Особенности применения антидемпинговых мер при импорте товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 00:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение проблем применения антидемпинговых мер при импорте товаров.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
провести анализ инструментов внешнеторговой политики и особенностей их применения;
установить проблемные аспекты применения антидемпинговых пошлин в Таможенном Союзе;
оценить последствия применения антидемпинговых пошлин;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Антидемпинговые меры в системе таможенного регулирования внешнеторговой торговли………………………………………………………...5
Внешнеторговая политика государства…………………………………..5
Антидемпинговые меры в системе таможенного регулирования
внешнеторговой деятельности в рамках ГАТТ ВТО…………………………...8
Глава 2. Порядок введения антидемпинговых пошлин в Российской Федерации………………………………………………………………………..16
2.1. История применения антидемпинговой пошлины……………………...16
2.2. Последствия введения антидемпинговых пошлин………………………20
Глава 3. Практика применения антидемпинговых мер……………………...24
3.1. Особенности применения и перспективы развития антидемпинговых мер в Российской Федерации………………………..................................................24
Заключение……………………………………………………………………….38
Библиографический список……………………………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 643.79 Кб (Скачать файл)

Как показывает мировая практика, принятие решения о введении антидемпинговых пошлин может привести к снижению объемов импорта в среднем на 30-50%. Реальная угроза подачи иска вынуждает экспортеров проводить менее активные конкурентные действия на зарубежных рынках. Даже если в конечном итоге антидемпинговые пошлины введены не будут, указанные меры могут довольно быстро привести к снижению потока ввозимых товаров.

К примеру, ЕС в период с 1994-1997 гг. неоднократно приступало к антидемпинговым расследованиям импорта хлопковых изделий из Китая, Египта, Индии, Индонезии, Пакистана и Турции. В результате объемы импорта ЕС хлопчатобумажных тканей из этих стран снизились на 28%, а доля этих стран на рынке ЕС упала с 59% до 41%. В конечном итоге расследование было прекращено и введение антидемпинговых пошлин не потребовалось.

Россия занимает 4-е место в мире после Китая, Южной Кореи и Тайваня по числу возбуждаемых против нее антидемпинговых расследований. Это приводит не только к существенному сокращению объема экспорта товаров в страны-инициаторы расследования, но порой и к полному закрытию рынка данной страны для российских экспортеров. По данным Минэкономразвития РФ, против российских товаров сейчас установлено 110 защитных мер в 18 странах мира и ЕС. По оценкам специалистов, 90% защитных мер приходится на химическую отрасль, в первую очередь на производителей минеральных удобрений, и черную металлургию.

Дальнейшее развитие мировой торговли и ее либерализация привело к расширению антидемпинговой практики. Столкнувшись с необходимостью защищать так называемые «чувствительные» отрасли промышленности от увеличения объемов импорта или резкого падения цен, многие страны стали использовать антидемпинговые процедуры вместо защитных мер, поскольку применение последних в соответствии с положениями сопряжено с определенными трудностями. Таким образом, из инструмента, призванного оградить от недобросовестной конкуренции, антидемпинговые меры превратились в средство защиты национальных производителей от иностранной конкуренции. Об этом свидетельствует тот факт, что в конце 90-х гг. 95% всех антидемпинговых процедур имели защитные аспекты и только 5% были связаны с антиконкурентной практикой.

Введение антидемпинговых пошлин крупными развитыми странами серьезно препятствует развитию отраслей, выходящих на мировой рынок из развивающихся стран. Кроме того, недовольство потребителей вызывает то, что таким образом они лишаются возможности приобретать более дешевую импортную продукцию. Все вышеперечисленные факторы негативно влияют на состояние торгово-экономических отношений между странами и являются источником постоянных конфликтов. В связи с этим перед международными торговыми организациями встала задача по совершенствованию стандартов антидемпингового законодательства.

Введение антидемпинговых пошлин сильно ухудшает экономическое положение компании, против поставок которой они были установлены. Увеличение удельных издержек при продажах на зарубежном рынке сильно уменьшает прибыль экспортера, а то вовсе превращает внешнюю торговлю в убыточное занятие. Естественно, это побуждает предприятия искать пути для уклонения от выплат антидемпинговых пошлин.

Основными способами уклонения от уплаты антидемпинговых пошлин в ЕС и США являются сборочные операции. Ярким примером служит ситуация, сложившаяся середине 80-х годов, когда по инициативе США было возбуждено множество антидемпинговых дел в отношении японских производителей электроники (электрических печатных машинок, компьютерных принтеров, ксероксов). В ответ часть производителей создала предприятия для сборки этих же товаров в странах ЕС, используя по большей части японские детали. В результате многие компании уплачивали незначительные суммы или вообще не платили антидемпинговые пошлины.

Обман происходит, когда готовый товар подпадает под распоряжение о наложении антидемпинговых пошлин, а экспортер направляет компоненты товара в США или в третью страну для сборки в готовый товар. В первом случае экспортер утверждает, что компоненты, экспортированные в Соединенные Штаты, не являются товаром, подпадающим под антидемпинговое распоряжение. Во втором - что страна, из которой товар экспортирован в США, отличается от страны, на поставки товара из которой распространяется антидемпинговое распоряжение. Экспортер просто напросто переносит производство в другую страну, и поэтому продукция получает иной статус страны происхождения. Согласно, международному праву, применить установленные меры в этом случае уже невозможно.6

Возможны и другие способы уклонения, например, посредством так называемой доработки товара, с поставок которого взимается антидемпинговая пошлина. Правда, продукт должен быть изменен настолько, чтобы перейти под действие иной тарифной статьи либо приобрести какие-то дополнительные функции. На такой модифицированный товар антидемпинговая пошлина не налагается. В качестве простейшего примера можно привести переделка алюминиевого прута в проволоку, но, как показывает практика, такие случаи рассматриваются как обман антидемпинговых пошлин очень редко.

Разумеется, на международном уровне ведется работа по предотвращению подобного обмана. Существуют специальные требования к сборочным операциям, которые устанавливают лимит на использование импортных составляющих. Однако возникают серьезные трудности в отношении высокотехнологичных товаров связанные с техническими вопросами, такими как собственно само разделение на составляющие.

ГЛАВА 3. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ АНТИДЕМПИНГОВЫХ МЕР

 

 

3.1. Особенности применения и перспективы развития антидемпинговых мер в Российской федерации

 

Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО), и теперь меры поддержки национальных компаний должны соответствовать нормам и правилам данной организации. Антидемпинговые меры являются одним из способов защиты отечественных производителей. Изучение правил ВТО по данному вопросу, а также зарубежного опыта поможет Российской Федерации более широко использовать данный инструмент торговой политики.7

В курсовой работе рассматривается процедура проведения антидемпингового расследования, её основные этапы и их особенности. Анализ зарубежной практики показывает, что применения антидемпинговых мер позволяет успешно защищать интересы отечественных компаний, однако существует и ряд трудностей, с которыми сталкиваются производители при проведении расследований. Кроме того, важно не только бороться с недобросовестной конкуренцией, но и отстаивать права экспортеров, которые сталкиваются с антидемпинговыми мерами при выходе на внешние рынки. Россия пока не очень активно применяет антидемпинговые пошлины, однако наблюдается определенное развитие данного направления. В этой связи мировой опыт может пригодиться Российской Федерации при проведении и отстаивании национальных интересов в антидемпинговых расследованиях.

Защита национальных производителей является одной из основных задач в торговой политике стран мира. Несмотря на стремление мирового сообщества к либерализации торговли, все государства пытаются использовать те или иные протекционистские барьеры для поддержки своих компаний. Всемирная торговая организация (ВТО), объединяющая 157 стран-членов, с одной стороны, ограничивает возможность использования ими таких барьеров, с другой, представляет свод общих для всех стран-участниц правил применения защитных мер в случае их необходимости. 22 августа 2012 года Россия стала полноправным членом ВТО. Теперь торговая политика страны должна быть нацелена на либерализацию и проводиться в рамках соглашений данной организации. Однако это не означает, что российское правительство не сможет поддержать отечественных производителей в конкурентной борьбе с зарубежными компаниями. В этой связи анализ мировой практики применения антидемпинговых мер защиты национальных предприятий представляется весьма актуальным.

Все меры защиты, которые может применять страна, можно подразделить на две категории в зависимости от условий, в которых они вводятся. К первой относятся антидемпинговые и компенсационные меры, вводимые вследствие нарушения правил конкурентной борьбы зарубежными импортерами. Ко второй - защитные меры, вводимые для поддержки национального производителя в условиях нормальной конкуренции.8 Объектом данного исследования послужат антидемпинговые меры, которые наиболее часто применяются в мировой практике на ряду с выше обозначенными.9

Антидемпинговые пошлины вводятся странами с целью борьбы с недобросовестной конкуренцией, а именно демпингом. Теоретически демпинг представляет собой продажу на внешнем рынке товара по цене ниже существующей на идентичный продукт на внутреннем рынке. По определению ВТО, демпинг заключается в том, что товары одной страны поступают на рынок другой по цене, ниже нормальной. Согласно ст. 2 Соглашения ВТО по применению статьи VI ГАТТ 1994, нормальная цена – это сравнимая цена на аналогичный товар, когда последний предназначается для потребления в экспортирующей стране. В случае отсутствия или низкого объема продаж аналогичного товара на внутреннем рынке экспортирующей страны или в силу особой рыночной ситуации, под нормальной ценой понимается либо наивысшая сравнимая цена на аналогичный товар, предназначенный для экспорта в какую-нибудь третью страну, либо стоимость производства товаров в стране происхождения с добавлением в

умеренных размерах расходов по продаже и прибыли. Здесь стоит отметить, что, как показывает мировая практика, проводящий антидемпинговое расследование орган чаще всего рассматривает одновременно все три подхода определения нормальной цены.10

Помимо установления факта демпинга экспортирующей страной, для введения антидемпинговых мер необходимо выполнение следующих условий. Во-первых, демпинг должен наносить серьезный ущерб промышленности импортирующей страны, или представлять угрозу такого ущерба, или препятствовать созданию соответствующей отрасли в стране. Во-вторых, объем демпинговых поставок должен составлять не менее 3% объема импорта. И, кроме того, демпинговая маржа (разница между существующей и нормальной ценами) должна быть больше, чем 2% от нормальной цены. Только при доказательстве всех выше приведенных условий страна-член ВТО имеет права ввести антидемпинговую пошлину, не превышающую демпинговую маржу для данного товара.

Антидемпинговое расследование начинается в результате подачи отечественной отраслью жалобы, в которой содержатся доказательства того, что предприятия-члены ВТО продают свои товары на экспорт в данную страну по демпинговым ценам. Таким образом, инициирование расследования лежит на плечах отечественных компаний. И здесь возникает ряд проблем, с которыми сталкиваются компании при подаче жалобы. Во-

первых, представителям бизнеса необходимо предоставить всеобъемлющие данные и детальную информацию о товаре, его физических свойствах и технических параметрах, известных мировых производителях, известных импортерах товара в страну расследования, объеме импорта данного товара из страны демпинга, средних ценах продаж товара из страны демпинга, а также производственных мощностях предприятий в стране демпинга. Данный начальный этап проведения расследования играет ключевую роль, так как от того, насколько грамотно составлена жалоба зависит исход расследования. Однако подготовка жалобы, а также сама процедура расследования представляет собой достаточно трудоемкий процесс для компаний, поэтому ряд предприятий не инициируют разбирательство в национальном правительстве в связи с нехваткой необходимых человеческих и финансовых ресурсов.

Кроме того, жалоба должна подаваться от производителей товара, представляющих отечественную отрасль. Согласно Ст. 4 Соглашения ВТО по применению статьи VI ГАТТ 1994, отечественная отрасль представляет собой всех производителей аналогичных товаров или тех из них, чье совокупное производство данных товаров составляет основную часть всего отечественного производства этих товаров. При этом есть ряд исключений, а именно: производители, которые связаны с экспортерами или импортерами

или сами являются импортерами товара, не относятся к отечественной отрасли. Более того, в исключительных обстоятельствах территория страны-члена для данного производства может быть разделена на два и более конкурирующих рынка, и производители внутри каждого рынка могут рассматриваться как отдельная отрасль.

Во многих странах мира при проведении антидемпингового расследования под отечественной отраслью понимается совокупность предприятий, на долю которых приходится более 25% национального производства аналогичного товара. При этом в ряде государств (например, США, Бразилии, Индии) существует дополнительное условие: доля таких предприятий должна составлять более 50% общего объема производства аналогичного товара, произведенного национальными компаниями, которые либо поддерживают, либо выступают против проведения антидемпингового расследования.

Принимая во внимания данные подходы к определению отечественной отрасли, становится очевидным, что в отдельных секторах экономики производителям потребуется кооперироваться для подачи жалобы на проведение антидемпингового расследования. Более того, объединение усилий различных компаний отрасли поможет сократить расходы на участие в расследовании, а также избежать фритредерства. Поэтому во многих государствах жалобы подаются от лица ассоциаций производителей аналогичного товара.

Что касается российской практики, то, по Соглашению о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 г. Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан (с внесенными в него изменениями и дополнениями Протоколом от 18 октября 2011 г.), к отечественной отрасли относятся все производители аналогичного товара, доля которых в общем объеме производства в странах-членах Таможенного союза составляет не менее 25%. Таким образом, рассматривается весь рынок Таможенного союза при определении отечественной отрасли. Это может вызвать определенные трудности для российских компаний, чья доля на рынке РФ более 25%, но на территории всего Таможенного союза не столь значительна.11

Итак, жалоба подается в компетентный орган, который, если посчитает, что приведенных отечественной отраслью доказательств достаточно, откроет антидемпинговое расследование. Он также должен известить ВТО о начале расследования. Для российских предприятий с 7 марта 2012 года таким институтом выступает Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии.

Информация о работе Особенности применения антидемпинговых мер при импорте товаров