Проблемы правового статуса таможенных пошлин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 5
ГЛАВА I. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН. 7
1.1 Понятие таможенной пошлины, её экономическая природа , функции и виды. 7
1.2 Элементы таможенной пошлины. Методы определения таможенной стоимости товара. 12
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАСЧЁТ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН. ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ. 20
2.1 Примеры расчёта таможенной стоимости и таможенной пошлины. 20
2.2 ГТК, ДТС-1, ДТС-2.Упрощённые процедуры таможенного оформления. 27
ГЛАВА III. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМОЖЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. 33
3.1 Проблемы правового статуса таможенных пошлин. 33
3.2. Актуальные направления деятельности таможенной службы РФ. 38
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 45

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенная политика в РФ.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

•   индивидуальной безвозмездностью. Уплачивая пошлину, плательщик не вправе рассчитывать на исполнение таможенными органами (по существу, сборщиками налога) или государством в целом каких-либо встречных обязательств перед ним;

•  персональностью. Плательщиками выступают юридические и физические лица. При этом, как и во всех других случаях, основным признаком плательщика является наличие у него самостоятельного источника дохода. Действительно, только тогда может состояться отчуждение принадлежащих ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств;

• абстрактностью (или универсальностью). Таможенная пошлина изымается в бюджет, и при этом законодательно не определены направления дальнейшего использования изъятых сумм. Они используются на общебюджетные нужды, подобно тому, как используются изъятые суммы налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и др. Использование осуществляется в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований. Поступления от таможенных пошлин не могут предназначаться для финансирования конкретных государственных расходов (принцип запрета специализации налога).

Итак, вопреки собственному названию, по мнению Милякова, таможенная пошлина имеет не пошлинную, а налоговую природу. Таможенная пошлина представляет собой разновидность косвенного налога, которым облагается трансграничный оборот (ввоз, вывоз, в редких случаях - транзит) товаров. Таможенную пошлину следует отличать от таможенных сборов, представляющих собой плату за услуги таможни и потому имеющих пошлинный характер.

Иное суждение было высказано русским ученым Василием Александровичем Лебедевым: таможенные пошлины «не составляют особого по существу вида налога — это лишь своеобразная форма взимания налога с потребления».

Определив признаки и понятия таможенных пошлин выявим основные функции, выполняемые данным таможенным платежом. На наш взгляд самыми важными из них являются следующие:

 

1) Регулирующая функция – позволяет государству регулировать внешнеторговые отношения, изменять баланс импорта и экспорта в нужную сторону, позволяет выбирать приоритетные области экспорта, импорта и регулировать общий поток товаров в пределы и за пределы государства.

 

2) Фискальная функция -  эта функция таможенных пошлин состоит в том, чтобы наполнять казну государства, т. е. доходную часть государственного бюджета за счет уплаты импортертами (в основном), а также экспортерами таможенных платежей за ввоз или вывоз товаров за территорию государства..

 

3) Контролирующая функция – состоит в том, что благодаря таможенным пошлинам, платежам, их валовой сумме можно судить об объеме экспорта и импорта товаров. Можно оценить  внешнеторговое сальдо, а также структуру экспорта и импорта и на основе этих данных воспользоваться регулирующей функцией для стимуляции экспорта в определенной отрасли производства, или создать благоприятные условия для развития отстающих отраслей. 

 

1.2 Элементы таможенной пошлины. Методы определения таможенной стоимости товара.

 

Таможенные пошлины взимаются в виде налогов и сборов за перемещаемые товары (работы, услуги) через таможенную границу РФ. Определим основные элементы таможенной пошлины:

  • Плательщики
  • Объект и предмет налогообложения
  • Тарифные льготы и преференции
  • База налогообложения
  • Налоговая ставка
  • Порядок исчисления и уплаты налога

Налогоплательщиками таможенных пошлин и сборов являются собственники товаров, перемещающие товар через таможенную границу.

Объектом налогообложения таможенной пошлиной и сбором признаются товары, перемещаемые через таможенную границу, за исключением тех, на которые распространяются льготы.

Предметом таможенного налогообложения является таможенная стоимость товаров, пересекающих таможенную границу Российской Федерации.

Как отмечалось ранее, в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства помимо обязательных элементов налога могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования плательщиком.

В таможенном деле для этого используют понятия-синонимы «тарифные льготы» и «тарифные преференции». По своему экономическому содержанию тарифная льгота является разновидностью налоговых льгот. Тарифная льгота, предполагающая сокращение размера подлежащей уплате таможенной пошлины, -это конкретное проявление льготного налогообложения. Тарифные льготы должны иметь свойства налоговых льгот.

Под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая одним государством другому на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики РФ льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. При этом преференции (от лат. praeferre -предпочитать) предоставляются без распространения на третьи страны. Они устанавливаются в отношении всех товаров или их отдельных видов.

Преференции во внешнеторговых отношениях предоставляются в различных формах: льготного кредитования и страхования внешнеторговых операций; специального валютного режима; льготного валютного курса; привилегированных условий выдачи лицензий на ввоз товаров и т. д. 

Закон РФ «О таможенном тарифе» \5\ содержит перечень основных видов тарифных льгот.

1. Возврат ранее уплаченной пошлины.

2. Освобождение от уплаты пошлины.

3. Снижение ставки пошлины.

4. Установление тарифных квот  на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Первый вид тарифных льгот - возврат ранее уплаченной пошлины - предусмотрен при помещении товаров под ряд таможенных режимов:

реимпорт (ст. 236 ТК РФ \2\ ) - суммы ввозных таможенных пошлин и/или проценты с них подлежат возвращению в федеральный бюджет, если суммы таких пошлин и/или проценты не взимались либо были возвращены в связи с вывозом товаров с таможенной территории РФ;

таможенный склад (ст. 220) - при помещении на склад иностранных товаров, ранее помещенных под другие таможенные режимы и предназначенных для вывоза из РФ, не уплачиваются ввозные пошлины либо уплаченные суммы пошлин возвращаются таможенными органами, если такие освобождение или возврат предусмотрены при фактическом вывозе;

переработка на таможенной территории (ст. 182) - при вывозе продуктов переработки из РФ пошлины не уплачиваются;

свободный склад, свободная таможенная зона - при ввозе товаров, предназначенных для экспорта из РФ, в свободные таможенные зоны или при помещении их на свободные склады, пошлины, уплаченные за них, возвращаются, если такой возврат предусмотрен при фактическом вывозе; их вывоз должен быть осуществлен не позднее 6 месяцев со дня возврата пошлин;

переработка вне таможенной территории (ст. 207) - полное освобождение от уплаты пошлин предоставляется в отношении продуктов переработки, если целью переработки был гарантийный (безвозмездный) ремонт вывезенных товаров. В отношении товаров, ранее выпущенных для свободного обращения на территории РФ, полное освобождение от уплаты пошлин не предоставляется, если при выпуске товаров для свободного обращения учитывалось наличие дефекта, являющегося причиной ремонта. В остальных случаях в отношении продуктов переработки предоставляется частичное освобождение, которое осуществляется в следующем порядке. Сумма подлежащих уплате пошлин определяется как разность между суммой ввозной пошлины, применяемой в отношении продуктов переработки, и суммой ввозной пошлины, которая применялась бы в отношении вывезенных товаров, как если бы они были выпущены для свободного обращения, если к продуктам переработки применяются специфические ставки пошлин и операцией по переработке не является ремонт, либо исходя из стоимости операций по переработке товаров, которая при отсутствии документов, подтверждающих стоимость этих операций, может определяться как разность между таможенной стоимостью продуктов переработки и таможенной стоимостью вывезенных на переработку товаров. При ввозе продуктов переработки по истечении срока переработки, а также при несоблюдении других требований и условий либо подтверждении их ненадлежащим способом полное или частичное освобождение от уплаты пошлин не предоставляется;

реэкспорт (ст. 241) - при реэкспорте товаров освобождение от уплаты ввозных пошлин предоставляется или возврат уплаченных сумм производится, если такие освобождение или возврат предусмотрены при завершении действия таможенного режима, в соответствии с которым товары находились в РФ. При вывозе реэкспортируемых товаров вывозные таможенные пошлины не уплачиваются.

По механизму действия налоговые льготы существенно отличаются друг от друга. В зависимости от того, на изменение какого из элементов налога направлены льготы, они принимают форму изъятий, скидок или налоговых кредитов.

Изъятие выводит из налогообложения отдельные объекты. При обложении таможенными пошлинами освобождения от оплаты пошлиной можно квалифицировать именно как изъятия. Их исчерпывающий перечень приведен в ст. 35 Закона «О таможенном тарифе РФ» \5\ .

От пошлины, в частности, освобождаются:

• транспортные средства, осуществляющие международные перевозки, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути;

•предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы РФ для обеспечения деятельности российских и зафрахтованных российскими лицами судов, ведущих морской промысел, а также продукция их промысла, ввозимая в РФ;

• товары, ввозимые в РФ или вывозимые из РФ для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный их ввоз на основании международных соглашений РФ или законодательства РФ;

• валюта РФ, иностранная валюта (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги;

• товары, ввозимые в РФ и вывозимые из РФ в качестве гуманитарной помощи; в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий;

• товары, ввозимые в РФ в качестве безвозмездной помощи (содействия), а также ввозимые в РФ и вывозимые из РФ в благотворительных целях по линии государств, международных организаций, правительств, в том числе в целях оказания технической помощи (содействия);

• товары, перемещаемые под таможенным контролем транзитом через РФ;

• товары, перемещаемые через границу РФ физическими лицами и не предназначенные для коммерческой деятельности;

• оборудование, включая машины, механизмы, а также материалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующие изделия, ввозимые в РФ в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

• товары, ввозимые в РФ для выполнения работ по соглашению о разделе продукции. Взимание ввозных и вывозных таможенных пошлин заменяется разделом продукции.

 

Следующим важным элементом таможенной пошлины является определение базы налогообложения.

Налоговая база таможенной пошлины определяется как таможенная стоимость товара, перемещаемого через таможенную границу, или их объемная характеристика (количество, масса, объем и т. д.).

 

После того как определена налогооблагаемая база, к ней для определения суммы таможенной пошлины следует применить установленную ставку пошлины (проще говоря, перемножить величину базы и ставки).

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов. Ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством РФ.  

В РФ применяются следующие виды ставок пошлин (Ст. 4 Закона РФ "О таможенном тарифе"\5\):  
      - адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;  
      - специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;  
      - комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.  
      Соответственно, в качестве основы для исчисления таможенной пошлины будет использована таможенная стоимость товаров и транспортных средств, определяемая в соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе", либо в случаях, когда установлены специфические или комбинированные ставки таможенной пошлины, в качестве основы начисления берется количество товара, которое является объектом обложения (вес, объем и т.д.)

В НК РФ \3\ порядку исчисления таможенной пошлины как налога посвящена  ст. 52 «Порядок исчисления налога», где установлены правила исчисления налога, а в ТК РФ - ст. 324 «Порядок исчисления таможенных пошлин, налогов». НК РФ четко разделяет такие элементы налогообложения, как «порядок исчисления налога» (ст. 52), «сроки уплаты налогов и сборов» (ст. 57), «порядок уплаты налогов и сборов» (ст. 58). В ТК РФ эти элементы регламентированы, соответственно, ст. 324 «Порядок исчисления таможенных пошлин, налогов», ст. 329 «Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов» и ст. 331 «Порядок и формы уплаты таможенных пошлин, налогов».

В ст. 324 ТК РФ установлено, что таможенные пошлины исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату пошлин, самостоятельно, за исключением случаев:

• пересылки товаров в международных почтовых отправлениях, когда не требуется подачи отдельной таможенной декларации (исчисление пошлин производится таможенными органами, осуществляющими таможенное оформление в местах международного почтового обмена);

• выставления требования об уплате таможенных платежей, не уплаченных в установленный срок, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и проценты (исчисление пошлин производится таможенным органом).

Сумму таможенной пошлины ее плательщик исчисляет самостоятельно. При этом в качестве плательщика может выступать и так называемое заинтересованное лицо (собственник товара, его покупатель, владелец либо лицо, выступающее в ином качестве, достаточном в соответствии с законодательством РФ для совершения с товаром действий, предусмотренных ТК РФ, от собственного имени, или таможенный брокер).

Информация о работе Проблемы правового статуса таможенных пошлин