История таможни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 12:07, реферат

Краткое описание

Точкой отсчета зарождения таможенного дела на Руси принято считать договоры с Византией, заключенные князем Олегом в 907, 911 годах, в которых закреплены такие элементы таможенного дела, как взимание пошлин и порядок таможенного обложения. До заключения договоров таможенная политика Русского государства носила случайный, эпизодический характер, сводилась к вывозу дани, находилась в ведении князя и приближенных к немногочисленной группе состоятельных граждан.

Вложенные файлы: 1 файл

История таможки.docx

— 54.49 Кб (Скачать файл)

В конце XIX в. произошло значительное увеличение объемов работы Иркутской таможни в связи с постройкой Транссибирской железнодорожной магистрали (первый поезд прибыл на городской вокзал в 1879 г.). В конце XIX – начале ХХ вв. Иркутск являлся крупнейшим торговым центром Восточной Сибири, важнейшим товарно-распределительным и транзитным пунктом. Иностранные товары, идущие с Востока, не могли попасть на запад России, минуя Иркутскую таможню. Необходимо отметить, что таможни восточнее Иркутска во время Китайской и Японской кампаний бездействовали, и Иркутская таможня работала в крайне напряженных и неблагоприятных условиях.

Через Иркутскую таможню разрешался транзит русских товаров заграничным путем в другие таможни и из других таможен, транзитная отправка иностранных товаров в таможни внутренние и транзитная отправка через Россию товаров иностранных для дальнейшего вывоза за границу.Иркутск снабжал себя в большей степени товарами с запада. Так, из Европейской России в Сибирь поставлялись табак, спирт, мануфактурные товары, сахар, керосин, кожевенные и железные изделия. Из Европы доставляли швейные машины, мебель, сахар, мануфактура, вино, пиво, модные товары и др. Из Америки ввозили машины, земледельческие орудия, железные изделия, муку и другие продовольственные припасы.Из соседних азиатских государств в Россию через Иркутск также поступало большое разнообразие товаров. (Рисунок 32) Из Китая ввозились чай, пошлина от которого в разные годы составляла 60-96% от общего размера, шелк, фарфоровая посуда, уксус и многое другое. Из Японии поступали рис, пшеница, соль, фрукты, галантерейные вещи. Корея, в основном, поставляла скот и продукты сельского хозяйства.(РИСУНОК 33)На рубеже веков через Иркутск проходило товаров на сумму 11,5 млн. рублей, в том числе галантерейных и мануфактурных товаров на 8 млн рублей.Во время войны 1904-1905 гг. через Иркутскую таможню значительно уменьшились товарные перевозки, да и в последующие годы деятельность таможни не только не расширяется, а в некоторых случаях даже сокращается.

Только после того, как 1 июля 1910 г. при таможне был открыт завозной склад чаев для чайных грузов, идущих из таможен восточнее Иркутска, Иркутская таможня начала увеличивать свои операции. За первые четыре месяца 1911 г. поступлений разных сборов стало уже на 459 тыс. рублей больше, чем за весь 1910 г.(РИСУНОК 34)Транзитная торговля не ограничивалась легальными возможностями. Часть товара провозилась контрабандой, главными статьями которой в конце XIX – начале XX вв. были: во-первых,– маньчжурский спирт, который везли в Европейскую Россию, где он сбывался по очень высоким ценам, и, во-вторых, персидский опиум, провозившийся с такой же целью в Китай.Деятельность таможенных органов в Иркутске имела свои особенности, обусловленные экономической и политической ситуацией в регионе. Переход власти в руки Советов затянулся в городе до декабря 1917 года

Сложившаяся обстановка позволяла таможне «по местному трактовать возникавшие в практике вопросы», существовать «самобытно». Конец 1917 г. был отмечен значительным спадом ее деятельности. Досмотр товаров и почтовых посылок был почти полностью прекращен. Устанавливался строгий контроль поездов, следующих через Иркутск с досмотром багажа.Уже в конце 1917–январе 1918 гг. в Сибири началась гражданская война. До конца 1919 г. Иркутск находился под властью Временного Сибирского правительства. Деятельность Иркутской таможни осуществлялась в соответствии с указаниями новой власти. Складирование и хранение товаров в пакгаузах, совершение обрядностей по досмотру над грузами, клеймение, оплата пошлин и т.д. протекали непосредственно в городской таможне; на станции Иркутск совершались обрядности над грузами, проходящими на запад от Иркутска, а также прием грузов в ведение таможни от железной дороги.

ХХ век (20 – 50 годы)

Необходимо отметить, что исторический период 1927-1986 годов был связан с использованием таможенной системы как органа регистрации и контроля за провозом грузов и пассажиров, а не как механизм регулирования внешней торговли и, естественно, производства. Тем не менее, полученный опыт совместного решения вопросов таможенного контроля в рамках стран-участниц СЭВ, безусловно, обогатил теорию и практику таможенного дела, способствовал унификации оформления товаров, решению задач развития теории и приближению к международному порядку осуществления таможенных процедур.Однако, учитывая тот факт, что государство взяло на себя регулирование ввоза и вывоза товаров, а таможенный механизм не работал, таможенная система не выполняла функций, обусловленных экономическими законами. Отрицательно сказалась на работе таможенных органов их ведомственная подчинённость, непричастность к формированию таможенной политики. В государстве отсутствовали специальные учебные заведения по подготовке таможенных кадров и научно-исследовательские подразделения. 21 января 1930 г. был принят Свод таможенных тарифов СССР, просуществовавший до 1 октября 1961 г., когда вступил в силу новый Таможенный тариф СССР 1961 г. В новом Таможенном тарифе СССР 1961 г. учитывались изменения, сложившиеся в практике мировой торговли в послевоенный период, а также новые взаимоотношения между странами - членами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). К товарам, происходящим или ввозимым из стран, в торговле с СССР которые применяют режим наибольшего благоприятствования (РНБ), применялись минимальные ставки таможенных пошлин, а к товарам, происходящим или ввозимым из стран, которые во взаимной торговле с СССР не применяют этого режима, - максимальные ставки пошлин. С 1 января 1965 г. Совет Министров СССР отменил таможенные пошлины на товары, экспортируемые из дружественных стран Азии, Африки и Латинской Америки.( Рисунок 35)Великая Отечественная война застала таможенников на их постах. Как и пограничники, они с оружием в руках встретили фашистских оккупантов на западных рубежах страны. Многие из них погибли. В ряды Красной Армии, ополчение, партизанское движение ушло 90% всего личного состава таможенных органов. 24 таможни оказались на захваченной врагом территории; большая часть зданий была разрушена. В начале 1920 г. Советская власть в Иркутске была восстановлена. В июне 1920 г. Иркутская таможня перешла в ведомство НКВТ.Что же касается деятельности самой Иркутской таможни в этот период, то характеристика ее выглядела весьма скромно. Как писал управляющий таможней С. Д. Татищев, «функции таможни, как таковой, в отношении наружной службы… не производятся и деятельность таможни сводится к внутреннему делопроизводству».Трудности переходного времени начали сглаживаться в последующий период. В марте 1922 г. утверждено «Положение о местных таможенных управлениях, об округах, таможнях и таможенных постах». Иркутская таможня вошла в Сибирский таможенный округ.Основная деятельность сосредотачивалась на борьбе с контрабандой, операции же над импортными и экспортными товарами в условиях незначительности товарооборота страны отходили на второй план.По приказу НКВТ от 11 июля 1925 г. было образовано Сибирское районное таможенное инспекторское управление с центром в г. Ново-Николаевске, с подчинением ему Иркутской внутренней таможни 1 разряда. Постановлением СНК РСФСР от 13 октября 1926 г. Сибирское таможенное инспекторское управление было переведено из Ново-Николаевска в Иркутск. Конец 1920-х годов явился важным этапом в развитии таможенного дела СССР. 19 декабря 1928 г. постановлением ЦИК и СНК СССР был утвержден первый Таможенный Кодекс СССР, который упразднил районные таможенные инспекторские управления и создал отделения Главного Таможенного управления.1928 г. был последним годом существования Иркутской таможни. В связи с выносом таможенных операций на линию государственной границы, ее деятельность была признана нецелесообразной. 1 января 1929 г. Иркутская таможня закрыла действия, ликвидационные работы завершились 15 января 1929 г.Возобновление таможенного дела в Иркутской области относится к концу 1940-х гг. В 1949 г. был образован Иркутский таможенный пост, который расположился в районе аэропорта.

ХХ век (50 – 90 годы)

Правда, потребности индустриализации СССР (на 95 % на основе западных технологий) привели к росту государственной внешней торговли, а для этого требовались новые законы, нормативы и инструкции. Соответствующая структура таможенных органов, образовавшаяся еще во второй половине 1930-х гг. и получившая юридическое закрепление в Таможенном кодексе 1964 г., с незначительными изменениями сохранялась вплоть до перестройки". Приказом № 566 от 18 октября 1952 г. «Об изменении дислокации и штатов таможенных учреждений» Иркутский таможенный пост был преобразован в таможню III класса.В 1967 г. к функциональным обязанностям сотрудников таможни добавились налаживание взаимодействия с милицией и народной дружиной в деле незаконной торговли иностранными товарами.Начало 70-х гг. стало периодом активизации борьбы с контрабандой на Иркутской таможне. Толчком послужили обнаруженные факты безнаказанного вывоза через таможню советской валюты в МНР целой группой лиц. 1 апреля 1983 г. был создан пассажирский отдел. Расширились обязанности таможенников. Кроме оперативной работы, сотрудники пассажирского отдела работали с предложениями и жалобами граждан, следили за техническими средствами контроля.В период внешнеэкономической реформы в СССР (1986-1991 гг.) начинается новый этап развития таможенной системы.29 декабря 1988 г. утверждается новая структура Иркутской таможни. В связи с введением сплошного декларирования внешнеторговых грузов в таможне создается грузовой отдел.Объем работы Иркутской таможни постоянно увеличивался, в зону ее деятельности включались все новые области и края Сибири. На начало 1990 г. зона деятельности Иркутской таможни включала в себя Омскую, Томскую, Новосибирскую, Кемеровскую области, Красноярский и Алтайский края, Тувинскую АССР.

ХХ век (90 годы)

Правопреемницей СССР на территории СНГ стала Российская Федерация.После распада СССР в целях защиты экономических интересов и обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации вышло постановление УКАЗ от 18 июля 1992 г. N 788 «О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации» в котором были прописаны меры по сохранению существующей границы и деятельности таможенных органов. С развитием таможенного дела в СССР, а затем в Российской Федерации государственная политика в части обеспечения экономической безопасности государства была направлена на пресечение фактов использования, приобретения, хранения товаров, ввезенных на территорию страны с нарушениями таможенных правил, т.е. с сокрытием от таможенного контроля либо минуя его. Ответственность за совершение подобных правонарушений (в виде штрафа) устанавливал Таможенный кодекс СССР 1991 г. В 1991-1992 годах действовала единая пошлина на все товары, сначала - пять процентов, потом - пятнадцать процентов. Позднее стало ясно, что если тариф не будет работать как инструмент защиты и регулирования, то это может крайне негативно повлиять на все производство в стране .В 1992г. создается Государственный Таможенный Комитет РФ (ГТК РФ). А в 1993г. принимаются новый Таможенный кодекс и Закон «О таможенном тарифе»,способствовавшие реализации намеченной таможенной политики, а с принятием в 1993 г. Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) ответственность за совершение операций с товарами, незаконно ввезенными на таможенную территорию РФ, была оставлена среди видов таможенных правонарушений.После распада СССР Иркутская таможня работала в составе только двух отделов – грузового и пассажирского, которые и осуществляли все операции по пропуску самолетов и пассажирского багажа в международном аэропорту г. Иркутска.Приказом ГТК России от 8 июня 1993 г. создано Восточно-Сибирское таможенное управление. В зону его деятельности включались таможенные учреждения Иркутской и Читинской областей, Красноярского края, республик Бурятия, Тыва, Хакасия. Иркутская таможня стала подчиняться новому таможенному управлению и ГТМ РФ, сохранив при этом свои функции.В 1994 г. в Иркутской таможне появилась группа, осуществляющая контроль за доставкой товаров, перемещаемых в зоне ее деятельности по процедуре внутреннего таможенного транзита, а затем на ее базе создан отдел, контролирующий доставку товаров. В службу материально-технического обеспечения, капитального строительства и эксплуатации преобразован отдел материально-технического снабжения. Был создан юридический отдел, отдел нетарифного и экспертного контроля и группа по оформлению грузовых таможенных деклараций. Первого февраля 1995 г. было утверждено положение о таможенных постах Иркутской таможни, которые являлись составной частью единой системы таможенных органов России и осуществляли свою деятельность под руководством ГТК РФ, Восточно-Сибирского таможенного управления и Иркутской таможни. (Рисунок 39)К 1996 г. Иркутская таможня по итогам своей деятельности заняла ведущее место как среди сибирских таможен, так и в России. В 1996 г. иркутские таможенники принесли казне 11 млн. 265 тыс. долларов США и 201 млрд. 53 млн. рублей.Кризис 1998 г. сказался на работе всех участников внешнеэкономической деятельности, существенным было и его влияние на деятельность таможенных органов.

XXI век

Практические проблемы развития экономики и внешней торговли России, дальнейшее развитие правовой базы, отставание таможенного законодательства от существенно обновившегося в целом федерального законодательства вызвали потребность в разработке новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации, которая была принята в 2003 году и вступила в силу с 1 января 2004 года. Его принятии ознаменовало собой новый этап развития таможенной системы в стране. В нем закреплены основные направления деятельности таможенных органов, управления таможенными органами, порядок досмотра, таможенные режимы, ставки таможенных пошлин и др. фискальная же деятельность таможенных служб закреплена в Кодекс об административных правонарушениях РФ.Экономика Иркутской области постепенно возвращалась на прежние позиции, соответственно этому оживлялась работа таможенных органов. По итогам 2000 г. Иркутская таможня принесла казне более 2 млрд. 381 млн. рублей, а за 9 месяцев 2001 г. было перечислено около 2 млрд. 806 млн. рублей. ( Рисунок 40)В 2005 г. в Иркутской таможне было зарегистрировано 711 участников внешнеэкономической деятельности; оформлено более 37 тысяч грузовых таможенных деклараций, в том числе по экспорту более 34 тысяч; товарооборот составил 4,7 млрд. долларов США, в натуральном выражении – 13,3 млн. т.Сегодня Иркутская таможня является одной из крупнейших таможен Сибирского таможенного управления. В ее структуру входят восемь постов: Ангарский, Нижнеудинский, Аэропорт Иркутск, Саянский, Усольский, Шелеховский, Байкальский, Иркутский. (Рисунок 41)В первом квартале 2009 года Иркутская таможня перечислила в федеральный бюджет 9 млрд. 847 млн. рублей.Иркутская таможня является не только источником наполнения бюджета, но и важным инструментом в регулировании внешнеэкономического грузопотока. Вся ее работа, в конечном счете, направлена на защиту интересов национальной и региональной экономики. Силами таможенников осуществляется контроль за возвратом валютной выручки в Россию и поступлением штрафов.

 


Информация о работе История таможни