Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 19:38, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – выявить особенности порядка пропуска через таможенную границу Таможенного союза драгоценных металлов.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования темы можно выделить следующие задачи:
- изучить, что представляют собой драгоценные металлы и рассмотреть их основные виды;
- ознакомиться с порядком ввоза на таможенную территорию ТС, вывоза с таможенной территории ТС драгоценных металлов;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Драгоценные металлы, как объект таможенного контроля………….5
1.1. Общая характеристика драгоценных металлов…………………………….5
1.2. Основные положения Федерального закона РФ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»...……………..………………………………………….9
Глава 2. Перемещение через таможенную границу Таможенного Союза драгоценных металлов…………………………………………………………..13
2.1. Особенности рынка драгоценных металлов.……………………………...13
2. 2. Нормативная база, регламентирующая порядок перемещения драгоценных металлов через таможенную границу ТС………………………16
2.3. Незаконный оборот драгоценных металлов в РФ………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников………………………………………….
Глава 1. Общие положения.
В статье 1 данного Федерального Закона установлены многие важные понятия. Вот некоторые из них:
- драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Настоящий перечень драгоценных металлов может быть изменен только федеральным законом. Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде;
- драгоценные камни - природные
алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и
александриты, а также природный
жемчуг в сыром (естественном) и
обработанном виде. К драгоценным
камням приравниваются
- производство драгоценных
металлов - извлечение драгоценных
металлов из добытых
- использование драгоценных
металлов и драгоценных камней
- использование драгоценных
В статье 2 «Право собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни» отражены основные аспекты по поводу права на собственность драгоценных металлов и камней.
В первой части статьи говорится о пользовании участками недр, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни. Драгоценные металлы и драгоценные камни, являются собственностью субъектов добычи, если иное не установлено лицензиями на их добычу и другими нормативными документами.
Статья 3 Биржи драгоценных металлов и драгоценных камней
В данной статье приведено определение биржи драгоценных металлов и камней:
- это биржи, предназначенные для совершения юридическими и физическими лицами сделок, связанных с обращением:
- стандартных и мерных
слитков аффинированных
- необработанных драгоценных камней, прошедших сортировку;
- обработанных драгоценных камней, прошедших сертификацию;
- самородков драгоценных металлов;
- изделий из драгоценных
металлов и драгоценных камней,
за исключением ювелирных и
иных бытовых изделий из
- полуфабрикатов, содержащих драгоценные металлы;
- монет, содержащих драгоценные металлы.2
В статье 4 «Субъекты добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней» говорится о том, что добыча драгоценных металлов и драгоценных камней могут осуществляться только теми организациями, которые получили специальные разрешения. Сказано, что такое старательская добыча.
Старательская добыча – это способ организации работ по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней с отрывом работников от мест постоянного проживания на срок более чем четыре месяца. При этом не производятся никаких затрат средств за счет бюджета. Государство поощряет старательскую добычу драгоценных металлов и драгоценных камней.
Так же сказано, что аффинаж драгоценных металлов могут осуществлять только организации в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.
Аффинаж – это металлургический процесс получения высокочистых благородных металлов путём отделения от них загрязняющих примесей.
Глава 2. Государственные фонды и запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.
В данной главе говорится все о нормативно-правовом регулировании в сфере государственных фондов. Приведено несколько важных понятий. Таких как:
- Федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней - фонд для регулирования объемов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней;
- Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации - совокупность полученных из источников, перечисленных в пункте 3 настоящей статьи, драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них;
- Алмазный фонд Российской Федерации - собрание уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение, а также собрание уникальных ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
- Золотой запас Российской Федерации - часть золотовалютных резервов Российской Федерации, предназначен для осуществления финансовой политики государства и удовлетворения экстренных потребностей Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях.
Далее данный Федеральный закон содержит еще 9 глав, касающихся различных аспектов по вопросу драгоценных металлов и драгоценных камней. Таких как:
- Государственное регулирование отношений в области изучения, добычи, производства и использования драгоценных металлов и камней;
- использование и обращение драгоценных металлов и камней;
- Международная и внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней
- Государственный контроль за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением;
- Ответственность организаций и должностных лиц;
- Заключительные положения.
Автором в данном параграфе были рассмотрены, самые важные, по его мнению, моменты, которые дают общее представление об объекте нашего исследования.
Таким образом, в данной главе автор привел понятие драгоценных металлов, охарактеризовал структуру драгоценных металлов, привел перечень основных драгоценных металлов и краткий анализ каждого из них.
Также были рассмотрены основные положения Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Автор отразил важные аспекты данного закона, привел основные определения, права собственности на драгоценные металлы и камни. Автором был рассмотрен порядок организации бирж и фондов драгоценных металлов и драгоценный камней.
ГЛАВА 2. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ТС ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ
2.1. Особенности рынка драгоценных металлов
Чтобы перейти к вопросу о порядке перемещения драгоценных металлов, нельзя не затронуть вопроса о рынке драгоценных металлов, что обуславливает необходимость перемещения драгоценных металлов через таможенную границу.
Рынок драгоценных металлов определяется как сфера экономических отношений между участниками сделок с драгоценными металлами и ценными бумагами, котируемыми в драгоценных металлах. К последним относятся золотые сертификаты, облигации, фьючерсы и т.п. Рынок драгоценных металлов включает в себя совокупность разнообразных взаимоотношений между субъектами рынка на этапе разведки, добычи, переработки и т.д. до конечного изготовления изделий из драгоценных металлов. Основные характеристики рынка драгоценных металлов представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Характеристики мирового рынка золота3
Характеристики рынка |
Характеристики мирового рынка золота |
Степень открытости рынка |
Открытый |
Оборотоспособность |
Свободное обращение |
Статус государства как субъекта рынка |
Равный среди равных |
Объем закупок для государственных нужд |
От существенного до незначительного |
Механизм закупок для государственных нужд |
Конкурсный |
Экономическое стимулирование |
От низкого до высокого |
Степень монополизации рынка |
Слабая |
Инфраструктура рынка |
Развитая |
Внутренний спрос |
Высокий |
Изменчивость условий хозяйственной деятельности |
Стабильные условия |
Тип рыночной ситуации |
Несовершенная конкуренция |
Рынок драгоценных металлов состоит из следующих секторов:
- рынок золота;
- рынок серебра;
- рынок платины;
- рынок палладия;
- рынок изделий из драг. Металлов;
- рынок ценных бумаг, котируемых в золоте.4
На мировом рынке драгоценных металлов проводится широкий спектр операций и совершаются наиболее крупные сделки. Большая часть операций проводится крупными банками и специализированными компаниями с большими оборотами. Правила проведения операций не кодифицированы, отсутствуют ограничительные налоги, таможенные барьеры, комплекс мер по лицензированию деятельности на рынке, а также специальный порядок экспортно-импортных операций драгоценных металлов между резидентами и нерезидентами.
Субъектами мирового рынка драгоценных металлов в настоящее время являются золотодобывающие компании, промышленные потребители, специальные секции фондовых бирж, инвесторы и тезавраторы, монетарные власти, профессиональные дилеры и посредники.
В структуре спроса мирового рынка можно выделить следующие основные источники: фабрикационный спрос (промышленно-бытовое потребление); инвестиционно-тезаврационный спрос (на межгосударствен-ном уровне); спекулятивные сделки. В структуре предложения мирового рынка золота основными компонентами являются добыча первичного золота, вторичное золото (переработка лома), детезаврация золота (продажа золота из государственных резервов).
Многолетняя мировая практика свидетельствует о том, что нормальное функционирование рынка драгоценных металлов требует соблюдения следующих условий:
- свободной покупки и
продажи различных слитков
- наличия широкого круга участников торговли, включая банки, различные предприятия и физических лиц;
- свободного формирования
цены на золото и другие
драгоценные металлы в
- наличия соответствующей инфраструктуры;
- интеграции внутреннего и международного рынка путем свободного ввоза и вывоза золота и других драгоценных металлов;
- свободного обращения государственных, корпоративных и других ценных бумаг, номинированных в золоте;
- использования фьючерсных, опционных и других контрактов в целях хеджирования операций с золотом;
- государственного лицензировани
Важное значение для функционирования рынка драгоценных металлов имеет биржа как организация, выполняющая роль посредника в торговых операциях, способствующая установлению контакта между продавцами и покупателями и формированию рыночных цен на драгоценные металлы.
Биржу можно рассматривать, во-первых, как учреждение, организующее торговлю реальным (физическим) металлом; во-вторых, как организатора торговли контрактами на золото в виде фьючерсов и опционов.
В современной экономике роль драгоценных металлов существенно изменилась – золото больше не является «мировыми деньгами», но благодаря своим уникальным физико-химическим свойствам драгоценные металлы все шире входят в сферу промышленного производства, особенно в отраслях, использующих новейшие технологии. Высокая удельная ценность (редкость, компактность, возможность неоднократного потребления и длительного использования), ликвидность (развитая сеть сбыта и постоянный спрос) определяют использование драгоценных металлов и камней в качестве финансовых активов. Благодаря своему свойству сохранять стоимость, драгоценные металлы способны в современных условиях выполнять функцию средства сбережений; а как средство инвестиций, они приносят своему владельцу дополнительный доход за счет роста их курсовой стоимости. Причем вложения в драгоценные металлы носят, как правило, средне- и долгосрочный характер, что вполне отвечает указанной функции.
В последние годы отмечается усиление интереса к драгоценным металлам и драгоценным камням как к объекту рыночного обращения. Любой рынок, в том числе и рынок драгоценных металлов и камней, может успешно функционировать лишь при наличии нормативной правовой базы, речь о которой пойдет в параграфе 2.2.
2.2. Нормативная
база, регламентирующая порядок
перемещения драгоценных
В данном параграфе речь пойдет о порядке перемещения драгоценных металлов через таможенную границу. Для этого рассмотрим нормативно-правовую базу, регламентирующую порядок данного перемещения.
В РФ до недавнего времени отсутствовал свободный рынок драгоценных металлов и драгоценных камней. Однако переход российской экономики к рыночным отношениям, начавшийся в 90-е годы прошлого столетия, активизировал оборот драгоценных металлов и драгоценных камней. Ранее существовавшая государственная монополия была постепенно ликвидирована, а правовое обеспечение рынка драгоценных металлов и драгоценных камней практически сформировалось заново.
Так, Указ Президента РФ от 15 ноября 1991г. №214 «О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории РСФСР» и Постановление Правительства РФ от 30 апреля 1992г. №2.79 «О расчетных и отпускных ценах на драгоценные металлы, алмазы и драгоценные камни» установили новый порядок ценообразования на драгоценные металлы и драгоценные камни в соответствии с мировым уровнем цен, расширили круг субъектов, которые могли осуществлять добычу драгоценных металлов и драгоценных камней, добыча драгоценных металлов и драгоценных камней была разрешена всем юридическим лицам и гражданам России.
Информация о работе Порядок пропуска через таможенную границу ТС драгоценных металлов