а) изучает тенденции
и закономерности совершения
таможенных правонару- шений, а потом
разрабатывает и осуществляет мероприятия
по повышению эффективности борьбы с ними;
б) организует и принимает
участие в оперативных мероприятиях
по выявлению и пресечению
административных таможенных правонарушений;
г) принимает участие
в разработке и подготовке
нормативных актов по вопросам
борьбы с контрабандой и административными
правонарушениями;
д) контролирует деятельность
таможенных органов по профилактике контрабанды
и административных таможенных правонарушений;
е) принимает участие
в разработке предложений о
заключении международных договоров
по таможенному регулированию
в сфере организации борьбы
с контрабандой и административными
правонарушениями;
и) принимает участие
в мероприятиях по осуществлению
международных связей с таможенными
органами других стран по вопросам
сотрудничества в области борьбы
с контрабандой и административными
правонарушениями.
2. Отдел организации дознания
по делам о контрабанде:
а) разрабатывает методические
рекомендации по организации
и порядку
производства дознания
по делам о контрабанде;
б) обобщает правоприменительную
практику дознания по делам
о контрабанде, разрабатывает
и представляет предложения по
ее совершенствованию;
в) осуществляет контроль
за организацией дознания в таможенных
органах и соблюдения законности при производстве
по данной категории дел;
г) принимает меры
к устранению причин и условий,
порождающих нарушение прав и
законных интересов граждан, в
связи с производством дознания
по делам о контрабанде.
3. Группа организации
производства по делам об административных
таможенных правонарушениях:
а) разрабатывает рекомендации
по порядку производства;
б) осуществляет контроль
за организацией и соблюдением законности
при производстве по делам об административных
таможенных правонарушениях в таможенных
органах;
в) обобщает правоприменительную
практику, разрабатывает и представляет
предложения по ее совершенствованию;
г) рассматривает жалобы
и протесты на постановления
таможенных органов по делам
об административных таможенных
правонарушениях;
д) принимает меры к устранению
причин и условий, порождающих нарушение
прав и законных интересов граждан.
Управление развития таможенной
инфраструктуры.
Через нашу территорию
проходят 2 из 10 основных трансъевропейских
коридоров. Торговые и пассажирские
пути обеспечиваются современной
таможенной инфраструктурой, создание
и совершенствование которой
координирует данное управление.
Необходимость создания управления
появилось с образования ГТК
(сентябрь 1991 г.). Для защиты экономического
суверенитета и безопасности
было нужно обустроить пограничные
пункты таможенного оформления,
поэтому было создано Управление
капитального строительства. В
составе 2 отдела: отдел организации
проектирования и строительства,
отдел эксплуатации. Одновременно
формировались структурные подразделения
на таможнях, на которых возлагались
функции по строительству и
эксплуатации объектов таможенной
инфраструктуры. После выполнения
задачи, управление было реорганизовано.
Кроме проектирования, строительства
и эксплуатации объектов таможенной
инфраструктуры, на нее была возложена
функция и по созданию форменной
одежды. Затем изменилось и название
управления. В состав были включены:
1) Отдел организации проектирования
и строительства;
2) Отдел эксплуатации;
3) Отдел материально-технического
снабжения;
4) Документационный отдел;
5) Группа вооружения;
6) Дежурная служба.
В последующем документационный
отдел, группа вооружения, дежурная
служба были переподчинены другим
управлениям [3]. В 1999 г. Управление разработало
комплексную программу развития приграничной
инфраструктуры Республики Беларусь,
которая одобрена постановлением Совета
Министров Республики Беларусь от 14 апреля
1999 г., она предусматривает развитие всех
элементов инфраструктуры в соответствии
с международными требованиями и определяет
необходимые капиталовложения, конкретные
сроки строительства и реконструкции
объектов, обеспечивающих перемещение
грузов и пассажиров через границу. Создание
современной приграничной таможенной
инфраструктуры позволило обеспечить
надежность и полноту сбора платежей и
осуществление роста их поступлений в
бюджет, повышение эффективности противодействия
контрабанде и иным нарушениям, закрепить
транзит через нашу территорию, что способствует
укрепления нашей экономики. Другие важные
направления деятельности управления
– эксплуатация таможенных объектов,
обеспечение транспортными средствами
для оперативных и др. мероприятий, а также
материальное обеспечение таможенных
органов. В соответствии с постановление
Совета Министров Республики Беларусь
«Об обеспечении работников таможенной
службы республики форменной и специальной
одеждой и обувью» были разработаны и
утверждены нормативные документы ГТК
в этой области [16]. Сотрудники каждого
управления имеют свою отличающуюся форменную
одежду.
Управление информационных
технологий, таможенной статистики и
анализа.
Техническая поддержка
основных направлений деятельности
таможенной службы была организована
с первых дней ее образования.
Сначала это был сбор и обработка
первых электронных копий грузовых
таможенных деклараций, создание
первых локальных вычислительных
сетей и автоматизированных рабочих мест,
затем формирование государственной таможенной
статистики внешней торговли в целях обеспечения
высших органов власти информацией о состоянии
внешней торговли нашей страны. Все новшества
отразились и в изменениях штатного расписания
таможенного комитета. В 1998 управление
было переименовано из технического, в
управление статистики и информационных
технологий. Именно в этот период создавались
локальные вычислительные сети. В связи
с этим изменилось и деятельность управления.
Основное внимание стало уделяться совершенствованию
информационных технологий и использованию
высокотехнологических средств таможенного
контроля. Это было отражено в структуре
самого управления. Приказом Председателя
комитета с 31.01.2002 г. было переименовано
в Управление информационных технологий,
таможенной статистики и анализа. В структуре
определены 3 отдела: таможенной статистики
и анализа, информационных технологий
и информационной безопасности, средств
связи и технических средств таможенного
контроля [32, с.12].
Основные задачи управления:
организация разработки
и проведения единой политики
в системе таможенных органов;
проведение единой
технической политики в целях
таможенного дела при использовании
новейших технологий;
организация мероприятий
по обеспечению защиты информации
в автоматизированных информационных
системах;
представление данных
таможенной статистики республиканским
органам гос. управления [14].
За все время существования
была проделана большая работа,
т.е.: действующая в таможенных
органах Единая автоматизированная
информационная система обеспечивает
сбор, контроль и передачу значительных
объемов таможенной информации,
что позволяет получать достоверные
данные, для облегчения работы
и своевременного выявления незаконных
действий.
Управление кадров и подготовки
личного состава таможенных органов.
В 1992 г. в структуре
комитета был создан отдел
кадров, который уже в 1993 г.
был переименован в управление.
Оно занимается не только организационно-штатными
мероприятиями и подготовкой
кадров, но ведет работу по
формированию нормативной базы,
которая определяет правовой
статус должностных лиц таможенных
органов, их права и обязанности
и др. Была разработана Концепция
кадровой политики таможенной
службы, которая определила основные
направления деятельности управления,
являющиеся основными и сегодня.
Реализация задач возложена на
отделы, которые находятся на
рабочих местах (таможнях) и под
руководством управления они
осуществляют:
Переподготовку лиц
в первые принятых на службу;
Повышение квалификации
должностных лиц;
Организацию учебного
процесса на факультете таможенных
органов при Институте национальной
безопасности Республики Беларусь;
Переподготовку должностных
лиц по специальности «оперативно-розыскная
деятельность таможенных органов»;
Организация и проведение
квалификационных экзаменов для
лиц впервые поступающих на
гос. службу [15];
Обучение перспективного
кадрового резерва [18].
Профессиональная подготовка
носит непрерывный характер. Учитывая
возрастающие требования к качеству
подготовки специалистов таможенных
органов, постоянно вносятся изменения
в учебно-тематический план обучения,
активно внедряются в учебный
план видеоматериалы. Обучение всегда
неразрывно связано с воспитательным
процессом. Серьезное внимание
при подготовки должностных лиц уделяется
вопросам идеологического характера.
Ведется постоянная работа по формированию
чувства патриотизма, преданности Родине
и ее народу, верности таможен- ной службе
и профессиональной этики. Одним из направлений
деятельности управления является спортивно-массовая
и физкультурно-оздоровительная работа,
направленная на развитие огневой подготовки,
формирование здорового образа жизни
и укрепление здоровья сотрудников. В
соответствии с Указом Президента Республики
Беларусь от 8 апреля 2004 г. №180 «Вопросы
Белорусского физкультурно-спортивного
общества «Динамо» Государственный таможенный
комитет Республики Беларусь совместно
с др. правоохранительными органами является
соучредителем названного общества».
Постоянно уделяется внимание вопросу
совершенствования организационно-кадровой
структуры и оптимизации численности
таможенных органов. С 1.08.2002 г. в систему
таможенных органов входят ГТК и 13 таможен.
Сегодня в управлении трудятся отличные
специалисты успешно реализующие поставленные
задачи.
Финансово-экономическое
управление.
В соответствии с
постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 27.02.1992 г.
было создано данное управление.
В состав входили 3 отдела: планово-финансовый,
бухгалтерского учета и отчетности
и контрольно-ревизионный. При
изменении структуры ГТК в
1998 г. Экономическое управление
было преобразовано в Финансово-экономическое
управление, состоящее из планово-финансового
отдела и отдела бухгалтерского
учета и отчетности.
Задачи:
Финансирование таможенных
органов для развития и содержания
таможенной инфраструктуры;
Проведение экономической
политики, направленной на обеспечение
эффективной деятельности;
Проведение мероприятий
по эффективному использованию
финансовых и материальных ресурсов.
Функции:
Осуществляет методическое
руководство по вопросам финансирования
и организации бухгалтерского
учета, обеспечивает постоянное
совершенствование учета и отчетности;
Участвует в работе
по составлению прогнозируемых
данных бюджета Республики Беларусь
и программы экономического и
социального развития таможенных
органов;
Разрабатывает и вносит
предложения по совершенствованию
условий оплаты труда и социальной
защите сотрудников;
Осуществляет контроль
за поступлением доходов от деятельности
таможенных органов и др. [29, с.58].
В управлении проводится
работа по организации и совершенствованию
единой автоматизированной системы
управления административно-хозяйственной
деятельности таможенных органов
на основе программного комплекса
«Галактика». Совершенствуется подготовка
н.п.а. таможенных органов по
вопросам финансирования и иным
вопросам входящим в их компетенцию. Приняты
нормативно-правовые акты по учету бланков
строгой отчетности, по учету и хранению
драгоценных металлов и др. И как вывод
от результатов работы этого управления
зависит жизнеобеспечение всех управлений
и таможен, развитие таможенной инфраструктуры.
Управление тарифного
регулирования и таможенных платежей.
В его структуру
входят 4 отдела: методологии таможенных
платежей, методологии взыскания
таможенных платежей, тарифного
регулирования и методологии
таможенной стоимости, товарной
номенклатуры внешнеэкономической
деятельности.
Задачи:
Создание четкого и
понятного порядка акцизных марок;
Создание эффективной
системы взыскания таможенной
задолженности;
Осуществление контроля
и анализа поступивших в бюджет
таможенных платежей;
Достижение максимального
удобства при пользовании нормативно
правовой базой по таможенным
вопросам и др.
Цели:
Снижение налоговой
нагрузки;
Совершенствование налогооблагаемой
базы;
Упрощение порядка
исчисления и уплаты таможенных
платежей и др.
С целью упрощения
процедуры таможенного оформления
товаров в части уплаты таможенных
платежей была разработана Инструкция
о порядке исчисления, уплаты
и контроля за уплатой таможенных сборов
за таможенное оформление, утвержденная
постановлением ГТК Республики Беларусь
от 11 мая 2005 г., которая сегодня является
единственным комплексным нормативно-правовым
актом, регламентирующим порядок исчисления
таможенных платежей. Управление работает
по совершенствованию законодательства,
связанного с поведением экономических
санкций за нарушение установленных правил
в сфере таможенного дела. Установленные
Указом Президента Республики Беларусь
от 7 мая 2003 г. № 185 экономические санкции
перестали в полной мере соответствовать
принципам разумности и соразмерности,
и во многих случаях порождает жалобы
со стороны субъектов предпринимательской
деятельности, допустивших нарушение.
В связи с этим был разработан Указ Президента
Республики Беларусь «О дополнительных
мерах по регулированию налоговых отношений»
[31]. Управление постоянно совершенствует
законодательство по вопросам классификации
товаров. Принятие постановления ГТК от
18 июля 2002 г. «О классификации товаров
в соответствии с Товарной номенклатурой
внешнеэкономической деятельности Республики
Беларусь» позволяет сделать работу таможенных
органов нашей страны более прозрачной.
Управление принимает активное участие
в разработке законодательных актов Республики
Беларусь, по совершенствованию мер таможенного
тарифного регулирования внешнеэкономической
деятельности.