Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:13, реферат
Использование информационных технологий является неотъемлемой составляющей в реализации современной таможенной политики. Участники ВЭД все активнее используют электронную форму декларирования внешнеторговых товаров через Интернет. При этом следует отметить, что для ее применения сотрудник компании - участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД), декларирующего товары таможенным органам, в обязательном порядке должен располагать средствами электронной подписи, сертифицированными средствами криптографической защиты информации (СКЗИ) для формирования и присоединения электронной подписи к подаваемым в таможенный орган электронным документам.
Введение
В условиях развития и внедрения
информационно-
Использование информационных технологий является неотъемлемой составляющей в реализации современной таможенной политики. Участники ВЭД все активнее используют электронную форму декларирования внешнеторговых товаров через Интернет. При этом следует отметить, что для ее применения сотрудник компании - участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД), декларирующего товары таможенным органам, в обязательном порядке должен располагать средствами электронной подписи, сертифицированными средствами криптографической защиты информации (СКЗИ) для формирования и присоединения электронной подписи к подаваемым в таможенный орган электронным документам.
Так как электронное декларирование
непосредственно связано с
Общие сведения.
Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость постоянно растет.
Современное состояние и
острота проблемы обеспечения информационной
безопасности в таможенных органах
России во многом были предопределены
темпами автоматизации и
Объектами обеспечения информационной безопасности таможенных органов являются:
• информационные ресурсы, вне зависимости от форм хранения, содержащие таможенную информацию, составляющую государственную тайну, и таможенную информацию конфиденциального характера;
• система формирования,
распространения и
• информационные системы, обеспечивающие таможенную деятельность (контроль за валютными операциями по экспорту и импорту, специальная таможенная статистика, таможенная статистика внешнеторгового оборота, контроль за соблюдением лицензий и квот и т.д.);
• информационно-вычислительные комплексы, обслуживающие информационные технологии таможенной деятельности;
• ведомственная система связи;
• программные средства (операционные системы, системы управления базами данных, общесистемное и прикладное программное обеспечение);
• технические средства обработки информации (средства звукозаписи и звукоусиления, звукосопровождения, переговорные и телевизионные устройства, средства изготовления, тиражирования документов и другой обработки информации);
• помещения, предназначенные
для ведения секретных
• технический и обслуживающий персонал таможенных органов.
На сегодняшний день в
Российской Федерации созданы все
необходимые предпосылки для
совершенствования работы государственного
аппарата на основе широкого использования
информационных и телекоммуникационных
технологий. В целом в настоящее
время решены задачи, связанные с
формированием в органах
К 2010 г. был утвержден ряд нормативных документов, определивших направления развития Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу, в том числе в части распространения информационных и телекоммуникационных технологий для формирования информационного общества:
- Стратегия развития
- Концепция долгосрочного
социально-экономического
- План перехода на
Развитие информационного
общества предполагает предоставление
государственных услуг и
Формирование в Российской
Федерации электронного правительства
было указано среди приоритетных
задач, в Концепции формирования
в Российской Федерации электронного
правительства до 2010 года, одобренной
распоряжением Правительства
К концу 2010 г. был создан и введен в эксплуатацию ряд функциональных элементов инфраструктуры электронного правительства, в частности: многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг, единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций), региональные порталы и реестры государственных услуг (функций), центры общественного доступа к информации органов государственной власти и к государственным услугам в электронном виде, центры телефонного обслуживания граждан и организаций, разработаны отдельные функциональные элементы по программам ведомственной и межведомственной информатизации.
ФТС России удалось решить
проблемы, стоящие перед государственными
органами в процессе построения электронного
правительства. Так, создано необходимое
нормативное правовое обеспечение
для оказания государственных услуг
в электронном виде, есть инфраструктура
обеспечения юридически значимого
электронного взаимодействия на основе
применения электронной цифровой подписи,
ведется активная работа по модернизации
и развитию официального сайта ФТС
России. Более того, таможенная служба
одной из первых перешла от простого
информирования граждан к организации
двусторонней связи, т.е. предоставлению
государственных услуг через
Интернет. ФТС России разрабатывает
электронные сервисы и
Таможенная служба России активно внедряет технические новшества информационного характера. Так, еще в 2004 г. был издан Приказ ГТК России от 30 марта 2004 г. N 395 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме", где определялось, что при использовании электронной формы декларирования лицо, декларирующее товары, заявляет в электронной форме сведения, подлежащие указанию в таможенной декларации, а также представляет сведения из документов, необходимых для таможенного оформления товаров, и представляет их таможенному органу посредством электронного способа обмена информацией при соблюдении требований к документированию информации. Сведения удостоверяются электронной цифровой подписью (ЭЦП) такого лица. В указанной Инструкции было дано и определение таможенной декларации, подаваемой в электронной форме. В 2010 г. уже создан портал "Электронное представление сведений" для системы предварительного информирования таможенных органов ФТС России. В настоящее время программные средства, используемые ФТС РФ, составляют более 170 наименований.
На 2010 г. среди приоритетных задач таможенных органов было указано внедрение интернет-технологии при электронном представлении сведений. С 2014 г. предусмотрен полный переход на безбумажный оборот и технологию представления в электронном виде таможенной декларации и документов, на основе которых она заполнена.
При рассмотрении вопросов электронного декларирования, передачи информации от участника ВЭД в таможенный орган в электронном виде, а также деятельности различных онлайн-сервисов таможенной службы следует учитывать, что значение таможенной службы для Российского государства очень велико. Основная функция, выполняемая таможенными органами, - фискальная (доля таможенных платежей в федеральном бюджете многие годы остается на уровне 50%). Так, на 20 декабря 2010 г. таможенные органы собрали в федеральный бюджет 4 трлн. 115,46 млрд. рублей. Помимо указанной функции таможенная служба выполняет еще две важные задачи - осуществляет правоохранительную деятельность и содействует развитию предпринимательской деятельности.
Указанные функции предполагают
все более активное использование
ресурсов, как в интересах государства,
так и для развития ВЭД. В 2010 г.
более 30,6% участников ВЭД использовали
интернет-декларирование. Вступление
России в ВТО обусловливает
Таможенные органы должны одновременно открывать и защищать информацию. Защита информации и открытость информационных ресурсов - два тесно взаимосвязанных и не противоречащих друг другу направления.
Вопрос информационной безопасности
в таможенных органах получил
правовое обеспечение еще в 1998 г.,
когда вышел Приказ ГТК РФ от 31
декабря 1998 г. N 906 "О Концепции
информационной безопасности таможенных
органов в Российской Федерации".
Новая Концепция была принята
в 2006 г. (Концепция обеспечения
Был создан постоянно действующий внештатный орган ФТС России по проведению государственной политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе защиты сведений, составляющих государственную тайну, в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, - Совет по обеспечению информационной безопасности таможенных органов РФ (Приказ ФТС от 29 июля 2008 г. N 924 "Об утверждении Положения о Совете по обеспечению информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации"). Совет выполняет функции ведомственной постоянно действующей технической комиссии ФТС России по защите государственной тайны.
Безопасность информации в целом распадается на две составляющие: безопасность содержательной части (смысла информации) и защищенность информации от внешних воздействий либо уничтожения. В работе таможенных органов по обеспечению информационной безопасности можно выделить несколько направлений. Во-первых, это защита информации, обрабатываемой в автоматизированных системах (например, антивирусная защита). Во-вторых, это защита данных, передаваемых между таможенными органами. В-третьих, это использование средств защиты от несанкционированного доступа. В-четвертых, это использование электронной цифровой подписи и систем электронного документооборота. В-пятых, обеспечение безопасности при организации международного информационного обмена.
Несомненно, ведущее значение
в деле обеспечения информационной
безопасности принадлежит техническим
средствам. Однако и организационным
мерам, являющимся дополнением к техническим,
должно уделяться большое внимание. Среди
них следует выделить организационно-правовые
меры. Например, помимо указанных выше
документов, нормативным способом закрепляется
и ответственность должностных лиц таможенных
органов. Так, за невыполнение требований
по защите информации каждый сотрудник
несет персональную ответственность.
Если он что-либо поменял, отключил антивирусную
программу или допустил утечку информации,
то к нему будут применены меры ответственности.
Ведется непрерывный аудит событий - кто
работал, с какой информацией, кто и когда
вносил в нее изменения и т.д.
В настоящее время особую актуальность
приобрели вопросы обеспечения информационной
безопасности на единой таможенной территории
Таможенного союза Республики Беларусь,
Республики Казахстан и Российской Федерации.
Объединение в Таможенный союз создало
новые обстоятельства, где появились общие
сферы деятельности, требующие согласования
между странами, в том числе в информационной
области. Участники Таможенного союза
сотрудничают в вопросах применения современных
информационных технологий при обмене
электронными документами во внешней
и взаимной торговле (Соглашение между
Правительством РФ, Правительством Республики
Беларусь и Правительством Республики
Казахстан от 21 сентября 2010 г. "О применении
информационных технологий при обмене
электронными документами во внешней
и взаимной торговле на единой таможенной
территории Таможенного союза").
Вопросы, которые необходимо решать при защите конфиденциальной информации на территории Таможенного союза:
Информация о работе Концепция обеспечения информационной безопасности таможенных органов