Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 05:49, курсовая работа
Задачами квалификационной работы являются:
– изучение и обобщение научного материала, нормативно-правовой базы перемещения и таможенного оформления товаров и транспортных средств, с учетом положений Таможенных кодексов Российской Федерации и Республики Казахстан;
– исследование правовых основ, требований, обусловленных порядком таможенного оформления;
– рассмотрение основных таможенных режимов, их использование в практике внешнеторговой деятельности.
Введение
Глава 1. Общие положения, относящиеся к перемещению и таможенному оформлению товаров и транспортных средств
1.1 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
1.2 Основные положения процедуры таможенного оформления
1.3. Правовая регламентация декларирования товаров
1.4 Выпуск товаров
Глава 2. Порядок помещения перемещаемых (перемещенных) товаров и транспортных средств под таможенный режим
2.1 Понятие и виды таможенного режима
2.2 Общие положения, относящиеся к таможенным режимам
2.3 Основные таможенные режимы и их использование в практике внешнеторговой деятельности
Заключение
Список используемых источников
В ноябре 1994 г. к общему списку таможенных режимов добавился еще один режим вывоза товаров в государства - бывшие республики СССР. Для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских, воздушных судов и поездов во время следования в пути или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, а также обеспечения пассажиров и членов экипажей указанных судов и поездов в ноябре 2001 г. был введен в действие таможенный режим перемещения припасов.
Наличие такого значительного
многообразия таможенных режимов (в
СССР их было три: импорт, экспорт и
транзит) обеспечивает гибкость и динамизм
порядка перемещения товаров
и транспортных средств через
таможенную границу РФ, да и всей
таможенной деятельности в целом, что
крайне важно не только для участников
внешнеэкономической
Для целей изучения таможенных режимов предварительно их можно разделить на несколько групп. Причем возможны различные критерии такого деления. Например, самостоятельные и смешанные режимы, то есть режимы, имеющие индивидуальные характеристики (выпуск для внутреннего потребления, экспорт) и связанные либо только с ввозом или только с вывозом. Или режимы, использующие отдельные признаки и требования других таможенных режимов (например, таможенный склад, когда завершение хранения товаров может сопровождаться их вывозом за пределы РФ в соответствии с режимом экспорта, или режим свободной таможенной зоны, который может завершаться выпуском товара для свободного обращения на остальной территории РФ). Любая классификация таможенных режимов по тем или иным критериям (признакам) является весьма условной и служит прежде всего для усвоения их роли и места в весьма сложном и многогранном механизме таможенного регулирования[38]. Для дальнейшего изучения таможенных режимов воспользуемся той схемой их классификации, которая приведена в Таможенном кодексе.
В ТК РФ все таможенные режимы разбиты на четыре группы:
- основные таможенные режимы;
- экономические таможенные режимы;
- завершающие таможенные режимы;
- специальные таможенные режимы.
Данная группировка имеет
значение, скорее, для целей нормотворчества,
не оказывая никакого влияния на практические
аспекты таможенного
Теоретическое объяснение предложенному законодателем разделению таможенных режимов на группы, может быть обусловлено следующими моментами.
Основные таможенные режимы
рассматриваются в качестве таковых
из-за частоты обращения к ним
участников внешнеэкономической
Экономические таможенные режимы объединены в соответствующую группу по хозяйственно целевому применению, например, изготовление или ремонт товаров в режимах переработки, продажа товаров в режиме таможенного склада, временный ввоз товаров для обеспечения деятельности представительств зарубежных компаний, аккредитованных на территории РФ.
Завершающие таможенные режимы характеризуются окончанием таможенного контроля по завершении действия любого из них. Например, в соответствии с пунктом 1 ст. 360 ТК РФ, товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию РФ, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию РФ и до момента:
- выпуска для свободного обращения;
- уничтожения;
- отказа в пользу государства.
В соответствии с пунктом 2 ст. 234 ТК РФ, товары, помещенные под таможенный режим реимпорта, рассматриваются для таможенных целей как выпущенные для свободного обращения.
Специальные таможенные режимы предусматривают в основном узконаправленное (конкретно определенное) использование товаров, полностью освобожденных от уплаты таможенных платежей. Например, перемещение в качестве припасов, перемещение для продажи в магазине беспошлинной торговли, перемещение для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий.
Однако, какие бы критерии ни лежали в основе законодательного разделения таможенных режимов на группы, для конкретного участника внешнеэкономической деятельности любой избранный таможенный режим является единственным (ТК РФ не предусмотрена возможность выбора сразу двух и более таможенных режимов) и специальным (отличным от других режимов и применяемым для решения конкретных хозяйственных задач)[39].
Согласно подпункту 22 пункта
1 статьи 11 ТК РФ таможенный режим - таможенная
процедура, определяющая совокупность
требований и условий, включающих порядок
применения в отношении товаров
и транспортных средств таможенных
пошлин, налогов и запретов и ограничений,
установленных в соответствии с
законодательством Российской Федерации
о государственном
Другими словами, предусмотренные ТК РФ таможенные режимы перемещения товаров представляют собой совокупность требований, обусловленных порядком таможенного оформления, контроля, уплаты таможенных пошлин, налогов, а также нахождения товаров в избранном режиме (ограничение прав пользования и распоряжения товарами), включая требования по оформлению завершения действия таможенного режима.
Однако не все таможенные режимы имеют определенный период действия и соответственно требования, предъявляемые к товарам в процессе нахождения в конкретном режиме. Существуют, например, режимы, которые почти не содержат каких-либо требований и ограничений при нахождении в них так как товар после оформления выпускается в свободное обращение либо покидает таможенную территорию РФ, то есть «уходит» из-под таможенного контроля.
ТК РФ содержит 17 таможенных режимов. Причем в группу «специальные таможенные режимы» входит подгруппа, получившая название «иные специальные таможенные режимы».
В соответствии со ст. 268 ТК РФ иные специальные таможенные режимы устанавливаются в отношении следующих товаров, перемещаемых через таможенную границу:
1) товаров, вывозимых за
пределы таможенной территории
России и предназначенных для
обеспечения функционирования
2) товаров, перемещаемых
через таможенную границу
3) товаров, перемещаемых
через таможенную границу и
предназначенных для
4) товаров, вывозимых в
государства - бывшие республики
СССР и предназначенных для
обеспечения деятельности
5) российских товаров,
перемещаемых между
Хотя перечень таможенных режимов остается закрытым, законодателем не исключена возможность создания новых таможенных режимов. Однако в любом случае установление новых таможенных режимов – это уровень исключительно ТК РФ (пункт 2 СТ. 155 ТК РФ).
Как показала практика применения ТК РФ 1993 года, поводами для создания новых таможенных режимов могут служить:
- складывающаяся или сложившаяся схема отношений, связанных с особенностями перемещения через таможенную границу товаров для определенных целей (например, таможенный режим перемещения припасов, который впервые был установлен Постановлением Правительства от 9 июля 2001 г. № 524)[41];
- необходимость предоставления дополнительных возможностей, способствующих перемещению товаров через таможенную границу (например, таможенный режим ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, предназначенных, в качестве дара г. Санкт-Петербургу в связи с празднованием 300-летия его основания)[42].
Общие условия применения таможенных режимов закреплены в статьях 156 - 162 ТК РФ.
С точки зрения юридической техники, такие условия имеют значение правовых принципов, соблюдение которых является обязательным независимо от вида конкретного таможенного режима.
К указанным условиям (принципам) применения таможенных режимов, в соответствии с главой 17 ТК РФ следует отнести:
- обязательность заявления
таможенного режима - пункт 1 ст. 156
ТК РФ (любое перемещение товаров
через таможенную границу
- право выбора любого
таможенного режима в
- соблюдение запретов
и ограничений при помещении
товаров под таможенные режимы
- ст. 158 ТК РФ (запреты и ограничения,
не носящие экономического
- разрешительный порядок
выпуска товаров в
- обязательность соблюдения
условий и требований
- приостановление действия
таможенного режима при
- право изменения выбранного
таможенного режима на иной
в соответствии с ТК РФ - пункт
2 ст. 156 ТК РФ (участник внешнеэкономической
деятельности вправе в любое
время изменить избранный
Приостановление действия таможенного
режима может не ограничиваться только
случаями возбуждения дел об административных
правонарушениях в области
2.2 Общие положения,
относящиеся к таможенным
В системе таможенного режима условно можно выделить три составляющие части - подсистемы:
1) нормативно-регулятивную;
2) организационную;
3) материально-техническую[43].
Важнейшими принципами правового регулирования таможенных режимов являются:
- обязательность заявления таможенного режима;
- свобода выбора и изменения таможенного режима;
- принцип подчинения таможенному режиму.
В соответствии с ТК РФ лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны происхождения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено таможенным законодательством. Приведем примеры изъятия из принципа свободы выбора и изменения таможенного режима. Так, таможенный режим переработки вне таможенной территории предполагает помещение продуктов переработки только под таможенный режим выпуска для свободного обращения. Запрещается изменять таможенный режим отказа в пользу государства на другой после получения разрешения таможенного органа о помещении товара под этот режим (п. 1.4 Положения о таможенном режиме отказа в пользу государства, утвержденного приказом ГТК России от 30 декабря 1993 г. № 559).