В пунктах таможенного
оформления начинается осуществление
таможенного дела по всей технологической
цепи. Например, Минская региональная
таможня имеет три таможенных
поста — Борисовский, Молодеченский
и Солигорский. Минская центральная в
них не нуждается, потому что зоной ее
деятельности является г. Минск; пункты
таможенного оформления, относящиеся
к ней, находятся на близком расстоянии
и их немного.
Государственному таможенному
комитету подчинены таможни, которые
непосредственно осуществляют государственный
таможенный контроль на территории
закрепленных за ними зон оперативной
деятельности.
В республике имеется
13 таможен, которые выполняют
свои функции в 185 пунктах таможенного
оформления, из которых 47 пограничных
и 138 внутренних.
2.4. Правовое обеспечение
таможенной деятельности Республики
Беларусь.
Существует большое
количество нормативно правовой
базы, в которой в той или
иной степени регламентируется
таможенная деятельность Республики
Беларусь. К таковым относятся
Таможенный кодекс Республики
Беларусь, Указы Президента Республики
Беларусь, Постановление Совета
Министров Республики Беларусь,
Постановление Государственного
таможенного комитета Республики
Беларусь, а также ряд международных
документов по вопросам непосредственного
регулирования таможенной деятельности
между различными странами. Теперь,
более, подробнее к некоторым
из них. Основу таможенного
законодательства республики составляют
Таможенный кодекс Республики
Беларусь (вступил в силу 1 июля 2007
г.). Он определяет права Государственного
таможенного комитета по подготовке
и изданию нормативных правовых
актов (приказов, постановлений)
по таможенному делу, обязательных
для исполнения всеми таможенными
и иными государственными органами,
предприятиями и учреждениями, организациями
независимо от форм собственности,
а также должностными лицами
и гражданами. Так же в нем
уделяется большое внимание таким
понятиям, как таможенный контроль,
таможенный режим, таможенная
процедура, таможенное оформление
и масса других основополагающих
понятий таможенной деятельности.
Но не только Таможенный кодекс
играет ведущую роль, существуют
и другие законы, указы, постановления,
которое предназначены на регулирование
определенных вопросов. Принятием нормативных
правовых актов упорядочена деятельность
таможенных органов по таким важным направлениям
как определение страны происхождения
товара, контроль за достоверностью заявленной
таможенной стоимости и правильностью
классификации товаров в соответствии
с товарной номенклатурой внешнеэкономической
деятельности (Постановление Государственного
таможенного комитета Республики Беларусь
от 31 января 2008 г. № 11 «О порядке ведения
учета и представления отчетности для
целей таможенного контроля»), взимание
налога на добавленную стоимость (Постановление
Государственного таможенного комитета
Республики Беларусь от 19 февраля 2008 г.
№ 22 «О некоторых вопросах помещения товаров
под таможенный режим свободного обращения
до представления таможенной декларации
и исполнения налогового обязательства
по уплате ввозных таможенных пошлин налогов»).
Существует различные приказы и постановления
направленные на улучшение таможенного
порядка и контроля товаров, например:
Приказ ГТК Республики Беларусь от 10 декабря
2007 г. № 584-ОД «Об организации работы пунктов
таможенного оформления в предновогодний
период», Постановление ГТК Республики
Беларусь от 16 января 2007 г. № 4 «О порядке
таможенного оформления и контроля товаров
в случае их декларирования в электронной
форме и внесение изменений и дополнений
в некоторые нормативные правовые акты
Государственного таможенного комитета
Республики Беларусь по вопросам таможенного
оформления». Но кроме этих официальных
документов, которые направлены на регулирования
таможенной деятельности, существуют
и те которые направлены на повышение
профессиональных навыков самих таможенников
(Постановление ГТК Республики Беларусь
от 20 июля 2007 г. № 54 «Об утверждении Инструкции
о порядке проведения квалификационного
экзамена на соответствие квалификационным
требованиям лиц, претендующих на получение
аттестата специалиста по таможенному
оформлению, и выдачи квалификационного
аттестата специалиста по таможенному
оформлению», Постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 24 мая 2007 г. № 675
«Об установлении квалификационных требований
к специалисту по таможенному оформлению
и утверждении Положения о порядке проведения
аттестата на соответствие квалификации
лиц, претендующим на получение квалификационного
аттестата специалиста по таможенному
оформлению»). И так нормативно правовая
база по вопросам регулирования таможенной
деятельности очень богата и разнообразна.
Участие в ее разработке принимают разные
представители власти, начиная от самих
структурных подразделений ГТК Республики
Беларусь до Президента Республики Беларусь.
3. Направления совершенствования
таможенной деятельности Республики
Беларусь.
Таможенная служба
является исполнительным механизмом
системы государственного регулирования
в таможенной сфере. Поэтому
в качестве критерия эффективности
применяемых в таможенной службе
организационно-управленческих решений
следует использовать ее способность
быстро перестраиваться для выполнения
постоянно изменяющихся функций
[28, с.34]. Т.е. мобильность таможенной
службы – это главный критерий
оценки эффективности используемых
в таможенной службе организационно-управленческих
решений, а также решений, связанных
с организацией процессов удовлетворения
потребностей таможенной службы
в финансовом, нормативно-правовом,
кадровом, социально-бытовом видах
обеспечения. Можно сделать вывод,
что традиционно сложившиеся
организационно-управленческие структуры
таможенной службы является ассиметричными.
Т.к. приоритет отдается процессу
удовлетворения потребностей таможенной
службы в нормативно-правовом
обеспечении организации таможенного
контроля и таможенного оформления, а
вопросы удовлетворения потребностей
в материально-техническом и социально-бытовом
обеспечении рассматриваются как второстепенные
[8, с.20]. И это не правильно. Да конечно,
наличие своевременно сформированных
нормативных актов, регулирующих процессы
перемещения товаров и транспортных средств
через границу, и соответствующее кадровое
обеспечение – это условие для осуществления
таможенного регулирования. Но опыт показывает,
что на качественные и количественные
характеристики процесса таможенного
регулирования также влияет наличие хорошей
материально-технической базы, которая
позволяет таможенным органам своевременно
и полно реализовать требования нормативных
актов. Поэтому должны существовать сложные
отношения взаимоподчинения (когда изменение
одних процессов влекут изменение в др.)
и взаимоограничения (когда новая правовая
норма, введенная в действие в форме правового
акта, не может быть реализована на практике,
т.к. таможенные органы своевременно не
были подготовлены в кадровом, техническом
и технологическом планах к ее применению)
[27, с. 8].
Для этого нужно
применение комплексного контроля:
1) Опыт показал, что
участники внешнеэкономической
деятельности быстро осваивают
таможенные технологии в плане
выявления возможностей из обхода
[23, с. 18]. Поэтому необходимо постоянно
совершенствовать эти технологии,
в том числе и ее материально-техническое
и технологическое оснащение.
А так, как высокое качество
таможенного контроля и оформления
стоит дорого, необходимо большое
количество денежных средств.
2) По мере формирования
профессиональных участников внешнеэкономической
деятельности стало понятно, что
интенсивность и направленность
товарных потоков определяются
не только фактом наличия в
том или ином регионе таможенного
органа, но и еще целый ряд
факторов.
Особенно определяющими
стали не столько количественные
характеристики таможенной службы,
сколько качественные характеристики
процесса таможенного регулирования
(длительность таможенного оформления,
наличие складских помещений
и др.), а также экономические
характеристики внешнеэкономической
деятельности [6]. В дальнейшем именно
они стали оказывать доминирующее
влияние на закономерности формирования
интенсивности и направления
экспортно-импортных потоков. В
этой связи возникла проблема
разработки схемы таможенного
регулирования, что позволяет
оперативно реагировать на изменения
региональной интенсивности внешнеэкономической
деятельности, т.е. возникла проблема
приспособления таможенной службы
к особенностям внешнеэкономической
деятельности. Одним из способов
решения – это перераспределение
производственно-технологических ресурсов
между таможнями так, чтобы
производственные возможности в
каждом регионе соответствовали
интенсивности ее внешнеэкономической
деятельности. Но для этого необходимо
наличие организационных структур,
которые могут не только осуществлять
материально-техническое обеспечение,
но и прогнозировать их потребности
на достаточно длительную перспективу.
Для решения многих проблем
должен также действовать принцип
опережающего отражения [26, с.43], т.е.
таможенные органы должны оснащаться
необходимым оборудованием не
после того, как тот или др.
способ контрабанды приобрел массовый
характер, а значительно раньше, за счет
постоянного мониторинга правонарушений
и составления дальнейших прогнозов. Для
решения поставленных задач, по моему
мнению, необходимо внести принципиальные
изменения в традиционно сложившуюся
структуру и технологию управления таможенной
службы. На начальной стадии формирования
таможенной службы материально-технического
обеспечения таможенных органов осуществлялось
традиционным для бюджетных организаций
способом, т.е. на основе заявок, которые
таможенный орган составлял самостоятельно
исходя из своего положения. Как следствие
существование строго индивидуальной
инструментально-технологической базы.
Здесь важно подчеркнуть пассивную роль
служб материально-технического снабжения
в формировании политики технического
оснащения таможенных органов и случайность
количественного и качественного оформления
их технологического потенциала. Это и
стало основанием для появления в дальнейшем
проблем организации технологического
и материально-технического обеспечения
таможенной службы. При анализе таможенной
службы, можно придти в выводу, что таможенное
регулирование внешнеэкономической деятельности
включает две взаимозависимые сферы организационно-управленческой
деятельности:
1) разработка норм таможенного
законодательства, их применение
органами при таможенном контроле
и таможенном оформлении;
2) удовлетворение потребностей
в кадровом, социально-бытовом и
материально-техническом видах обеспечения
органов.
Общее в этих сферах
то, что решить их проблемы
можно только при наличии организационных
механизмов, которые способны опережать
отражение событий внешней среды.
Но при этом в этих сферах
разные объекты организационно-управленческой
деятельности. У первой это нормы
таможенного законодательства, а
у второй это материальные
и социально-бытовые блага. При
анализе технологических особенностей
процессов в каждой сфере, приходишь
к выводу, что для осуществления
эффективного управления каждая
из них требует строгой индивидуальной
системы управления. Поэтому, с
одной стороны, возникает проблема
организации оптимального взаимодействия
между разными сферами деятельности
в пределах одной и той же
организационной структуры, а
с другой стороны, возникает
проблема выбора системы управления
процессами удовлетворения потребностей
таможенных органов [9, с. 4]. Основной
недостаток методических подходов
к решению проблем удовлетворения потребностей
таможенных органов, состоит в том, что
в качестве объекта оснащения при расчетах
количественных и качественных характеристик
норм инструментального, материально-технического
и социально-бытового оснащения выступает
абстрактный таможенный орган [33, с. 14].
Ситуацию можно улучшить, если в качестве
первичного объекта материально-технического
оснащения взять не абстрактный таможенный
орган, а конкретную технологию таможенного
контроля и таможенного оформления. Преимущество
такого подхода заключается в том, что
при его реализации любой таможенный орган
как объект планирования материально-технического
оснащения представлен не как юридическое
лицо, а как совокупность технологий таможенного
контроля и таможенного оформления, которые
осуществляются в зоне деятельности таможенного
органа с той или иной интенсивностью.
Т.е. появляется возможность:
1) Обеспечить индивидуальный
подход к формированию технологического
потенциала конкретного таможенного
органа с учетом интенсивности
и качественных характеристик
экспортно-импортных потоков в
зоне его деятельности;
2) Обеспечить идентичность
решений, принимаемых в разных
таможенных органах по одинаковым
вопросам, за счет комплексности
инструментального и материально-технического
оснащения конкретных технологических
способов таможенного регулирования,
независимо в каком таможенном
органе этот способ применяется.
А для практической
реализации необходимо принципиальным
образом изменить существующую
систему материально-технического
и социально-бытового обеспечения
таможенных органов.
Заключение
В настоящей курсовой
работе была детально рассмотрена
организационна структура государственного
управления в таможенной сфере Республики
Беларусь и принципы ее функционирования,
также изучена деятельность Государственного
таможенного комитета Республики Беларусь,
в особенности его полномия, задачи и функции.
Изучив различную литературу и большое
количество нормативно-правовых актов
регулирующих данную сферу правотношений,
можно сделать следующие выводы. Несмотря
на то, что таможенная система еще находится
в процессе развития и адаптации к новым
условиям, можно говорить о её возможности
оказывать содействие развитию внешнеэкономических
связей предприятий, снижению расходов
участников внешнеэкономической деятельности.
Принятие нового таможенного
кодекса привело к быстрому
развитию системы таможенных
органов, укрепления их кадрового
состава, материально-технической
базы, совершенствования организационной
структуры. Но кроме положительных,
имеются и отрицательные стороны. Конечно,
составление национального таможенного
дела в Республике Беларусь (как и в других
республиках бывшего Советского Союза)
только началось, и оно связано с коренными
экономиическими преобразованиями: признанием
плюрализма, форм собственности: созданием
условий для развития частной собственности,
рыночной экономики: сокращением использования
в хозяйственной сфере административных
методов управления и более широким применением
экономических методов государственного
руководства экономическими процессами.
Особое значение для таможенного дела
имеет отказ в 1989 году от государственной
монополии внешней торговли, в результате
чего таможенной службе пришлось вести
работу не с десятками государственных
внешнеторговых объединений, а со многими
тысячами участников внешнеторговой деятельности,
представляющих собой разные организационно-правовые
формы хозяйствования, а также таможенное
сотрудничество с разными странами и создание
таможенных союзов. Надо полагать, что
с дальнейшим развитием таможенного дела
в нашей республике будет сокращаться
количество проблем, возникших в процессе
регулирования деятельности таможенных
органов, станет более эффективным проведение
таможенной политики. А число ошибок, допускаемых
в процессе применения мер обеспечения
производства по делам об административных
таможенных правонарушениях, значительно
уменьшится.