Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:24, реферат
Кардинальное изменение геополитической обстановки за последнее десятилетие существенно изменило ситуацию на внутреннем и международном положении России: экономические связи бывших союзных республик, ранее развивавшиеся в границах единого народнохозяйственного комплекса, стали внешними; практически нарушено сотрудничество бывших стран – членов СЭВ. В итоге сформировалось принципиально новое пространство взаимодействия отечественной экономики с зарубежной, внутреннего рынка – с внешним.
Введение 3
1. Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в Российской Федерации 5
2. Нормативно - правовая основа таможенного дела в России и основные направления его деятельности 7
3. Таможенная политика, цели и методы ее осуществления 11
Заключение 15
Список использованной литературы 17
Содержание
В условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой. Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для рубежа XXI века.
Кардинальное изменение геополитической обстановки за последнее десятилетие существенно изменило ситуацию на внутреннем и международном положении России: экономические связи бывших союзных республик, ранее развивавшиеся в границах единого народнохозяйственного комплекса, стали внешними; практически нарушено сотрудничество бывших стран – членов СЭВ. В итоге сформировалось принципиально новое пространство взаимодействия отечественной экономики с зарубежной, внутреннего рынка – с внешним.
Радикальная рыночная реформа признала в качестве одной из основных целей создание открытой экономики, полномасштабное вхождение России в мировое хозяйство. Это вызывает необходимость постоянного развития специфического вида государственной и профессиональной деятельности по отлаживанию внешних связей и определяет особое значение таможенного дела в регулировании внешнеэкономических связей. Низкое качество правовой базы, наличие пробелов в правовом регулировании способствовали образованию разрыва между методологией и практикой осуществления таможенного контроля и таможенного оформления, появлению и широкому распространению такого явления, как "региональное правотворчество". Недостаточно использовалось международное законодательство и практика его изменения для унификации таможенного законодательства Российской Федерации с общепринятыми международными нормами.
С момента возрождения таможенной службы России, сферы ее деятельности стали предметом активных исследований российских ученых.
Вопросы постановки, организации таможенного дела, таможенной политики, места и роли российской таможни в системе государственных органов, ее значения для решения социально-экономических задач стали предметом обсуждения на научно-практических конференциях, страницах сборников научных трудов по проблемам теории и практики таможенного дела.
В современном представлении термин «таможенное дело» охватывает сложный комплекс отношений, непосредственно связанных с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках государственной политики таможенное дело имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей.
Согласно действующему Таможенному кодексу РФ 2003 г. таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.
В то же время согласно ТК РФ целями таможенной политики являются, в том числе регулирование товарообмена, стимулирование развития национальной экономики России. Очевидно, что это выводит таможенную политику за рамки таможенного дела.
Из самого словосочетания «таможенное дело» следует, что оно в собственном смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную - таможенную, поэтому и характеризовать его нужно прежде всего как деятельность.
Новая редакция ТК РФ более емко, чем ранее действовавшая редакция, характеризует понятие «таможенное дело», определяя его как сферу деятельности государственных органов, осуществляющих таможенную политику страны, регулирование отношений, связанных с порядком перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взиманием таможенных платежей, проведением таможенного контроля.
Структуру современного таможенного дела можно представить следующими основными блоками:
1. принципы перемещения
через таможенную границу
2. таможенные режимы;
3. таможенно-тарифное
регулирование и взимание
4. таможенное оформление;
5. таможенный контроль;
6. предоставление таможенных льгот;
7. ведение таможенной
статистики и товарной
8. правовая регламентация
ответственности за
Следует отметить, что любое деление таможенного дела на отдельные относительно самостоятельные части (блоки) является весьма условным, но в целом представленная структура достаточно полно отражает содержание современного российского таможенного дела. Причем рассматривать каждую из перечисленных выше частей таможенного дела нужно через призму единства и тесной взаимосвязи между собой. Различные по своему характеру, в совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.
Экономические цели таможенного дела достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.
Регулятивные цели таможенного дела достигаются посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.
Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров и т. д.
Таможенное дело преследует две группы целей:
Во-первых экономические. В их числе - чисто фискальные, т.е. пополнение доходной части бюджета страны, и регулятивные. Свое регулирующее воздействие на экономику таможенный механизм оказывает посредством таможенных тарифов (методами косвенного руководства), а также запретов, ограничений, лицензирования, квотирования экспорта и импорта (методами прямого административного руководства).
Такое регулирование призвано:
а) стимулировать развитие национальной экономики;
б) защищать российский рынок;
в) привлечь иностранные инвестиции;
г) обеспечить выполнение обязательств перед другими государствами, международными союзами, а также способствовать достижению иных целей, определяемых Федеральным Собранием, Президентом и Правительством РФ.
Во-вторых, защитные, т.е. обеспечение национальной безопасности страны, в том числе экономической, санитарно-эпидемиологической, общественного порядка, здоровья населения, культурных ценностей. Названным целям служат все основные компоненты таможенного дела: таможенная служба, таможенная деятельность, таможенное право, таможенная политика и идеология с использованием юридических норм, таможенных процедур, а также борьбы с контрабандой и иными правонарушениями.
Таможенное дело, защита и охрана таможенной территории и таможенных границ - фактор постоянно действующий в государственной деятельности, который требует и соответствующего устойчивого законодательства. Таможенное законодательство всегда содержало большое количество правил, регулирующих порядок перемещения через таможенную границу товаров и других предметов. Регулирование таможенного дела всегда было в компетенции общегосударственных, общесоюзных органов, равно как и теперь оно относится к ведению федеральных органов Российской Федерации.
По своей отраслевой принадлежности
нормы таможенного
Таким образом, правовая основа таможенного дела складывается из трех частей:
1) норм таможенного права;
2) общих норм административного права;
3) норм иных отраслей.
Нормы второй и третьей групп в институт таможенного права не входят и применяются в тех случаях, когда соответствующие отношения не урегулированы таможенными нормами, т.е. когда они не нуждаются в специальном правовом регулировании.
Источниками таможенного права являются акты федеральных законодательных и исполнительных органов государственной власти. По содержанию их можно разделить на предусматривающие только нормы данного института, например Закон о таможенном тарифе, и смешанные. В последних могут быть нормы разных правовых институтов и даже отраслей - в их числе законы РФ о государственной границе, о ввозе и вывозе культурных ценностей, о валютном регулировании и валютном контроле, об акцизах.
В зависимости от органов, издавших акты, а значит, и по их юридической силе различают пять видов источников:
1) законы РФ;
2) указы Президента РФ;
3) постановления Правительства РФ;
4) акты ГТК, ФТС;
5) совместные акты ФТС (ГТК) и иных центральных органов исполнительной власти (ФСНП, ФСБ, МВД и т.д.).
Однако этот перечень был бы неполным, если бы не были упомянуты пока еще действующие акты бывших органов СССР (союзные акты). Хотя их число быстро сокращается, но по вопросам, которые пока не урегулированы российским правом, действуют союзные нормы, если они не противоречат российским. "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу, - говорится в ст. 6 ТК РФ, - то применяются правила международного договора".
Следовательно, формально можно говорить о трех группах источников таможенного права:
- российских;
- союзных;
- и международных.
С учетом этой специфики таможенного законодательства основным его источником был и остается Таможенный кодекс принятый 25 апреля 2003 года.
Действующий Кодекс предъявляет повышенные (по сравнению со старой редакцией) требования к нормативным актам, издаваемым таможенными органами, утверждает, что такой акт:
1.1 может быть издан
только в случае, если это прямо
предусмотрено в актах
1.2 подлежит обязательной регистрации в Минюсте РФ и официальному опубликованию;
1.3 подлежит обжалованию в
1.4 не должен противоречить ТК РФ и другим актам таможенного законодательства;
1.5 должен быть ясным (
Следует отметить, что помимо общих правил, закрепленных Таможенным Кодексом, важное значение для правового регулирования таможенного дела имеет установленный Правительством Российской Федерации порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности. Ряд вопросов, связанных с реализацией таможенной политики, решается в нормативно-правовых актах ФТС России, обязательных для исполнения всеми министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. Например, Приказ ГТК РФ N 1444 «О перечне документов и сведений, необходимых для декларирования и таможенного контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ». Приказ ГТК РФ от 11 декабря 2003 г. N 1444 "О перечне документов и сведений, необходимых для декларирования и таможенного контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ" Согласно письму ГТК РФ от 6 февраля 2004 г. N 14-10/4275 приказ вступил в силу 21 апреля 2004 г. "Российская газета" от 22 января 2004 г. N 9.
Таким образом, можно выделить три основных направления в содержании таможенного Законодательства:
а) организация и ведение таможенного режима (контроль, другие таможенные операции);
б) организация государственного управления таможенным делом;
в) организация и регулирование деятельности личного состава - государственной службы в таможенных органах.
Все эти вопросы в настоящее время относятся к компетенции высших органов государственной власти - согласно ст. 71 Конституции п. "ж" таможенное регулирование отнесено к ведению Российской Федерации, без участия в этом деле ее субъектов Российской Федерации.
Информация о работе Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в Российской Федерации