Порядок помещения перемещаемых (перемещенных) товаров и транспортных средств под таможенный режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 05:49, курсовая работа

Краткое описание

Задачами квалификационной работы являются:
– изучение и обобщение научного материала, нормативно-правовой базы перемещения и таможенного оформления товаров и транспортных средств, с учетом положений Таможенных кодексов Российской Федерации и Республики Казахстан;
– исследование правовых основ, требований, обусловленных порядком таможенного оформления;
– рассмотрение основных таможенных режимов, их использование в практике внешнеторговой деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. Общие положения, относящиеся к перемещению и таможенному оформлению товаров и транспортных средств
1.1 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
1.2 Основные положения процедуры таможенного оформления
1.3. Правовая регламентация декларирования товаров
1.4 Выпуск товаров
Глава 2. Порядок помещения перемещаемых (перемещенных) товаров и транспортных средств под таможенный режим
2.1 Понятие и виды таможенного режима
2.2 Общие положения, относящиеся к таможенным режимам
2.3 Основные таможенные режимы и их использование в практике внешнеторговой деятельности
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 113.60 Кб (Скачать файл)

Юридическое равенство прав на перемещение товаров и транспортных средств признается за всеми лицами независимо от того, являются ли они собственниками товаров, их покупателями, владельцами или выступают в ином качестве достаточном для совершения с товарами

действий, предусмотренных  законодательством от собственного имени. В п. 2 ст. 12 ТК РФ говорится  также о том, что товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном  ТК РФ. Порядок перемещения через  таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации, иностранной  валюты и иных валютных ценностей  регулируется законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле и ТК РФ.[16]

Применяя ст. 12 ТК РФ, нам  следует учитывать, что "все лица" (упомянутые в ст. 12) - это:

а) все юридические лица (в том числе российские, иностранные  и международные), а в ряде случаев  и организации, не обладающие статусом юридического лица (например, если это  допускается законодательством  иностранного государства);

б) все физические лица, в  том числе:

- граждане Российской  Федерации и лица без гражданства;

- иностранные граждане  и лица, имеющие двойное гражданство;

Анализ ст. 12 ТК РФ позволяет  также сделать следующее выводы.

Во-первых, перемещение товаров  и транспортных средств (т.е. совершение действий по их ввозу (или вывозу) на таможенную территорию Российской Федерации) регулируется непосредственно нормами  самого ТК РФ и иными актами таможенного  законодательства (ст. 270-317 ТК РФ).

Например, порядок фактического пересечения товарами и транспортными  средствами таможенной границы в  местах ее совпадения с Государственной  границей Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации  о Государственной границе РФ.[17]

Во-вторых, перемещение валюты (российской, иностранной), ценных бумаг (например, акций, векселей, облигаций  и т.п.), номинированных в рублях, иных валютных ценностей (например, алмазов, жемчугов, платины и т.п.) регулируется, как уже было отмечено, законодательством  Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле и нормами действующего ТК РФ.

Второй принцип. Принцип  соблюдения запретов и ограничений  при перемещении товаров через  таможенную границу. Данный принцип  раскрывается в статье 13 Таможенного  кодекса Российской Федерации.

Его суть в том, что товары, запрещенные в соответствии с  законодательством Российской Федерации  к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено  ТК РФ или иными федеральными законами. Вывоз указанных товаров производится перевозчиком. В случае невозможности  вывоза или неосуществления немедленного вывоза эти товары подлежат помещению  на склады временного хранения или  в иные места, являющиеся зонами таможенного  контроля (статья 362 ТК РФ), за счет лиц, указанных в статье 16 ТК РФ. Предельный срок временного хранения таких товаров  составляет трое суток, если иной срок не предусмотрен иными федеральными законами в отношении отдельных  видов товаров. Распоряжение указанными товарами по истечении этого срока  производится в соответствии с главой 41 ТК РФ.

Товары, ограниченные к ввозу  на таможенную территорию Российской Федерации, допускаются к ввозу (а  в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, выпускаются  таможенными органами) при соблюдении требования и условий, установленных  международными договорами Российской Федерации или законодательством  Российской Федерации.

В Российской Федерации основополагающим нормативно-правовым актом, регламентирующим запреты и ограничения на ввоз и вывоз отдельных товаров, является Федеральный закон "Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности".[18]

Товары, запрещенные к  вывозу, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории Российской Федерации. Товары, ограниченные к вывозу с таможенной территории Российской Федерации, допускаются к вывозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством  Российской Федерации.

Расходы, возникшие у лиц, указанных в статье 16 Таможенного  кодекса Российской Федерации, декларантов, перевозчиков или иных лиц в связи  с соблюдением запретов и ограничений  на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоз  с этой территории, таможенными органами не возмещаются.

Применяя правила п. 1 ст. 13 ТК РФ, декларантам, в том числе  и таможенным брокерам важно учитывать, что:

1) они касаются лишь  случаев ввоза на таможенную  территорию Российской Федерации  товаров (а не транспортных  средств!), запрещенных к ввозу  или в отношении ввоза которых  имеются ограничения. Распространять  правила п. 1 ст. 13 ТК РФ на вывоз  таких товаров нельзя;

2) товары, запрещенные к  ввозу на таможенную территорию  Российской Федерации:

а) подлежат немедленному (т.е. в технически возможные наикратчайшие  сроки) вывозу с этой территории. Такой  вывоз осуществляется перевозчиком товара (даже если он не относится к  числу лиц, указанных в ст. 16 ТК РФ);

б) помещаются на склады временного хранения, поскольку немедленный  вывоз этих товаров невозможен (независимо от причин, например, из-за поломки транспортного  средства, из-за разрушения дороги и  т.п.). При отсутствии склада временного хранения товар может быть помещен  и в иные зоны таможенного контроля;

3) срок указанного выше  временного хранения не может  превышать 3 календарных суток, (отсчет  начинается с момента, когда  товар передан на хранение). Все  расходы, связанные с вывозом  и хранением товаров, несет  одно из лиц, перечисленных  в ст. 16 ТК РФ (например, лицо, имеющее  право владения или пользования  товаром на таможенной территории  Российской Федерации);

4) товары, ограниченные к  ввозу на таможенную территорию  Российской Федерации:

а) по общему правилу также  подлежат вывозу за ее пределы;

б) допускаются к ввозу (а в случаях, прямо предусмотренных  в ТК РФ, и к выпуску на таможенную территорию Российской Федерации) лишь в случаях, если это предусмотрено:

- международными договорами, действующими для Российской  Федерации;

- нормами действующего  законодательства Российской Федерации  (а не только таможенного законодательства);

5) иные правила (т.е.  в отличие от правил п. 1 ст. 13 РФ) могут быть установлены лишь  в нормах самого ТК РФ, а  также других федеральных законов  (но не иных правовых актов).

Пункт 2 ст. 13 РФ распространяется лишь на случаи вывоза с таможенной территории Российской Федерации:

1) товаров, запрещенных  к вывозу с нее. Такой вывоз  фактически (т.е. в реальной действительности) недопустим;

2) товаров, ограниченных  к вывозу с нее. По общему  правилу вывоз и таких товаров  не допускается. Это возможно  лишь в случаях и порядке,  предусмотренных:

а) международными договорами, действующими для Российской Федерации;

б) нормами законодательства Российской Федерации (а не только таможенного  законодательства).

Согласно п. 3 ст. 13 ТК РФ расходы (связанные с перевозкой, разгрузкой, перегрузкой, хранением и т.д.), понесенные лицами, указанными в ст. 16 ТК РФ, а  также перевозчиками, декларантами и иными лицами (т.е. перечень таких  лиц оставлен открытым):

1) таможенные органы не  возмещают, и суды не вправе  удовлетворять требования о таком  возмещении;

2) несут сами эти лица. При этом и состав расходов, учитываемых при налогообложении,  такие расходы не включаются.

Третий принцип. Принцип  обязательности таможенного оформления и таможенного контроля всех товаров  и транспортных средств перемещаемых через таможенную границу. Данный принцип изложен в статье 14 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Он гласит, что все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному  контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Российской Федерации.

Важно иметь в виду, что  при осуществлении таможенного  оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные  лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные  актами таможенного законодательства или иными правовыми актами РФ.

Требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении  таможенного оформления и таможенного  контроля, не могут также служить  препятствием для перемещения товаров  и транспортных средств через  таможенную границу и осуществления  деятельности в области таможенного  дела в большей степени, чем это  минимально необходимо для обеспечения  соблюдения актов таможенного законодательства.

Анализ ст. 14 ТК РФ позволяет  сделать ряд выводов:

1) данная статья распространяется  и на товары, и на транспортные  средства, которые подлежат таможенному  оформлению и контролю;

2) она применяется во  всех случаях перемещения (а  не только, например, при ввозе  на таможенную территорию Российской  Федерации);

3) она предписывает осуществлять  таможенное оформление и таможенный  контроль товаров и транспортных  средств на основании соответствующих  статей ТК РФ.

В ходе таможенного оформления и контроля таможенные органы и их должностные лица с одной стороны, могут предъявлять требования, предусмотренные  актами таможенного законодательства и иными правовыми актами, с  другой – не вправе предъявлять  другие требования и ограничения. В  противном случае - налицо превышение полномочий, что может повлечь  за собой ответственность виновных, вплоть до уголовной (по ст. 169, 286 УК РФ)[19] и лицо вправе предъявить требования о возмещении причиненных ему убытков (в соответствии со ст. 6 ТК РФ).

Четвертый принцип. Запрещение пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска. Данный принцип излагается в п. 1 ст. 15 Таможенного кодекса  РФ.

Его смысл в том, что  никто не вправе пользоваться и распоряжаться  товарами и транспортными средствами до их выпуска, иначе как в порядке  и на условиях, которые предусмотрены  Таможенным кодексом Российской Федерации.

До выпуска товаров  лица их перемещающие могут проводить  только строго определенные операции, предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации. Анализ указанной  статьи позволяет придти к выводам, что ее положения не распространяются на третье правомочие собственника (либо обладателя иных вещных прав, например, права хозяйственного ведения), а  именно на право владения.

Только после выпуска  товаров и транспортных средств в соответствии с правилами, указанными в ст.ст. 163-164 ТК РФ, лицо приобретает также права пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами в полном объеме. До выпуска товаров и транспортных средств реализация этих правомочий возможна только в объеме, порядке и на условиях, прямо предусмотренных в нормах ТК РФ.

После выпуска товаров  и транспортных средств лицо приобретает  и право владения, и право пользования, и право распоряжения.

Оно приобретает эти права  в том объеме, который допускает  заявленный этим лицом (и уже примененный  в установленном порядке!) таможенный режим.

Из всего сказанного можно  извлечь пятый принцип перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу – возможность  пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами после  выпуска только в соответствии с  заявленным таможенным режимом.

В п. 2 ст. 15 Таможенного кодекса  РФ данный принцип прописан так: после  выпуска товаров и транспортных средств пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с заявленным таможенным режимом.

По российскому таможенному  законодательству таможенный режим  – это таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в  отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов  и запретов и ограничений, установленных  законодательством Российской Федерации  о государственном регулировании  внешнеэкономической деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей  в зависимости от целей их перемещения  через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами.[20]

Для сравнения в Таможенном кодексе Республики Казахстан определение  таможенного режима, по нашему мнению, более компактное, хотя, по сути, отражает одно и тоже правовое явление.

"Таможенный режим –  совокупность установленных настоящим  Кодексом норм, определяющих статус  товаров и транспортных средств в сфере таможенного дела при их перемещении через таможенную границу Республики Казахстан в зависимости от целей перемещения, использования на таможенной территории Республики Казахстан либо за ее пределами".

В России применяется 21 таможенный режим (3 – основных, 6 – экономических, 4 – завершающих, 3 – специальных, 5 – иных специальных). В Республике Казахстан соответственно – 17. Отличие, очевидно, заключается, в масштабах  и разнообразии форм внешнеторговой деятельности, которые требуют правового  регулирования.

Однако общим является положение о том, что пользование  и распоряжение товарами и транспортными  средствами без помещения их под  определенный таможенный режим не допускается.

По сути, как в российском, так и в казахстанском таможенном законодательстве, это или уголовное  преступление (например, контрабанда) или административное правонарушение за которые предусмотрена юридическая ответственность.

Информация о работе Порядок помещения перемещаемых (перемещенных) товаров и транспортных средств под таможенный режим