Особенности применения антидемпинговых мер при импорте товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 00:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение проблем применения антидемпинговых мер при импорте товаров.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
провести анализ инструментов внешнеторговой политики и особенностей их применения;
установить проблемные аспекты применения антидемпинговых пошлин в Таможенном Союзе;
оценить последствия применения антидемпинговых пошлин;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Антидемпинговые меры в системе таможенного регулирования внешнеторговой торговли………………………………………………………...5
Внешнеторговая политика государства…………………………………..5
Антидемпинговые меры в системе таможенного регулирования
внешнеторговой деятельности в рамках ГАТТ ВТО…………………………...8
Глава 2. Порядок введения антидемпинговых пошлин в Российской Федерации………………………………………………………………………..16
2.1. История применения антидемпинговой пошлины……………………...16
2.2. Последствия введения антидемпинговых пошлин………………………20
Глава 3. Практика применения антидемпинговых мер……………………...24
3.1. Особенности применения и перспективы развития антидемпинговых мер в Российской Федерации………………………..................................................24
Заключение……………………………………………………………………….38
Библиографический список……………………………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 643.79 Кб (Скачать файл)

Условием  приема РФ в ВТО  выдвигается  снижение уровня ввозных пошлин по сравнению  со сложившимся ныне уровнем с 13-14% до 8-9%. В условиях продолжающегося  кризиса экономики и падения ее эффективности и конкурентоспособности Россия нуждается не в механическом снижении уровня ввозимых пошлин, а в усилении мер по защите национальной экономики. Вступление  РФ в ВТО  целесообразно на стадии подъема  ее экономики, повышения  ее эффективности  и  конкурентоспособности, когда дальнейшая либерализация ее ВЭС будет иметь прочную экономическую базу и может ускорить ее социально-экономическое развитие. Дальнейшая либерализация ВЭС в связи с вступлением России в ВТО в период глубокого продолжающегося кризиса экономики может затруднить выход ее из кризисного состояния.

При присоединении  России к  ВТО необходимо обеспечить ей благоприятные стартовые условия, в первую очередь признания за ней статуса страны с переходной экономикой по примеру бывших социалистических стран Восточной Европы, что обеспечит ей продолжительное время — до 5-7 лет — для приспособления к условиям ВТО. Благоприятные стартовые условия предполагают более высокий уровень ввозных пошлин до вступления в ВТО и расширение тарифной номенклатуры, что обеспечит РФ более выгодные условия ведения переговоров и возможность некоторых уступок с ее стороны без существенного ущерба для национальной экономики. Прогрессивное развитие экономики РФ и рост ее конкурентоспособности обеспечат в будущем сравнительно безболезненное снижение импортных пошлин в соответствии с требованиями ВТО.

Серьезные угрозы продовольственной  и  технологической  безопасности   РФ, возникшие за годы радикальных экономических реформ в результате развала ее экономики и экспансии иностранных фирм на внутренний рынок России, дают ей основание для применения исключительных мер защиты ее экономики. Такими мерами могут быть более высокие пошлины на импортные товары, затрудняющие сбыт важных для страны аналогичных товаров отечественного производства, а также сочетание тарифных методов защиты с нетарифными: низких тарифов в пределах импортных квот и более высоких — на товары, завозимые сверх квот. 
       При кризисном  состоянии экономики Российская Федерация лидирует в области снижения издержек и обеспечения высокого качества продукции в ряде наукоемких производств (авиакосмическая промышленность, лазерная техника и некоторые др.). За Россией должно быть признано право на участие в формировании мировых цен на продукцию этих производств. Соответствующие товары, экспортируемые в другие страны, не должны облагаться антидемпинговыми пошлинами на том основании, что российские производители продают их по более низким ценам, чем другие страны. 

Возможности и  пределы использования Россией  защитных мер. В сложившихся  условиях Российскому государству необходимо научиться защищать свои интересы в области мирохозяйственных отношений, добиваясь от зарубежных партнеров равноценных условий доступа на свои рынки. 
"Почти никогда  государство не учитывает интересы  других стран в такой же степени, как свои собственные. В большинстве случаев они просто игнорируются", — отмечает автор известного учебника по экономике мирохозяйственных связей американец П. Линдерт.

Принципы недопустимости дискриминации и взаимности — основные нормы международных хозяйственных отношений. Если первый так или иначе инкорпорирован в российское внешнеторговое законодательство, то второй ни в юридическом, ни в практическом планах нормой отечественной внешнеторговой политики, по крайней мере в отношении дальнего зарубежья, пока не стал. Решения по либерализации  внешнеторгового регулирования, несомненно, приносящие выгоды нашим западным партнерам, принимаются в России почти исключительно в одностороннем порядке.

Первые попытки "обменять" какие-либо меры по либерализации или отказ от усиления торговых ограничений на эквивалентные шаги по облегчению доступа российских товаров на иностранные рынки появились только совсем недавно. Назовем здесь спор с ЕС о торговле текстильными и швейными изделиями. В данном отношении российская политика резко контрастирует с политикой западных государств, вступающих в жесточайший, часто многолетний торг по поводу любых торговых уступок и деталей торгового и таможенного режимов.

В этой связи отметим, что правила ГАТТ в редакции 
 1994 г. разрешают использовать:

— защитные меры в соответствии со ст. XIX;

— антидемпинговые меры в соответствии со ст. VI;

— компенсационные меры в соответствии со,ст. XVI.

Защитные меры могут вводиться не более, чем на четыре года, а в исключительных случаях, если необходимость  длительной защиты доказана перед ВТО,  — нa восемь лет (для развивающихся стран эти цифры составляют соответственно 6 и  10 лет ). Защитная мера, введенная более чем на один год, должна в течение срока своего действия постепенносмягчаться.К одному и тому же товару защитные меры могут применяться не ранее чем через два года после отмены предыдущих мер, а если эти меры действовали более двух лет — то по  истечении срока, равного тому, в течение которого они применялись. Если меры действовали не более 180 дней, они могут повторно вводиться через год.

1 Государство, пострадавшее  от защитных мер, вправе требовать  от вводящей их страны компенсацию. Но если защитные меры были  вызваны абсолютным увеличением  импорта, то компенсации можно  добиваться не ранее чем через  три года после начала их  действия. Антидемпинговые меры вводятся в том случае, если доказано как наличие демпинга (т. е. продажи экспортного товара по цене ниже нормальной стоимости), так и наличие реального экономического ущерба (падение производства, снижение прибыли), нанесенного демпингом, или неотвратимость такого ущерба. Причинно-следственная связь между демпингом и ущербом должна быть неопровержимо установлена. Под нормальной стоимостью понимается цена внутреннего рынка страны-экспортера, если же такой цены нет или она непригодна для сравнения — наивысшая сравнимая цена аналогичного товара, предназначенная для экспорта в третью страну, или стоимость производства товара в стране-экспортере с добавлением в умеренных размерах расходов по продаже и прибыли. Соглашение ГАТТ о субсидиях и компенсационных мерах предусматривает право страны вводить компенсационные пошлины, если ее экономика терпит ущерб от субсидий, предоставляемых другим государством предприятиям, находящимся в пределах его юрисдикции, для поддержки экспорта, или потребления национальных товаров вместо импортных. Если же субсидия наносит ущерб экономике страны-участницы соглашения в какой-либо форме, пострадавшая сторона имеет право обращаться в ВТО. Доказывать отсутствие ущерба должен тот, кто субсидирует. Если же это ему не удается, он должен отозвать субсидию или компенсировать ущерб, в противном случае пострадавшая  сторона может  вводить  компенсационную пошлину. Не подлежат преследованию субсидии, выделяемые на промышленные НИОКР (до выхода разработанного продукта на рынок), кризисным регионам, а также в целях охраны окружающей среды. Величина антидемпинговой  пошлины не может превышать демпинговой разности (разности между нормальной и фактической ценой), а компенсационной — величины субсидии.

Срок действия этих пошлин должен быть не более пяти лет и может продлеваться лишь в том случае, если их отмена приведет к возобновлению демпинга или субсидирования. В настоящее время Россия ведет переговоры о вступлении в ВТО: Участие в этой организации потребует "связывания" тарифных ставок и выполнения ряда требований по отказу от НТО. В отличие от ГАТТ в редакции  1947 г. ВТО требует от всех государств-членов приведения национального законодательства и практики в полное соответствие с ее положениями. Каждая страна — участница ВТО должна подписать индивидуальный график выполнения принятых на себя обязательств. Перед Россией, однако, стоит проблема завершения реформ и структурной адаптации национальной экономики к мировому хозяйству. Поэтому ей могут потребоваться активные меры структурного регулирования, подобные тем, которые применяли государства, являющиеся в настоящее время участниками ВТО до Уругвайского раунда (1986-1993 гг.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ АНТИДЕМПИНГОВЫХ ПОШЛИН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

2.1. История применения  антидемпинговой пошлины

 

Экономический рост и проблема реализации растущего  объема прироста реального национального  продукта закономерно повышают актуальность проблемы импортозамещения в нашей стране. Государственная политика импортозамещения может быть реализована с помощью целой системы форм и методов регулирования внешней торговли. Одним из самых эффективных способов может стать таможенно-тарифное регулирование избыточного или нежелательного импорта каких-либо иностранных товаров, услуг и транспортных средств для их последующей перепродажи либо потребления на таможенной территории Российской Федерации. Серьезную помощь в решении задачи импортозамещения по конкретным товарам могло бы оказать эффективное использование особых и сезонных пошлин. 
Следует отметить, что Российская Федерация пока недостаточно активно использовала особые таможенные пошлины для защиты внутреннего  рынка, для эффективного регулирования стоимости и структуры отечественного импорта. Особенно это касается периода 1992-2000 годов. Между тем в современных условиях для их применения имеются практически все необходимые предпосылки.3

Органами высшей государственной власти разработаны  и приняты требуемые законодательные и подзаконные нормативные документы. Сформирована  государственная комиссия как орган  специального расследования (Комиссия Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике). Комиссией уже выполнено несколько десятков расследований. Их большая часть завершена введением особых таможенных пошлин.

Накоплен пока может и не большой, но реальный опыт расследования и введения особых пошлин . Имеются многочисленные факты  недобросовестной конкуренции со стороны  зарубежных экспортеров. Сохраняются факты демпингового экспорта иностранных товаров, а значит, потребность в постоянной защите государством внутреннего рынка России от демпинговых поставок иностранных товаров, фактов недобросовестной конкуренции зарубежных продавцов. Имели место многочисленные случаи явной дискриминации российских товаров на рынках других стран.

Продолжается процесс широкомасштабного субсидирования западными государствами ряда своих отраслей и, в первую очередь, сельского хозяйства. Так, на субсидирование фермерских хозяйств в странах ОЭСР в середине 90-х годов ежегодно расходовалось примерно 160-180 млрд долл. Такие дотации составляли в Японии 46, в США - около 26 млрд долл. Наибольший уровень субсидирования (в цене реализации продукции сельского хозяйства) колебался от 82% (Швейцария) до 44% (Австрия). В России для сравнения он составлял тогда 8-9%, причем далее этот уровень устойчиво сокращался.4

По видам особых пошлин ситуация за 2001-2003 гг.  выглядела  следующим образом: временная антидемпинговая  применялась 1 раз, компенсационная - 1, специальная - в 17 случаях, антидемпинговая -1, временная специальная - 4 раза .(см. таблица 2.1.)

Особые пошлины  в рамках указанного периода (2001 - 2003 гг.) использовались для регулирования избыточного импорта только двух групп товаров: продовольствия и отдельных видов продукции черной металлургии. По  продукции  черной металлургии  временные  особые пошлины использовались Правительством РФ для ограничения импорта только из двух стран (Украина и Казахстан).

Удивляют и  масштабы использования антидемпинговых  пошлин. Временная их версия (на три месяца) была введена только в одном случае - для регулирования импорта проката плоского из Казахстана и Украины. Других случаев демпинговой торговли Комиссия Правительства РФ не обнаружила, включая их импорт из стран дальнего зарубежья. 
Представляется, что Правительство России должно активизировать применение компенсационных и антидемпинговых таможенных пошлин для регулирования избыточного импорта товаров в Россию. Тем более, что в большинстве случаев речь идет о ввозе продукции, которая может быть произведена в стране и успешно реализована на ее внутреннем рынке.

 

Таблица 2.1.

Применение особых пошлин в таможенной практике Российской Федерации за 2001-2003 гг.

Виды особых пошлин

Количество случаев

Наименования  товаров, подлежащих обложению особыми  таможенными пошлинами

1. Временная антидемпинговая

1

Прокат плоский  из Казахстана и Украины 1 (на 3 мес.)

2. Антидемпинговая

1

Плоский прокат из железа, легированной или нелегированной стали с цинковым либо алюминиево-цинковым покрытием.


 

Общее количество антидемпинговых мер в мире имеет  тенденцию к увеличению. Так, число открытых антидемпинговых расследований, предшествующих установлению соответствующих высоких пошлин, в 2001 г. в 24 странах охватило 139 товаров и достигло в общей сложности 348 против 156 в 1995 г В мире уже в середине 2000 г. действовало 112 антидемпинговых мер. Против российских товаров еще в 2002 г. применялись  антидемпинговые пошлины в 42 случаях. Кроме того, проводилось 21 антидемпинговое расследование, результатом также стало введение новых антидемпинговых пошлин.

В связи с  их применением экономика России понесла ощутимый ущерб были созданы  заметные трудности для успешной реализации ряда российских товаров на мировом рынке.

По данным совета безопасности Российской Федерации, уже к началу 2000 г. против российских экспортных товаров в различных государствах было предпринято 99 антидемпинговых и других ограничительных процедур. 
Это коснулось, в первую очередь, вывоза металлопроката, черных металлов, текстиля, азотных удобрений. В результате Россия ежегодно недополучала 1,5-2 млрд долл. экспортной выручки или не менее 45-60 млрд руб.5 

Именно на такую  сумму Российская Федерация могла  бы реализовать дополнительный объем отечественных товаров на различных страновых и континентальных секторах мирового рынка. А значит, именно на данную сумму можно было бы увеличивать прирост реального национального продукта России, ежегодно наращивая не только абсолютные, но и относительные параметры экономического роста нашей страны. 
 Рассмотрим  теперь использование особых  таможенных пошлин в 2004- 2006 годах .

Прежде чем оценивать интенсивность их применения Правительством  России следует учесть три  важных обстоятельства.

Во-первых, в марте 2004 г. правительство страны было отправлено в отставку Президентом РФ. Поэтому вполне естественно, что возник определенный перерыв в деятельности Правительства России, ряда профильных министерств и ведомств, связанных с введением особых таможенных пошлин.

Во-вторых, возникла необходимость переформирования Комиссии Правительства РФ по защитным мерам в области внешней торговли и таможенно-тарифной политики. Это, безусловно, повлияло на количество расследований которые выполнила Комиссия по вопросам введения именно особых таможенных пошлин.

В-третьих, следует  учесть и то обстоятельство, что  именно в 2004-2006 годах продолжались наиболее интенсивные переговоры России с другими странами по вопросам вступления нашей страны во Всемирную торговую. 

 

2.2. Последствия  введения антидемпинговых пошлин

 

Сложившаяся система антидемпинговых мер в международной торговле в большей степени наносит ущерб странам с нерыночной или переходной экономикой. Этому способствуют особенности законодательства промышленных стран, а также значительные издержки, связанные с подачей антидемпинговых исков и защитой против них. При существующем подходе поводом для подачи антидемпинговых исков могут стать краткосрочные колебания уровней цен двух торгующих стран, вызванные различием в деловых циклах, колебаниями обменных курсов валют или же различиями в уровне экономии масштаба производства.

Информация о работе Особенности применения антидемпинговых мер при импорте товаров