2.2 Проблемы, связанные
с квотированием импорта товаров в условиях
функционирования Таможенного союза
Помимо проблем, связанных с
установлением размера тарифной квоты,
необходимостью её увеличения или уменьшения,
рассмотренные выше, в рамках функционирующего
Таможенного союза возникают и другие
не менее важные проблемы, связанные с
квотируемыми товарами.
Одной из основных таких проблем
сейчас является контрабанда квотируемых
товаров, которая стоит остро особенно
для таможенных органов.
Квоты вводятся с целью ограничить
ввоз определённых товаров на территорию
государства. Из-за высоких ставок таможенных
пошлин, некоторые компании, которые не
участвуют в распределении импортных
пошлин, дающих право ввозить продукцию
по пониженной ставке таможенной пошлины,
либо не довольны размером своей квоты,
пытаются провести квотируемый товар
контрабандой, чтобы возместить денежные
потери. Ещё одной проблемой является
то, что товар ввозимый контрабандой часто
достигает территории страны подпорченным,
и в таком состоянии, в итоге, попадает
на российской рынок. [9, c. 10]
Решение этой проблемы является
одной из целей таможенных органов. Причем
одной из главных задач для разрешения
этой проблемы является: обеспечение полного
контроля за перемещением запрещенных
и ограниченных к ввозу товаров. Для этого
необходимо проведение:
- мероприятий, направленных
на повышение эффективности контроля
со стороны таможенных органов за соблюдением
запретов и ограничений, установленных
законодательством в отношении квотируемых
товаров, перемещаемых через таможенную
границу ТС;
- мероприятий по оснащению таможенных
органов инспекционно-досмотровыми комплексами с целью повышения эффективности выявления запрещенных и ограниченных
к ввозу товаров.
Но при этом в связи со вступлением
России в ВТО требуется ускорять и упрощать
таможенное оформление и таможенный контроль,
а не усложнять его, поэтому нельзя в современных
условиях переусердствовать с данными
мероприятиями.
Для участников ВЭД серьезным
препятствием в международной торговле
могут быть решение КТС, постановления
Правительства РФ и другие законодательные
акты различных органов государственной
власти, касающиеся импорта, экспорта,
квотирования различных товаров. Нужно
внимательно отслеживать все изменения
в законодательстве, регулирующем внешнеторговую
деятельность.
К одной из важных проблем для
участника ВЭД можно также отнести длительные
сроки оформления тех или иных документов,
необходимых для таможенного оформления
квотируемых товаров, закрепленные в законодательстве.
Но им тоже необходимо с этим смириться
и делать все в сроки, иначе не смогут провести
необходимый им товар, даже по предоставленной
им квоте. [11, c. 57]
Кроме того, интересен факт,
что в России тарифная квота установлена
только мясо, но проблемным стал вопрос
о квотировании и других товаров. Так,
Союз сахаропроизводителей России предложил
Минсельхозу рассмотреть вопрос квотирования
импорта сахара-сырца. Попытка квотировать
рынок сахара первая в своем роде. Сейчас
его поставки регулируются с помощью таможенных
пошлин, размер которых привязан к мировым
ценам на сахар-сырец. Механизм квотирования
импорта сахара-сырца сегодня успешно
работает практически во всех странах,
имеющих собственное производство сахара,
в частности США, страны Евросоюза, Мексика.
Таким образом, все рассмотренные
проблемы можно разделить на 3 группы:
во-первых, связанные с тарифной квотой,
во-вторых, связанные с контрабандой квотируемых
товаров, а, в-третьих, возникающие у участников
ВЭД при перемещении через таможенную
границу Таможенного союза квотируемых
товаров. Причем в настоящий момент остро
стоит проблема: изменится ли и насколько
квотирование товаров при вступлении
России в ВТО, которое неминуемо приближается,
и каким образом оно отразится на отечественном
производителе.
Квоты на ввоз определённых товаров вводятся
для ограничения внешнеэкономической
деятельности для чётких целей, определяемых
государством. Незаконным образом, ввозя
продукт, ограниченный в поставках, наносится
непоправимый вред экономике страны и
отечественным производителям данной
продукции. [10, c. 42]
Контрабандой признается перемещение
через таможенную границу Российской
Федерации помимо или с сокрытием от таможенного
контроля, либо с обманным использованием
документов или средств таможенной идентификации,
либо сопряженное с недекларированием
или недостоверным декларированием.
Незаконное перемещение может быть совершено
одним из следующих способов:
- помимо таможенного контроля;
- с сокрытием от таможенного контроля;
- обманным использованием документов
или средств таможенной идентификации;
- недекларированием или недостоверным декларированием запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Таможенного союза.
Одной из основных проблем таможенной
службы сейчас является контрабанда квотируемых
товаров.
Квоты вводятся с целью ограничить ввоз
определённых товаров на территорию государства.
Из-за высоких ставок таможенных пошлин,
некоторые компании, которые не участвуют
в распределении импортных пошлин, дающих
право ввозить продукцию по пониженной
ставке таможенной пошлины, либо не довольны
размером своей квоты, пытаются провести
квотируемый товар контрабандой, чтобы
возместить денежные потери. Ещё одной
проблемой является то, что товар ввозимый
контрабандой часто достигает территории
страны подпорченным, и в таком состоянии,
в итоге, попадает на наши столы. [22, c. 100]
Решение этой проблемы является одной
из целей таможенных органов. Актуальность
этой цели определяется необходимостью
участия таможенных органов в обеспечении
интересов экономической безопасности
государства. В условиях существующей
степени криминализации внешнеэкономической
деятельности, сложной оперативной и криминогенной
обстановки в приграничных регионах такое
явление, как контрабанда, представляет
значительную угрозу интересам экономической
безопасности страны.
Решение таможенными органами задач
по контролю за соблюдением установленных
в соответствии с законодательством о
регулировании внешнеторговой деятельности
и международными договорами Таможенного
союза запретов и ограничений в отношении
товаров, перемещаемых через таможенную
границу, оказывает непосредственное
влияние на обеспечение интересов национальной
безопасности.
В сложившихся условиях первостепенное
значение приобретает обеспечение эффективности
таможенного контроля на основе повышения
его целенаправленности и избирательности,
совершенствование оперативно-розыскной
деятельности, развитие международного
и межведомственного взаимодействия в
сфере борьбы с таможенными правонарушениями
с целью реализации рамочных стандартов
обеспечения безопасности и облегчения
мировой торговли, принятых Всемирной
таможенной организацией.
Одной из главных задач для разрешения
этой проблемы является- обеспечение полного
контроля за перемещением запрещенных
и ограниченных к ввозу товаров. [28, c. 109]
Решение этой задачи предполагает организацию
и проведение:
- мероприятий, направленных на повышение
эффективности контроля со стороны таможенных
органов за соблюдением запретов и ограничений,
установленных законодательством в отношении
квотируемых, перемещаемых через таможенную
границу ТС;
- мероприятий по оснащению таможенных
органов инспекционно-досмотровыми комплексами (далее ИДК) с целью повышения эффективности выявления запрещенных и ограниченных к ввозу товаров.
Значительная роль в борьбе с контрабандой
отводится оперативно-розыскной деятельности.
Специфика оперативно-розыскной деятельности
таможенных органов состоит в том, что
она осуществляется для выявления лиц,
подготавливающих, совершающих такие
преступления, производство дознания
по которым отнесено к компетенции таможенных
органов, а также по запросам международных
таможенных организаций, таможенных и
иных компетентных органов иностранных
государств в соответствии с международными
договорами РФ по таможенным вопросам.
Самостоятельным направлением оперативно-розыскной
деятельности таможенных органов является
обеспечение их собственной безопасности.
- Экономические последствия
установления квот
Мы можем оценить последствия
квотирования импорта для благосостояния.
Потребители в результате роста цены несут
потери. Отечественным производителям
введение квоты выгодно - они расширяют
объемы производства и реализуют свою
продукцию по более высокой цене. Область,
вышеописанная представляет собой либо
доход государства, если лицензии продаются
(цена лицензии в условиях конкуренции
должна будет примерно соответствовать
ожидаемому приросту внутренней цены),
либо дополнительный выигрыш импортеров,
если они получают лицензии бесплатно.
В любом случае этот выигрыш распределяется
между теми, кто выдает лицензии, и теми,
кто их получает.
Таким образом, в результате
введения импортной квоты возникают чистые
потери для страны в целом, т.е. результаты
воздействия квоты и тарифа на уровень
благосостояния идентичны. Разница лишь
в том, что при введении тарифа государство
всегда получает дополнительный доход,
а при установлении квоты этот доход полностью
или частично может достаться импортерам.
[5, c. 52]
Россия несет убытки
в размере свыше $5 млрд. в год из-за нетарифных
ограничений на ее товары на международном
рынке. По этим признакам Россия является
одним из самых дискриминируемых государств
мира, занимая 2-е место после Китая.
В России созданы базовые
условия для вступления во Всемирную торговую
организацию, однако современное состояние
интеграции отечественной экономики в
международную торговлю характеризуется
постоянным ухудшением условий доступа
российских товаров на рынке зарубежных
стран. Так, на сегодня выдвинуто более
50 антидемпинговых процедур против изделий
российской металлургической промышленности.
Антидемпинговые процедуры проводятся
также в отношении российской химической,
текстильной, легкой, целлюлозно-бумажной
и лесной промышленности.
В настоящее время
во многих случаях цены экспорта российской
продукции в страны дальнего зарубежья
ниже цен продаж на внутреннем рынке. Так,
по прокату черных металлов это составляет
порядка 40 % по полиэтилену - 50 % по целлюлозе
- около 30 % по шинам для грузовых автомобилей
- около 30 % а легковых автомобилей - более
50 % по тракторам - более 40 % обуви - в 2 раза,
а льняным тканям - более чем в 2 раза.
На долю России на мировых
рынках палладия, например, приходится
70%, платины - до 20%. Часть драгметаллов,
на которые введена квота, используются
для изготовления ювелирных изделий на
экспорт. Однако их объем не превышает
5% общего выпуска ювелирных изделий в
РФ из-за сложной процедуры лицензирования.
Следовательно, с одной стороны, от введения
данной квоты Россия не получает ожидаемого
эффекта, т.к. импортирующие драгметаллы
страны, вводят ответные меры, как то препятствия
в получении лицензии. С другой стороны,
тот факт, что часть выручки от продажи
драгметаллов, оставшаяся после сбора
государства, должна идти на поддержание
производства - и только в этом случае
будет разрешен их экспорт - свидетельствует
о том, что государство заинтересовано
в определенном уровне экспорта и развитии
отрасли, т.к., очевидно, получает от этого
немалые доходы и считает это достаточно
эффективным. [25, c. 120]
В России существует
тенденции, я связанная с ростом импортных
поставок мяса в течение последних лет.
Она связана с неспособностью животноводческих
хозяйств страны удовлетворить внутренний
спрос. Сильное давление импорта можно
считать главной особенностью российского
рынка. Введение мясного квотирования
как эффективного механизма защиты местных
производителей могло быть вполне оправданным,
если бы не одно «но»... Их интересам противоречит
принцип распределения квот, заложенный
в основу системы!
Следствием стала монополизация
рынка, в результате которой многие переработчики
остались без сырья, с незагруженными
мощностями. При принятии решения об ограничении
объемов импорта не были продуманы меры,
стимулирующие развитие в стране мясного
КРС. В итоге в 2013 году в Россию ввезли
780 тыс. тонн мяса птицы (в 2012 году - 931 тыс.
тонн), 500 тыс. тонн свинины (вместо прошлогодних
650 тыс. тонн) и 530 тыс. тонн замороженной
говядины. Таким образом, если квота на
импорт замороженной говядины составляла
435 тыс. тонн в 2010 году и 450 тыс. тонн в прошлом,
то в 2011-2013 годы ежегодный объем ввоза
составит 530 тыс. тонн замороженного и
30 тыс. тонн охлажденного мяса - против
прошлогодних 295 тыс. тонн. На лицо политика
увеличения доли импортной говядины на
рынке страны.
Сторонники механизма
квотирования считают, что это стимулирует
приток иностранных инвестиций и увеличит
продовольственную независимость страны.
Противники прогнозируют рост цен на внутреннем
рынке и отмечают, что российское животноводство
не успевает наращивать объемы производства
мясной продукции, необходимые для удовлетворения
потребительского спроса. [20, c. 94]
Увеличение спроса
на мясо птицы стало закономерной тенденцией
последних лет. Так, промышленный сектор
закупил в 2013 году 882 тыс. тонн мяса птицы
в противовес 853 тыс. тонн в 2012 году, сектор
общественного питания увеличил закупки
до 255 тыс. тонн по сравнению с 253 тыс. тонн
в 2012 году, закупки розничной торговли
за год выросли на 8 тыс. тонн - до 1490 тыс.
тонн.
В результате введения
Роспотребнадзором с января 2013 года запрета
на использование хлора при обработке
мяса птицы произошел рост цен на продукцию.
По данным ИА «Интерфакс», оптовые цены
на окорочка, импортированные из США, повысились
на 20% и составили80-100 руб. за 1 кг, российские
окорочка подорожали на 15% - до 110-140 руб.
за 1 кг. Запрет на хлор негативно воздействует
на импорт из США. Квота 2013 года на поставки
мяса птицы составила 600 тыс. тонн продукции
из США и 180 тыс. тонн - из стран Европы.
Согласно докладу первого вице-премьера
РФ Виктора Зубкова, рост отечественного
производства, составивший в 2013 году 315
тыс. тонн, и ожидаемое по итогам текущего
года увеличение производства на 200 тыс.
тонн полностью покроют дефицит российского
мяса птицы. [21, c. 45]