Органы, осуществляющие судебно-экспертную деятельность их виды и полномочия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в Российской Федерации на законодательном уровне определены правовые основы, принципы организации и основные направления судебно-экспертной деятельности, используемой в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Правовое регулирование судебно-экспертной деятельности 5
Глава 2. Органы, осуществляющие судебно-экспертную деятельность их виды и полномочия 14
Глава 3. Классификация судебно-экономических экспертиз и их значение в выявлении преступлений в сфере экономики 26
Заключение 34
Список источников и литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

СБЭ.docx

— 71.39 Кб (Скачать файл)

Во многом аналогичный подход к судебно-экспертной деятельности и в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ). Законодатель предоставляет право налоговым органам привлекать экспертов для проведения налогового контроля (п. 12 ст. 31 НК РФ). В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля может быть привлечен эксперт, в том числе при проведении выездных налоговых проверок11. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные знания в науке, искусстве, технике или ремесле (ст. 95 НК РФ).

Таким образом, судебно-экспертная деятельность в Российской Федерации базируется, прежде всего, на положениях Конституции, которая составляет первичную нормативную базу для всей системы действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации. Ни одна действующая норма права, независимо от того, где она закреплена - в законах Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации или постановлениях Правительства, не может противоречить Конституции РФ. В случаях несоответствия нормы права Конституции РФ эта норма признается неконституционной и утрачивает силу. Равным образом не могут противоречить Конституции РФ действия и решения должностных лиц, государственных органов, граждан и их объединений.

Конституция РФ допускает ограничение прав граждан только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55).

 

Глава 2. Органы, осуществляющие судебно-экспертную деятельность их виды и полномочия

К органам, осуществляющим судебно-экспертную деятельность относятся: судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции РФ, судебно-экспертные учреждения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, экспертно-криминалистической службы МВД России, а также судебно-экспертные учреждения Министерства обороны, Федеральной службы безопасности, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков12.

В настоящее время система судебно-экспертных учреждений (СЭУ) Министерства юстиции включает в себя Российский Федеральный центр судебных экспертиз при Минюсте России (РФЦСЭ), региональные центры (РЦСЭ): Северо-Западный, Воронежский, Дальневосточный, Приволжский, Средневолжский, Сибирский, Уральский, Южный, а также центральные лаборатории судебных экспертиз (ЦЛСЭ) и лаборатории судебных экспертиз (ЛСЭ) Минюста России: Алтайская, Архангельская, Башкирская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Дагестанская, Забайкальская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Краснодарская, Красноярская, Курская, Мордовская, Московская, Мурманская, Омская, Орловская, Пензенская, Пермская, Приморская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Ставропольская, Тамбовская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Читинская, Чувашская, Якутская, Ярославская. В ряде областных городов, в которых нет ЛСЭ, организованы отделения судебных экспертиз и экспертные группы13.

РЦСЭ и ЦЛСЭ имеют основную и дополнительную зоны обслуживания. В пределах основной зоны выполняются все роды и виды судебных экспертиз, в дополнительной зоне - только те, которые не производятся в зональной (не центральной) ЛСЭ.

Главным направлением деятельности всех экспертных учреждений Минюста является проведение судебных экспертиз и экспертных исследований по заданиям судов, органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности, таможенных органов, налоговых инспекций, нотариата, органов социальной защиты, а также органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях.

Деятельность судебно-экспертных учреждений (СЭУ) Министерства юстиции Российской Федерации осуществляется на основе процессуального законодательства РФ, ФЗ ГСЭД и в соответствии с Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации.

Специалисты СЭУ ежегодно решают сотни тысяч экспертных задач. Наряду с этим некоторые региональные ЦЛСЭ и ЛСЭ постоянно участвуют в научно-исследовательской работе, организуемой РФЦСЭ, и тем самым способствуют совершенствованию научно-методической базы в области судебной экспертизы.

Региональные центры судебных экспертиз выступают, кроме того, в качестве экспертных учреждений для выполнения судебных экспертиз по новым родам и видам, а также редко встречающимся в следственной и судебной практике видам исследований. В этих случаях они обслуживают весь регион, закрепленный за лабораториями, входящими в зону их деятельности.

РФЦСЭ при Минюсте России является ведущим экспертным учреждением в системе судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции14. За годы существования в РФЦСЭ накоплен значительный опыт по организации и проведению научных и экспертных исследований. В нем осуществляется подготовка кадров высшей квалификации в области судебной экспертизы.

Для каждого СЭУ установлена зона обслуживания следственных органов и судов. Каждому экспертному учреждению определен перечень родов и видов судебных экспертиз, обязательных для производства.

В малочисленных СЭУ, имеющих статус отделения или группы, проводятся в основном традиционные криминалистические экспертизы, а также судебные автотехнические и судебно-бухгалтерские экспертизы. Более крупные и развитые ЛСЭ, располагающие необходимыми специалистами и соответствующей приборной базой, выполняют до 15 родов и видов экспертиз.

В настоящее время РФЦСЭ проводит первичные экспертизы для судебно-следственных органов Москвы, Московской области, а также выполняет экспертизы для Брянской, Владимирской, Ивановской, Калужской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Ярославской областей, если в их территориальных ЛСЭ отсутствуют соответствующие специалисты. РФЦСЭ выполняет наиболее сложные и повторные экспертизы по заданию любого следственного органа или суда Российской Федерации. Всего в центре проводится 22 рода судебных экспертиз по 53 экспертным специальностям15.

В целях обеспечения единого научно-методического подхода к производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста России приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.12.2002 утверждены перечень родов (видов) экспертиз, выполняемых в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации и перечень экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации.

Центр обеспечивает экспертные учреждения всех ведомств, а также правоохранительные органы, суды, юридические вузы методическими и информационными изданиями, переводами иностранной литературы по вопросам судебной экспертизы.

Также РФЦСЭ осуществляет16:

  • оценочную деятельность;
  • выполняет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, дает консультации;
  • занимается обучением и повышением квалификации специалистов, не являющихся работниками СЭУ Минюста России;
  • рецензирует заключения, выполняемые в других экспертных учреждениях;
  • проводит экспертные исследования по поручениям судебных приставов - исполнителей, а также обращениям граждан и юридических лиц;
  • выполняет по договорам с юридическими и физическими лицами платные несудебные экспертизы;
  • осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью региональных СЭУ по апробации и внедрению новых научно-исследовательских разработок, автоматизированных систем и программных комплексов для решения экспертных задач, изучает результативность их использования в экспертной практике.

Важным направлением работы РФЦСЭ является подготовка и повышение квалификации экспертных кадров, организация стажировок специалистов СЭУ, рецензирование их заключений, проведение аттестации экспертных кадров.

РФЦСЭ организует конференции, научно-практические семинары и школы по актуальным проблемам теории и практики судебной экспертизы.

В Российской Федерации судебно-медицинская экспертиза является государственной и входит в систему органов здравоохранения. К ее компетенции относятся17:

  • экспертиза трупов в случаях насильственной смерти;
  • судебно-медицинское исследование трупов при подозрении на применение насилия или других обстоятельств, обусловливающих необходимость исследования трупа в судебно-медицинском порядке;
  • экспертиза потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и других лиц, а также судебно-медицинское освидетельствование граждан для определения характера и тяжести телесных повреждений, возраста и разрешения иных вопросов, требующих познаний в области судебной медицины;
  • экспертиза вещественных доказательств;
  • экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел.

Головным учреждением, осуществляющим научное и методическое руководство государственными судебно-медицинскими экспертными учреждениями, является Российский центр судебно-медицинской экспертизы, основными направлениями деятельности которого являются:

  • разработка наиболее актуальных вопросов судебной медицины и судебной химии (токсикологии);
  • организация, координация и планирование научно-исследовательских работ в Российской Федерации, внедрение научных результатов в судебно-медицинскую практику;
  • подготовка высококвалифицированных научных кадров, участие в подготовке кадров судебно-медицинских экспертов и в их последипломном образовании;
  • производство наиболее сложных, повторных, комиссионных и комплексных судебно-медицинских экспертиз, а также некоторых контрольных и дополнительных исследований.

К участию в производстве судебно-медицинских экспертиз могут привлекаться профессора, доценты, преподаватели кафедр и курсов судебной медицины медицинских институтов и университетов, специалисты учреждений здравоохранения. Проводимые профессорско-преподавательским составом кафедр в процессе учебных практических занятий экспертные вскрытия трупов и судебно-медицинские освидетельствования потерпевших, обвиняемых и других лиц сопровождаются необходимыми лабораторными исследованиями. 
Для работы в качестве судебно-медицинских экспертов привлекаются лица с высшим медицинским, биологическим, фармацевтическим, химическим образованием, прошедшие подготовку по той или иной судебно-медицинской специальности и получившие право самостоятельного производства экспертиз. 
В системе органов здравоохранения РФ осуществляются также судебно-психиатрические экспертизы. Согласно Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан судебно-психиатрическая экспертиза производится в предназначенных для этой цели учреждениях государственной системы здравоохранения18.

Основным звеном государственной судебно-психиатрической экспертной системы в Российской Федерации являются судебно-психиатрические экспертные комиссии (СПЭК). Они организуются на правах структурных подразделений психиатрических учреждений общего профиля - психоневрологических диспансеров и психиатрических (психоневрологических) больниц. СПЭК проводят судебно-психиатрические экспертизы на регулярной основе по правилам производства судебных экспертиз в экспертном учреждении.

СПЭК подразделяются на амбулаторные и стационарные. Персональный состав комиссии (не менее трех специалистов) утверждается ежегодно органом здравоохранения субъекта РФ. Стационарные судебно-психиатрические экспертизы обвиняемых и подсудимых проводятся в судебно-психиатрических отделениях или палатах психиатрических (психоневрологических) стационаров, а экспертизы потерпевших, свидетелей и других лиц - в общих отделениях психиатрических больниц.

В ряде случаев создаются "смешанные" судебно-психиатрические экспертные учреждения, правомочные проводить как амбулаторные, так и стационарные исследования.

Для реализации функции судебно-экспертных учреждений в системе органов внутренних дел созданы экспертно-криминалистические подразделения (ЭКП). Они организованы во всех республиканских, краевых, областных центрах, городах областного значения, в городах, населенных пунктах районного значения, а также в управлениях (отделах) внутренних дел на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях19.

В экспертно-криминалистических подразделениях выполняются судебные экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, подследственных органам внутренних дел: дактилоскопические, трасологические, почерковедческие, судебно-бухгалтерские технические исследования документов, автороведческие, лингвистические, фоноскопические, видеотехнические, баллистические, портретные, холодного оружия, веществ, материалов и изделий, биологические, пищевых продуктов, почвенно-ботанических объектов, автотранспортные, пожарно-технические и взрывотехнические и др.

 Наряду с производством  судебных экспертиз сотрудники  экспертно-криминалистических подразделений  выступают в качестве специалистов  в уголовном процессе, принимая  участие в проведении следственных  действий, и прежде всего в  осмотрах мест происшествий.

Экспертно-криминалистические подразделения оказывают практическую и методическую помощь следственным, оперативным подразделениям, органам дознания в организации использования криминалистических средств и методов, обеспечении их сотрудников информацией о возможностях экспертно-криминалистических подразделений в борьбе с преступностью. 
Высшим организационно-методическим уровнем экспертно-криминалистической службы является Экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД России. Средним уровнем территориальных подразделений является экспертно-криминалистические центры в самостоятельном субъекте Российской Федерации - области или республике; к первичному или низшему звену относятся отделы, отделения, группы в районных (городских) отделах внутренних дел.

Основными задачами Экспертно-криминалистического центра МВД России являются20:

  • организационно-методическое руководство экспертно-криминалистическими подразделениями министерств внутренних дел республик, управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
  • непосредственное использование сотрудниками Центра специальных познаний в деятельности органов внутренних дел по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений;
  • организация, проведение и координация прикладных научных исследований;
  • совершенствование правового регулирования деятельности экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел.

Информация о работе Органы, осуществляющие судебно-экспертную деятельность их виды и полномочия