Практика применения квотирования товаров в условиях функционирования Таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 23:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в изучении современной системы квотирования, используемой как меры нетарифного регулирования. В соответствие с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
рассмотрено понятие, сущность квотирования;
исследованы особенности применения мер квотирования в России;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Квотирование, как нетарифный метод ограничения внешнеэкономической деятельности
1.1 Квоты: классификация и применение…………………………………...5
1.2 Порядок квотирования экспорта-импорта товаров и распределения импортных квот………..…………………………………………………….11
1.3 Особенности организации таможенного контроля квотируемых товаров……………………………………………………………………..…16
Глава 2. Практика применения квотирования товаров в условиях функционирования Таможенного союза
2.1 Тарифная квота и особенности квотирования импорта на примере мяса в РФ……………………………………………………………………..19
2.2 Проблемы, связанные с квотированием импорта товаров в условиях функционирования Таможенного союза…………………………………...26
2.3 Экономические последствия установления квот……………………...31
Заключение……………………………………………………………………….…35
Список использованных источников……

Вложенные файлы: 1 файл

главная.docx

— 80.90 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1.Квотирование, как нетарифный метод ограничения внешнеэкономической деятельности

1.1 Квоты: классификация и применение…………………………………...5

1.2 Порядок квотирования экспорта-импорта товаров и распределения импортных квот………..…………………………………………………….11

1.3 Особенности организации таможенного контроля квотируемых товаров……………………………………………………………………..…16

Глава 2. Практика применения квотирования товаров в условиях функционирования Таможенного союза

2.1 Тарифная квота и  особенности квотирования импорта  на примере мяса в РФ……………………………………………………………………..19

2.2 Проблемы, связанные с  квотированием импорта товаров  в условиях функционирования  Таможенного союза…………………………………...26

2.3 Экономические последствия установления квот……………………...31

Заключение……………………………………………………………………….…35

Список использованных источников………………………………………...……37

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Во всех странах регулирование внешней торговли - основная форма экономического сотрудничества между странами, осуществляется в той или иной мере государством в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире.

Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений, - мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира.

Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, - принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что нетарифные методы включают широкий круг инструментов современной экономической и торговой политики государств, некоторые из них непосредственно не связаны с внешнеэкономическим регулированием, но, тем не менее, оказывают существенное влияние на ВЭД и внешнюю торговлю. Одним из этих методов является квотирование, которое является жесткой мерой по контролю ввоза товаров в страну.

Объектом исследования в работе выступает система нетарифного регулирования в России. А предметом - квотирование, как мера нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Цель данной работы состоит в изучении современной системы квотирования, используемой как меры нетарифного регулирования. В соответствие с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:

  • рассмотрено понятие, сущность квотирования;
  • исследованы особенности применения мер квотирования в России;
  • проанализировать проблемы квотирования ввоза-вывоза товаров в России;
  • рассмотрены проблемы и перспективы применения квот в регулировании ВЭД в России.

Методы исследования - анализ, обобщение, системный.

Данная курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе раскрывается квотирование, особенности выдачи квот и особенности контроля квотируемых товаров. Вторая глава посвящена исследованию особенностей применения мер квотирования в России, проблем возникающих при его применении.

В работе были использованы нормативно-правовые акты в области нетарифного регулирования ВЭД в Таможенном союзе и РФ, работы Ершова А.Д. «Экспортный контроль и нетарифное регулирование ВЭД», Самсонова В.А., Корневой С.В., Ларина Д.А. «Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: Лицензии, разрешения, сертификаты» и ряда иных авторов, а так же ресурсы Интернет. 
ГЛАВА 1. КВОТИРОВАНИЕ, КАК НЕТАРИФНЫЙ МЕТОД ОГРАНИЧЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

    1. Квоты: классификация и применение

 

Протекционистская внешнеторговая политика предполагает защиту отечественного производства, и для регулирования в сфере внешнеторговых операций государство использует тарифные и нетарифные инструменты.

Когда тарифные методы регулирования внешней торговли становятся неэффективными в силу своей «открытости», государство использует нетарифные методы, степень воздействия которых на внешнюю торговлю возросла в последние годы. В политическом плане нетарифные методы торговой политики зачастую считаются предпочтительными для правительств, поскольку не накладывают дополнительное налоговое бремя на население. Многие процессы, происходящие в мировой экономике, такие как неравномерность развития отдельных стран, экономические и политические кризисы, расширение внешнеэкономических связей, расширение номенклатуры товаров, требуют жесткого регулирования. В то же время «открытые» меры таможенно-тарифного регулирования приводит к тому, что любое одностороннее действие страны по изменению тарифных ставок немедленно выявляется и вызывает ответные действия противоположной стороны, результатом чего становится потеря ожидаемых выигрышей. Взаимное повышение импортных тарифов, например, может привести к общему спаду производства, как это происходило в начале 30-х годов во время «Великой депрессии».

Несомненно, таможенные тарифы остаются важнейшим инструментом внешнеторговой политики, но их роль за последние десятилетия постепенно ослабла. Следовательно, в тех случаях, когда возможности таможенно-тарифного регулирования оказываются недостаточно эффективными в регулирования внешней торговли, применяются другие административные методы. Так, возник целый ряд средств внешнеэкономической политики, не входящих в группу таможенно-тарифных ограничений, которые в административном порядке или в силу выполняемых ими функций, часто непосредственно не связанных с внешней торговлей, стали играть роль регуляторов внешнеторгового оборота. Они получили наименование - нетарифные ограничения.[22, c. 104]

Очевидно, что использование нетарифных ограничений, которые являются более скрытыми, чем тарифные инструменты, дает странам преимущества в регулировании внешней торговли. Ведь до сих пор ни одна из зарубежных стран не отказалась от применения административных инструментов регулирования экспорта и импорта. Количественные ограничения охватывают почти 30% продовольственных товаров, 13% топлива и около 10% текстильных изделий, импортируемых экономически развитыми странами Запада. Так, Германия устанавливает квоты на импорт угля, Франция - на нефть и нефтепродукты, Австрия - на вино и мясные консервы, Финляндия - на растительные масла, нефть и нефтепродукты. Глобальное квотирование широко применяют США, Канада, Мексика, Индия, Южная Корея. Основными средствами государственного регулирования экспорта практически во всех странах с рыночной экономикой, а в ряде стран (в Японии, Новой Зеландии, Швеции, Австралии и др.) даже единственными, являются административные инструменты, прямые запреты и ограничения, лицензирование и другие подобные меры.

Во всех странах регулирование внешней торговли осуществляется в той или иной мере государством, в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. Любое государство в мировой экономике стремится защитить свои интересы, интересы отечественных производителей, а, следовательно, заинтересовано в политике протекционизма. Инструменты торговой политики, тарифного и нетарифного регулирования, различного рода соглашения являются механизмами защиты национального производителя. В последнее время возросла степень воздействия государства на международную торговлю в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений. В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства активно используют нетарифные методы - количественные, скрытые и финансовые - как часть своей политики протекционизма. Нетарифные ограничения - это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Большинство из нетарифных методов, в отличие от таможенных тарифов, слабо поддаются количественной квалификации и, поэтому, плохо отражены в статистике. Именно эта их характеристика дает возможность правительствам использовать отдельные из них или какую-либо их комбинацию для достижения своих целей в области торговли в рамках политики протекционизма. [2, c. 20]

К нетарифным барьерам относятся разнообразные (экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.

Особенно активно нетарифные меры регулирования торговли используют промышленно развитые страны. К середине девяностых годов в среднем 14% товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, подпадали под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, добровольное ограничение экспорта и антидемпинговые меры. Нетарифные ограничения из-за своего скрытого характера дают возможность правительствам действовать почти бесконтрольно. Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики - тарифный или нетарифный - использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительство чувствует себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО). Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами, обеспечивающими эквивалентный уровень защиты (так называемая тарификация). [25, c. 58]

Наиболее распространенной формой нетарифных ограничений является квотирование, государство осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и в то же время запрещает нелицензионную торговлю.

Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Квотирование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю. Два этих понятия имеют практически одно и тоже значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Квота - количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени. Преимущества применения квот:

  • квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи путем снижения цен;
  • квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями;
  • использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям и отраслям

Контингенты на импорт товаров обычно вводятся как для защиты интересов национальных производителей от иностранной конкуренции, так и для ограждения национального рынка от "размывания" дешевой продукции из развивающихся стран. В основном квотирование импорта применяют страны с развитой рыночной экономикой.

Так, например, в Японии контингентирование импорта распространяется более чем на 70 товарных наименований; 2/3 из них входят в дискриминационный список ВТО, остальные, являются основными продуктами японского сельского хозяйства (молоко, молочные продукты, говядина, томатный соус и др.). В Японии, по сравнению с другими развитыми странами, издержки производства в аграрном секторе более высокие, поэтому правительство через квотирование поддерживает жизнеспособность местных аграриев. Среди товарных позиций контингенты устанавливаются на руды, содержащие радиоактивные элементы, двигатели к военным самолетам, и др.

Список товаров, подлежащих контингентированию при импорте в Японию, составляется Министерством внешней торговли и промышленности. Контингенты на экспорт вводятся на продукцию, дефицитную на национальном рынке, или в связи с принимаемыми правительством торгово-политическими мерами. Квотирование экспорта применяют как развитые страны, так и развивающиеся. [10, c. 94]

По направленности их действия квоты разделяются на:

Экспортные - вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительства страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале 90-х годов);

Импортные - вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижение сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.

Импортная квота - показатель, характеризующий значимость импорта для экономики страны, ее отдельных отраслей по тем или иным видам продукции.

Объем импорта в натуральном или Квота = стоимостном выражении за данный период * 100 % импортная Объем внутреннего потребления в стране соответствующей продукции за этот период. [12, c. 74]

Для "малых" развитых стран уровни экспортной и импортной квот выше по сравнению с ведущими государствами: для Бельгии соответственно 67 и более 70%; Ирландии - 69 и 63%. Это объясняется, в частности, малым внутренним рынком сбыта продукции. Поэтому в этих странах производство в основном узкоспециализированное, ориентированное на выпуск и экспорт высококачественной наукоемкой продукции.

Информация о работе Практика применения квотирования товаров в условиях функционирования Таможенного союза