Особенности таможенного регулирования перемещения продукции нефтегазового комплекса РФ (нефть)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является - изучение особенностей таможенного регулирования перемещения продукции нефтяного комплекса.
Задачи курсовой работы:
• Рассмотреть основы таможенного регулирования Таможенного союза;
• Раскрыть понятие продукции нефтяного комплекса;
• Рассмотреть правовую основу перемещения продукции нефтяного комплекса;
• Изучить порядок таможенного оформление и таможенного контроля нефти;
• Проанализировать внешнюю торговлю нефти в период с 2008 по 2011 год;
• Выявить правонарушения, связанные с перемещением нефтяной продукции;

Содержание

Введение 1
Глава 1. Организация таможенного регулирования 1
1.1 Основы таможенного регулирования в ТС 2
1.2 Понятие продукции НК 2
1.3 Правовая основа перемещения продукции НК 2
Глава 2. Анализ статистики перемещения нефти через таможенную границу 4
2.1 Порядок таможенного оформления и таможенного контроля нефти 2
2.2 Анализ внешней торговли (перемещение нефти 2008-2011г.) 2
2.3 Правонарушения, связанные с перемещением продукции нефти 2
Глава 3. Проблемы и перспективы экспорта нефти 4
Заключение 1
Список использованной литературы 1

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_OTK.docx

— 46.42 Кб (Скачать файл)

Главные страны-импортеры  российской нефти – Великобритания, Франция, Италия, Германия и Испания, но не США. Экспорт в США сдерживает то, что издержки транспортировки российской нефти в эту страну значительно выше, чем у ближневосточных производителей.

Так, экспорт нефти в  западном направлении осуществляется по 2500-мильному трубопроводу «Дружба», с пропускной способностью 60 млн т. в год.

Данный трубопровод берет  свое начало на юге России, вблизи Казахстана. Нефть в него поступает из месторождений  Урала и Каспийского моря. Нефтепровод пересекает Белоруссию и делится на северную и южную ветви у города Мозырь. Северная ветвь проходит через Белоруссию и Польшу в Германию. Южная пересекает северную Украину и проходит через Венгрию и Словакию, заканчиваясь в Чехии. Транспортная производительность участка трубопровода «Дружба», проходящего через Словакию, составляет 20 млн тонн нефти в год.

Северная магистраль сейчас загружена полностью, в то время  как южная имеет запас пропускной способности, и поэтому Россия стремится  увеличить ее мощность, соединив южную  ветвь «Дружбы» с трубопроводом  «Адрия».

Транспортные затраты  компаний-грузоотправителей по маршрутам  БТС на 3-4 долл. США за 1 тонну ниже, чем затраты по маршруту через  Вентспилс (Латвия). Услуги транзитных государств, таких как Латвия, Литва, Эстония и Финляндия, обходились России более чем в миллиард долларов в год. Данное обстоятельство хоть и  выступает в пользу Приморского  порта, однако имеет и недостаток, по причине наличия ограничений  по размерам для танкеров, входящих в порт.

Следует отметить, что выход  Балтийской системы трубопроводов  на порты Мурманска или Индиги позволит России экспортировать на американский рынок до 1,6-2,4 млн баррелей нефти в сутки, транспортировка которой займет всего 9 суток, что значительно быстрее, чем транспортировка нефти из Ближнего Востока или Африки. Однако дальность Мурманска от основных месторождений и замерзание порта Индиги в зимние месяцы являются негативными факторами в осуществлении данных проектов.

Крупным экспортным портом России является Новороссийск, через  который проходит основной поток  экспорта российской нефти. Нефть сюда доставляется посредством нефтепровода Самара-Тихорецк-Новороссийск, сюда же поступает нефть из Баку и Махачкалы. После увеличения до 15 млн т нефти в год пропускной способности нефтепровода Атырау – Самара возросла привлекательность данного маршрута для Казахстана. Отсюда нефть через Черное море перевозится в Средиземное и на Азиатские рынки. Однако транспортировка нефти в данном направлении ограничена ввиду того, что танкеры вынуждены пересекать мелководный и перегруженный пролив Босфора. Вследствие этого Турция наложила ограничения на прохождение через пролив танкеров из соображения безопасности и охраны окружающей среды. Этим самым снижается эффективность перевозок из Новороссийска.

В настоящее время мощности «Транснефти» позволяют поставлять в страны дальнего зарубежья до 226 млн тонн сырья, в том числе в Северо-Западном направлении 78 млн тонн, Западном – 66 млн тонн, Черноморском – 67 млн тонн. Дальнейшее развитие двух первых направлений, которые ставят Россию в транзитную зависимость от сопредельных стран, не предусматривается.

В то же время планируется  увеличить экспорт нефти через  черноморские порты. Для этого Россия намерена решить проблемы ограничения  прохода турецких проливов посредством  строительства нефтепровода Бургас-Александруполис. Для реализации проекта по прокладке трубопровода из Болгарии в Грецию был учрежден трубопроводный консорциум Бургас-Александруполис такими компаниями, как «Транснефть», «Роснефть» и «Газпромнефть». Доля «Транснефти» в новом консорциуме составит 33,34%, «Роснефти» и «Газпромнефти» - по 33,3%. Ожидается, что по трубопроводу, протяженность которого составит 279 км, на первом этапе объем прокачки нефти будет составлять от 15 до 23 млн т в год с последующим расширением его до 35 млн т в год.

Помимо этого, в будущем, по мере увеличения объемов экспорта нефти, в качестве резервного варианта рассматривается вывоз нефти  из черноморского бассейна по существующему  нефтепроводу Одесса-Броды или по проектируемому нефтепроводу Самсун-Джейхан (Турция).

 

Рост добычи нефти, а, следовательно, и ее экспорта (по данным специалистов, увеличение экспорта может достигнуть 300 млн т нефти в год) указывает на то, что нынешние возможности трубопроводов для экспорта российской нефти на западные рынки могут оказаться недостаточными.

Если к этому добавить еще и политические риски, с которыми может столкнуться тот или  иной маршрут, как это и было ранее, а также все расширяющиеся  объемы экспорта нефти таких стран, как Азербайджан, Казахстан и  Туркменистан, частично использующие инфраструктуру России для выхода на западные рынки, то можно с уверенностью сказать, что уже сегодня Россия должна задуматься над альтернативными  маршрутами для экспорта нефти в западном направлении. Этому может способствовать увеличение возможностей ныне действующих путей экспорта нефти, восстановление прокачки нефти через транзитные страны, в данном случае в Балтийском направлении, и использование наличествующих в регионе альтернативных путей для выхода на рынки, главным образом, нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан.

 

 

Перспективы развития экспорта нефти( прогноз 2009г. -2030 г.)

Россия еще долго останется  преимущественно сырьевой державой. Согласно стратегии развития нефтяной отрасли до 2020 года, которую готовит  Минэнерго, экспорт российской нефти начнет снижаться только к 2025 году. А вот вывоз нефтепродуктов планируется сокращать уже со следующего года за счет увеличения внутреннего потребления. Планы нефтяных компаний расходятся с намерениями чиновников.

В Минэнерго весьма оптимистично оценивают  перспективы развития российской экономики. Потребление нефтепродуктов на внутреннем рынке, которое в прошлом году упало на 5,1%, в этом году должно увеличиться  на 0,9%, до 112,1 млн т, в 2015 году — до 130,5 млн т, в 2030 году — до 216,6 млн. Об этом говорится в стратегии развития нефтяной отрасли до 2020 года, которую готовит Минэнерго (копия есть в распоряжении РБК daily).

Стратегия подразумевает ускорение  роста спроса на нефтепродукты на 3,1% в течение ближайших пяти лет, говорит ведущий экономист московского  отделения UBS Клеменс Графе. Учитывая, что за десятилетие до кризиса потребление нефти в России в среднем выросло на 0,9%, такая оценка выглядит весьма смелой. Для этого должно непропорционально расшириться энергоемкое производство, в частности нефтехимическая промышленность. Однако согласно стратегии объем переработки нефти в ближайшие пять лет останется практически на уровне прошлого года — 235,1 млн т нефти.

Исходя из объемов спроса рост ВВП  в этом году должен составить порядка 1,8%, сейчас Минэкономразвития прогнозирует около 3%, говорит главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков. Чтобы потребление нефтепродуктов удвоилось к 2030 году, ВВП в реальном выражении должен ежегодно увеличиваться более чем на 5%, и в итоге к 2030 году он вырастет втрое относительно 2008 года. Это примерно соответствует ожиданиям МЭР. В соответствии с инновационным сценарием, который является целевым для экономической политики, с 2008 года рост ВВП должен составлять около 6,5% в год, говорится в проекте «Концепции-2020». В 2016—2020 годах рост может замедлиться до 4,4—5,6%, в 2020—2030 годах — до 3,8—4%.

По прогнозам PricewaterhouseCoopers (PwC), Россия будет увеличивать ВВП и к 2030 году может занять шестое место по этому показателю в общемировом рейтинге. Если прогнозы Минэнерго оправдаются, то по темпам роста российская экономика существенно обгонит немецкую. По мнению PwC, в последующие 10—20 лет ВВП Германии будет расти в среднем менее чем на 2% в год.

В соответствии с нефтяной стратегией за счет развития внутрироссийского спроса начнет сокращаться экспорт. Поставки нефтепродуктов на внешние рынки должны снизиться с 121,5 млн т в 2010 году до 80,4 млн т к 2030 году. Однако говорить о существенном снижении сырьевой зависимости экономики можно только к 2025 году. В ближайшие годы экспорт нефти продолжит расти с 250,4 млн т в 2010 году до 260,1 млн т в 2013 году, затем он останется практически стабильным до 2020 года, после чего пойдет на убыль. В 2030 году Россия должна вывозить 224,7 млн т нефти. Ранее МЭР заявляло, что страна перестанет быть сырьевой державой к 2020 году.

Пока сырьевая зависимость только растет, говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Страна вкладывает миллиарды долларов в новые газо- и нефтепроводы, и их нужно будет заполнять. Чтобы добиться снижения зависимости от экспорта нефтепродуктов даже к 2025 году, государству нужно приложить немало усилий, отмечает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. Необходимо развивать транспортную и финансовую инфраструктуру, рынок кредитования. Нужно не вливать деньги, как раньше, непосредственно в предприятия, как, к примеру, это делалось с АвтоВАЗом, а поддерживать спрос. При этом экономика должна развиваться инновационно, в противном случае при сокращении экспорта сырья бюджет попросту останется пустым.

Нефтяные компании не разделяют  планов чиновников. В ЛУКОЙЛе пояснили, что согласно программе развития до 2019 года компания намерена снизить экспорт нефти к этому году на 20% и увеличить продажи нефтепродуктов как за рубеж (на 14%), так и внутри страны. Пресс-секретарь «Роснефти» Николай Манвелов отметил, что компания собирается довести объем нефтепереработки как минимум до половины добываемой нефти, поэтому нацелена на увеличение глубины переработки и объемов экспорта топлива. «Это гораздо выгоднее и создает дополнительную добавленную стоимость», — сказал он.

«Нефтяная стратегия — довольно противоречивый документ, а состояние  нефтяного рынка, его перспективы  меняются довольно существенно», —  считает председатель совета директоров ЛУКОЙЛа Валерий Грайфер, который участвовал в подготовке стратегии развития ТЭК до 2030 года. Примером может служить то, как изменилась ситуация с использованием газа в США: страна из импортера готова превратиться в экспортера. Поэтому очень трудно прогнозировать развитие рынка больше чем на два-три года вперед.

 

 


Информация о работе Особенности таможенного регулирования перемещения продукции нефтегазового комплекса РФ (нефть)