Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:24, реферат

Краткое описание

Кардинальное изменение геополитической обстановки за последнее десятилетие существенно изменило ситуацию на внутреннем и международном положении России: экономические связи бывших союзных республик, ранее развивавшиеся в границах единого народнохозяйственного комплекса, стали внешними; практически нарушено сотрудничество бывших стран – членов СЭВ. В итоге сформировалось принципиально новое пространство взаимодействия отечественной экономики с зарубежной, внутреннего рынка – с внешним.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в Российской Федерации 5
2. Нормативно - правовая основа таможенного дела в России и основные направления его деятельности 7
3. Таможенная политика, цели и методы ее осуществления 11
Заключение 15
Список использованной литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

экономика таможенного дела.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

3. Таможенная политика, цели и методы ее осуществления

Таможенная система  России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. И хотя действующий Таможенный кодекс РФ не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач.

Совокупность институтов, участвующих в формировании и  осуществлении таможенной политики, а также набор форм и методов  ее осуществления, порядок использования  компетентными государственными органами инструментов таможенного регулирования образуют понятие механизма таможенной политики.

Основной целью таможенной политики любого государства является обеспечение его экономических  интересов. И Россия в этом плане не исключение.

Цели таможенной политики России сформулированными в ст. 2 ТК РФ:

- Обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России.

- Участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка.

- Стимулирование развития национальной экономики.

- Содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России.

- Иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.

Основные начала таможенной политики тесно связаны с принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности, к которым в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (ст. 4) относятся:

- Единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации.

- Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением.

- Единство политики экспортного контроля.

- Единство таможенной территории Российской Федерации.

- Приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

- Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация.

- Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности.

- Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Таможенная политика должна содействовать обеспечению  экономической безопасности, под  которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень  социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Статья 2 ТК закрепляет, что  в Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики России. Ее цели определяются Федеральным Собранием, Правительством РФ и Президентом РФ в соответствии с ТК и другими источниками таможенного права и сводятся к обеспечению наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на российской таможенной территории, участию в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию реализации основных задач экономической политики России.

Направленность целей  таможенной политики на защиту российского рынка товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой российского государства. Как составная часть внешней политики государства, таможенная политика России призвана таким образом реализовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема.

Таможенная политика опирается на деятельность таможенной службы, являющейся институционной предпосылкой ее реализации. В то же время нельзя отождествлять таможенное регулирование только с деятельностью таможенных органов. Формирование и реализация таможенной политики - сложный процесс, протекающий в недрах государственного механизма с участием всех трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, а также заинтересованных предпринимательских кругов.

Таможенная политика - часть внешнеэкономической деятельности государства. Исторически она стала первой формой государственного регулирования внешней торговли. Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т.д. Таможенная политика - неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства.

Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности — это протекционизм и фритредерство.

Протекционизм - это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары и ограничением импорта.

Фритредерство - это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка. В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.

Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или экономическое, регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное, или административное, регулирование).

Административные  инструменты регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дифицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах — торговых партнерах России.

Заключение

Ускорение интеграционных процессов и глобализация экономических связей сопровождались качественными изменениями функций и роли таможенного дела в реализации внутренней и внешней политики, проявившимися в создании межгосударственных зон свободной торговли и таможенных союзов.

Сложившаяся к настоящему времени таможенно-тарифная политика России в основном ориентирована  на: пополнение доходной части бюджета (до 50% доходной части федерального бюджета поступают от таможенных сборов); защиту ослабленных секторов экономики (отсюда повышение импортных пошлин на многие виды зарубежных товаров); приспособление к требованиям ВТО (с этой целью по согласованному графику вынуждено снижаются наиболее высокие ставки таможенного тарифа).

Основными направлениями  таможенно - тарифной политики России на ближайшую и среднесрочную перспективу должны стать:

- соблюдение системы приоритетов: обеспечение интересов России;

- обеспечение интересов блока стран, возглавляемого Россией;

- обеспечение интересов мирового сообщества в целом;

- сочетание интересов государства и интересов отдельных участников внешнеэкономической деятельности при обязательном приоритете общенациональных интересов;

- обеспечение внешней безопасности страны - экономической, продовольственной, технологической, научной, экологической и др.;

- содействие улучшению структуры внешнеторгового оборота, улучшению структуры экспорта и импорта;

- соблюдения интересов отечественных производителей товаров.

Основными ориентирами  работы с импортным тарифом будут  являться:

- приведение номинального уровня тарифной защиты в соответствии с ее сегодняшним эффективным уровнем;

- повышение степени эффективности таможенного тарифа за счет его дифференциации по степени обработки с учетом текущей и желаемой структуры российской экономики;

- повышение инвестиционной привлекательности отдельных отраслей промышленности за счет установления достаточно высокого уровня импортных пошлин на переходный период (5-7 лет);

- сохранение необходимых уровней тарифной защиты отраслей, являющихся слабо конкурентоспособными;

- поэтапная либерализация доступа товаров тех отраслей, которые находятся в стадии модернизации;

- либерализация импортного тарифа на товары, которые в российской Федерации не производятся или производятся в недостаточном количестве и которые необходимы для модернизации экономики и снижения общеэкономических издержек.

Таможенно - тарифное регулирование  является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций:

- определение страны  происхождения товара;

- определение таможенной стоимости товара;

- определение таможенных платежей.

Принятие решений по таможенно-тарифному регулированию  ВЭД имеет первостепенное значение в экономической деятельности таможенной системы.

Другим важным инструментом оптимизации таможенного тарифа должна стать замена части комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин на специфические, что позволит осуществлять более эффективную защиту отечественных производителей товаров, в частности, сельскохозяйственных товаров. 

Список использованной литературы

1. Конституция Российской  Федерации. Принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993г.//Российская  газета № 237, 25.12.1993

2. Таможенный кодекс  РФ от 28 мая 2003 г. № 61 - ФЗ//СЗ  РФ 02.06.2003, № 22. Ст. 2066

3. Указ Президента РФ от 20.05.2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" СЗ РФ 24.05.2004. № 21. Ст. 2023

4. Габричидзе Б.Н. "Российское  таможенное право". Учебник для  вузов. "Норма" - М., 1998

5. Ершов А.Д. Международные  таможенные отношения. СПб., 2000

6. Козырин А.Н. Комментарий к Закону РФ "О таможенном тарифе". М., 2001

7. Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М.: 1995

8. Никольский С. О внешних таможенных пошлинах. М.: 1995 

9. Пресняков В.Ю. Государственное регулирование внешней торговли России. М., 1998

10. Пресняков В.Ю. Таможенная политика России на современном этапе. - М.: РИО РТА, 1996




Информация о работе Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в Российской Федерации