Переработка вне таможенной территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы заключается в необходимости более подробного исследования особенностей применения таможенных платежей в таможенной процедуре переработки, так как таможенная процедура переработки является одной из основных элементов стимулирования развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечения условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.
Целью данной работы является исследование особенности применения таможенных платежей в таможенной процедуре переработки вне таможенной территории.

Вложенные файлы: 1 файл

переработка вне там территории.docx

— 66.21 Кб (Скачать файл)

Перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза производится в соответствии с заявленными таможенными процедурами. Понятие «таможенная процедура» служит для обозначения специальной системы мероприятий и совокупности методов, которые обеспечивают комплексное применение способов таможенного регулирования, с помощью которого осуществляется государственное воздействие на развитие внешнеэкономических отношений.

Таможенная процедура является одной из основных категорий таможенного законодательства ТС. С ее помощью определяется:

а) конкретный порядок перемещения товара через границу в зависимости от его предназначения;

б) условия его нахождения и допустимое использование на/вне таможенной территории;

в) в иных случаях также требования к данному товару, правовому статусу лица, перемещающего товар через границу.

По поводу непосредственно определения таможенной процедуры существует мнение, что содержащееся в ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза понятие «таможенная процедура» является не очень удачным, не полным и сложным для понимания. В п. 26 ст. 4 ТК ТС дано лишь понятие «таможенная процедура», которое необходимо учитывать при чтении закона, само же определение таможенной процедуры как правового явления приходится искать в различных статьях ТК ТС.

Понятие «таможенная процедура» следует понимать в двух смыслах: широком и узком. В узком смысле понятие «таможенная процедура» определяется ТК ТС, как совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами. В широком смысле - это нормативная система, ориентированная на достижение правового результата, и состоящая из последовательно сменяющихся таможенных операций, построенная на динамически развивающихся правовых отношениях, при помощи, которой субъекты внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) смогут реализовать свои права и обязанности в таможенной сфере.

Выделяют отличительные, существенные признаки:

условия нахождения товара и возможность его использования в тех или иных целях на (вне) таможенной территории. Сюда же относим право перемещающего товар лица, осуществлять в отношении его правомочия владения, пользования и распоряжения;

субъектом, самостоятельно, по своему усмотрению, выбирающим и заявляющим по установленной форме и в установленные сроки таможенному органу таможенную процедуру, является декларант (лицо, перемещающее товары или таможенный брокер), при этом таможенный орган проверяет и подтверждает возможность (на предварительном этапе согласования) и законность (на этапе выпуска товара после декларирования) такого выбора;

выпуск товара в соответствии с определенной таможенной процедурой, влечет для таможенного органа и декларанта определенные права и обязанности (для декларанта - это пользоваться льготами и соблюдать ограничения);

неисполнение декларантом налагаемых на него условиями процедуры обязанностей, является нарушением таможенных правил и влечет ответственность по ТК ТС;

Таким образом, таможенная процедура - это совокупность таможенных операций, определяющая условия и возможность использования товара на (вне) таможенной территории РФ, которая устанавливается путем заявления таможенному органу по определенной форме правомочным лицом (декларантом) грузовой таможенной декларации (ГТД).

Правомерность заявленных в ГТД условий подтверждается таможенным органом путем проставления специфических отметок. При этом правомочное лицо приобретает право воспользоваться предоставляемой таможенной процедурой льготами и обязанность нести (под угрозой наказания) налагаемые таможенной процедурой ограничения.

Из изложенного следует вывод, что данное в п. 26 ст. 4 ТК ТС определение таможенной процедуры довольно размыто, реальное содержание данного правового института гораздо шире и глубже. На практике, это может приводить к смешению с другими понятиями таможенного права, но лишь в том случае, когда юристы пытаются вырывать указанное определение из общего смысла закона, забывая о комплексном системном толковании.

Содержание таможенной процедуры включает:

направление перемещения через таможенную границу;

цель перемещения;

статус товаров;

условия помещения товаров в таможенную процедуру;

порядок применения ограничений, установленных законодательством о регулировании ВЭД;

порядок применения таможенных пошлин и налогов;

другие требования и условия, предусмотренные ТК ТС.

Отдельные таможенные процедуры определяют порядок исчисления таможенных пошлин и налогов, особенности их уплаты и устанавливают льготы по уплате таможенных пошлин и налогов, их виды, условия и порядок предоставления.

В ТК ТС законодатель устанавливает таможенные процедуры, не разделяя их на виды, как в ТК РФ:

. выпуск для внутреннего  потребления;

. экспорт;

. таможенный транзит;

. таможенный склад;

. переработка на таможенной  территории;

. переработка вне таможенной  территории;

. переработка для внутреннего  потребления;

. временный ввоз (допуск);

. временный вывоз;

. реимпорт;

. реэкспорт;

. беспошлинная торговля;

. уничтожение;

. отказ в пользу государства;

. свободная таможенная  зона;

. свободный склад;

. специальная таможенная  процедура.

Слова «специальная таможенная процедура» предусматривают право Правительства РФ и Федеральной таможенной службы РФ в пределах своей компетенции и впредь до принятия соответствующих законодательных актов Комиссии ТС определять особенности правового регулирования таможенных процедур, а также устанавливать таможенные процедуры, не предусмотренные ТК ТС.

Вне зависимости от заявленной таможенной процедуры лица обязаны:

) соблюдать запреты и  ограничения, не носящие экономический  характер и установленные в  соответствии с законодательством  РФ о государственном регулировании  ВЭД;

) подтверждать соблюдение  условий помещения товаров под  заявленную процедуру требования  законодательства ТС, установленные  в целях валютного контроля. Днем  помещения товаров под таможенную  процедуру считается день выпуска  товаров таможенным органом.

 

1.3 Принципы таможенных  процедур

 

Принципы таможенных процедур можно определить как исходные положения, которые характеризуют сущность института таможенных процедур и его внутреннее построение, а также определяют процесс применения таможенных процедур. Помимо общеправовых принципов и отраслевых принципов таможенного права, которые «налагаются» на институт таможенных процедур и имеют основополагающее значение для их правового регулирования, следует также выделить институционные (специальные) принципы, на основе которых создаются и реализуются нормы, составляющие только институт таможенных процедур. Институционные принципы являются специальными не только по отношению к общеправовым, но и по отношению к отраслевым принципам таможенного права. Они находят свое закрепление преимущественно в ТК ТС, определяющем правовые, экономические и организационные основы таможенного дела, могут быть прямо закреплены в конкретных статьях либо вытекать из их содержания.

Рассмотрим эти принципы в порядке их реализации.

Первый принцип можно обозначить как принцип обязательности таможенной процедуры. Он содержится в статье 203 ТК ТС и выражается в том, что ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под одну из таможенных процедур, предусмотренных ТК ТС, и соблюдать эту таможенную процедуру.

Представляется, что такое требование обусловлено в первую очередь необходимостью придания перемещаемым товарам и транспортным средствам определенного статуса с целью недопущения их хаотичного ввоза и вывоза, а также с целью обеспечения возможности осуществления таможенного контроля. Кроме того, применение таможенных процедур дает возможность, в зависимости от цели и срока ввоза или вывоза товаров, а также иных обстоятельств, применять к ним различные инструменты правового регулирования. Что позволяет более полно учитывать потребности и интересы участников ВЭД и в конечном итоге способствует развитию внешнеторгового обмена, а также иных форм деятельности, непосредственно связанных с международной торговлей.

Второй принцип заключается в том, что товары быть помещены только под те таможенные процедуры, которые установлены непосредственно ТК ТС или в определенном им порядке. Хочу напомнить, что статья 202 ТК ТС предусматривает право Правительства РФ и ФТС России впредь до принятия соответствующих законодательных актов определять особенности правового регулирования таможенных процедур, а также устанавливать новые таможенные процедуры. Таким образом, лица, перемещающие товары и транспортные средства, не могут самостоятельно определять правила, в соответствии с которыми товар будет находиться на территории Таможенного союза или за ее пределами: им предоставлено только право выбора из действующего «набора» таможенных процедур наиболее подходящего для себя.

Из третьего принципа следует, что лицо вправе в любое время выбрать любую таможенную процедуру или изменить её на другую независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами по таможенному делу (принцип свободы выбора и изменения таможенной процедуры). Следует различать понятия «выбор» и «изменение» таможенной процедуры.

Выбор таможенной процедуры допустим в случае, когда товар еще не приобрел статуса для таможенных целей. Право выбора таможенной процедуры реализуется лицом, например, при ввозе товаров на таможенную территорию ТС или при их вывозе с этой территории.

Изменение же одной таможенной процедуры на другую возможно только в период действия процедуры. Как правило, изменение таможенной процедуры обусловливается изменением намерений лица относительно товара, перемещенного через таможенную границу Таможенного союза, либо истечением срока действия избранной таможенной процедуры. Так, товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного склада, могут быть выпущены для свободного обращения при заключении договора купли - продажи или вывезены обратно в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта, если лицо больше не заинтересовано в их представлении на рынке Таможенного союза. Согласно статье 281 ТК ТС, не вывезенные временно ввезенные товары не позднее дня истечения установленных сроков должны быть заявлены к иной таможенной процедуре. Реализация лицом права изменения таможенной процедуры сопряжена с реализацией его права на выбор таможенной процедуры.

Право на свободу выбора и изменения таможенной процедуры не является абсолютным и может быть ограничено положениями нормативных правовых актов по таможенному делу.

Во-первых, некоторые товары могут быть помещены только под определенные таможенные процедуры. Вместе с тем, нельзя считать верным утверждение, что лицо, перемещающее товары через таможенную границу ТС, вынуждено выбирать таможенную процедуру в том смысле, что переработка иностранных товаров на таможенной территории возможна лишь по процедуре переработки, а хранение товаров возможно только при использовании процедуры таможенного склада. Напротив, лицо может поместить предполагаемый к переработке или складированию товар под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, уплатив при этом причитающиеся таможенные платежи, однако намеренно помещает его под таможенную процедуру переработки или таможенного склада, поскольку заинтересовано в получении льгот по таможенным платежам. В данном случае имеет место реализация права свободного выбора таможенной процедуры, а не ее ограничения.

Во-вторых, некоторые товары не могут быть помещены под определенные таможенные процедуры. Перечень «запрещенных товаров» предусмотрен правовой регламентацией большинства таможенных процедур. Так, не допускается использование таможенной процедуры уничтожения в отношении товаров, являющихся радиоактивными или опасными отходами, а также товаров, являющихся культурными ценностями, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, свобода выбора таможенной процедуры и изменения ее на другую, может быть ограничена таким обстоятельством, как изменение статуса товара. Покажу это на примере. Обязанность оформить товар в таможенном отношении, а также обязанность соблюдения положений таможенных процедур, установленных таможенным законодательством, обеспечиваются возможностью применения мер юридической ответственности. В частности, статья 16.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает ответственность за не декларирование товаров, перемещенных через таможенную границу Российской Федерации. Несоблюдение установленных условий, ограничений таможенных процедур влечет наступление ответственности в соответствии со 16.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Раскрывая принцип свободы выбора и изменения таможенной процедуры, нужно подчеркнуть, что это право не порождает обязанность таможенного органа предоставить лицу выбранную таможенную процедуру. Такая обязанность возникает у таможенного органа только при соблюдении лицом всех условий, необходимых для помещения товара под определенную таможенную процедуру. Таким образом, принятие окончательного решения о предоставлении лицу таможенной процедуры является исключительной прерогативой таможенного органа. Такое решение принимается на этапе таможенного оформления посредством проставления на таможенной декларации штампа «Выпуск разрешен», заверенного личной номерной печатью должностного лица таможенного органа.

Информация о работе Переработка вне таможенной территории