он начал  функционировать с 1819 г., когда были завершены все подготовительные работы, выделена экономическая зона, обведенная рвом. Были организованы две  таможни -Херсонская и Тираспольская  для пропуска через черту порто-франко оплаченных пошлиной товаров. При оформлении грузов сопроводительные документы  скреплялись печатью Одесской таможни. Порто-франко в Одессе существовал  до апреля 1859 г. 12 марта 1822 г. Россия ввела  новый таможенный тариф, в котором  был изложен основной замысел  протекционизма. Таким образом, объективный  ход развития российского государства  показал, что таможенная политика тесно  связана с внутренней и внешней  политикой государства. Охранительная  таможенная политика способствовала развитию торговли, покровительствовала развитию промышленного производства. Почти  на 30 лет (1822-1850) торгово-промышленный курс, в сущности, порывал с фритредерскими (либеральными) тенденциями в интересах  отечественного народного хозяйства. От пошлины освобождались лишь сырье  и продукты питания, не производимые в стране. Высокие экспортные пошлины  и запретительный тариф на импортные  товары снижали спрос на русское  сырье, повышали цены на товар и способствовали росту контрабанды. При задержании контрабанды не обходилось и без  вооруженных стычек. Контрабандисты, как правило, были хорошо вооружены.

 

5 августа 1827 г. была  учреждена новая Таможенная пограничная  стража с военной организацией  по типу регулярной армии и  со своей символикой . Непосредственно  на местах она подчинялась  таможенным округам, а в центре - Департаменту внешней торговли  Минфина, т.е. возглавлялась гражданскими  чиновниками. В 1827 г. в страже  состояло 37 кадровых, 275 запасных офицеров  и 3282 рядовых. Воинские начальники  таможен ной стражи подчинялись  начальникам пограничных таможенных  округов, которых в это время  насчитывалось 130.Ряд нормативных  документов и служебных инструкций, вышедших в этот период, способствовал  расширению прав пограничных  командиров, более действенной борьбе  с нарушениями таможенных правил. 23 августа 1827 г. зеленый цвет  окончательно утвердился в качестве  отличительного признака обмундирования  таможенных чиновников и служащих.

 

В начале 30-х гг. XIX в. на границах с Пруссией и Польшей усилилась  контрабанда.

 

Через границу прорывались  большие группы (до ста и более) вооруженных контрабандистов. Они  нападали на чинов пограничной стражи. В связи с этим в 1831 г. был принят пакет мер по активизации борьбы с контрабандой. Устанавливались  шлагбаумы, специальные будки для  часовых, пограничные и дорожные столбы. В соответствии с Карантинным  уставом 1832 г. Таможенная пограничная  стража была переименована и получила название Пограничной стражи. Переименование было подтверждено Высочайшим указом 1835 г., в котором говорилось, что  всю стражу, независимо от того, возложена  на нее охрана границы в карантинном  отношении или нет, следует именовать  Пограничной стражей. Главной задачей  Пограничной стражи была борьба с 5 контрабандой.

Информация о работе История таможенного дела России