Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2015 в 15:46, реферат
Целью реферата является анализ правонарушений в области таможенного дела, и их классификация, для того, чтобы в дальнейшем можно было применять полученные в результате исследований знания на практике.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть, что представляет собой таможенный контроль, в каких формах он проводится и на каких принципах основано его проведение;
- установить компетенцию таможенных органов в части выявления административных правонарушений в области таможенного дела;
- дать характеристику административным правонарушениям в области таможенного дела, в отношении которых таможенные органы компетентны составлять протоколы и проводить расследование.
Введение…………………………………………………………………………………..3
1. Понятие и формы таможенного контроля, принципы его проведения…………….4
2. Компетенция таможенных органов в части выявления таможенных правонарушений…………………………………………………………………………………………9
3. Особенности административных правонарушений в области таможенного дела..13
3.1. Общие сведения об административных правонарушениях в области таможенного дела……………………………………………………………………………..13
3.2. Характеристика административных правонарушений в области таможенного дела………………………………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………………….37
Библиографический спи-сок……………………………………………………………..38
Вместе с тем в случае, если представленные недействительные документы при выпуске товаров до подачи таможенной декларации влекут несоблюдение лицом условий помещения товаров или транспортных средств под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, такое деяние подлежит квалификации по ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ.
Субъектом ответственности за недостоверное декларирование выступает декларант, а если декларирование товаров осуществлялось таможенным представителем – таможенный представитель. Несмотря на то, что представитель не декларирует товары от собственного имени и не является декларантом, согласно действующему таможенному законодательству, он осуществляет декларирование товаров, в связи с чем несет все сопутствующие обязанности, в том числе обязанность заявлять таможенному органу достоверные сведения о товарах.
Статья 16.3. Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Часть 1 данной статьи предусматривает ответственность за несоблюдение установленных запретов и (или) ограничений, не носящих экономического характера (применяются независимо от заявленного таможенного режима), часть 2 – носящих экономический характер.
К запретам и ограничениям, не носящим экономического характера, относятся меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов и целей, указанных в ст. 32 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (к примеру, лицензия на ввоз и вывоз продукции военного назначения, товаров и технологий, используемых при создания оружия массового уничтожения и средств их доставки, запрет на ввоз на территорию РФ отходов в целях их захоронения и обезвреживания, ввоз на территорию РФ оружия при условии получения разрешение МВД России и т.д.).
Соблюдение экономических запретов и ограничений требуется при помещении товаров под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления, экспорта, переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления.
К ограничениям экономического характера относятся такие, как установление количественных ограничений, квот, лицензирование, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (ст. 21, 23, 24, 26 32 Федерального закона № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», а также специальные защитные меры (специальная пошлина, импортная квота), антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина) и компенсационные меры (компенсационная пошлина), применяемые в соответствии со ст. 27 Федерального закона № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», (например, лицензия на ввоз мяса и т.д.). Так, состав данного нарушения таможенных правил образует деяние, заключающееся в непредставлении при декларировании товаров документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений, не связанное с заявлением недостоверных сведений в таможенной декларации (когда декларантом не получено разрешение таможенного органа о представлении таких документов в более поздний срок). При этом уведомление таможенным органом декларанта в соответствии со ст. 153 ТК ТС о том, какое именно условие выпуска не соблюдено и какие именно действия необходимо совершить для выпуска товаров, не исключает привлечение лица к административной ответственности.
Заявление же в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам установленных запретов и ограничений, а равно указание в декларации и представление недействительных документов, послуживших основанием для их неприменения (поддельный сертификат соответствия и др.), квалифицируется по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ как недостоверное декларирование.
Субъектом ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ выступает лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений (перевозчик либо декларант). Исходя из положений таможенного законодательства, таможенный брокер таковым не является.
Статья 16.4. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации.
Данная норма об ответственности является более специальной применительно к физическим лицам по отношению к ст. 16.2 КоАП РФ.
Обязанность декларирования физическими лицами вывозимой иностранной валюты в письменной форме установлена Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Так, физические лица – резиденты и физические лица – нерезиденты имеют право единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту в сумме, равной или не превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее ввезена, переслана, переведена либо приобретена в России.
При единовременном вывозе из РФ физическими лицами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой валюты. При вывозе меньшей суммы иностранная валюта таможенному органу декларированию не подлежит.
Поэтому в случаях вывоза иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, и неподачи декларации на всю сумму вывозимой валюты или заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений о количестве вывозимой иностранной валюты (указание меньшей суммы), физические лица подлежат ответственности по ст. 16.4 КоАП РФ.
При квалификации совершенного деяния в качестве рассматриваемого нарушения таможенных правил необходимо учитывать, что юридически значимым является не сам факт заполнения и наличия декларации у лица, а факт ее подачи и принятия в установленном порядке таможенным органом (ст. 132 ТК ТС, приказ ФТС РФ от 22.11.2006 № 1208 «Об утверждении Порядка декларирования физическими лицами товаров в конклюдентной форме»).
Кроме того, если лицо вывозит товар, подлежащий обязательному письменному декларированию, и заполняет декларацию на этот товар, оно не обязано указывать в декларации сведения об иных товарах, не подлежащих обязательному письменному декларированию, включая валюту. В случае же добровольного избрания письменной формы декларирования и указания в соответствующей графе таможенной декларации недостоверных сведений о размере вывозимой иностранной валюты, когда ее размер не превышает в эквиваленте 3000 долларов США, лицо не подлежит привлечению к административной ответственности.
В соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле единовременный вывоз из РФ физическими лицами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается, за исключением случаев, когда валюта вывозится в пределах сумм, ранее ввезенных, переведенных или пересланных в РФ. Поэтому при вывозе физическим лицом иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, и отсутствии у него документов (ввозной таможенной декларации и др.), подтверждающих ее ввоз, перевод или пересылку в РФ, данное деяние представляет собой осуществление валютной операции, запрещенной валютным законодательством, ответственность за которое наступает по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. При наличии необходимых для вывоза указанной суммы документов, когда валюта незадекларирована в письменной форме или задекларирована недостоверно, деяние подлежит квалификации по ст. 16.4 КоАП РФ (при отсутствии признаков ст. 16.1).
В случаях ввоза наличной иностранной валюты возможность привлечения лиц к ответственности по ст. 16.4 КоАП РФ отсутствует, поскольку ТК ТС требований об обязательном письменном декларировании ввозимой иностранной валюты не устанавливает, а валютным законодательством определено, что ввоз в РФ иностранной валюты осуществляется без ограничений.
В соответствии с Законом валютном регулировании и валютном контроле ввоз/вывоз и пересылка в/из РФ российской валюты осуществляется резидентами и нерезидентами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Банком России, и может предусматривать требование о предварительной регистрации. В настоящее время обязанность декларирования такой валюты в письменной форме не установлена, в связи с чем ст. 16.4 КоАП РФ в части недекларирования и недостоверного декларирования валюты РФ не применяется до установления соответствующих правил.
Статья 16.5. Нарушение режима зоны таможенного контроля.
Данная статья предусматривает ответственность за следующие действия, если они совершаются без разрешения таможенного органа (когда не установлен уведомительный порядок):
- перемещение товаров, транспортных
средств или лиц (в том числе
должностных лиц
- перемещение товаров и транспортных средств или указанных лиц в пределах зоны таможенного контроля;
- ведение производственной или
иной коммерческой
Вопросы создания, обозначения и функционирования зон таможенного контроля регламентированы ст. 362 ТК ТС, в соответствии с которой они создаются для целей осуществления таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением. Зоны таможенного контроля могут быть постоянными и временными.
Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля вдоль таможенной границы определяется постановлением Правительства РФ от 14.10.2003 № 624 «О порядке создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы». Создание иных зон таможенного контроля производится в порядке, определяемом ФТС РФ.
Статья 16.6. Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы.
Частью 1 указанной статьи установлена ответственность за непринятие перевозчиком мер по обеспечению сохранности товаров и транспортных средств в случае аварии, действия непреодолимой силы либо возникновения иных обстоятельств, препятствующих:
- доставке товаров и (или) транспортных
средств в место прибытия
- осуществлению остановки или посадки морского (речного) или воздушного судна в установленных местах;
- перевозке товаров в
К аварии могут быть отнесены существенная неисправность транспортного средства или ДТП. Под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, такие как природные и общественные события (стихийные бедствия, войны и т.п.).
При решении вопроса о возможности привлечения лица к ответственности за рассматриваемое нарушение учитывается, что предпринимаемые перевозчиком меры для обеспечения сохранности доставляемых товаров и транспортных средств должны быть адекватными применительно к конкретной ситуации и направленными на реальное исполнение установленных требований.
Ч. 2 ст. 16.6 КоАП РФ предусматривает ответственность перевозчика за невыполнение другой обязанности, определенной в ч. 1 ст. 70 ТК ТС и связанной с возникновением аварии, действия непреодолимой силы либо иных обстоятельств. Противоправное поведение в данном случае заключается в несообщении в ближайший таможенный орган о произошедших непреодолимых обстоятельствах и о месте нахождения товаров (транспортных средств) либо в необеспечении их перевозки (в том числе самостоятельно) в ближайший таможенный орган или иное указанное им место.
Статья 16.7. Представление недействительных документов при таможенном оформлении.
Указанная статья предусматривает ответственность за представление декларантом или иным лицом таможенному брокеру (представителю) либо иному лицу документов для представления их в таможенный орган при таможенном оформлении товаров и (или) транспортных средств, повлекшее за собой сообщение (заявление) таможенному органу таможенным брокером (представителем) либо иным лицом недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах. Подобное деяние признается противоправным, при этом по рассматриваемой статье не могут привлекаться иностранные лица, передающие документы для представления в таможенный орган за пределами территории РФ.
Состав этого нарушения таможенных правил охватывает не только этап декларирования, но может применяться и при прибытии товаров на таможенную территорию РФ, помещении их под процедуру внутреннего таможенного транзита, то есть на всех этапах таможенного оформления, когда в соответствии с таможенным законодательством таможенному органу заявляются или сообщаются сведения о перемещаемых товарах и транспортных средствах.
При этом под недостоверными сведениями в контексте данной статьи понимаются не любые сведения, которые подлежат сообщению таможенному органу, а только те, ответственность за заявление которых предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 (сообщение недостоверных сведений при перемещении), ч. 2 и 3 ст. 16.2 (недостоверное декларирование), ст. 16.17 (представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации).
В случае если представленные таможенному брокеру или иному лицу недействительные документы не повлекли за собой сообщение таможенному органу недостоверных сведений, либо их представление не требуется на соответствующем этапе таможенного оформления, состав административного правонарушения отсутствует.
Субъектом ответственности (т.е. лицом, передавшим документы) может выступать лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров (на этапе до декларирования), и декларант.
Под лицом, которому передаются документы, следует понимать лицо, которое фактически представляет документы в таможенный орган, сообщая тем самым недостоверные сведения и совершая противоправные действия. Возможность участия такого лица в процессе таможенного оформления должна вытекать непосредственно из положений таможенного законодательства.
Статья 16.8. Причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам.
Условием привлечения лица к ответственности за данное правонарушение является нахождение судна или плавучего средства, к которому осуществлено причаливание, под таможенным контролем (периоды и случаи определены ст. 360 ТК ТС).
Субъектом правонарушения является лицо, которое причаливает к судну или плавучему средству, находящемуся под таможенным контролем. Лицо, допустившее причаливание, к ответственности в соответствии по данной статье не привлекается.
Статья 16.9. Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них.
Требование доставить товары в место доставки является одним из основных требований таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита, а также таможенного режима международного таможенного транзита (ст. 88, 167 и 169 ТК ТС). При этом установлена обязанность не только по доставке товаров, но и документов на них (ответственность за ее невыполнение определена частью 2 данной статьи).
Информация о работе Понятие и особенности административных правонарушений в области таможенного дела