Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 14:16, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является - изучение особенностей таможенного регулирования перемещения продукции нефтяного комплекса.
Задачи курсовой работы:
• Рассмотреть основы таможенного регулирования Таможенного союза;
• Раскрыть понятие продукции нефтяного комплекса;
• Рассмотреть правовую основу перемещения продукции нефтяного комплекса;
• Изучить порядок таможенного оформление и таможенного контроля нефти;
• Проанализировать внешнюю торговлю нефти в период с 2008 по 2011 год;
• Выявить правонарушения, связанные с перемещением нефтяной продукции;
Введение 1
Глава 1. Организация таможенного регулирования 1
1.1 Основы таможенного регулирования в ТС 2
1.2 Понятие продукции НК 2
1.3 Правовая основа перемещения продукции НК 2
Глава 2. Анализ статистики перемещения нефти через таможенную границу 4
2.1 Порядок таможенного оформления и таможенного контроля нефти 2
2.2 Анализ внешней торговли (перемещение нефти 2008-2011г.) 2
2.3 Правонарушения, связанные с перемещением продукции нефти 2
Глава 3. Проблемы и перспективы экспорта нефти 4
Заключение 1
Список использованной литературы 1
Главные страны-импортеры российской нефти – Великобритания, Франция, Италия, Германия и Испания, но не США. Экспорт в США сдерживает то, что издержки транспортировки российской нефти в эту страну значительно выше, чем у ближневосточных производителей.
Так, экспорт нефти в западном направлении осуществляется по 2500-мильному трубопроводу «Дружба», с пропускной способностью 60 млн т. в год.
Данный трубопровод берет свое начало на юге России, вблизи Казахстана. Нефть в него поступает из месторождений Урала и Каспийского моря. Нефтепровод пересекает Белоруссию и делится на северную и южную ветви у города Мозырь. Северная ветвь проходит через Белоруссию и Польшу в Германию. Южная пересекает северную Украину и проходит через Венгрию и Словакию, заканчиваясь в Чехии. Транспортная производительность участка трубопровода «Дружба», проходящего через Словакию, составляет 20 млн тонн нефти в год.
Северная магистраль сейчас
загружена полностью, в то время
как южная имеет запас
Транспортные затраты компаний-грузоотправителей по маршрутам БТС на 3-4 долл. США за 1 тонну ниже, чем затраты по маршруту через Вентспилс (Латвия). Услуги транзитных государств, таких как Латвия, Литва, Эстония и Финляндия, обходились России более чем в миллиард долларов в год. Данное обстоятельство хоть и выступает в пользу Приморского порта, однако имеет и недостаток, по причине наличия ограничений по размерам для танкеров, входящих в порт.
Следует отметить, что выход Балтийской системы трубопроводов на порты Мурманска или Индиги позволит России экспортировать на американский рынок до 1,6-2,4 млн баррелей нефти в сутки, транспортировка которой займет всего 9 суток, что значительно быстрее, чем транспортировка нефти из Ближнего Востока или Африки. Однако дальность Мурманска от основных месторождений и замерзание порта Индиги в зимние месяцы являются негативными факторами в осуществлении данных проектов.
Крупным экспортным портом России является Новороссийск, через который проходит основной поток экспорта российской нефти. Нефть сюда доставляется посредством нефтепровода Самара-Тихорецк-Новороссийск, сюда же поступает нефть из Баку и Махачкалы. После увеличения до 15 млн т нефти в год пропускной способности нефтепровода Атырау – Самара возросла привлекательность данного маршрута для Казахстана. Отсюда нефть через Черное море перевозится в Средиземное и на Азиатские рынки. Однако транспортировка нефти в данном направлении ограничена ввиду того, что танкеры вынуждены пересекать мелководный и перегруженный пролив Босфора. Вследствие этого Турция наложила ограничения на прохождение через пролив танкеров из соображения безопасности и охраны окружающей среды. Этим самым снижается эффективность перевозок из Новороссийска.
В настоящее время мощности «Транснефти» позволяют поставлять в страны дальнего зарубежья до 226 млн тонн сырья, в том числе в Северо-Западном направлении 78 млн тонн, Западном – 66 млн тонн, Черноморском – 67 млн тонн. Дальнейшее развитие двух первых направлений, которые ставят Россию в транзитную зависимость от сопредельных стран, не предусматривается.
В то же время планируется увеличить экспорт нефти через черноморские порты. Для этого Россия намерена решить проблемы ограничения прохода турецких проливов посредством строительства нефтепровода Бургас-Александруполис. Для реализации проекта по прокладке трубопровода из Болгарии в Грецию был учрежден трубопроводный консорциум Бургас-Александруполис такими компаниями, как «Транснефть», «Роснефть» и «Газпромнефть». Доля «Транснефти» в новом консорциуме составит 33,34%, «Роснефти» и «Газпромнефти» - по 33,3%. Ожидается, что по трубопроводу, протяженность которого составит 279 км, на первом этапе объем прокачки нефти будет составлять от 15 до 23 млн т в год с последующим расширением его до 35 млн т в год.
Помимо этого, в будущем, по мере увеличения объемов экспорта нефти, в качестве резервного варианта рассматривается вывоз нефти из черноморского бассейна по существующему нефтепроводу Одесса-Броды или по проектируемому нефтепроводу Самсун-Джейхан (Турция).
Рост добычи нефти, а, следовательно, и ее экспорта (по данным специалистов, увеличение экспорта может достигнуть 300 млн т нефти в год) указывает на то, что нынешние возможности трубопроводов для экспорта российской нефти на западные рынки могут оказаться недостаточными.
Если к этому добавить еще и политические риски, с которыми может столкнуться тот или иной маршрут, как это и было ранее, а также все расширяющиеся объемы экспорта нефти таких стран, как Азербайджан, Казахстан и Туркменистан, частично использующие инфраструктуру России для выхода на западные рынки, то можно с уверенностью сказать, что уже сегодня Россия должна задуматься над альтернативными маршрутами для экспорта нефти в западном направлении. Этому может способствовать увеличение возможностей ныне действующих путей экспорта нефти, восстановление прокачки нефти через транзитные страны, в данном случае в Балтийском направлении, и использование наличествующих в регионе альтернативных путей для выхода на рынки, главным образом, нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан.
Перспективы развития экспорта нефти( прогноз 2009г. -2030 г.)
Россия еще долго останется преимущественно сырьевой державой. Согласно стратегии развития нефтяной отрасли до 2020 года, которую готовит Минэнерго, экспорт российской нефти начнет снижаться только к 2025 году. А вот вывоз нефтепродуктов планируется сокращать уже со следующего года за счет увеличения внутреннего потребления. Планы нефтяных компаний расходятся с намерениями чиновников.
В Минэнерго весьма оптимистично оценивают перспективы развития российской экономики. Потребление нефтепродуктов на внутреннем рынке, которое в прошлом году упало на 5,1%, в этом году должно увеличиться на 0,9%, до 112,1 млн т, в 2015 году — до 130,5 млн т, в 2030 году — до 216,6 млн. Об этом говорится в стратегии развития нефтяной отрасли до 2020 года, которую готовит Минэнерго (копия есть в распоряжении РБК daily).
Стратегия подразумевает ускорение
роста спроса на нефтепродукты на
3,1% в течение ближайших пяти лет,
говорит ведущий экономист
Исходя из объемов спроса рост ВВП в этом году должен составить порядка 1,8%, сейчас Минэкономразвития прогнозирует около 3%, говорит главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков. Чтобы потребление нефтепродуктов удвоилось к 2030 году, ВВП в реальном выражении должен ежегодно увеличиваться более чем на 5%, и в итоге к 2030 году он вырастет втрое относительно 2008 года. Это примерно соответствует ожиданиям МЭР. В соответствии с инновационным сценарием, который является целевым для экономической политики, с 2008 года рост ВВП должен составлять около 6,5% в год, говорится в проекте «Концепции-2020». В 2016—2020 годах рост может замедлиться до 4,4—5,6%, в 2020—2030 годах — до 3,8—4%.
По прогнозам
В соответствии с нефтяной стратегией за счет развития внутрироссийского спроса начнет сокращаться экспорт. Поставки нефтепродуктов на внешние рынки должны снизиться с 121,5 млн т в 2010 году до 80,4 млн т к 2030 году. Однако говорить о существенном снижении сырьевой зависимости экономики можно только к 2025 году. В ближайшие годы экспорт нефти продолжит расти с 250,4 млн т в 2010 году до 260,1 млн т в 2013 году, затем он останется практически стабильным до 2020 года, после чего пойдет на убыль. В 2030 году Россия должна вывозить 224,7 млн т нефти. Ранее МЭР заявляло, что страна перестанет быть сырьевой державой к 2020 году.
Пока сырьевая зависимость только
растет, говорит директор департамента
стратегического анализа
Нефтяные компании не разделяют планов чиновников. В ЛУКОЙЛе пояснили, что согласно программе развития до 2019 года компания намерена снизить экспорт нефти к этому году на 20% и увеличить продажи нефтепродуктов как за рубеж (на 14%), так и внутри страны. Пресс-секретарь «Роснефти» Николай Манвелов отметил, что компания собирается довести объем нефтепереработки как минимум до половины добываемой нефти, поэтому нацелена на увеличение глубины переработки и объемов экспорта топлива. «Это гораздо выгоднее и создает дополнительную добавленную стоимость», — сказал он.
«Нефтяная стратегия — довольно противоречивый документ, а состояние нефтяного рынка, его перспективы меняются довольно существенно», — считает председатель совета директоров ЛУКОЙЛа Валерий Грайфер, который участвовал в подготовке стратегии развития ТЭК до 2030 года. Примером может служить то, как изменилась ситуация с использованием газа в США: страна из импортера готова превратиться в экспортера. Поэтому очень трудно прогнозировать развитие рынка больше чем на два-три года вперед.