Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:22, реферат
Рыночные реформы, начавшиеся во второй половине 80-х годов, в качестве одного из важнейших своих направлений предполагали либерализацию внешнеторговой деятельности. Последовавший демонтаж системы государственной монополии внешней торговли привел к возобновлению нормальной практики таможенно-тарифного регулирования. Таможенной пошлине было возвращено ее "законное" место среди косвенных налогов.
Правовое регулирование таможенных платежей
Таможенная пошлина: понятие и правовая природа
Рыночные реформы, начавшиеся
во второй половине 80-х годов, в качестве
одного из важнейших своих направлений
предполагали либерализацию внешнеторговой
деятельности. Последовавший демонтаж
системы государственной
В ст. 111 ТК РФ*(199) закреплено, что товары,
перемещаемые через российскую таможенную
границу, подлежат обложению таможенной
пошлиной в соответствии с Законом РФ
"О таможенном тарифе". И Таможенный
кодекс, и Закон РФ "О таможенном тарифе"
дают определение таможенной пошлины
в самых общих чертах. Так, в ст. 18 ТК РФ
под таможенной пошлиной*(200) понимается
"платеж, взимаемый таможенными органами
Российской Федерации при ввозе товара
на таможенную территорию Российской
Федерации или вывозе товара с этой территории
и являющийся неотъемлемым условием такого
ввоза или вывоза". Аналогичным образом
таможенная пошлина определяется и в Законе
РФ "О таможенном тарифе" (ст. 5).
Отдельные товары в зависимости от их
вида, происхождения, заявленного таможенного
режима и т.д. освобождаются от уплаты
таможенной пошлины. Однако если конкретный
товар в соответствии с нормами таможенно-тарифного
законодательства подлежит обложению
таможенной пошлиной, он может быть перемещен
через таможенную границу только после
уплаты причитающихся таможенных платежей.
Налоговая природа
таможенной пошлины
Таможенная пошлина - это одна из разновидностей
косвенных налогов, которым облагается
внешнеторговый оборот товаров в силу
факта перемещения товаров через таможенную
границу.
Таможенной пошлине присущи все основные
элементы налога. Субъектом обложения
таможенной пошлиной (налогоплательщиком)
является декларант - лицо, заявляющее
таможне от собственного имени перемещаемые
через границу товары и транспортные средства.
Декларантом может быть как лицо, непосредственно
перемещающее товары, так и таможенный
брокер (посредник). Объектом обложения
таможенной пошлиной могут быть таможенная
стоимость, количественные показатели
перемещаемых через таможенную границу
товаров либо и то и другое одновременно.
Следующим элементом налога является
ставка. В соответствии с Законом РФ "О
таможенном тарифе" (ст. 3) ставки таможенных
пошлин в пределах, установленных данным
Законом, определяются Правительством
РФ.
Важным элементом любого налога следует
считать налоговые льготы, именуемые применительно
к таможенной пошлине тарифными льготами
или тарифными преференциями. Под тарифной
льготой понимается предоставление на
условиях взаимности или в одностороннем
порядке льготы в отношении товара, перемещаемого
через таможенную границу Российской
Федерации, в форме возврата ранее уплаченной
пошлины, освобождения от уплаты пошлины,
снижения ставки пошлины, установления
тарифных квот на преференциальный ввоз
(вывоз) товара (ст. 34 Закона РФ "О таможенном
тарифе"). Порядок предоставления тарифных
льгот определяется Правительством РФ.
При этом тарифные льготы не должны носить
индивидуального характера (за исключением
случаев, предусмотренных в ст. 35, 36 и 37
Закона РФ "О таможенном тарифе").
Таможенно-тарифные правоотношения носят
налоговый характер. На этом свойстве
таможенно-тарифных правоотношений следует
остановиться подробнее, поскольку по
этому вопросу в юридической науке существуют
разные точки зрения.
Рассматриваемая проблема производна
от другой теоретической проблемы, рассматриваемой
в науке налогового и таможенного права,
- а именно от правовой природы таможенной
пошлины. Данную проблему можно также
сформулировать следующим образом: имеет
ли таможенная пошлина налоговую природу
или она относится к неналоговым источникам
государственных доходов. Иными словами,
является ли таможенная пошлина налогом
либо она имеет пошлинную природу, как
это вытекает из самого ее названия.
В этой связи важно отметить, что "разночтения"
по данному вопросу возникли сравнительно
недавно - в советский и постсоветский
период. Дореволюционная юридическая
и финансовая наука единодушно, без каких
бы то ни было оговорок признавала налоговую
природу таможенной пошлины. Эта позиция
нашла свое отражение в трудах таких корифеев
науки финансового права, как В.А.Лебедев*(201),
И.Х.Озеров*(202), И.Т.Тарасов*(203), И.И.Янжул*(204)
и др. Наиболее емко позиция дореволюционной
науки по вопросу о природе таможенной
пошлины сформулирована в учебнике по
финансовому праву, подготовленном приват-доцентом
Казанского университета Г.А.Вацуро. Он,
в частности, отмечал: "Таможенные налоги
представляют собою одну из основных категорий
налогов косвенных. Их называют в действительности
таможенными пошлинами. Выражение это
неправильно, так как нет в таможенных
налогах тех признаков, которыми характеризуются
пошлины. Самое выражение "таможенные
пошлины" представляет собою, в сущности
говоря, исторический пережиток..."*(205).
Скорее всего, в прошлом таможенные пошлины,
возможно, носили подлинный характер и
представляли собою плату за услуги, оказываемые
своим и иностранным купцам. Несомненный
интерес в этой связи представляет точка
зрения на природу таможенной пошлины
классика мировой экономической мысли
В.Петти, высказанная им в "Трактате
о налогах и сборах" (гл. VI): "Таможенные
пошлины - это сборы или налоги с товаров,
вывозимых из владений государя или ввозимых
в них. Я не могу хорошо уяснить себе, каковы
те естественные основания, в силу которых
эти пошлины должны уплачиваться государю
как при ввозе, так и при вывозе; имеются,
по-видимому, все же некоторые основания
уплаты ему за разрешение вывозить определенные
продукты, в которых другие страны действительно
нуждаются. Я поэтому полагаю, что пошлины
являлись вознаграждением, уплачиваемым
государю за защиту провоза товаров как
в страну, так и из страны от пиратов, и
я считал бы это действительно правильным,
если бы государь был обязан тратить большие
средства с этой целью. Я полагаю, что доля
в 5% была установлена на основе подсчета,
показывающего, что до указанных мероприятий
купцы обычно теряли больше от нападений
пиратов"*(206).
Сходные предположения высказывал и известный
российский специалист в области таможенного
дела К.И.Лодыженский, который полагал,
что мыт (таможенная пошлина) - это не только
сбор с товаров и торговли, а еще и сбор
за покровительство, оказываемое купцами,
своего рода гарантия соблюдения порядка
в торговле*(207).
Важный вклад в теорию таможенной пошлины
внес академик И.И.Янжул. Он называл таможенную
пошлину "первым, самым старым косвенным
налогом"*(208). Определяя прямой налог,
как налог, который "уплачивается непосредственно
тем лицом, которое государство имело
в виду обложить", а косвенный как налог,
уплачиваемый "лицами, которые, по предположению
финансового закона, не несут его на себе,
а переносят на других лиц, являющихся
этим косвенным путем действительными
плательщиками налога", И.И.Янжул задается
вопросом, к какой категории налогов следует
отнести по этой классификации таможенную
пошлину*(209). По его определению, таможенная
пошлина - "налог, падающий на известный
предмет потребления при передвижении
его, при провозе из-за границы"*(210).
Отвечая на поставленный вопрос, он пишет:
"Положим, что из Англии в Россию привезен
товар и с него взята таможенная пошлина;
это будет налог прямой или косвенный?
Все зависит от того, привез ли купец товар
для собственного потребления или для
продажи; в первом случае налог будет прямым;
во втором - косвенным, ибо купец, конечно,
переложит его на покупателя"*(211). Далее
И.И.Янжул подразделяет косвенные налоги
на:
1) налоги, "падающие на производство
или приобретение товаров" (к ним он
относит акцизы), и
2) налоги, "падающие на передвижение
товаров" (под ними И.И.Янжул в первую
очередь понимал таможенные пошлины)*(212).
Видом косвенных налогов считали таможенную
пошлину ряд юристов и экономистов советского
периода. Так, С.А.Котляровский в своем
учебнике "Финансовое право СССР",
определяя природу таможенной пошлины,
отмечает, что она "по существу, несомненно,
является видом косвенных налогов"*(213).
Налоговая природа таможенной пошлины
признается в определении, даваемом в
Финансово-кредитном словаре: "Таможенные
пошлины - налоги, взимаемые государством
с провозимых через национальную границу
товаров по ставкам, предусмотренным таможенным
тарифом"*(214).
Разновидностью косвенного налога таможенная
пошлина признается и в учебнике "Финансы"
под редакцией профессора В.М.Родионовой*(215).
Аргументированный взгляд на таможенную
пошлину как на разновидность налоговых
платежей содержится в монографических
исследованиях проф. А.Н.Козырина*(216).
Другие ученые придерживаются того мнения,
что таможенные пошлины не имеют налоговой
природы. В учебнике "Финансовое право"
под редакцией проф. Е.А.Ровинского читаем:
"Небольшая часть денежных средств
поступает в Государственный бюджет СССР
в результате взимания неналоговых доходов...
Большинство платежей, составляющих группу
неналоговых доходов, имеет не односторонний,
а двусторонний и в некоторых случаях
возмездный характер. В зависимости от
основания взимания отдельных видов платежей,
составляющих неналоговые доходы государственного
бюджета, их можно разделить на следующие
основные группы... 2. Пошлины и сборы, взимаемые
за услуги, оказываемые государственными
органами предприятиям, организациям
и гражданам, а также за некоторые другие
действия. Сюда относятся: государственная
пошлина, таможенные доходы..."*(217)
Далее авторы учебника уточняют: "Основная
часть таможенных доходов поступает в
результате взимания таможенных пошлин"*(218).
Неналоговый (пошлинный) характер таможенной
пошлины признают авторы энциклопедии
"Политическая экономия": "Пошлины
- денежные сборы, взимаемые соответствующими
государственными органами при выполнении
ими определенных функций в суммах, предусмотренных
законодательством данной страны. Подразделяются
на таможенные и внутригосударственные.
Таможенные пошлины представляют собой
государственный денежный сбор с ввозимых,
транзитных и вывозимых товаров, имущества,
ценностей, пропускаемых через границу
страны под контролем таможенного ведомства"*(219).
Неналоговый характер таможенной пошлины
отстаивает и проф. Н.И.Химичева*(220). Она,
в частности, пишет: "Таможенная пошлина,
как и государственная пошлина, отличается
от налога в собственном смысле (хотя и
имеет с ним некоторые общие черты в силу
своего обязательного характера, зачисления
в бюджет - и условного включения в налоговую
систему, как и многие другие платежи,
не являющиеся в своей сущности налогами)"*(221).
Н.И.Химичева в качестве аргументов такой
позиции приводит следующие. Таможенная
пошлина отличается "гибкостью как
инструмент внешнеэкономической политики",
ей присущи "широкие возможности дифференциации",
в то время как налогу "свойственна
большая стабильность"*(222). Думается,
что существующую в современной России
систему налогов с очень большой долей
условности можно назвать стабильной
и противопоставлять по этому свойству
таможенной пошлине. Кроме того, определенная
степень мобильности, подвижности просто
необходима налогу как таковому. В противном
случае налог не сможет эффективно осуществлять
регулятивную функцию, а государство успешно
проводить налоговую политику.
Далее проанализируем следующее утверждение
Н.И.Химичевой: "Еще одна особенность:
законодательство предоставляет возможность
делегирования прав и обязанностей по
уплате таможенной пошлины другим лицам,
которые по этим вопросам могут самостоятельно
взаимодействовать с таможенными органами.
В законодательстве же о налогах такого
делегирования не предусмотрено; права
и обязанности налогоплательщика рассматриваются
как лично ему принадлежащие"*(223).
Такое заявление ставит под сомнение налоговую
природу всех косвенных налогов, поскольку
и НДС, и акцизы по внешнеторговым поставкам
могут оплачиваться любым третьим лицом
из собственных средств и даже без получения
соответствующего поручения от декларанта.
Эта уникальная особенность уплаты косвенных
налогов во внешней торговле - реальность
действующего таможенного законодательства
Российской Федерации. Однако при этом
налоговый характер НДС и акцизов не ставится
под сомнение Н.И.Химичевой.
Два аргумента проф. Н.И.Химичевой заслуживают
особого внимания. Во-первых, она считает,
что "если платежам налогов свойственна
регулярность уплаты в установленные
сроки, то таможенной пошлине это не свойственно:
обязанность уплатить ее появляется в
связи с возникновением у лица необходимости
в получении права перемещения товаров
через таможенную границу"*(224).
Подобный аргумент представляется неубедительным
по следующим соображениям.
1. Таможенная пошлина и другие таможенные
платежи далеко не единственный пример
таких "нерегулярных" налогов. Едва
ли отвечает названному критерию, например,
налог с имущества, переходящего в порядке наследования и (или) дарения, или налог на покупку
иностранной валюты.
2. Если руководствоваться приведенным
проф. Н.И.Химичевой аргументом, то в принадлежности
к налогам следует отказать и НДС, и акцизам,
поскольку при осуществлении внешнеторговой
деятельности правовые режимы таможенной
пошлины, НДС и акцизов практически совпадают,
что позволило законодателю объединить
их в одну комплексную категорию "таможенные
платежи" (ст. 110 ТК РФ). Таким образом,
чтобы выпустить в свободное обращение
ввозимый на российскую территорию товар,
декларант должен заплатить не только
таможенную пошлину, но и НДС и акцизы
(если ввозится подакцизный товар)*(225).
Во-вторых, профессор Н.И.Химичева отмечает,
что "в отличие от налога, являющегося
платежом индивидуально безвозмездным,
взимание таможенной пошлины увязано
с получением конкретным лицом, уплатившим
пошлину, права на ввоз и вывоз товара,
перемещением их через таможенную границу,
чему сопутствует пользование плательщика
определенными благами"*(226). Это утверждение
верно лишь отчасти. Так, многие товары,
перемещаемые лицом через таможенную
границу для собственных нужд, по общему
правилу не подлежат таможенному обложению.
Это в полной мере соответствует закрепленному
на конституционном уровне праву человека
на свободное перемещение. Уплата таможенной
пошлины становится условием перемещения
товаров и транспортных средств через
таможенную границу только при осуществлении
предпринимательской, конкретно - внешнеторговой
деятельности. При этом важно отметить,
что уплата таможенной пошлины не является
непременным*(227) условием ввоза или вывоза
товара. Ввоз (вывоз) товаров на территорию
Российской Федерации может не сопровождаться
уплатой таможенной пошлины в случае выбора
декларантом соответствующих таможенных
режимов. В соответствии с ТК РФ таможенная
пошлина не уплачивается при заявлении
товара, например, под следующие таможенные
режимы:
1) реимпорт;
2) реэкспорт;
3) транзит;
4) временный ввоз и вывоз (в отношении
отдельных товаров);
5) переработка под таможенным контролем;
6) магазин беспошлинной торговли;
7) таможенный склад;
8) уничтожение;
9) отказ в пользу государства и некоторые
другие виды таможенных режимов.
При декларировании таможенных режимов
переработки на таможенной территории
и переработки вне таможенной территории
предусмотрен возврат уплаченных таможенных
пошлин.
Укажем на то, что в рамках самой саратовской
школы финансового права не существует
единого подхода к проблеме налоговой
природы таможенной пошлины. Так, И.Л.Сухарчук,
подготовившая под руководством проф.
Н.И.Химичевой и защитившая диссертацию
"Правовое регулирование налогообложения
товаров, перемещаемых через таможенную
границу Российской Федерации", считает,
что таможенная пошлина является налогом.
В обоснование своей позиции автор приводит
следующие аргументы:
"а) таможенная пошлина является количественным
платежом, который напрямую зависит от
стоимости или количества перемещаемого
через таможенную границу;
б) таможенная пошлина носит общий характер
и не служит для каких-либо специальных
целей или специальных задач, а непосредственно
пополняет доходную часть федерального
бюджета, что позволяет говорить о ее индивидуальной
безвозмездности;
в) установленный размер таможенных пошлин
позволяет сделать вывод, что целью их
введения является не покрытие издержек
на содержание таможенных органов, а пополнение
доходной части бюджета, т.е. нарушается
свойственный неналоговым платежам пошлинный
принцип;
г) участие во внешнеторговом обороте
является одной из составляющих права
на свободную предпринимательскую деятельность
(ст. 34 Конституции РФ), которое не может
ставиться в зависимость от уплаты какого-то
платежа"*(228).
Таким образом, можно сказать, что вопреки
собственному названию таможенная пошлина
имеет не пошлинную, а налоговую природу.
Таможенная пошлина представляет собой
разновидность косвенного налога, которым
облагается трансграничный оборот (ввоз,
вывоз, в редких случаях - транзит) товаров.
Таможенную пошлину следует отличать
от таможенных сборов, представляющих
собой плату за услуги таможни и потому
имеющих пошлинный характер.
Таможенная пошлина обладает всеми необходимыми
основными налоговыми характеристиками:
1) уплата таможенной пошлины носит обязательный
характер и обеспечивается государственно-властным
принуждением;
2) таможенная пошлина не представляет
собою плату за предоставленные услуги
и взыскивается без встречного удовлетворения;
3) поступления от таможенных пошлин не
могут предназначаться для финансирования
конкретных государственных расходов
(принцип запрета специализации налога).
В отличие от таможенной пошлины таможенные
сборы (за таможенное оформление, за хранение
товаров, за таможенное сопровождение
товаров и др.) представляют собою плату
за предоставление различного рода услуг
(перевозка, хранение), выполнение различных
мероприятий в процессе таможенного оформления
и, следовательно, не являются налогами
в собственном смысле слова.
При всей своей близости к таможенной
пошлине (в том числе и по названию) не
являются налогами антидемпинговые и
компенсационные пошлины. Невозможность
отнесения их к налогам объясняется, во-первых,
тем, что налогообложение предполагает
общенормативное регулирование, в то время
как обложение антидемпинговыми и компенсационными
пошлинами носит индивидуальный (казуальный)
характер, а во-вторых (и это вытекает из
первого), налог учреждается с заранее
определенными параметрами (объект, ставка,
порядок уплаты и т.д.); что же касается
антидемпинговых и компенсационных пошлин,
то их размеры устанавливаются в ходе
специального разбирательства для каждого
конкретного случая (ст. 9-11 Закона РФ "О
таможенном тарифе", ст. 18 ФЗ "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности",
ст. 7-14 ФЗ "О мерах по защите экономических
интересов Российской Федерации при осуществлении
внешней торговли товарами").
Таким образом, таможенная пошлина представляет
собой платеж, уплачиваемый в обязательном
порядке, взимаемый таможенными органами
с товаров, перемещаемых через таможенную
границу, и обладающий всеми чертами налога,
в том числе безвозмездностью его уплаты,
под которой понимается односторонний
характер налогового обязательства, безэквивалентность
и безвозвратность налога.
Виды таможенных
пошлин. Иные пошлины, взимаемые с
товаров, перемещаемых через таможенную
границу
Таможенные пошлины могут классифицироваться
по различным критериям. По объекту взимания
различают ввозные (импортные) и вывозные
(экспортные) пошлины.
Транзитные пошлины в России не взимаются.
В Федеральном законе "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности"
(ст. 14) закрепляется, что ввозные (импортные)
и вывозные (экспортные) таможенные пошлины
устанавливаются "в целях регулирования
операций по импорту и экспорту, в том
числе для защиты внутреннего рынка Российской
Федерации и стимулирования прогрессивных
структурных изменений в российской экономике".
Ввозные пошлины выполняют протекционистскую
функцию, защищая внутренний рынок от
иностранных конкурентов. Действие ввозных
пошлин не ограничивается только удорожанием
импортных товаров. Они дают возможность
повышать внутренние цены на отечественные
товары до уровня мировых цен, увеличенных
на размер таможенных платежей.
Вывозная пошлина играет первостепенную
роль в реализации фискальной функции
таможенно-тарифного регулирования. Ставки
вывозных таможенных пошлин, а также перечень
товаров, в отношении которых они применяются,
устанавливаются Правительством России
и являются "исключительно мерами оперативного
регулирования внешнеэкономической деятельности
на территории Российской Федерации"
(ст. 3 Закона РФ "О таможенном тарифе").
По способу взимания (точнее говоря, в
зависимости от вида ставок) таможенные
пошлины делятся на адвалорные, специфические
и комбинированные. Более подробно об
этом речь пойдет ниже, при рассмотрении
ставок таможенных пошлин.
Другим критерием классификации таможенных
пошлин является способ их введения.
Автономные пошлины устанавливаются государством
самостоятельно, безотносительно к каким-либо
торговым обязательствам перед другим
государством. С активизацией в последние
десятилетия многосторонней торговой
дипломатии таможенные пошлины, как правило,
являются результатом соответствующих
международных соглашений. Такие пошлины
называются договорными или конвенционными.
В настоящее время большинство государств
предоставили друг другу режим наиболее
благоприятствуемой нации (режим наибольшего
благоприятствования, РНБ), поэтому действие
каждой таможенно-тарифной уступки автоматически
распространяется на торговлю со всеми
странами, пользующимися РНБ. Таким образом,
ставки автономных пошлин могут применяться,
когда они ниже договорных или когда отсутствует
договорная пошлина.
В качестве критерия классификации таможенных
пошлин может использоваться также и цель
таможенно-тарифного регулирования. По
этому признаку таможенные пошлины условно
могут быть разделены на протекционистские
(или покровительственные) и фискальные.
Надо признать, что четкого разграничения
между этими двумя видами пошлин не существует
(т.е. протекционистские пошлины могут
выполнять фискальные цели, равно как
и фискальное - выполнять протекционистические
задачи, и наоборот). Фискальные пошлины
нацелены преимущественно на увеличение
размера доходных поступлений в бюджет.
Протекционистские пошлины защищают определенные
отрасли экономики от конкуренции иностранных
товаров, а также используются в ходе торговых
переговоров как средство давления на
конкурентов, вынуждающее их пойти на
определенные уступки.
Сезонные пошлины
В целях оперативного регулирования ввоза
и вывоза товаров Правительство РФ может
устанавливать сезонные пошлины (ст. 6
Закона РФ "О таможенном тарифе").
Срок действия сезонных пошлин не может
превышать шести месяцев в году. При обложении
товара сезонной пошлиной ставки, предусмотренные
таможенным тарифом, не применяются. Сезонные
пошлины появились в российском таможенном
законодательстве еще в 1991 г. В Законе
СССР "О таможенном тарифе" (ст. 8)
по причинам экономического характера
разрешалось установление сезонных таможенных
пошлин на ввоз и вывоз отдельных товаров.
Максимальный срок действия таких пошлин
определялся в четыре месяца.
Таким образом, таможенно-тарифное регулирование
внешнеторговых операций с помощью сезонных
пошлин носит ограниченный во времени
характер. Сезонные пошлины обычно применяются
в отношении сельскохозяйственных продуктов.
От других временных мер таможенно-тарифного
регулирования (антидемпинговых, компенсационных
и специальных пошлин) сезонные пошлины
отличаются тем, что связаны с периодическими,
сезонными (отсюда и само название пошлин)
колебаниями закупочных и розничных цен
на некоторую продукцию сельского хозяйства
(овощи, фрукты), циклически меняющиеся
по временам года. Сезонная дифференциация
цен осуществляется с учетом различий
в издержках производства и соотношения
спроса и предложения на такие товары.
На ранние сорта картофеля, овощей, фруктов
и т.д. устанавливаются повышенные закупочные
цены, обеспечивающие возмещение дополнительных
затрат сельскохозяйственных производителей,
связанных с производством продукции
при неблагоприятных климатических условиях
и ее длительным хранением. В зависимости
от сезона проводится изменение розничных
цен с целью улучшения организации розничного
товарооборота на протяжении всего года
и увеличения емкости рынка.
Эффективная защита интересов отечественных
потребителей и товаропроизводителей
от неблагоприятных воздействий мирового
рынка предполагает немедленное реагирование
таможенного законодательства на существенные
сезонные колебания цен на сельскохозяйственные
и иные товары. Полномочия по введению
сезонных пошлин закреплены за Правительством
РФ, что соответствует ст. 12 Федерального
закона "О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности", наделяющей
Правительство РФ правом принимать временные
меры по защите внутреннего рынка Российской
Федерации.
Особые виды пошлин
Отдельную группу образуют так называемые
особые виды пошлин, под которыми понимаются
пошлины, установленные на определенный
срок и применяемые к ввозимым на российскую
таможенную территорию товарам "в целях
защиты экономических интересов Российской
Федерации" (ст. 7 Закона РФ "О таможенном
тарифе"). Особыми видами являются:
- специальные пошлины (ст. 8 Закона РФ "О
таможенном тарифе");
- антидемпинговые пошлины (ст. 9 Закона
РФ "О таможенном тарифе");
- компенсационные пошлины (ст. 10 Закона
РФ "О таможенном тарифе").
Правительство РФ наделено правом принимать
защитные меры в случае, если какой-либо
товар ввозится на российскую таможенную
территорию в настолько больших количествах
или на таких условиях, что наносится существенный
ущерб или возникает угроза причинения
такого ущерба производителям подобных
или непосредственно конкурирующих товаров
в Российской Федерации (ст. 18 ФЗ "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности").
Под непосредственно конкурирующими или
подобными товарами понимаются группы
товаров, которые могут быть сравнимы
по их функциональному назначению, применению,
качественным и техническим характеристикам,
а также другим основным параметрам таким
образом, что покупатель заменяет или
готов заменить их друг другом в процессе
производства или потребления, и имеют
один и тот же код по ТН ВЭД. Существенный
ущерб производителям конкурирующих товаров
- это общее ухудшение состояния отечественного
производства в данной отрасли, отражаемое
в показателях сокращения производства
или рентабельности соответствующих товаров
или услуг. Угрозой причинения существенного
ущерба законодатель считает очевидную
неотвратимость такого ущерба, подтвержденную
фактическими доказательствами с целью
исключения субъективных соображений
о возможности причинения существенного
ущерба. Существенный ущерб определяется
в каждом конкретном случае с учетом отраслевых,
технико-экономических и социально-экономических
особенностей отечественного производства.
Формой защитных мер, принимаемых Правительством
РФ, могут быть количественные ограничения
внешнеторговых операций и указанные
выше особые виды пошлин.
Специальные пошлины
Специальные пошлины (ст. 8 Закона РФ "О
таможенном тарифе") применяются в двух
основных случаях:
1) в качестве защитной меры, если товары
ввозятся на таможенную территорию Российской
Федерации в количествах и на условиях,
наносящих или угрожающих нанести ущерб
отечественным производителям подобных
или непосредственно конкурирующих товаров;
2) в качестве ответной меры на дискриминационные
и иные действия, ущемляющие интересы
России, со стороны других государств.
Таким образом, особенность этого вида
пошлин состоит в том, что они могут вводиться
как по причинам экономического характера,
так и по политическим соображениям. В
первом случае специальные пошлины используются
как защитная мера, если товары ввозятся
на российскую таможенную территорию
в количествах и на условиях, наносящих
или угрожающих нанести ущерб отечественным
производителям конкурирующих товаров.
Во втором случае специальная пошлина
выступает в роли карательной пошлины,
применяющейся в качестве ответной меры
на дискриминационные и иные действия,
ущемляющие интересы Российской Федерации,
со стороны других государств или их союзов.
Специальная пошлина, вводимая по политическим
соображениям, может также именоваться
реторсионной. Под реторсиями в международном
праве понимаются не связанные с использованием
вооруженных сил правомерные принудительные
меры, принимаемые государством в ответ
на нанесший ему моральный или материальный
ущерб недружественный, но не нарушающий
норм международного права акт другого
государства. Таким образом, цель применения
реторсионных пошлин - прекращение недружелюбных
действий со стороны другого государства
и предотвращение их в будущем.
Предложения о целесообразности введения
специальных пошлин в качестве ответных
мер на дискриминационные и иные действия
со стороны других государств или их союзов,
ущемляющих интересы Российской Федерации,
разрабатываются Комиссией Правительства
Российской Федерации по защитным мерам
во внешней торговле и таможенно-тарифной
политике (постановление Правительства
РФ от 27 мая 1997 г. N 648*(229). Процедуры применения
специальных пошлин, закрепленные в утвержденном
постановлением Правительства РФ от 11
марта 1999 г. N 274*(230) Положении о проведении
расследования, предшествующего введению
специальных защитных мер, антидемпинговых
мер или компенсационных мер, будут рассмотрены
ниже.
Антидемпинговые
пошлины
Антидемпинговые пошлины применяются
в случаях ввоза на таможенную территорию
Российской Федерации товаров по цене
более низкой, чем их нормальная стоимость
в стране вывоза в момент этого ввоза,
если такой ввоз наносит или угрожает
нанести материальный ущерб отечественным
производителям подобных товаров либо
препятствует организации или расширению
производства подобных товаров в Российской
Федерации (ст. 9 Закона РФ "О таможенном
тарифе").
Демпинг в современной практике международной
торговли представляет собой такой способ
конкурентной борьбы за рынки, при котором
иностранный товар продается в стране
импорта по цене ниже нормальной. В ст.
VI ГАТТ закреплено: "...демпинг, состоящий
в том, что товары одной страны поступают
на рынок другой страны по цене ниже нормальной
цены товаров, подлежит осуждению, если
он причиняет или угрожает причинить материальный
ущерб промышленности, созданной на территории
договаривающейся стороны, или существенно
задерживает создание отечественной промышленности".
Применение антидемпинговых пошлин связано
с наличием одновременно трех обстоятельств:
1) факта ввоза товаров на российскую таможенную
территорию по цене более низкой, чем их
нормальная цена, сложившаяся на момент
ввоза товаров в стране экспорта;
2) наличия материального ущерба или угрозы
его нанесения;
3) причинно-следственной связи между ввозом
таких товаров, с одной стороны, и нанесением
(угрозой нанесения) материального ущерба
отечественным производителям подобных
товаров либо препятствием организации
или расширению производства подобных
товаров в Российской Федерации - с другой.
Одно из ключевых понятий в антидемпинговом
законодательстве - нормальная стоимость
товара. С ним связывается, как уже отмечалось,
само понятие демпинга как ввоза товара
на таможенную территорию страны по цене
ниже его нормальной стоимости. В международной
практике в соответствии с предписаниями
ГАТТ применяются три основных способа
определения того, является цена экспортируемого
товара демпинговой или нет. Первый способ
сводится к сопоставлению цены товара
конкретной экспортной сделки с внутренней
ценой такого же или аналогичного товара
в стране экспорта. Второй предполагает
сопоставление экспортной цены товара
при его вывозе в какую-либо иную страну.
Наконец, третий способ - это сопоставление
экспортной цены товара с расчетной ценой
(издержки производства, расходы по реализации
и прибыль) в стране происхождения.
С 1979 г. действует Соглашение о применении
статьи VI ГАТТ, известное как Антидемпинговый
кодекс, за применением которого следит
специально созданный в рамках ГАТТ Антидемпинговый
комитет. В Антидемпинговом кодексе, в
частности, были уточнены признаки, с помощью
которых определяется демпинговый характер
импортных товарных поставок. Для обвинения
в демпинге цены должны сопоставляться
на одном уровне (обычно на уровне цен
франко-завод) и по сделкам, заключенным
в один и тот же период времени. Четкое
определение критериев демпинга позволяет
эффективнее бороться с различными проявлениями
административного произвола в этой области.
Ставка антидемпинговой пошлины устанавливается
для каждого конкретного случая так, чтобы
ее размер соответствовал разнице между
демпинговой и нормальной ценой. В этом
случае такая пошлина будет способна "нейтрализовать"
эффект от демпинговой операции.
Факт демпинга устанавливается в ходе
специально проводимого расследования,
которое должно дать ответ на вопрос, был
ли причинен материальный ущерб отечественной
промышленности ввозом товаров по демпинговым
ценам. Подробное определение понятия
"материальный ущерб" содержится
в Антидемпинговом кодексе. Под ним понимаются
такие неблагоприятные для отечественной
промышленности последствия, как снижение
объема производства или реализации продукции,
сокращение рынка, отрицательное воздействие
на занятость, заработную плату, инвестиционный
климат, падение прибыли и др. Антидемпинговый
кодекс разрешает рассматривать отечественный
рынок как совокупность региональных
рынков и использовать понятие отечественной
промышленности применительно к региональному
рынку.
Особенности процедуры антидемпингового
расследования в Российской Федерации
установлены в Федеральном законе "О
государственном регулировании внешнеторговой
деятельности" (ст. 18) и в Положении о
проведении расследования, предшествующего
введению специальных защитных мер, антидемпинговых
мер или компенсационных мер.
Нельзя не обратить внимание на следующее
расхождение в текстах этих двух правовых
актов. В соответствии с ч. 3 ст. 18 данного
Федерального закона расследование проводится
в срок не более двух месяцев со дня принятия
заявления. В документе, утвержденном
Правительством РФ, определено, что срок
проведения расследования, предшествующего
введению специальных защитных мер, не
должен превышать девяти месяцев, а срок
проведения расследования, предшествующего
введению антидемпинговых мер или компенсационных
мер, не должен превышать двенадцати месяцев.
Очевидно, что преимущественную силу имеет
норма, содержащаяся в Федеральном законе.
В ходе расследования при определении
демпинговой разницы между экспортной
ценой и нормальной стоимостью товаров
для сопоставимости данных делаются необходимые
поправки на различия в условиях продажи,
обложения налогами и т.д. Если товар ввезен
не из страны его производителя, а через
промежуточную страну, экспортная цена*(231)
сравнивается с сопоставимой ценой на
рынке страны экспортера, а при отсутствии
последней - с ценой в стране производителя
товара.
Нормальную стоимость товара определяют
при условии наличия достаточного объема
продаж конкурирующего товара на внутреннем
рынке экспортера (производителя). Для
расчета нормальной стоимости товара
объем продаж будет считаться достаточным,
если он составляет не менее 5% ввозимого
в Россию объема товара, который является
предметом расследования. В том случае,
если отсутствует достаточный объем продаж
конкурирующего товара на внутреннем
рынке страны экспортера (производителя),
если цены таких продаж не могут считаться
представительными, а также если производитель
(экспортер) не представил информацию,
необходимую для расчета нормальной цены
на основании издержек производства в
стране происхождения, величина демпинга
определяется путем сравнения экспортной
цены с ценой продаж конкурирующего товара
в третью страну или с издержками производства
в сопоставимой третьей стране производителя
такого товара с добавлением всех расходов
по реализации товара и прибыли. При этом
цена товара рассчитывается на основе
данных экспортера или производителя,
а расходы и прибыль, включаемые в цену,
должны соответствовать сложившемуся
в торговой практике среднестатистическому
уровню.
Комиссия Правительства Российской Федерации
по защитным мерам во внешней торговле
и таможенно-тарифной политике наделена
правом приостанавливать и даже прекращать
расследование в связи с демпинговым занижением
цены до момента введения антидемпинговых
пошлин в ответ на добровольное обязательство
экспортера пересмотреть цены или прекратить
экспорт по демпинговым ценам.
Компенсационные
пошлины
Компенсационные пошлины применяются
в случаях ввоза на таможенную территорию
Российской Федерации товаров, при производстве
или вывозе которых прямо или косвенно
использовались субсидии, если такой ввоз
наносит или угрожает нанести материальный
ущерб отечественным производителям подобных
товаров либо препятствует организации
или расширению производства подобных
товаров в Российской Федерации (ст. 10
Закона РФ "О таможенном тарифе").
Определяя компенсационную пошлину, российское
таможенное законодательство учло опыт,
накопленный международной практикой
таможенно-тарифного регулирования, и
четко определило существенную характеристику
компенсационной пошлины (использование
субсидий), позволяющую отличать ее от
антидемпинговой пошлины. Как и в случае
с антидемпинговыми пошлинами, для введения
компенсационной пошлины требуется доказать
причинно-следственную связь между ввозом
на таможенную территорию страны товара,
в отношении которого ведется расследование,
и материальным ущербом отечественным
производителям конкурирующих товаров
либо препятствием организации или расширению
производства подобных товаров в Российской
Федерации. Но если антидемпинговая пошлина
защищает российский рынок от импортных
товаров, ввозимых по демпинговым ценам,
то компенсационная пошлина представляет
собой инструмент борьбы с негативным
влиянием на российскую экономику ввоза
иностранных товаров, субсидируемых в
стране-экспортере прямо (инвестиционные
субсидии) или косвенно (применение системы
дифференцированных налоговых ставок,
ускоренная амортизация, кредитование
экспортеров на льготных условиях и т.д.).
Под субсидией понимается финансовое
содействие, оказываемое правительством,
другим государственным органом или органом
союза государств экспортеру (производителю)
в виде:
- прямого перевода денежных средств;
- обязательств по переводу таких средств;
- отказа от получения причитающихся доходов;
- льготного или безвозмездного предоставления
товаров или услуг (кроме товаров и услуг,
направляемых на поддержание и развитие
общей инфраструктуры);
- льготного приобретения товаров;
- поручения неправительственной организации
выполнить одну или несколько вышеперечисленных
функций.
Использование компенсационной пошлины
предусмотрено статьей VI ГАТТ, в развитие
которой был принят Кодекс о субсидиях
и компенсационных пошлинах. В Кодексе
содержатся общие правила применения
компенсационных пошлин, проводится четкое
разграничение между экспортными субсидиями
и субсидиями, используемыми внутри страны
в качестве инструмента экономической
и социальной политики. В нем закреплено
обязательство стран-участниц не применять
экспортные субсидии на все товары, кроме
продукции рыболовства, лесного и сельского
хозяйства. Следует заметить, что в случае
явного применения запрещенных экспортных
субсидий Кодекс предоставляет право
применять в отношении таких товаров компенсационные
пошлины без доказательства наличия материального
ущерба. Процедура расследования на предмет
введения компенсационных пошлин, так
же как антидемпинговых пошлин, рассчитана
на двенадцать месяцев (согласно Положению
о проведении расследования, предшествующего
введению специальных защитных мер, антидемпинговых
мер или компенсационных мер).
Расследование по факту субсидирования
экспорта прекращается в следующих случаях:
1) если доказано, что сумма субсидии составляет
менее 1% фактурной стоимости товара, в
отношении которого проводится расследование;
2) если получена официальная информация
об отмене (ограничении) субсидирования
или о том, что экспортер согласен пересмотреть
цены на субсидируемый товар в целях устранения
существенного ущерба или угрозы такого
ущерба в результате субсидирования.
Информация о работе Правовое регулирование таможенных платежей