Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 20:46, курсовая работа
Рассмотрим влияние тарифа на экономику малой страны, на равновесие малой экономической системы. Сразу отметим при этом, что тариф на ввозимые в страну товары увеличивает цену этих товаров на внутреннем рынке. В результате объем выпуска отечественных товаров конкурирующей отрасли увеличивается, а объем спроса на импортные товары в стране уменьшается. Снижается объем импорта, так как сокращается разница между внутренним объемом спроса и внутренним объемом предложения. Сборы таможенной пошлины поступают в государственный бюджет, и происходит перераспределение доходов от потребителей к производителям.
1 Экономическое содержание категории «таможенный тариф» 3
1.1 Тариф как инструмент регулирования внешней торговли 3
1.2 Понятие таможенного тарифа, его элементы, основные принципы формирования 7
1.3 Значение Единого таможенного тарифа 15
2 Таможенные пошлины как основной инструмент таможенно-тарифного регулирования 22
2.1 Ставки таможенных пошлин 22
2.2 Исчисление таможенных пошлин, налогов 25
2.3 Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов 27
2.4 Обеспечение и способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов 28
3 Объемы внешней торговли Таможенного союза с третьими странами 31
Заключение 36
Список использованных источников 37
2) изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, если это предусмотрено международными договорами и (или) законодательством государств - членов таможенного союза;
3) помещения товаров
под таможенную процедуру
4) при выпуске товаров в соответствии со статьей 198 ТК ТС;
5) иных случаях, предусмотренных ТК ТС, международными договорами и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.
Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется:
1) если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 (пятистам) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, действующему на день регистрации таможенной декларации, а если таможенная декларация не представляется - на день принятия решения о непредоставлении обеспечения;
2) в иных случаях, предусмотренных ТК ТС и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.
Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов производится плательщиком, а при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита - также и иным лицом за плательщика, если это лицо вправе владеть, пользоваться и (или) распоряжаться товарами, в отношении которых производится обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено ТК ТС.
Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется таможенному органу, осуществляющему выпуск товаров.
При перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов может быть предоставлено таможенному органу отправления либо таможенному органу назначения, если иной таможенный орган, которому может быть предоставлено генеральное обеспечение, не определен законодательством государства - члена таможенного союза.
Таможенные органы взаимно признают выданный таможенным органом, принявшим обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, документ, подтверждающий принятие такого обеспечения. Порядок предоставления и форма такого документа, а также срок его действия определяются международным договором государств - членов таможенного союза.
Возврат (зачет) обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется при условии, если таможенный орган удостоверится в исполнении обеспеченных обязательств, либо в случае, когда обеспеченное обязательство не возникло.
По оперативным данным объем внешней торговли товарами государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства с третьими странами за январь-сентябрь 2013 г. составил 681,2 млрд. долларов США, в том числе экспорт – 429,5 млрд. долларов США, импорт – 251,7 млрд. долларов США. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года объем внешней торговли сократился на 0,7%, или на 4,6 млрд. долларов США. Стоимостной объем экспорта товаров уменьшился на 2,3%, или на 10,2 млрд. долларов США, импорт увеличился на 2,3%, или на 5,7 млрд. долларов США*. Сальдо внешней торговли товарами сложилось положительное в размере 177,8 млрд. долларов США. За январь-сентябрь 2012 г. его величина составляла 193,7 млрд. долларов США.
Таблица 1 Объемы внешней торговли государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства за январь-сентябрь 2013 г. (млрд. долларов США)
Экспорт |
Импорт |
Сальдо |
В % к январю- сентябрю 2012 г. | ||
| экспорт |
импорт | |||
ТС и ЕЭП |
429,5 |
251,7 |
177,8 |
97,7 |
102,3 |
в том числе: |
|||||
Республика Беларусь |
15,4 |
14,7 |
0,7 |
64,6 |
110,7 |
Республика Казахстан |
56,0 |
21,9 |
34,1 |
92,7 |
105,6 |
Российская Федерация |
358,1 |
215,1 |
143,0 |
100,7 |
101,4 |
Объем взаимной торговли за январь-сентябрь 2013 г. составил 47,5 млрд. долларов США, или 93,4% к уровню соответствующего периода 2012 года.
Таблица 2 Объемы взаимной торговли государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства** за январь-сентябрь 2013 г.
Млн. долл. США |
В % к январю-сентябрю 2012 г. |
Удельный вес в объеме, % | |
ТС и ЕЭП |
47 509,8 |
93,4 |
100,0 |
в том числе между: |
|||
Республикой Беларусь и Республикой Казахстан |
687,4 |
96,3 |
1,4 |
Республикой Казахстан и Российской Федерацией |
17 175,8 |
102,3 |
36,2 |
Российской Федерацией и Республикой Беларусь |
29 646,6 |
88,9 |
62,4 |
Снижение объема взаимной торговли обусловлено существенным сокращением поставок нефтепродуктов из Российской Федерации в Республику Беларусь (в январе-сентябре 2012 г. по сравнению с соответствующим периодом 2011 года их объемы выросли в 2,3 раза). Без учета топливно-энергетических товаров объем взаимной торговли государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства по сравнению с январем-сентябрем 2012 г. увеличился на 1,8%.
В январе 2013 года вклады государств - членов ТС и ЕЭП в совокупный объем внешней торговли (в процентах к итогу) распределились следующим образом.
На Российскую Федерацию приходится 83,1% (80,5% за январь 2012 года) объема внешней торговли, в том числе 81,8% (78,4%) совокупного экспорта и 85,6% (85,8%) импорта товаров. Доля Республики Казахстан составила 14% (16,5%), 8,5% (8,8%), Республики Беларусь - 4,7% (5,2%), 4,2% (5,1%), 5,9% (5,4%) соответственно. Рост доли Российской Федерации в совокупном объеме внешней торговли связан с существенным сокращением экспорта Республики Беларусь на 25,3% и Республики Казахстан на 21,7%.
В январе 2013 года наблюдается снижение объемов экспорта по всем государствам - членам ТС и ЕЭП. Падение экспорта Республики Беларусь на 25,3% вызвано сокращением на 16,8% поставок минеральных продуктов (доля этих товаров составляет 67,5% общего объема экспорта Республики Беларусь в третьи страны) и продукции химической промышленности - на 62,2% (12,7%). Объем экспорта Республики Казахстан снизился на 21,7% за счет сокращения на 19,9% поставок минеральных продуктов (их доля в экспорте Республики Казахстан в третьи страны составляет 82,4%), металлов и изделий из них - на 18,5% (11,1%). В Российской Федерации снижение показателя на 4% произошло вследствие уменьшения на 2,1% экспорта минеральных продуктов (78,4% общего объема экспорта в третьи страны) и металлов и изделий из них - на 22Д%(6,8%) [10].
Объемы импорта товаров за январь 2013 года по сравнению с январем предыдущего года по всем государствам - членам ТС и ЕЭП увеличились. В Республике Беларусь увеличение импорта на 22% произошло за счет роста на 34,3% объемов закупок машин, оборудования и транспортных средств (доля в общем объеме импорта из третьих стран составила 42,9%), продукции химической промышленности - на 8,3% (17,6%), продовольственных товаров -на 31,6% (15,3%). В Республике Казахстан прирост импорта составил 7,4%, из которых по продукции химической промышленности - 33,3% (15,8% общего объема импорта из третьих стран), продовольственным товарам - 40,1% (8,8%), металлам и изделиям из них - 29,5 (8,7%). Объем импорта Российской Федерации увеличился на 11,6%. Прирост обусловлен наращиванием закупок машин, оборудования и транспортных средств на 7,8% (47% общего объема импорта из третьих стран), продукции химической промышленности - 20,9% (16,1%), продовольственных товаров - 17,9% (14,5%).
Несмотря на снижение экспорта и увеличение импорта товаров, сальдо торговли с третьими странами по всем государствам - членам ТС и ЕЭП сложилось положительным и составило по Республике Беларусь 0,5 млрд. долл. США, по Республике Казахстан - 4,3 млрд. долл. США, по Российской Федерации - 17,4 млрд. долл. США.
Распределение объемов внешней торговли государств - членов ТС и ЕЭП по группам стран в январе 2013 года характеризует рисунок 3.
Основным покупателем экспортируемых государствами - членами ТС и ЕЭП товаров выступает Европейский союз (59,9% совокупного экспорта). Среди стран Европейского союза наиболее существенны поставки в Нидерланды (15,2%), Италию (10,2%), Германию (6,7%), Польшу (4,2%) и Соединенное Королевство (3,5%). В страны АТЭС было продано 17,4% экспортируемых товаров, из них в Китай - 7,3%, Японию - 2,5%, Южную Корею - 2,2%, Соединенные Штаты - 1,4%. Странам СНГ реализовано 8,4% экспортированных товаров, из них Украине - 5,8%. Экспортные поставки в Турцию составили 5,9% общего объема экспорта государств - членов ТС и ЕЭП, Швейцарию - 2,6%6.
В пункте 1 статьи 2 Закона «О таможенном тарифе» содержится определение таможенного тарифа как формы систематизации ставок таможенных пошлин в зависимости от конкретного вида товара, перемещаемого через таможенную границу. Таможенный тариф представляет собой систематизированную роспись всех товаров, на которые установлены ввозные и вывозные таможенные пошлины, с указанием размера обложения - ставки таможенной пошлины. В таможенном тарифе устанавливается соответствие между двумя структурными элементами - товарной номенклатурой и ставками таможенных пошлин.
Воздействие импортного тарифа на экономику отдельных стран различно и зависит от экономического веса страны в международной экономике. Напомним, что в международной экономике страна считается малой, если изменение спроса с ее стороны на импортные товары не приводит к изменению мировых цен, в противном случае страна считается большой.
Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС) - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Таможенного союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).
В Едином таможенном тарифе применяются следующие виды ставок ввозных таможенных пошлин:
- адвалорные,
начисляемые в процентах от
таможенной стоимости
- специфические,
начисляемые за единицу
- комбинированные,
сочетающие оба
1 Михайлушкин А.И. Шимко П.Д. Международная экономика. – М.: Высшая школа. 2008.
2 Комментарий (постатейный) к Закону Российской Федерации "О таможенном тарифе" / под ред. А.Н. Козырина // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008.
3 Комментарий (постатейный) к Закону Российской Федерации "О таможенном тарифе" / под ред. А.Н. Козырина // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008.
4 Правовые вопросы Евразийского таможенного союза Rechtsfragen der Eurasischen Zollunion ; пер. с нем. / [В. Бергманн, пред., сост.]; [Т. Яковлева, общ. науч. ред.]. - М.: Инфотропик Медиа, 2012. - 368 с.
5 Таможенное право таможенного союза: учеб. пособие / А.З. Игнатюк. – Минск: Амалфея, 2010. – 250 с.
6 Об итогах внешней торговли государств - членов Таможенного союза за январь 2013 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tsouz.ru. Дата обращения: 25.11.13
Информация о работе Объемы внешней торговли Таможенного союза с третьими странами