Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 08:00, курсовая работа
Целью данной работы является изучение проблем контроля классификационного кода крепких алкогольных напитков и мер по минимизации рисков. Объект изучения данной работы составляют проблемы, возникающие при оформлении алкоголя и заявлении его кода, а также причины, приводящие к этим проблемам.
Задачи, обусловленные целью курсовой работы, следующие:
- выяснить значение классификации объектов таможенного оформления и таможенного контроля по ТН ВЭД ТС;
- выявить основные проблемы, возникающие при классификации крепких алкогольных напитков;
- изучить нормативно-правовое обеспечение классификации объектов таможенного оформления и таможенного контроля по ТН ВЭД ТС;
- проанализировать статистические данные об экспорте и импорте крепких алкогольных напитков;
Введение 3
1. Обзор литературы 5
1.1 Значение классификации объектов таможенного оформления и таможенного контроля по ТН ВЭД ТС 5
1.2 Нормативно-правовое обеспечение классификации объектов таможенного оформления и таможенного контроля по ТН ВЭД ТС 8
1.3 Проблемы, возникающие при классификации объектов таможенного оформления и таможенного контроля по ТН ВЭД ТС, и причины их возникновения 11
2. Экспериментальная часть 15
2.1 Анализ статистических данных об экспорте и импорте алкогольных напитков 15
2.2. Анализ практики декларирования алкогольных напитков 19
2.3 Пути минимизации таможенных рисков при
контроле классификационного кода алкогольной продукции по
ТН ВЭД ТС 23
Заключение 26 Список использованных источников 28
Существует достаточно много нормативно-правовых документов по классификации, производству, ввозу и вывозу продукции, в частности алкогольной. Для этилового спирта создано несколько ГОСТов в зависимости от вида этилового спирта: ГОСТ 131-67 — этиловый спирт-сырец; ГОСТ 5962-67 — спирт этиловый ректификованный; ГОСТ 5963-67 — спирт этиловый питьевой. Для коньяков – ГОСТ 13741-91, ГОСТ 13741-91, для ликеров – ГОСТ 1706-88 и т.д.[10].
Таким образом, очевидно, что в сфере таможенного законодательства существует множество нормативно-правовых документов по классификации товаров.
Значение правового регулирования классификации товаров в таможенных целях определяется тем, что такая классификация является единственной возможностью идентифицировать товары, выступающие предметом таможенного регулирования. В целях пресечения и предупреждения нарушений таможенных правил, обеспечения эффективности контроля за соблюдением таможенного законодательства ФТС России принимает все возможные меры, совершенствуя законодательство, повышая уровень профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов и совершенствуя технологии таможенного досмотра.
1.3 Проблемы, возникающие при классификации объектов таможенного оформления и таможенного контроля по ТН ВЭД ТС, и причины их возникновения
Контроль правильности классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС перемещаемых через таможенную границу России товаров - представляет собой очень сложный процесс, который, с одной стороны, требует наличия определенного интеллекта, умения человека мыслить гибко и нестандартно, а с другой, способностей к отстаиванию своей точки зрения в спорах с участниками внешнеэкономической деятельности. В процессе практической деятельности таможни, а именно во время осуществления классификации товаров, наиболее часто встречающимися проблемами являются следующие:
1) неполное или недостоверное описание товаров в предъявляемых к таможенному оформлению документах.
Таможенная декларация содержит массу информации, которая не всегда имеет отношение к делу. Правила ее заполнения очень сложны из-за системы классификации товаров, в соответствии с которыми требуется доскональное описание товара. Описание товара для таможенных целей должно включать характеристику по признакам, позволяющим классифицировать его только в одной из десятизначных субпозиций ТН ВЭД ТС, а также по признакам, указывающим на уровень его коммерческой ценности и страну происхождения. Однако в действующих технологических схемах таможенного оформления и таможенного контроля отсутствуют перечни необходимых, применительно к различным группам однородной продукции, признаков. В схемах перечислены только некоторые общие для всех товаров признаки, например «наименование товара», «изготовитель», а далее следует фраза: «…и другие характеристики товара»[14].
Отсутствие четких рекомендаций по описанию товаров приводят и необоснованно завышенному количеству зазываемых экспертиз товаров таможенным лабораториям, торгово-промышленным палатам и другим организациям. Зачастую должностные лица таможни затрудняются в правильном формулировании вопросов, на которые необходимо ответить в процессе экспертизы, и ограничиваются постановкой вопросов типа: «рекомендовать», «подтвердить», «определить код ТН ВЭД ТС», что является недопустимым.
2) неправильная классификация товаров.
Как уже говорилось, на основе проведенного анализа описания товаров в таможенных декларациях на товары (ДТ) и актах таможенного досмотра (АТД) очевидно, что зачастую сведений о товарах, приведенных в актах таможенного досмотра, недостаточно для определения кода по ТН ВЭД ТС. Возможно, это связано с тем, что специалистам отделов таможенного досмотра и оформления не хватает перечней признаков товаров, необходимых для правильной классификации крепких алкогольных напитков и определения кода;
3) сложность построения товарной номенклатуры и применения Основных правил интерпретации.
В Товарной номенклатуре имеются определенные законы и правила, в соответствии с которыми и происходит процесс отнесения товаров к товарным позициям. Однако в большинстве своем такие правила не устанавливают классификацию конкретного товара в конкретную товарную позицию, а помогают классифицировать данный товар в эту товарную позицию.
Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД ТС; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ТС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями. То есть, классификация товаров определена как юридическое понятие.
Неотъемлемой частью Товарной номенклатуры являются Основные правила интерпретации ТН ВЭД ТС. Таких правил – шесть.
4) отсутствие практических навыков у сотрудников таможенных органов в использовании информационно-справочных материалов, методических пособий для правильной классификации и идентификации товаров.
При проведении таможенного оформления и таможенного контроля ДТ
должностные лица таможенных
постов не в полной мере
используют имеющуюся
5) разное смысловое значение одних и тех же наименований товаров в сложившейся торговой практике и в ТН ВЭД ТС.
Данная проблема подразумевает под собой и многообразие коммерческих наименований товаров, имеющих одинаковое таможенное наименование. Специфичность терминов и понятий, используемых в ТН ВЭД ТС, и таких же терминов, употребляемых в быту (например «костюм», «масло сливочное» и так далее). Кроме того, в большинстве своем проблемы, которые возникают в практической деятельности в таможне, связаны с субъективным анализом текстов и положений Товарной номенклатуры. Причиной данной проблемы моет послужить нехватка информационно-справочных материалов, методических пособий для правильной классификации и идентификации алкогольных товаров.
6) некачественный перевод после принятия ТН ВЭД ТС
Товарные классификаторы, действовавшие до момента ввода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, представляли собой перевод на русский язык англоязычных версий международной основы ГС. Последняя номенклатура, ТН ВЭД ТС, основана на международной согласованной русскоязычной версии третьего издания Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, что в некоторой степени сняло часть проблемы, связанной с некачественным переводом.
Так, для того чтобы предотвратить дальнейшее возникновение и уменьшить количество проблем, связанных с определением классификационного кода товаров в первую очередь необходимо провести следующие меры:
1) совершенствование нормативно-правовой базы. Разработка проектов нормативных актов.
2) принятие предварительных решений по классификации товаров, гарантирующих единообразие классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС и упрощение, ускорение процедур таможенного оформления и контроля.
3) улучшение обеспечения таможенных органов и участников ВЭД информационно- справочными материалами по классификации товаров.
Таким образом, существует ряд проблем, возникающих в процессе классификации товара и контроля классификационного кода товара, которые требуют в настоящее время незамедлительного их устранения и предотвращения. Благодаря достаточной для таможенных целей полноте сведений о товаре, добросовестности участников ВЭД и сотрудников таможенных органов, совершенствованию процедур классификации и применению нормативно-правовых документов, справочных материалов, можно осуществить объективный контроль кода ТН ВЭД ТС и заявленной цены товаров[18].
2.1. Анализ статистических данных об экспорте и импорте алкогольных напитков
Таможенная статистика является одним из элементов таможенного дела в Российской Федерации и служит изучению и анализу количественной стороны явлений и процессов, происходящих во внешней торговле, а также в различных направлениях оперативной и обеспечивающей деятельности таможенных органов, связанных с учетом и анализом таможенных платежей, борьбой с контрабандой и нарушением таможенных правил, не торговым оборотом, валютным контролем и т. д. Она является составной частью проводимой в стране статистики ее внешнеэкономических связей.
Задача статистики внешнеэкономических связей заключается в предоставлении количественной информации о состоянии и развитии внешнеэкономической деятельности страны в неразрывной связи с ее качественной характеристикой. Объектами ее учета являются товары и услуги, составляющие экспорт и импорт страны, а также все связанные с ними операции. Статистика внешнеэкономических связей включает таможенную статистику и статистику услуг во внешнеэкономической деятельности.
Целями таможенной статистики являются:
- обеспечение высших органов государственной власти, иных государственных органов, информацией о состоянии внешней торговли Российской Федерации;
- контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных пошлин, налогов;
- анализ состояния и развития внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом.
По ТН ВЭД ТС крепкие алкогольные напитки классифицируются в 22 группе.
Крепкие спиртные напитки — напитки со сравнительно высоким содержанием алкоголя, на основе основой которых является дистиллят или бидистиллят (получается методом перегонки ) или ректификат (получаемый методом возгонки) сброженного сусла [17].
Как правило, крепкими спиртными напитками считаются напитки с содержанием алкоголя не менее 20 % объема готовой продукции. Нижняя граница содержания алкоголя однозначно не определена, и может варьироваться в зависимости от норм отдельно взятой страны [1].
Экспорт-импорт алкогольных напитков в 2008,2009,2010 гг. представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Экспорт-импорт алкогольных напитков в 2008, 2009, 2010 гг.
По данным таможенной статистики внешнеторговый оборот алкогольных напитков России в 2010 году составил 1,8 млрд.долларов США
По диаграмме можно сделать вывод, что внешнеторговый оборот алкогольной продукции постепенно снижается. Со странами Дальнего Зарубежья он составляет 79 041,3, со странами СНГ 34 675,8 млрд.долл.США. Как считают эксперты, объем экспорта из России крепкого алкоголя, в том числе водки, по итогам 2010 года снизился на 6 %, импорта - на 4,7 %. Импорт вина упал на 2 %. Эксперты считают снижение внешнеторговых операций на алкогольном рынке некритичным для данной отрасли [16].
Экспорт-импорт алкогольных напитков в 2009, 2010 гг.(помесячно) представлен на рисунке 2.
Проанализируем данную диаграмму. Экспорт России в 2009 году составил 121 366,6, в том числе в страны дальнего зарубежья он составляет 72 971,3, в страны СНГ 48 395,3 млрд.долл.США. Импорт России в 2009 году составлял 1 789 286,8, в том числе из стран дальнего зарубежья 1 359 861 млрд.долл.США. Сравним с 2010 годом. Экспорт России в 2010 году составляет 113 717,0 . в том числе в страны дальнего зарубежья 79 041,3, в страны СНГ – 34 675,8 млрд.долл.США. Импорт России в 2010 году составил 1 682 546,4, в том числе из стран дальнего зарубежья – 1 306 988,0, из стран СНГ – 375 558,4 млрд.долл.США.
Если рассмотреть крепкие спиртные напитки, то наблюдается сокращение экспортно-импортных поставок .Но данная ситуация не является критичной. Снижение произошло из-за простоя заводов, вызванного алкогольным кризисом. Водку и крепкий алкоголь российские поставщики экспортируют в основном в страны дальнего зарубежья, на которые приходится более 60 % всех поставок. Больше всего российской водки идет в Латвию - 28,9 %. В США отправляется 8,5 % водочного экспорта. Замыкает тройку Германия, которой достается 7 % российской экспортной водки [12].
В таблицах 1 и 2 представлена статистика импорта и экспорта крепкой алкогольной продукции по Приморскому краю.
Таблица 1
Статистика экспорта водки(2208 60) из Приморского края
Страна |
2009 |
2010 |
Темп роста | |||
Кол-во |
Тыс.дол |
Кол-во |
Тыс. дол |
Темп роста кол-ва % |
Тем роста тыс.дол % | |
АВСТРАЛИЯ |
95,680 |
10,63 |
0,0 |
0,0 | ||
КИТАЙ |
673,000 |
53,79 |
113,200 |
6,87 |
16,8 |
12,8 |
КОРЕЯ, РЕСПУБЛИКА |
828,000 |
54,08 |
866,400 |
77,97 |
104,6 |
144,2 |
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ |
384,480 |
29,04 |
996,600 |
92,28 |
259,2 |
317,8 |
ЯПОНИЯ |
37,514 |
13,43 |
0,0 |
0,0 | ||
Прочие |
21,376 |
8,41 |
||||
Всего: |
1 906,856 |
145,32 |
2 109,394 |
201,18 |
110,6 |
138,4 |
Источник: данные сайта www.dvtu.ru
Таблица 2
Статистика импорта алкогольной продукции товарной позиции 2208 в Приморский край
страна |
2009 |
2010 |
Тем роста | |||
Кол-во |
Тыс.дол |
Кол-во |
Тыс. дол |
Темп |
Темп | |
АВСТРИЯ |
5,876 |
5,10 |
1,655 |
1,83 |
28,2 |
35,9 |
АРМЕНИЯ |
6,174 |
9,80 |
||||
БАГАМЫ |
26,940 |
6,02 |
45,938 |
12,92 |
170,5 |
214,6 |
БАРБАДОС |
4,050 |
0,30 |
||||
БЕРМУДЫ |
19,478 |
4,92 |
35,910 |
10,09 |
184,4 |
205,1 |
ГЕРМАНИЯ |
150,360 |
19,20 |
307,318 |
45,28 |
204,4 |
235,8 |
ГРЕЦИЯ |
43,980 |
10,48 |
102,857 |
24,99 |
233,9 |
238,5 |
ДАНИЯ |
317,160 |
48,62 |
611,160 |
109,29 |
192,7 |
224,8 |
ИРЛАНДИЯ |
173,553 |
137,82 |
370,980 |
340,11 |
213,8 |
246,8 |
ИСПАНИЯ |
8,064 |
3,90 |
12,600 |
7,48 |
156,3 |
191,8 |
ИТАЛИЯ |
25,764 |
8,12 |
10,236 |
4,56 |
39,7 |
56,2 |
КАНАДА |
62,880 |
8,37 |
52,320 |
7,26 |
83,2 |
86,7 |
КУБА |
11,370 |
2,35 |
7,650 |
1,70 |
67,3 |
72,3 |
ЛАТВИЯ |
49,440 |
16,10 |
48,960 |
17,00 |
99,0 |
105,6 |
МЕКСИКА |
77,616 |
23,06 |
172,742 |
65,69 |
222,6 |
284,9 |
НИДЕРЛАНДЫ |
6,370 |
2,16 |
20,748 |
8,78 |
325,7 |
406,5 |
ПУЭРТО-РИКО |
4,320 |
1,84 |
4,800 |
2,09 |
111,1 |
113,6 |
СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО |
404,456 |
122,42 |
487,227 |
164,42 |
120,5 |
134,3 |
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ |
96,933 |
30,01 |
230,211 |
72,59 |
237,5 |
241,9 |
УКРАИНА |
18,760 |
3,32 |
9,120 |
1,87 |
48,6 |
56,3 |
ФИНЛЯНДИЯ |
359,560 |
55,87 |
784,040 |
140,48 |
218,1 |
251,4 |
ФРАНЦИЯ |
951,480 |
261,28 |
1 068,440 |
426,49 |
112,3 |
163,2 |
ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА |
4,332 |
0,90 |
7,980 |
2,09 |
184,2 |
232,2 |
ШВЕЦИЯ |
164,520 |
33,74 |
470,000 |
109,97 |
285,7 |
325,9 |
ЮЖНАЯ АФРИКА |
15,300 |
8,41 |
30,152 |
19,69 |
197,1 |
234,1 |
ЯМАЙКА |
3,780 |
0,72 |
4,800 |
1,43 |
127,0 |
198,6 |
Всего |
3012,52 |
824,83 |
512,932 |
1583,35 |
3665,1 |
4306,5 |