СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Government Relations - выстраивание положительных
отношений с органами власти.
Актуальность темы в том, что с помощью специально выстроенной GR-стратегии
и привлечения лоббистов можно не только
добиться принятия того или иного выгодного
политического решения и выиграть конкурентную
борьбу, но и значительно сократить финансовые
и временные затраты для реализации планов.
Целью GR является налаживание конструктивного
диалога с органами власти, базирующегося
на долгосрочных, взаимовыгодных и конструктивных
основах. Это предопределяет использование
технологий по формированию и поддержанию
имиджа компании, активное участие в совместных
проектах с органами власти (разработка
программ развития регионов, отраслей
и т. д.), участие в государственно-частном
партнерстве (ГЧП), взаимодействие со СМИ,
проведение исследований по заказу органов
власти и т. д. Кроме того, GR-менеджер, в
принципе, должен заниматься в основном
организацией коммуникации, в то время
как лоббисты и пиарщики вынуждены отрабатывать
технические моменты (юридические, экономические
и др.).
Степень изученности. В разработке данной
темы были использованы работы таких авторов как: Кулакова Т.А., Чегин
Д.М., Зимин В., Толстых П.А., Ушанов П. В.,
Кондратьев Э. В., Абрамов Р. Н., Кондратьев
Э. В. и др.
Целью данной работы является раскрытие сущности GR в PR, ее задач и средств, исходя
из поставленной цели, были определены
следующие задачи:
- Дать характеристику GR-среды;
- Ознакомиться со специалистами и агентствами
по GR ;
- Проанализировать средства GR.
Структура данной работы состоит из:
введения, 3 глав, заключения и списка используемой
литературы.
1. Понятие элементы и основные
методы работы GR-среды
Государственные и общественные институты,
существующие на сегодняшний день в России,
комплексы коммуникационных связей между
ними, особенности общественного восприятия
власти в целом, а также ее инициатив, по
мнению автора исследования, образуют единую
систему, которую можно обозначить понятием
«GR- среда».
Существуют различные подходы к толкованию
понятия «Government Relations» (GR). Наиболее прямолинейный
из них ограничивается переводом термина
«Government Relations», как «связь с правительственными организациями».
Такой перевод приводит к логичному выводу,
что GR-специалист курирует только органы
исполнительной власти: аппарат правительства
и профильные для его отрасли министерства.
Порой дело обстоит именно таким образом,
но сфера GR гораздо обширнее. Понятие «Government»
в указанном контексте следует переводить
не как «правительство», а как «государственная
система управления» в целом, которая
включает все ветви государственной и
муниципальной власти1.
Встречается и более широкое определение GR как «взаимодействия
бизнеса и власти с целью обеспечения,
отстаивания и продвижения интересов
бизнеса в системе органов государственной
власти». Упомянутое взаимодействие носит,
по всей видимости, обоюдный характер,
предполагая не только защиту интересов
бизнеса во властных структурах, но и формы
и методы влияния государства на бизнес.
При этом игнорируется значительный пласт
взаимодействий между государством и
обществом, в котором находят применение
различные PR технологии.
Интересна также трактовка понятия «GR-менеджмент»
как одного из направлений коммуникативного
менеджмента, целью которого является
согласование собственных интересов организаций
с интересами органов государственной
власти различного уровня для снижения
рисков и обеспечения устойчивого развития.
При данном подходе термин GR сближается
с понятием «лоббизм», определяемым как
узаконенная форма внутригосударственных
коммуникаций, которые соответствующими
законодательными актами закреплены в
странах Европы (Германия, Венгрия, Польша,
Литва и др.), Северной Америки (США, Канада).
Такой подход для российских условий является
малопродуктивным, поскольку аналогичная
нормативная база в России отсутствует.
GR-среда, как сложная система, в
России все еще находится на
ранних стадиях формирования. Однако уже сейчас
представляется возможным выделить ее
основные элементы, развитие которых и
определит основные характеристики политико-коммуникативной
деятельности государственных органов.
К основным методам выстраивания отношений
с властными структурами можно отнести2:
-организация встреч с чиновниками
-привязка проектов компании к социально-значимым.
-участие в политических программах (например,
оказание поддержки отдельным чиновникам
на выборах и т.д.)
Основные функции, которые должен выполнять специалист по GR:
-Формирование положителньного имиджа
компании в правительственных кругах
-Разрешение всех возникающих вопросов
с государственными/правительственными
учреждениями
-Налаживание взаимотношений с основными
гос/органами
-Разрешение всех судебных вопросов
-Решение вопросов, сязанных с выходом
компании на новые рынки
Лоббирование - это оказание влияния
определенной заинтересованной группы
лиц на принятие политических решений
властными структурами.
Например, крупные компании региона обязательно должны поддерживать отношения
с местными органами власти и, что особенно
важно, со своим депутатом.
Началом взаимоотношений может стать
банальное приглашение на свое предприятие/завод
для ознакомления с последующим ланчем
и разговором о перспективах вашего бизнеса. Такое лоббирование
обычно называют "мягким"3.
Таблица 1. Отличие Лоббиста от GR-менеджера
К задачам специалистов в области отношения
с властными структурами можно отнести:
-выстраивание эффективных коммуникаций
с госструктурами и их персоналом
-мониторинг работы гос/органов в сферах,
затрагивающих деятелньость вашей организации
-представление интересов вашей организации
на всех уровнях власти
-информированние гос/органов о деятельности
вашей компании
-влияние на решения госструктур в важных
для вашей компании областях.
В настоящее время очень часто можно
встретить такую точку зрения, когда GR-менеджера
и лоббиста отождествляют, не видят разницы
в их деятельности. Ниже приведем сравнительную
таблицу этих двух специалистов, из которой
будут видны все нюансы и отличия GR от
лоббизма. Заметим, что таблица представляет
собой субъективное мнение одного из специалистов
области GR - Павла Толстых4 (специалист по вопросам продвижения
интересов в органах государственной
власти, директор Центра по изучению проблем
взаимоотношения бизнеса и власти Lobbying.ru,
кандидат политических наук, доцент кафедры
политического консалтинга и избирательных
технологий ГУ-ВШЭ и факультета государственного
управления МГУ им. М. В. Ломоносова).
2. Специалист агентства по GR
В крупных российских организациях и
представительствах иностранных компаний
налаживанием отношений с властью занимаются
GR-специалисты и целые департаменты. Собственный GR-менеджер обходится компании
довольно дорого. По различным оценкам,
зарплата рядового специалиста в Москве
варьируется от $700 до $3000. Руководитель
отдела стоит от $5000 до $15000. Часто в штат
службы по взаимоотношению с властью берут
бывших политиков и чиновников. От «звездности»
таких персон зависит уровень вознаграждения,
который колеблется в размере от $25000 и
выше. Однако, несмотря на высокие оклады,
GR-профессионалы не торопятся занимать
вакантные должности. По оценкам московских
агентств, предложение в два-три раза превышает
спрос. Рекрутеры объясняют этот факт
нехваткой грамотных специалистов, способных
выстроить результативные отношения с
государственными структурами.
В регионах ситуация несколько иная.
Так, в нижегородских кадровых агентствах
не только нет и не было заявок на GR-менеджеров
- большинство рекрутеров даже не слышали
о существовании таких специалистов. Отсутствие
обращений с просьбой найти сотрудников
с подобным набором функций они объясняют
тем, что эти сотрудники могли бы понадобиться
лишь крупным предприятиям, чьи службы
по подбору персонала сами закрывают вакансии5.
Бюджет крупных региональных компаний
на установление цивилизованного диалога
с чиновниками сравним с затратами на
рекламу. Однако даже таким компаниям
не удается решить все без исключения
задачи с помощью собственных GR-ов. Свои
специалисты могут «пробуксовать», если
интересы бизнеса требуют выхода в другие
регионы, где существуют свои «правила
подковерной игры». Изменения в законодательстве,
угрожающие существованию компании, требуют
более мощных рычагов влияния на федеральном
уровне. Потребность в диалоге с представителями
властных структур может быть единовременной,
нацеленной на решение конкретной проблемы.
Для всех этих случаев подходит вариант
аутсорсинга. Сторонних профессионалов
можно найти в специализированных агентствах
и отраслевых ассоциациях.
Возникновение специализированных GR-агентств
было обусловлено не только стремлением
к более высокому уровню профессионализма.
Красноярское агентство «GR-Консалтинг»
выросло из PR-агентства, предлагающего
широкий спектр услуг: маркетинговые исследования,
подготовку бизнес-планов, PR-мероприятия
и GR. Весь этот багаж создавал путаницу
в головах потенциальных клиентов, в то
время как агентством давно была сделана
ставка на GR, остальные услуги были дополнительными.
«Термин «PR» часто воспринимают либо как
рекламу, либо как что-то скандальное,
связанное с политикой или недобросовестной
конкуренцией, - поясняет Владислав Пискунов,
координатор проектов «GR-Консалтинг»
(г. Красноярск). - Под формулировкой «продвижение
проектов в органах власти» многие подразумевают
сомнительное посредничество между бизнесом
и коррумпированными чиновниками. Поэтому
мы отказались от рекламы некоторых услуг
и стали использовать для обозначения
своей деятельности термин «GR-консалтинг».
Специализированные GR-агентства чаще
всего предлагают услуги по получению
разрешительной документации, помощь
в лицензировании деятельности, разработку
документов для продвижения компаний
и проектов, участвующих в муниципальных
и региональных программах. Основные методы
взаимодействия с органами государственной
власти - организация встреч с чиновниками,
инициирование рассмотрения вопросов
на заседаниях соответствующих комиссий,
«привязка» бизнес-задач и отдельных проектов
к общественно значимым целям6.
Услуги GR-агентств востребованы не только
крупными компаниями, но и представителями
малого бизнеса, констатирует управляющий
партнер компании «Магистраль СБ» Алексей
Левченко. «В настоящее время компании
и собственники часто оказываются впутанными
в хозяйственные споры, становятся объектами
рейдерских атак, испытывают проблемы
из-за внутренних конфликтов, против них
затеваются неоправданно затяжные проверки
правоохранительных органов, - перечисляет
он. - С другой стороны, многие бизнесмены
средней руки зачастую сами являются инициаторами
агрессивных экономических действий,
связанных в основном с недвижимостью,
а также с борьбой за определенное место
на рынке».
Что касается отраслевой принадлежности
клиентов GR-агентств, то и петербуржцы,
и красноярцы отмечают повышенный интерес
к своим услугам со стороны строительной отрасли. Владислав Пискунов
(«GR-Консалтинг») объясняет это зависимостью
строительного бизнеса от «административного
ресурса» и от бюрократических проволочек
со стороны государственных органов. Минимальная
цена лоббистского пакета может начинаться
с суммы в 5000 евро, однако вложения с лихвой
окупаются. По словам Алексея Левченко
(«Магистраль СБ»), около 80% проектов
являются успешными, и это можно
считать большим достижением. В
красноярском агентстве привели
пример проекта по подготовке
одной небольшой компании к участию в региональной
программе, позволяющей получить льготное
бюджетное финансирование7. Однако оно не понадобилось, поскольку
«план» был «перевыполнен»: усилия специалистов,
которые вели проект, увенчались контрактом
клиента с иностранным инвестором на сумму
в десять раз большую, чем ожидалось изначально.
3. Средства GR
Основополагающим элементом GR среды
являются коммуникационные каналы, связывающие
общество и государство. Известный исследователь
политико-коммуникативных процессов Р.-Ж. Шварценберг выделяет три типа
подобных каналов:
В современных политических системах
с развитой сетью средств массовой коммуникации
значительную роль играют неформальные,
личностные каналы. В этом способе можно
выделить два основных аспекта.
Первый связан с ситуацией, когда коммуникация
осуществляется через межличностное общение
в качестве основного канала передачи
или получения информации. Этот канал
отличается эмоциональной связью между
коммуникатором и адресатом, что делает
его подчас гораздо более эффективным,
чем, например, средства массовой информации.
Другим аспектом коммуникации через
неформальные каналы является то, что
межличностное общение включено в процесс
транслирования и усвоения информации
посредством массовых каналов. Это доказывает в своем исследовании П.Лазарсфельд,
отмечая, что определенная информация,
передаваемая средствами массовой коммуникации,
не воспринимается массовой аудиторией
непосредственно. Воздействие здесь проходит
через посредников — «лидеров мнения».
Они более подготовлены к восприятию информации,
более информированы, лучше окружающих
ориентируются в потоке сообщений средств
массовой информации и всегда могут высказать
свое мнение по тому или иному информационному
поводу. Таким образом, сообщения СМИ вначале
поступают к «лидерам мнения», а затем
посредством межличностного общения к
массовой аудитории8.
Следующим средством государственной
коммуникации можно назвать коммуникацию
через организации. Связующим звеном между
управляющими и управляемыми здесь служат
политические партии и группы интересов, которые
опосредуют взаимоотношения между политической
системой и средой. Эти институты называют
«привратниками», которые призваны артикулировать
и агрегировать групповые интересы[9].
В настоящее время с полным основанием
сюда следует включить разветвленную
сеть научных и научно-информационных
учреждений, объектом деятельности которых
выступает изучение политики и накопление
политической информации. Научно-информационная
инфраструктура широко развита и представлена
научными институтами, центрами, консультационными
службами.