Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:09, курсовая работа
Цель исследования - провести анализ практики применения сезонных пошлин в РФ.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие, экономическая сущность и виды таможенных пошлин.
Обосновать специфику применения сезонных и особых пошлин.
Определить порядок применения сезонных пошлин.
Введение
Глава 1 Таможенно-тарифное регулирование
1.1 Понятие, экономическая сущность и виды таможенных пошлин
1.2 Специфика применения сезонных и особых пошлин
Глава 2 Практика применения сезонных пошлин в Российской Федерации
2.1 Порядок применения сезонных пошлин
2.2 Применение сезонных пошлин на сахар и рис
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Глава 1 Таможенно-тарифное регулирование
1.1 Понятие, экономическая сущность и виды таможенных пошлин
1.2 Специфика применения сезонных и особых пошлин
Глава 2 Практика применения сезонных пошлин в Российской Федерации
2.1 Порядок применения сезонных пошлин
2.2 Применение сезонных пошлин на сахар и рис
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность. Радикальные экономические преобразования в России затронули важнейший сектор экономики страны - сектор внешней торговли. В условиях либерализации внешнеторговой деятельности происходят изменения роли государства во внешней торговле.
Оно постепенно переходит от прямого, активного участия во внешнеторговых операциях в сторону укрепления регулирования данного процесса. Как известно, главными мерами государственного регулирования внешнеторговой деятельности остаются таможенно-тарифные и нетарифные меры.
Одним из важных элементов таможенного тарифа является таможенная пошлина, ее виды и ставки.
Таможенная пошлина -- обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации.
Основную часть таможенных пошлин практически во всем мире (и Россия не является исключением) составляют ввозные пошлины, основной функцией которых является защита национальных производителей от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, рационализация структуры ввозимых товаров и пополнение доходной части федерального бюджета.
Вывозная пошлина служит в основном для ограничения вывоза за пределы страны товаров и сырья, необходимых для ее национальной экономики, а уж потом - также для пополнения доходной части бюджета.
Ввозные таможенные пошлины играют первостепенную роль в реализации фискальной функции таможенно-тарифного регулирования.
В результате стремительного входа России в рыночную экономику конкретные размеры таможенных пошлин изменяются достаточно динамично.
Кроме традиционных ввозных пошлин должны использоваться особые пошлины: специальные, антидемпинговые, компенсационные.
Цель исследования - провести анализ практики применения сезонных пошлин в РФ.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие, экономическая сущность и виды таможенных пошлин.
Обосновать специфику применения сезонных и особых пошлин.
Определить порядок применения сезонных пошлин.
Проанализировать применение в РФ сезонных пошлин на сахар и рис.
Объект исследования - основополагающие характеристики таможенных пошлин. Предмет исследования - определение особенностей сезонных пошлин в РФ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Бондаренко Н.П. , Землянская Н.И. , Козырин А.Н. и других.
С возникновением обмена товарами между отдельными государствами возникла проблема: какие факторы предопределяют экономичную целесообразность ввоза и вывоза тех или иных товаров. Первоначально теория международной торговли исходила из того, что внешняя торговля должна осуществляться в целях накопления в стране золота. Однако теоретически оставалось неясным, почему выгодно накапливать золото.
А. Смит показал, что в торговле между странами выгоднее продавать товары, производство которых в данной стране осуществляется с более низкими затратами, чем в другой стране, а не накапливать золото. Этот теоретический подход развил Д. Рикардо. Он считал, что обмен товарами между странами осуществляется таким образом, что следует вывозить товары, которые производятся с относительно более высокой производительностью труда и ввозить товары, которые производятся в данной стране с относительно более низкой производительностью труда. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо получила развитие в XX в. в теории избыточных производственных факторов, из которой следует, что экономически целесообразно экспортировать товары, в производстве которых в основном используются избыточные факторы, например, вывозить капиталоемкую или трудоемкую продукцию. Однако эта теория не получила достаточного подтверждения на основе анализа внешней торговли различных стран1.
Теория внешней торговли М. Портера исходит из положения, что в международной торговле участвуют не страны, а фирмы, имеющие определенные конкурентные преимущества, которые они стремятся удерживать и развивать при поддержке государства в производстве конкурентоспособной, прежде всего, высокотехнологичной продукции. Однако из этой теории не совсем ясно, какие теоретические положения лежат в основе внешней торговли. Поскольку М. Портер пишет, что на международном рынке конкурируют фирмы, а не страны, необходимо понять, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе2.
Различные теории внешней торговли в определенной степени были справедливы для своего времени и в современном мире с учетом конкретных экономических ситуаций. Однако главным фактором, определяющим эффективность внешней торговли, является экспорт высокотехнологичной продукции. Научно-технический прогресс является ведущей силой социально-экономического развития. Создание и использование новых техники и технологий обеспечивают экономическое преимущество той или иной стране. Разработка новых машин, оборудования, технологических процессов, освоение их производства требует больших затрат высококвалифицированного труда. Увеличение доли такой продукции в общем объеме производства повышает трудоемкость единицы производимой продукции, она концентрирует в себе все большее и большее количество высококвалифицированного труда. Развитые трудодефицитные страны, как показали проведенные ранее различными исследователями расчеты, экспортируют не капиталоемкую а трудоемкую продукцию, хотя являются капиталоизбыточными.
Экспорт трудоемкой продукции, концентрирующей в себе высококвалифицированный труд, позволяет получать определенные социально-экономические преимущества. В обмен на такую продукцию можно немного дешевле импортировать топливно-сырьевые товары, которые будут преобразовываться в продукцию с высокой добавленной стоимостью. В отличие от сырьевых ресурсов источники высококвалифицированного труда возобновляемы, а избыточные по сырью страны для повышения эффективности своей экономики вынуждены ввозить высокотехнологичную продукцию, и становятся технологически зависимыми от стран с высоким уровнем развития. Таким образом, в современном мире страны должны стремиться экспортировать на мировые рынки товары, которые в максимальной степени в расчете на затраченные материальные и энергетические ресурсы концентрируют затраты высококвалифицированного труда и ввозить топливно-сырьевые и другие товары с минимальными затратами высококвалифицированного труда. Это предполагает, что таможенно-тарифное регулирование должно способствовать формированию эффективной структуры производства с постоянно возрастающей долей продукции отраслей, использующих высококвалифицированный труд. В России существуют все предпосылки для восстановления и развития производства современной высокотехнологической продукции.
Мировая торговля во все большей степени трансформируется таким образом, что развитые страны стремятся обмениваться между собой товарами, концентрирующими высококвалифицированный труд, а в торговле с развивающими и менее развитыми странами обменивать товары, концентрирующие в максимальной степени высококвалифицированный труд, на товары, произведенные с минимальными затратами высококвалифицированного труда.
Таким образом, из теории внешней торговли вытекают определенные требования к системе таможенных пошлин, которые могут быть реализованы только в том случае, если последние будут разрабатываться исходя из научно-обоснованных положений, что обусловливает необходимость понимания экономической сущности таможенной пошлины. Таможенная пошлина как экономическая категория появилась на этапе возникновения обмена результатами труда между отдельными государственными образованиями, т.е. несколько позже, чем сформировались категории цены и налога. Возникновение государственных образований обусловило появление их права на часть вновь созданной стоимости, необходимой для покрытия затрат по осуществлению государственных функций. Эти затраты покрывались путем изъятия части вновь созданной стоимости через налоги и взимания таможенных пошлин. Таким образом, первоначально таможенные пошлины служили только фискальным инструментом государства для пополнения своих ходов, хотя они оказывали более глубокое воздействие на экономические процессы внутри государства, что обусловливалось их тесной связью с ценами. По мере возрастания объемов внешней торговли, усиления ее влияния на экономическое развитие возрастала роль таможенных пошлин как регулятора экономики. Однако экономическая сущность таможенной пошлины оставалась недостаточно изученной3.
В настоящее время отсутствует четкое понимание экономической сущности таможенных пошлин, что является причиной различных подходов к определению категории «таможенная пошлина». Большинство исследователей определяют таможенную пошлину как налог. Налоговый кодекс Российской Федерации относит таможенную пошлину к федеральным сборам и налогам. При этом в Кодексе не дается определение категории налога. По существу, он трактуется только по своей форме - как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, По своей форме таможенная пошлина хотя и выступает как обязательный платеж, но взимается не в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. По своей форме таможенная пошлина хотя и выступает как обязательный платеж, но взимается не в целях финансового обеспечения деятельности государства и, естественно, не должна подпадать под это определение4.
В Законе РФ «О таможенном тарифе» в редакции 1993 г. (ст. 5) таможенная пошлина определялась как обязательный взнос, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товаров на территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
Понятие «обязательный взнос» можно рассматривать как внесение определенных сумм за получение в последующем каких-то услуг, прав, например, на получение товара после пересечения таможенной границы. Из этого определения совершенно не ясно, что является экономической сущностью таможенной пошлины и как подходить к определению ее величины.
В Федеральном законе от 08.11.2005 «О внесении изменений в Закон РФ «О таможенном тарифе» таможенная пошлина определяется как обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию РФ или при вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством РФ, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации5.
Некоторые авторы определяют таможенную пошлину как денежный сбор, взимаемый при ввозе и вывозе товара. Денежный сбор по своей экономической сущности также является инструментом перераспределения вновь созданной стоимости.
Следовательно, можно сказать, что в действующем законодательстве смешиваются совершенно разные экономические категории, что, конечно, имеет негативные последствия для формирования налоговой системы и таможенного тарифа. Методология определения налогов и таможенных пошлин совершенно различна и это должно получить отражение в различных законодательных актах.
Налоги являются составной, объективно обусловленной частью. Они определяют в конечном итоге размер части вновь созданной стоимости, поступающей в доход государства, которая не должна превышать определенного предела. Изъятие через налоги больших сумм вновь созданной стоимости замедляет или даже приостанавливает нормальный процесс расширенного воспроизводства, если государство не осуществляет соответствующего объема инвестиций; у предприятий не хватает в этих условиях средств на поддержание процесса расширенного воспроизводства, они увеличивают цены на свою продукцию, не осуществляется нормальное воспроизводство рабочей силы. Это ведет к снижению платежеспособного спроса, а, следовательно, к падению объемов производства.
Таким образом, налог служит экономическим инструментом перераспределения доходов, являющихся денежной формой вновь созданной стоимости. Как справедливо отмечают некоторые авторы, таможенная пошлина имеет рентный характер. Отсюда очевидно, что налог и таможенная пошлина являются различными экономическими категориями.
Ввозная таможенная пошлина отражает тот добавочный доход, который должен был бы получить импортер иностранного товара, приобретенного на мировом рынке по более низкой цене, чем та, по которой аналогичный товар может быть реализован отечественным производителем. Источником этого дохода является та часть вновь созданной стоимости, которая предназначена для удовлетворения потребности в этом товаре. Если товар, предназначенный для удовлетворения этой потребности произведен отечественным производителем, то осуществляется обмен вновь созданной стоимостью различных отечественных производителей. Если эта потребность удовлетворяется за счет товара, то вновь созданная стоимость, предназначенная для удовлетворения этой потребности, распределяется в пользу импортера, у которого она изымается полностью или частично в пользу государства через таможенные пошлины.
Информация о работе Практика применения сезонных пошлин в Российской Федерации