Практика применения квотирования товаров в условиях функционирования Таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 23:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в изучении современной системы квотирования, используемой как меры нетарифного регулирования. В соответствие с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
рассмотрено понятие, сущность квотирования;
исследованы особенности применения мер квотирования в России;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Квотирование, как нетарифный метод ограничения внешнеэкономической деятельности
1.1 Квоты: классификация и применение…………………………………...5
1.2 Порядок квотирования экспорта-импорта товаров и распределения импортных квот………..…………………………………………………….11
1.3 Особенности организации таможенного контроля квотируемых товаров……………………………………………………………………..…16
Глава 2. Практика применения квотирования товаров в условиях функционирования Таможенного союза
2.1 Тарифная квота и особенности квотирования импорта на примере мяса в РФ……………………………………………………………………..19
2.2 Проблемы, связанные с квотированием импорта товаров в условиях функционирования Таможенного союза…………………………………...26
2.3 Экономические последствия установления квот……………………...31
Заключение……………………………………………………………………….…35
Список использованных источников……

Вложенные файлы: 1 файл

главная.docx

— 80.90 Кб (Скачать файл)

Перечень товаров, импорт которых ограничивается тарифной квотой на территории Таможенного союза, установлен Решением КТС №132 от 27 ноября 2009 г. «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза РБ, РК и РФ» в п.2.27 «Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами таможенного союза в рамках евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и положения о применении ограничений». [20, c. 14]

Порядок осуществления импорта указанных в данном решении товаров определяется отдельным решением Комиссии таможенного союза в соответствии с Соглашением от 12 декабря 2010 года «Об условиях и механизме применения тарифных квот». Тарифные квоты на перечень товаров из 2.27 решения КТС №132 на период 2013 года установлены решением КТС № 505 от 18 ноября 2011 г. (на мясо птицы, крупного рогатого скота, свинину) и распределены Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2012 года №1111. А на период 2014 года Постановлением Правительства РФ от 27 июля 2013 года №616.

При этом на сегодняшний день, очевидно, что еще нескоро импортное мясо исчезнет с российского рынка (за исключением мяса курицы, отечественное производство которого растет). Самым оптимальным методом регулирования объемов импорта в этой отрасли является квотирование, поэтому и перечень определенный решениями КТС и включает в себя только мясные товары. При этом приоритетом при введении квот на каждый следующий период должен выступать ежегодный анализ темпов роста отечественного производства мяса, а также объемов потребления. Исходя из этих данных, необходимо постепенно сокращать величину квот.

В России необходимость регулирования импорта мяса уже долгое время является аксиомой и не оспаривается даже самыми ярыми сторонниками «свободного рынка». В трудные времена не стесняются поддерживать своего фермера ни США, ни ЕС. В России действует система квотирования ввоза мясопродуктов, которая позволяет расширять собственное производство. Ещё постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2010 г. №1021 «Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2011-2013 годах» были приняты некоторые решения, которые положительно повлияли на импорт замороженной говядины. [23, c. 67]

Во-первых, увеличился объем квот на замороженную говядину. Во-вторых, изменился объем распределения между странами: большая часть стала приходится на «другие страны» (как и в постановлении Правительства РФ №1111), в которые входят крупнейшие мировые производители крупного рогатого скота. В-третьих, повысились запретительные пошлины до 50%, но не менее 1 евро за килограмм.

Представленная динамика импорта мяса на рис. за период с 2010 по 2013 год позволяет видеть значительное снижение импорта мяса птицы с 2011 года, а импорта мяса свинины и говядины с 2012 года.

 

 

 

Таблица 1 - Динамика импорта товаров в Россию

В тысячах тонн

 

2010

2011

2012

2013

         

Мясо

1411,3

1489,4

1710,9

1463,3

Мясо птицы

1282,5

1294,9

1224,0

985,9


 

 

Также после принятия Постановления РФ от 16 декабря 2011 г. уже по данным за I квартал 2012 года было видно, существенно снизился импорт говядины внешних квот. Если в янв.-апр. 2012 г. с ввоз составил 86,5 тыс. тонн, то за этот же период 2013 г.- чуть более 30 тыс. тонн, таким образом, снижение внеквотного ввоза говядины составило 66%. Иными словами, благодаря принятым мерам система квотирования в области импорта замороженной говядины заработала эффективней. Что касается импорта свинины, система квотирования в этой сфере эффективна уже третий год, с момента введения запретительных пошлин на внеквотный ввоз до 1,5 евро за кг.

В настоящее время в мясной сфере существуют мнения о необходимости сокращения объема выделяемых квот на свинину. Это поддержит отечественного производителя. На первый взгляд, справедливо, но необходимо учитывать следующее: внеквотный ввоз продолжается и это означает, что объем квот сокращать преждевременно. В частности, по данным за I квартал 2013 года объем внеквотного ввоза по сравнению с I кварталом 2002 года остается на прежнем уровне. А общий импорт мяса за 8 месяцев 2013 года вырос по всем позициям по сравнению с тем же периодом 2012 года.

Если же говорить о поддержке отечественного производителя в области свиноводства, то необходимо продолжать увеличивать запретительные пошлины на внеквотный ввоз свинины. Это сократит импорт данной группы как минимум на объем внеквотного ввоза. Актуальной мерой поддержки отечественного производителя свинины является и дальнейшее сокращение импорта живого поголовья. Так, в 2011 г. было принято решение об увеличении пошлины на импорт живого поголовья с 5% до 40%, но не менее 0,5 за кг.

За 2012 и 2013 года: ввоз живого поголовья свиней весом более 50 кг, несмотря на принятые меры, сократился всего лишь на 39% и продолжает негативно влиять на рост отечественного производства свинины. А импорт живого поголовья свиней весом менее 50 кг сократился меньше чем на 1 тыс. тонн. Думается, что в данном случае необходимо продолжать увеличение таможенных пошлин на импорт живого поголовья весом менее и более 50 кг.

Практика показывает, что пока продолжается внеквотной ввоз свинины и ввоз живых свиней, говорить о сокращении объемов квот преждевременно и необдуманно. Надо учитывать, что отечественный производитель на рынке свинины в первую очередь конкурирует с импортным ввозом живого поголовья, и лишь затем с замороженной импортной свининой. Исходя из этого, в первую очередь следует ограничивать ввоз живых свиней, а затем уже переходить к сокращению квот на импорт свинины. [25, c. 102]

Сравнивая показатели объемов импорта мяса за 2012 г. и объемов отечественного производства за 2013 год (таб. 2), несмотря на то, что некоторые расхождения в месяцах, по импорту данные представлены несколько позже, разница для сравнения не существенная. Так по производству птицы самые обнадеживающие показатели: производство более чем в 6 раз больше импорта, хотя рост в 2012 году импорта птицы на 12% ни о чем хорошем не говорит, сам факт, что мы себя обеспечиваем на 85% уже о многом говорит. В целом по этой отрасли мы стараемся себя обеспечивать.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2- Динамика отечественное производство мяса за 6 мес. 2012 и 2013 гг.

В процентах

Производственные показатели по сельхозорганизациям

За январь-июнь

2012

2013

%

Произведено скота и птицы на убой (в живом весе) всего, тыс.тонн

2908, 1

3113,1

107,0

В том числе:

     

Крупного рогатого скота

467,5

419,3

89,7

свиней

763,2

820,7

107,5

птицы

1657,4

1853,1

111,8

Поголовье скота и птицы на конец периода, тыс. голов

     

Крупного рогатого скота

9516,4

9289,0

97,6

свиней

10818,8

11277,0

104,2

птицы

337705,6

347255,3

102,8


 

 

 

Что касается свинины: производство в 2 раза больше импорта, соответственно внутренний спрос мы покрываем примерно на 65%, что не очень хорошо, но не так уж и плохо. С говядиной дела обстоят хуже: производство и импорт один к одному, то есть только на 50% покрываем внутренний спрос. [12, c. 58]

Таким образом, на сегодняшний день импорт мяса - необходимая реальность, в которую впоследствии с развитием роста отечественного производства можно будет вносить коррективы посредством тарифных квот.

Объёмы тарифных квот на 2010-2012 годы в Российскую Федерацию можно увидеть на ниже представленной таблице 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3 -Объёмы тарифных импортных квот на 2011-2013 годы

В тысячах тонн

Наименование товара

2011

2012

2013

1

Мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное (товарная позиция 0201 ТН ВЭД ТС)

30

30

30

в том числе:

     

Европейский союз

29

29

29

другие государства

1

1

1

2

Мясо крупного рогатого скота, замороженное (товарная позиция 0202 ТН ВЭД ТС)

530

530

530

в том числе:

     

Европейский союз

60

60

60

США

21,7

21,7

21,7

другие государства

448,3

448,3

448,3

3

Свинина свежая, охлажденная или замороженная (товарная позиция 0203 ТН ВЭД ТС)

472,1

472,1

425,1

в том числе:

     

Европейский союз

225

225

202,5

США

57,5

57,5

51,6

другие государства

189,6

189,6

171

4

Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, указанной в товарной позиции 0105, свежие, охлажденные или замороженные (товарная позиция 0207 ТН ВЭД ТС)

780

600

550

в том числе:

     

Европейский союз

144,3

111

101,75

США

600

446,4

409,2

другие государства

35,7

42,6

39,05

5

Тримминг (подсубпозиции 0203 29 550 2 и 0203 29 900 2 ТН ВЭД ТС)

     

все государства

27,9

27,9

24,9


 

 

В этой таблице указаны изначально установленные квоты на поставку различной мясной продукции в Россию. Но на одном из последних совещаний по животноводству первый вице-премьер правительства РФ Виктор Зубков сообщил, что квота на импорт мяса птицы будет установлена на уровне 350 тысяч тонн. Это более чем вдвое меньше аналогичной квоты 2011 года. При этом квоты на импорт свинины и говядины правительство решило оставить на прежнем уровне. “Эти объёмы данных видов мяса в Российской Федерации востребованы” - отметил первый вице-премьер. В отношении квоты на мясо птицы он подчеркнул, что поступающие по импорту объёмы мяса птицы будут распределены равномерно в течение года. Квота на импорт мяса птицы последовательно сокращается в последние годы. Так, в 2011 году она составила около 950 тыс. т, в 2012 - 780 тыс. т. На 2012 год изначально планировалось ввести квоту в 600 тыс. т, а на 2013 определить её на уровне 550 тыс. т.

Основным поставщиком мяса птицы в Россию являются США (около 80% поставок). Квота американских производителей на этот год составляла 600 тысяч тонн из общего объема квоты в 780 тысяч тонн. Однако с 1 января ввоз мяса птицы в Россию из США был приостановлен из-за "хлорного запрета" и возобновился только в сентябре. По оценке Минэкономразвития, в результате американские поставщики успеют завезти в РФ в этом году всего около 250 тысяч тонн курятины вместо запланированных 600 тысяч тонн.

Как заявлял в октябре президент РФ Владимир Путин, Россия со следующего года может обходиться вообще без импорта мяса птицы, принимая во внимание значительный рост собственного производства.

В 2012 году схема распределения мясных квот не предполагала продажу 30% квот на аукционах. Квоты распределялись по историческому принципу, но с учётом работы только в 2012 году, а не за предыдущие три года, как прежде. данная мера была принята с целью предотвращения закрепления квот за обанкротившимися импортёрами. Таким образом, импортёры которые не воспользовались выделенными им квотами на ввоз мяса в РФ в 2012 году, не получили этих квот в этом году, несмотря на ранее введённую трёхлетнюю базу по распределению квот. С 2011 года квоты на импорт мяса в Россию распределялись по историческому принципу - в зависимости от доли того или иного импортёра на российском рынке за трёхлетний период. С инициативой изменить правила распределения импортных квот выступила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Импортёры сразу же выступили против предложения ФАС о продаже 30% импортных тарифных квот с аукциона. Одним из главных аргументов “против” стало то, что новая система обрекает импортёров мяса, которые часто являются одновременно и крупными отечественными производителями, на дополнительные траты, лишая их таким образом средств для развитие российского животноводства. Другой опасностью аукционной системы является возможность демпинга со стороны иностранных компаний, имеющих доступ к дешёвым кредитам. Как заявил заместитель министра экономического развития Андрей Слепнёв, аукционы начались с 2011 года. Он подчеркнул, что проблема нынешней системы распределения квот по историческому принципу заключается в том, что она не позволяет новым игрокам прорваться на рынок. [30]

Информация о работе Практика применения квотирования товаров в условиях функционирования Таможенного союза