Глава 3 Проблемы применения
ИДК в ФТС России. Основные направления
дальнейшего развития и совершенствования
Федеральной таможенной службой
России планируется создание системы
таможенного контроля крупногабаритных
грузов и транспортных средств, состоящей
из ИДК различных типов и модификаций,
размещенных на пунктах пропуска через
государственную границу.
В ходе реализации Комплексного
плана мероприятий по вводу в эксплуатацию
и использованию ИДК при таможенном контроле
товаров и транспортных средств в пунктах
пропуска через государственную границу
Таможенного союза, таможенным органам
РФ пришлось столкнуться с проблемами
организационного, технического, технологического,
метрологического и кадрового обеспечения
создаваемой системы, большая часть из
которых в настоящее время преодолена.12
В ходе реализации мероприятий
по внедрению системы таможенного контроля
крупногабаритных грузов и транспортных
средств определены основные направления
дальнейшего развития и совершенствования
создаваемой системы:
1 Интеграция ИДК с ЕАИС таможенных
органов и СУР.
2 Минимизация влияния «человеческого
фактора» при использовании ИДК при таможенном
контроле товаров и транспортных средств
в пунктах пропуска через государственную
границу Таможенного союза.
3 Построение эффективной вертикали
администрирования системы таможенного
контроля крупногабаритных грузов и транспортных
средств, в том числе результатов сканирования,
полученных при использовании ИДК.
4 Совершенствование системы
подготовки и переподготовки специалистов
для работы на ИДК.
5 Развитие таможенной инфраструктуры,
строительство стационарных ИДК и широкомасштабное
оборудование пунктов пропуска через
государственную границу РФ площадками
для использования мобильных ИДК.
6 Организация своевременного
и качественного технического обслуживания,
мониторинга и контроля за состоянием
элементов системы таможенного контроля
крупногабаритных грузов и транспортных
средств.
7 Освоение технологии таможенного
контроля товаров и транспортных средств
с использованием ИДК на различных видах
международного сообщения.
8 Активизация международного
сотрудничества в сфере применения ИДК
в целях обеспечения региональной и глобальной
безопасности.
9 Организация передислокации
мобильных ИДК из одних пунктов пропуска
в другие с учетом оперативной обстановки,
интенсивности грузопотока и так далее.
В связи с активизацией борьбы
с терроризмом промышленностью разработаны
высокопроизводительные рентгеновские
установки ( в том числе мобильные) для
таможенного контроля элементов транспортных
средств, специальные установки для досмотра
почты и посылок и т.п. При этом большое
внимание уделяется созданию установок,
позволяющих в автоматическом режиме
обнаруживать объекты, подозрительные
на наличие особо опасных видов контрабанды:
наркотических и взрывчатых веществ, например
установки HI-SCAN PS 3010 снабжена детектором
взрывчатых веществ.
Так же перспективным является
направление, разработки установок работающих
по принципу компьютерных томографов,
такая как установка СОВВ СТХ 1000 (Аrgus-4)
фирмы InVISION. Они формируют на экране изображение
содержимого багажа путем наложения многочисленных
«срезов», полученных с помощью рентгеновских
лучей с разных направлений. В них используются
поворотные излучатели и приемники рентгеновского
излучения. Установки снабжаются программными
средствами анализа получаемых образов
с целью выделения, например, образов объектов,
похожих на взрывные устройства и оружие.
Еще одним перспективным направлением
развития рентгеновской досмотровой техники
является применение ее в ходе личного
досмотра, так как таможенная служба постоянно
сталкивается с попытками провоза запрещенных
предметов на теле человека или даже в
желудке.
Так, фирма RAPISCAN целью упрощения
процедур личного досмотра пассажиров
разработала установку SECURE 1000. Принцип
работы которой заключен в следующем,
с начала, человек становиться перед установкой,
и она начинает сканирование узким лучом
рентгеновского излучения низкой интенсивности,
за тем, специальное устройство принимает
отраженный сигнал, который после обработки
отображается на выносном мониторе оператора.
Разные по плотности участки тела или
закрепленные на нем предметы дают разный
по интенсивности отраженный поток. Время
сканирования – не более 8с. Мощность излучения
– не более 10 микрорентген. Получаемая
человеком доза облучения эквивалентна
получаемой от естественного радиационного
фона в течении 5 минут.
1
Блохин М.А., Физика рентгеновских лучей,
2 изд., М., 2010
2
Хараджа Ф., Общий курс рентгенотехники,
3 изд., М. - Л., 2011
3
Рентгенографический и элктронно-оптический
анализ. Горелик С.С., Скаков Ю.А., Расторгуев
Л. Н.: Учеб. Пособие для вузов. - 4-е изд.
Доп. И перераб. - М.: "МИСиС", 2012. - 360
с.
4
Л.М.Ухлинов. Обеспечение безопасности
поставок грузов // Электроника: производство
и торгов-
ля. – №1 (13), 2011.– С.4.
5
Кокорева И., Щелкунов Г. Рентгеновские
комплексы в системах инспекционно-досмотрового
кон-
троля // Электроника: Наука,
Технология, Бизнес. –№4, 2013. – С.36-41.
6
В.Е.Кошелев Рентгеновские методы и технические
средства таможенного контроля: Учебное
пособие. – М.: ООО «Бином-Пресс»,
2013. – 248 с.
7
Т-Досмотр: видимо невидимое [Электронный
ресурс]: М.: DOSMOTR.RU, 2014. Режим доступа:
World Wide Web. URL: www.dosmotr.ru.
8
А.Н. Мячин и др. Инспекционно-досмотровые
комплексы. Общая часть. Учебно-методическое
справочное пособие –
СПб: РИО СПб филиала РТА, 2012. – 160 с.
9
DESTRA Technologies [Электронный ресурс]: М.: DESTRA.RU,
2013. Режим доступа: World Wide
Web. URL: www.destra.ru.
10
Т-Досмотр: видимо невидимое [Электронный
ресурс]: М.: DOSMOTR.RU, 2014. Режим доступа:
World Wide Web. URL: www.dosmotr.ru
11
HCV-MOBILE Heimann CargoVision mobile, Руководство по эксплуатации,
июль 2013 г., C.11.
12
Теория и практика применения технических
средств таможенного контроля: учебник
/ Под общей ред. Ю.В. Малышенко. М., 2013. С.
335.