Третьим важнейшим каналом государственной
коммуникации выступают средства массовой
информации, которые в современном обществе
играют все большую роль в распространении политической информации. Для
государственного управления характерен
особый стиль отношений с общественностью
и средствами массовой информации, определяемый
обоснованным стремлением общественности
знать через СМИ все, что происходит в
государственных учреждениях.
Коммуникационные каналы GR, по мнению исследователя В. Зимина, должны
обеспечивать эффективный информационный
обмен по трем основным направлениям:
отношения бизнеса с органами государственной
власти; связи органов государственной
и муниципальной власти с гражданами,
общественностью, НКО, общественными и
религиозными организациями, и система
взаимодействия между федеральными органами
законодательной, исполнительной, судебной
властей, органами государственной власти
субъектов федерации и органов местного
самоуправления.
Подобная градация, выработанная на основе опыта западных
государств, вполне справедлива и для
современной России. Впрочем, следует
обращать внимание и на определенные особенности.
Так, отношения власти и бизнеса во многом
носят скорее неформализованный характер,
в системе взаимоотношений государственных
органов слабо развиты горизонтальные
связи и преобладают отношения подчинения9.
Характеризуя каналы информационного
взаимодействия властных структур в современной
России, можно отметить, что основным каналом
информирования в системе государственного управления становятся
СМИ, которые превращаются, по сути, в мощный
инструмент власти, с чьей помощью она
целенаправленно «конструирует политические
порядки». Причем повышение роли СМИ в
качестве канала государственной коммуникации
происходит на фоне фактического отсутствия
информационного взаимодействия посредством
других каналов.
Важнейшей составляющей GR-среды являются
практикуемые государственными органами,
как субъектами PR-деятельности, технологии
воздействия на общество. Современный PR оперирует значительным числом
технологий и приемов — от организации
PR-кампаний до индивидуальной работы с
отдельными лицами. Научный подход к систематизации
и описанию этих технологий уже имеет
свою историю, однако в России, несмотря
на высокую востребованность, он остается
практически не известным10. Практика российских GR-технологий только
начинает нарабатываться, чтобы позднее
выстроиться в четкую структуру формализованных
отношений между властью и обществом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, GR или отношения с властными структурами
- это выстраивание и налаживание взаимоотношений
с государственными органами власти, в
том числе: с правительством, с региональными
и местными органами власти. К этой сфере
так же оносят лоббирование.
Крупные российские компании серьезно взялись за формирование
GR-подразделений еще в конце 1990-х. Но, тем
не менее, GR в России пока остается условной
сферой, поэтому официально такой специальности
в образовательных стандартах не зарегистрировано.
Специализация GR-менеджера требует большой выдержки и способности
к аналитике. В большинстве случаев, как
показывает практика, в эту профессию
приходят PR-менеджеры и бывшие госслужащие.
Сфера деятельности GRщика, сродни PRщику,
очень обширна. GR-менеджер должен быть
в достаточной степени оведомлен об определнных
законодательных актах, должен уметь эффективно
взаимодействовать с чиновниками, отраслевыми
организациями, своевременно реагировать
на административные, политические угрозы
для компании извне и, главное, он должен
уметь продемонстрировать гос/органам
значимость деятельности компании на
которую он работает.
Основные функции:
-Формирование положителньного имиджа
компании в правительственных кругах;
-Разрешение всех возникающих вопросов
с государственными/правительственными
учреждениями;
-Налаживание взаимотношений с основными
гос.органами;
-Разрешение всех судебных вопросов;
-Решение вопросов, сязанных с выходом
компании на новые рынки.
Лоббирование - это оказание влияния
определенной заинтересованной группы
лиц на принятие политических решений властными структурами.
Ключевыми элементами формирующейся в
России GR-среды выступают:
-Коммуникационные каналы общество-государство,
включающие неформальные коммуникации,
коммуникации организаций и коммуникации
СМИ.
-Нормативно-правовая база, призванная
обозначить правовые рамки использования
PR-технологий государством и в отношении
государства (в современной России она
находится на ранних стадиях формирования).
-PR-технологии, обеспечивающие взаимодействие
государства и общества, зачастую применяемые
для управления общественным мнением,
но также и для обеспечения «обратной
связи» государства и общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Абрамов Р. Н. Связи с общественностью
/ Р. Н. Абрамов, Э. В. Кондратьев. - М.: КноРус, 2012. - 272 с.
- Вертакова Ю. В. Связи с общественностью
/ Ю. В. Вертакова, О. В. Согачева. - М.: ООО "ТНТ", 2012. - 316 с.
- Зимин В. GR в России: горизонтальная «вертикаль
власти». /Пресс-служба — №11. – 2009, 63 с.
- Кондратьев Э. В. Связи с общественностью. Практикум / Э. В. Кондратьев. - М.: Академический проект, 2008. - 192 с.
- Кондратьев Э. В. Связи с общественностью
/ Э. В. Кондратьев, Р. Н. Абрамов. - М.: Академический Проект, 2009. - 512 с. Кулакова Т.А. Government Relations в процессе принятия политических решений // Политэкс: Политическая
экспертиза: Альманах. Вып.2.- СПб.: Изд-во
С.-Петерб. Ун-та, 2005. 227 с.
- Папкова О. В. Связи с общественностью
/ О. В. Папкова. - М.: Академия, 2010. - 112 с.
- Сычев А. А. Связи с общественностью. Шпаргалка
/ А. А. Сычев. - М.: Окей-книга, 2010. - 32 с.Чегин Д.М. Теоретические и прикладные аспекты государственной коммуникации// PR-технологии в информационном обществе: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 30-31 марта 2007 г. СПб.: Издательство СПбПГУ, 2007, 89 с.
- Толстых П.А. Закон о лоббизме некому
пролоббировать. // Капитал и Право (информационно-правовой журнал). — март 2005. — №8, 45 с.
- Ушанов П. В. Медиа рилейшнз. Основные аспекты взаимодействия СМИ и Public Relations / П. В. Ушанов. - М.: Флинта, Наука, 2009. - 80 с.
1
Кулакова Т.А. Government Relations в процессе принятия
политических решений // Политэкс: Политическая
экспертиза: Альманах. Вып.2.- СПб.: Изд-во
С.-Петерб. Ун-та, 2005. 27 с
2
Чегин Д.М. Теоретические и прикладные
аспекты государственной коммуникации//
PR-технологии в информационном обществе:
Материалы IV Всероссийской научно-практической
конференции. Санкт-Петербург, 30-31 марта
2007 г. СПб.: Издательство СПбПГУ, 2007, 29 с
3
Зимин В. GR в России: горизонтальная «вертикаль
власти». /Пресс-служба — №11. – 2009, 43 с
4
Толстых П.А. Закон о лоббизме некому пролоббировать.
// Капитал и Право (информационно-правовой
журнал). — март 2005. — №8, 35 с
5
Ушанов П. В. Медиа рилейшнз. Основные аспекты
взаимодействия СМИ и Public Relations / П. В. Ушанов.
- М.: Флинта, Наука, 2009. - 30 с
6
Кондратьев Э. В. Связи с общественностью
/ Э. В. Кондратьев, Р. Н. Абрамов. - М.: Академический
Проект, 2009. - 52 с
7
Папкова О. В. Связи с общественностью
/ О. В. Папкова. - М.: Академия, 2010. - 72 с
8
Абрамов Р. Н. Связи с общественностью
/ Р. Н. Абрамов, Э. В. Кондратьев. - М.: КноРус,
2012. - 172 с
9
Вертакова Ю. В. Связи с общественностью
/ Ю. В. Вертакова, О. В. Согачева. - М.: ООО
"ТНТ", 2012. - 36 с
10
Кондратьев Э. В. Связи с общественностью.
Практикум / Э. В. Кондратьев. - М.: Академический
проект, 2008. - 92 с