Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 00:10, курсовая работа
Целью данной работы является определение проблем применения антидемпинговых мер при импорте товаров.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
провести анализ инструментов внешнеторговой политики и особенностей их применения;
установить проблемные аспекты применения антидемпинговых пошлин в Таможенном Союзе;
оценить последствия применения антидемпинговых пошлин;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Антидемпинговые меры в системе таможенного регулирования внешнеторговой торговли………………………………………………………...5
Внешнеторговая политика государства…………………………………..5
Антидемпинговые меры в системе таможенного регулирования
внешнеторговой деятельности в рамках ГАТТ ВТО…………………………...8
Глава 2. Порядок введения антидемпинговых пошлин в Российской Федерации………………………………………………………………………..16
2.1. История применения антидемпинговой пошлины……………………...16
2.2. Последствия введения антидемпинговых пошлин………………………20
Глава 3. Практика применения антидемпинговых мер……………………...24
3.1. Особенности применения и перспективы развития антидемпинговых мер в Российской Федерации………………………..................................................24
Заключение……………………………………………………………………….38
Библиографический список……………………………………………………..40
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Кафедра таможенных операций и таможенного контроля
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности»
на тему «Особенности применения антидемпинговых мер при импорте товаров»
Выполнила: А. Л. Назмеева, студентка 3-го
курса очной формы обучения факультета
таможенного дела, группа Т-113с
Подпись___________________
Научный руководитель: О.А. Мозжегорова
к. э. н., доцент кафедры
таможенных операций и таможенного
контроля
Подпись_____________________
Люберцы
2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Антидемпинговые меры
в системе таможенного регулирования
внешнеторговой торговли……………………………………………………….
Глава 2. Порядок введения антидемпинговых
пошлин в Российской Федерации………………………………………………………
2.1. История применения антидемпинговой пошлины……………………...16
2.2. Последствия введения антидемпинговых пошлин………………………20
Глава 3. Практика применения антидемпинговых мер……………………...24
3.1. Особенности применения
и перспективы развития антидемпинговых
мер в Российской Федерации………………………............
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..40
Введение
В современном мире развитие национальной экономики во многом зависит от внешнеэкомических факторов. Движение капитала, миграция рабочей силы, международная торговля могут оказать решающее влияние на темпы экономического роста страны. Исключить влияние данных факторов на нынешнем этапе становления мирового рынка представляется практически невозможно, поэтому их непременно нужно учитывать при планировании экономической политики страны.
Особенно пристально государство следит за внешнеторговой деятельностью, так как участие в мировой торговле наряду с выгодами несет значительные угрозы экономической безопасности страны. Наибольшую опасность свободная, нерегулируемая торговля, пожалуй, представляет для развивающихся стран, так как такая политика часто приводит к сильной зависимости от импорта. В таких условиях отечественные производители вытесняются с национального рынка иностранными конкурентами, что ведет к ослаблению экономики. Однако и развитым странам есть, чего опасаться. Прежде всего, это недобросовестная конкуренция в виде демпинга со стороны зарубежных компаний.
Международные правовые нормы сильно ограничивает правительство в выборе инструментов по регулированию внешней торговли. Кроме того, любой из известных методов имеет свои слабые стороны, в силу чего не может являться панацеей для национальной экономики. И не стоит забывать, что ограничение импорта, как правило, влечет за собой ответные меры со стороны экспортера. Таким образом, в силах государства лишь частично сгладить последствия и ущерб от приобщения к мировому рынку.
Актуальность данной темы связано с тем, что в последнее время в мировом сообществе ведется всё больше антидемпинговых разбирательств. Эти споры обнажили множество узких мест в антидемпинговом законодательстве, и заставляет по-новому взглянуть на существующие меры борьбы с демпингом, а в частности на такой инструмент как антидемпинговые пошлины.
Объектом исследования является внешнеторговая политика государства.
Предметом исследования выступают антидемпинговые меры.
Целью данной работы является определение проблем применения антидемпинговых мер при импорте товаров.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
ГЛАВА 1. АНТИДЕМПИНГОВЫЕ МЕРЫ В СИСТЕМЕ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Внешнеторговая политика государства
Экономическое благополучие страны во многом зависит от проводимой государством внешнеторговой политики. Конечно же, нет единого мнения о том, какие меры вмешательства оказывают наиболее благоприятный эффект на национальную экономику. Со времен зарождения мировой торговли существует две диаметрально противоположных точки зрения на роль государства в регулировании торговых потоков: протекционизм и фритредерство. Выработка грамотной, взвешенной внешнеторговой политики в нынешних условиях основывается на сочетании методов и инструментов, предлагаемых в рамках обоих течений.
Фритредерство или политика свободной торговли является либеральным течением и предполагает невмешательство государства в международную торговлю. К преимуществам свободной торговли можно отнести повышение эффективности производства в связи с ростом конкуренции со стороны иностранных предприятий, и расширение рынка сбыта, что в свою очередь служит основой для получения положительной экономии от масштаба. Кроме того, подобная практика благоприятно сказывается на благосостоянии потребителей, поскольку повышает разнообразие на внутреннем рынке и открывает доступ к более дешевым импортным товарам.
С научной точки зрения сторонники либерализации внешней торговли опираются на теорию сравнительных издержек Риккардо. Согласно данной теории, государство должно производить лишь тот продукт, который обходится ей дешевле всего, и торговать им в обмен на остальные. В конечном итоге, считал Риккардо, международная торговля, основанная на принципах фритредерства, способствует наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и максимизации мирового дохода.
Однако, несмотря на то, что теория свободной торговли достаточно убедительна и привлекает многими достоинствами, политика невмешательства государства в международную торговлю практикуется она очень осторожно. Это связано с тем, что зависимость от мирового рынка порождает серьезные социально-экономические проблемы для национальной экономики:
Всемирная торговая организация активно пропагандирует и защищает принципы свободной торговли. Однако существуют серьезные основания считать, что подобное рвение во многом обусловлено тем, что фритредерство отвечает прежде всего интересам развитых стран. Однако в развивающейся экономике неограниченная конкуренция со стороны более сильных иностранных государств затрудняет создание национальной промышленности и может привести к экономическому застою.
Таящиеся угрозы и негативное влияние внешней торговли на экономическое положение государства породило течение название протекционизмом, которое настаивает на максимальной изоляции страны от мирового рынка. Другими словами, протекционизм - это политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции. Она заключается в системе мер по стимулированию сбыта, ограничению и контролю внешнеторговой деятельности. Защита необходима для того, чтобы не дать исчезнуть новым зарождающимся отраслям промышленности, неспособным на начальной стадии выдержать жесткую международную конкуренцию. Огражденные таким образом рынки способны привлечь инвестиции, что способствует развитию национальной промышленности.1
В целом протекционизм можно рассматривать как способ защиты национальной независимости в стратегически важных секторах, способ защиты определенных социальных слоев или некоторых депрессивных регионов. В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только возникших и формирующихся под влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время.
Под защитой протекционизма проходили становление и развитие американской, германской, английской, французской экономических систем. С другой стороны, слишком длительное применение этой политики может привести к экономическому застою, так как в отсутствии иностранной конкуренции ослабляется заинтересованность отечественных предприятий в повышении эффективности производства. Важно и то, что протекционизм часто служит причиной обострения отношений между странами, начала торговой войны или даже военных действий как это было в XVIII-XIX вв.
В современной мировой торговле протекционизм приобретает специфический региональный характер, принимает формы создания новых и расширения старых интеграционных группировок. Внутри группировок происходит либерализация внешней торговли, т. е. вводятся особые специфические условия внутри регионального внешнеторгового обмена. В отношении с третьими странами возникает усиление дискриминационного режима (неопротекционистская политика).
Как показывает история, внешнеторговая политика склонялась то в сторону протекционизма, то к либерализации торговли. И если в прошлых столетиях практиковалось применение их крайних, бескомпромиссных форм, то в наше время эти два подхода не встречаются в чистом виде. На глобальном уровне вводятся новые правила протекционистского регулирования. Например, место таможенных пошлин занимают меры нетарифного протекционизма, прежде всего количественные ограничения, стандарты, технические условия, нормы экологической безопасности и др., действие которых носит избирательный характер.
1.2 Антидемпинговые меры в системе таможенного регулирования внешнеторговой деятельности в рамках ГАТТ ВТО
Учет требований ГАТТ/ВТО, МВФ и других
международных и региональных организаций и соглашений при формировании таможенных
пошлин развитие международного разделения
труда, мирохозяйственных связей и интеграционных
процессов вызвало необходимость управления
этими процессами на международном уровне.
В регулировании международной торговли
особую роль играют Всемирная торговая
организация (ВТО), Международный валютный
фонд (МВФ), Всемирная таможенная организация,
а на европейском уровне — Европейский
Союз. Уставы и правила этих организаций
и соглашений рекомендуется соблюдать
всем странам, участвующим в них. Статья
XVI Устава ВТО предусматривает, что страны
— участники ВТО должны обеспечивать
соответствие своих законов, нормативных
и административных актов его обязательствам,
взятым по соглашению о присоединении
к ВТО. В основу деятельности ВТО,
сменившего в 1995 г. ГАТТ, положены принципы
свободной торговли и национального режима. Целью деятельности ВТО является
понижение торговых барьеров и облегчение
обмена товарами и услугами между странами.
Этим целям соответствует отстаиваемая
ВТО политика постепенного снижения ввозных
пошлин и постепенного устранения иных
торговых барьеров. Вместе с тем ВТО разрешает
вводить защитные меры в тех случаях, когда
иностранная конкуренция наносит существенный
ущерб определенным отраслям национальной
экономики.2
В ВТО, МВФ и других международных организациях
и соглашениях ведущую роль играют экономически
развитые страны мира. Они несут основную
часть расходов на их содержание. Опираясь
на экономическую мощь и технологическое
превосходство, они могут диктовать свою
волю странам развивающимся, слаборазвитым
и с переходной экономикой. Экономически
развитые страны заинтересованы в либерализации
внешнеэкономических связей, в ограничении
регулирования ВЭД со стороны национальных
правительств других стран. Их интересам
соответствует максимальная открытость
национальных рынков других стран. Она
облегчает экспансию фирм и корпораций
развитых стран на рынки других стран,
поскольку их экономика конкурентоспособна
и, за некоторыми исключениями, не нуждается
в защите со стороны государства от иностранной
конкуренции. Открытость экономики стран
облегчает доступ этим фирмам и корпорациям
к естественным ресурсам других стран,
обеспечивает им более выгодные условия
мя инвестирования своих капиталов в экономику
других стран. Экономически развитые страны
являются инициаторами политики снижения
ввозных пошлин, выступают за отмену экспортных
пошлин, за ограничение и отмену государственного
регулирования интернационализации инвестиционного
процесса. В ином положении оказываются страны
развивающиеся, с переходной экономикой
и слаборазвитые. Их экономика менее
Снижение ввозных пошлин выгодно, как правило, развитым странам. Но оно может дать определенные выгоды и странам развивающимся и с переходной экономикой, при условии роста эффективности и конкурентоспособности их экономики.
Оно не выгодно лишь для стран, экономика которых находится в состоянии кризиса, падения ее эффективности и конкурентоспособности. При снижении эффективности и конкурентоспособности национальной экономики для ее спасения государства вынуждены прибегать к протекционистским мерам: усиливать помощь национальным товаропроизводителям, защищать национальный рынок от иностранных товаров для предотвращения экономического краха.
Вступление России в ВТО может дать ей определенные выгоды, но вместе е тем создаст дополнительные проблемы. В результате присоединения к ВТО отпадут некоторые ограничения, сдерживающие развитие внешней торговли, что позволит расширить российский экспорт и доступ российских товаров на рынки других стран. Будут устранены некоторые меры дискриминации, применяемые к российским товарам.
Информация о работе Особенности применения антидемпинговых мер при импорте товаров