Проблемы правового статуса таможенных пошлин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 5
ГЛАВА I. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН. 7
1.1 Понятие таможенной пошлины, её экономическая природа , функции и виды. 7
1.2 Элементы таможенной пошлины. Методы определения таможенной стоимости товара. 12
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАСЧЁТ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН. ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ. 20
2.1 Примеры расчёта таможенной стоимости и таможенной пошлины. 20
2.2 ГТК, ДТС-1, ДТС-2.Упрощённые процедуры таможенного оформления. 27
ГЛАВА III. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМОЖЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. 33
3.1 Проблемы правового статуса таможенных пошлин. 33
3.2. Актуальные направления деятельности таможенной службы РФ. 38
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 45

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенная политика в РФ.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

Поскольку в счете-фактуре на доставку груза и в договоре перевозки груза отсутствует раздельное указание расходов по доставке товара до и после места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, в таможенную стоимость включается общая стоимость доставки - 2 500 евро. Также к цене сделки дополнительно начисляются расходы по таможенному оформлению товара, понесенные покупателем при вывозе товара из страны экспорта, составившие 200 евро. Сумма транспортных расходов 2 500 евро и сумма расходов по таможенному оформлению 200 евро пересчитываются в рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату принятия грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению, и результат заносится в графу 17а раздела Б ДТС-1. Аналогичным образом рассчитывается в рублях и заполняется графа 17в раздела Б ДТС-1 - расходы на страхование груза (страховая премия), которые составили согласно страховому полису 50 евро. Необходимость произведения иных дополнительных начислений к цене сделки, предусмотренных ст. 19 Закона, из представленных документов не выявлена. 
Сумма данных, приведенных в графах 17а и 17в должна быть указана в графе 18 "Итого Б" раздела Б формы ДТС-1 (приложение N 1,2).

 

Теперь рассмотрим подробнее порядок оформления и внесения сведений в декларацию таможенной стоимости ДТС-2 при использовании метода определения таможенной 
стоимости по цене сделки с идентичными товарами.

 

Пример 2. В адрес российской благотворительной организации "А" (г. Волгоград) японской организацией "В" осуществляется безвозмездная поставка 50 шт. цветных телевизоров Samsung Plano в соответствии с Соглашением о безвозмездной поставке от 18.09.2003 N 09-01. Товар доставляется авиатранспортом из г. Токио. 
При таможенном оформлении декларантом заявлена таможенная стоимость с применением 1-го метода определения таможенной стоимости. Но так как отсутствует сделка купли-продажи и при этом в представленных документах нет стоимостной оценки товара, 1-й метод не может быть использован. В соответствии со ст. 18 Закона в случае, если 1-й метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из методов определения таможенной стоимости. 
По ранее произведенной поставке в рамках договора купли-продажи от 01.08.2003 N 48-2 декларант заявлял сведения по таможенной стоимости идентичных товаров - 120 шт. телевизоров Samsung Plano по цене 155 долл. США за шт. на общую сумму 18 600 долл. США, которые были проданы для ввоза на территорию Российской Федерации и ввезены за 20 дней до ввоза оцениваемых товаров на условиях FCA-Волгоград. Ограничений по применению 1-го метода выявлено не было. Соответственно, таможенная стоимость оцениваемых товаров может быть определена по методу определения таможенной стоимости по цене сделки с идентичными товарами и заявлена в форме ДТС-2. 
Для подтверждения заявляемых сведений по таможенной стоимости идентичных товаров декларантом представлены документы, которые представлялись по ранее произведенной поставке для подтверждения обоснованности применения 1-го метода для определения таможенной стоимости этих товаров, цена сделки с которыми выбрана в качестве основы для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров: 
1) грузовая таможенная декларация и декларация таможенной стоимости (форма ДТС-1); 
2) договор купли-продажи от 01.08.2003 N 48-2 на поставку в Российскую Федерацию 120 шт. телевизоров Samsung Plano на условиях FCA-Волгоград; 
3) счет-фактура от 05.08.2003 N 99-1 , выставленный продавцом покупателю на оплату товара на сумму 18 600 долл. США; 
4) копия платежного поручения и выписка с лицевого счета предприятия, заверенная руководителем и главным бухгалтером предприятия, подтверждающие перевод денежных средств с лицевого счета покупателя на счет продавца; 
5) договор перевозки груза от 10.08.2003 N 34 на доставку товара из г. Токио в Волгоград, заключенный покупателем с перевозчиком на сумму 1 000 долл. США; 
6) счет от 28.08.2003 N 75-001 за доставку груза, выставленный перевозчиком покупателю на сумму 1 000 долл. США; 
7) страховой полис на сумму 18 600 долл. США, страховая премия составила 37 долл. США. 
Также к таможенному оформлению декларантом представлено Соглашение о безвозмездной поставке от 18.09.2003 N 09-01. 
Из представленных документов следует, что ограничения по применению 1-го метода для определения таможенной стоимости ранее поставленных товаров отсутствовали. Цена сделки с идентичными товарами принимается за основу определения таможенной стоимости оцениваемых товаров. 
Так как идентичные товары ввозятся в ином количестве, необходимо произвести соответствующую корректировку их цены с учетом этих различий (п. 2 ст. 20 Закона). Так как идентичный товар ввозился на условиях FCA-Волгоград, расходы по транспортировке и страхованию товара до места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации нес покупатель. Следовательно, указанные расходы подлежат доначислению к цене сделки. 
Пример внесения сведений в форму ДТС-2 приведен в приложении N 3,4.

 

Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления

Приказ Минэкономразвития России от 27.01.2005 № 9 «Об утверждении порядка установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц» (далее — приказ № 9) вступил в силу 29 марта 2005 года. В нем приведены перечень документов и сведений, необходимых для применения специальных упрощенных процедур таможенного оформления, список этих процедур, а также порядок ведения системы учета коммерческой документации.

По сути, упрощенные процедуры таможенного оформления наглядно демонстрируют презумпцию невиновности импортеров и доверительное отношение к ним таможенных органов. Лица, использующие при ввозе товара упрощенные процедуры,

могут не соблюдать общий порядок, а декларировать товары предварительно, подавая неполную или неполную периодическую таможенную декларацию. Такая возможность им предоставлена статьей 136 ТК РФ. Таможенный «упрощенец» вправе требовать выпуска товара только на основании представленных сведений, необходимых для идентификации товаров. Кроме того, он может проходить таможенное оформление не по месту нахождения таможенного органа, как это предусмотрено статьей 62 ТК РФ, а на собственных объектах, например у себя на складе, хранить ввозимые товары не на таможенных, а на своих складах. Причем «упрощенец» вправе выбрать для таможенного оформления товаров одну или несколько специальных упрощенных процедур.

Одним из условий применения организацией-импортером упрощенных процедур таможенного оформления является ведение системы учета коммерческой документации в порядке, установленном в приложении № 2 к приказу № 9 (далее — Порядок). Рассмотрим, какие требования предъявляются к этой системе учета.

Система учета коммерческой документации

В Порядке ничего не сказано о том, что следует понимать под учетом коммерческой документации. В нем лишь перечислены требования к системе этого учета. Однако исходя из положений статьи 68 Таможенного кодекса, во исполнение которой и был принят приказ № 9, система учета коммерческой документации включает в себя совокупность информации об импортируемых товарах, в том числе бухгалтерский и складской учет в организации.

Подтверждением тому служит и поправка в статью 5 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», внесенная Таможенным кодексом. Пункт 2 этой статьи дополнен подпунктом «г». Из него следует, что органы, которым предоставлено право регулировать бухгалтерский учет, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции положения и стандарты о принципах, правилах и способах ведения учета и отчетности для таможенных целей.

На основании положений раздела II Порядка в учете коммерческой документации приводится информация о внешнеэкономической сделке, товарах, являющихся ее объектами, и последующих операциях с данными товарами. Указанные сведения содержатся в коммерческих, таможенных и иных документах.

Пункт 7 Порядка требует ведения раздельного учета товаров, сведения о которых заявляются:

—в разных таможенных декларациях;

—в одной таможенной декларации, но под разными номерами товара;

—в одной ГТД под одним номером товара, но товары имеют разное наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование), товарный знак, артикул, стандарт, расфасовку и тому подобные технические и коммерческие характеристики.

В системе учета коммерческой документации должны содержаться подробные сведения по каждому товару товарной партии. Об этом говорится в пункте 8 Порядка. В частности, речь идет о реквизитах внешнеторгового договора, паспорта импортной (бартерной) сделки, счетов на оплату и поставку товара. Кроме того, в системе учета коммерческой документации отражаются данные о ввозимом товаре (наименование, страна происхождения, код по ТН ВЭД России и фактурная стоимость).

В этой системе учета должна быть представлена также информация о последующих операциях с товаром. Это сведения о покупателе товара, реквизиты документов, в соответствии с которыми отпущен товар, реквизиты счета-фактуры, составленного на реализованный товар, количество отпущенного товара, его продажная стоимость и др. (п. 9 Порядка).

Подробный перечень сведений, которые необходимо отразить в системе учета коммерческой документации, см. в таблице.

В статье 426 ТК РФ сказано, что использование для таможенных целей информационных систем лицами, применяющими специальные упрощенные процедуры, допускается только после проверки их соответствия установленным требованиям. Проверку осуществляет федеральная таможенная служба.

Система учета должна позволять формировать сведения в виде формуляра внешнеэкономической сделки. Он содержится в приложении к Порядку. Причем сведения формируются как в электронном, так и в бумажном виде. Подобное требование введено для того, чтобы организация при проведении таможенной ревизии или по письменному запросу таможенного органа могла представить сведения о ввезенном товаре и последующих операциях с ним.

Рассмотрим пример заполнения формуляра внешнеэкономической сделки.

Пример 3.

ООО «Альянс» применяет специальные упрощенные процедуры таможенного оформления.

20 декабря 2004 года ООО «Альянс» заключило  контракт с Hansa Engineering Company на поставку в Россию диагностического оборудования (стенды регулировки углов установки колес автомобилей, колесные датчики в количестве 16 штук). Оплату российская организация произвела 25 декабря 2004 года в размере 300 000 руб.

В марте 2005 года товар был ввезен на таможенную территорию РФ, а в апреле и мае реализован по договорам купли-продажи трем российским организациям: ООО «Альфа», ООО «Гамма» и ЗАО «Дельта».

В учете ООО «Альянс» сведения о приобретенном товаре отражаются отдельно. У ввезенного диагностического оборудования код по ТН ВЭД один и тот же — 9031 80 910 0. В таможенной декларации товар задекларирован под разными номерами.

Таким образом, формуляр данной внешнеэкономической сделки имеет два дополнительных листа. В первом отражаются сведения о стенде регулировки углов установки колес автомобилей (количество, единица измерения, фактурная стоимость, номер и дата приходного документа и т. д.) и об операции, связанной с его дальнейшей реализацией на внутреннем рынке. Во втором — данные о колесных датчиках и расходе этого товара.

Образец заполнения формуляра внешнеэкономической сделки представлен в приложении 5.

Как видим, порядок ведения системы учета коммерческой документации предусматривает достаточно подробную учетную идентификацию ввозимого товара и жесткую привязку дальнейших операций с товаром к каждой ввезенной партии. В сущности, подобный порядок соответствует партионному методу бухгалтерского учета товаров. Поэтому организации-импортеры, применяющие специальные упрощенные процедуры таможенного оформления, вряд ли смогут обойтись без такого учета.

 

 

Глава III. Актуальные проблемы и перспективы таможенного налогообложения.

 

    1. Проблемы правового статуса таможенных пошлин.

 

За прошедшие 4 года количество налогов и сборов сокращено в несколько раз: отменены «оборотные» налоги, а также другие налоги и сборы, введенные в начале 1990-х гг. (т.е. до принятия Конституции РФ и кодексов, регулирующих основные отрасли законодательства) и потерявшие какое-либо экономическое содержание.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Специалисты по налогообложению уже в течение нескольких лет обсуждают вопрос о целесообразном количестве налогов и сборов. Представителями бизнеса высказывались мнения о том, что оно не должно быть более 5. По мнению представителей государства, ни одной из крупных стран этого сделать не удалось, и в лучшем случае общее количество налогов и сборов можно сократить до 15.

Казалось бы, сторонники значительного сокращения перечней налогов и сборов могут праздновать победу, а субъекты хозяйственной деятельности, освободившись от лишних платежей, могут работать эффективнее, способствуя дальнейшему развитию экономики страны.

Однако более детальный анализ норм Закона свидетельствует о том. что планируемое с 2005 года сокращение количества налогов и сборов будет происходить не столько за счет отказа от взимания ряда обязательных платежей, сколько за счет придания им нового правового статуса,

Так, из системы налогов и сборов должны быть исключены таможенные пошлины и таможенные сборы, платежи за пользование лесным фондом, платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Предполагается, что все эти платежи станут неналоговыми доходами бюджетов и их взимание будет регулироваться не законодательством о налогах и сборах, а другими (специальными) федеральными законами. В будущем, после принятия нового Водного кодекса РФ, планируется придать неналоговый характер и платежам за пользование водными объектами.

При обсуждении данной инициативы в Государственной Думе предполагаемые изменения были позиционированы как технические и, следовательно, вполне безобидные для государства и налогоплательщиков.

Вопрос о статусе лесных, водных и экологических платежей прошел достаточно длительное обсуждение и, на наш взгляд, может быть решен (естественно, после уточнения характера отношений в лесо- и водопользовании, нанесении ущерба окружающей среде) в пользу их не налогового, а гражданско-правового статуса.

Наибольшие сомнения вызывает решение о придании нового статуса таможенным пошлинам и таможенным сборам. Проанализируем его возможные последствия.

По своему характеру таможенные пошлины и сборы полностью соответствуют определениям налога и сбора, приведенным в части первой НК РФ (ст. 8).

Так, таможенная пошлина \16, с 6\ является обязательным, индивидуально безвозмездным платежом, взимаемым с организаций и физических лиц, в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства. То есть таможенная пошлина обладает признаками налога, которые содержатся в его определении, сформулированном в п. 1 ст. 8 НКРФ.

Таможенные сборы за таможенное оформление представляют собой обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными (в данном случае таможенными) органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений. То есть сборы за таможенное оформление обладают характеристиками сбора, отраженными в п. 2 ст. 8 НК РФ.

Этим платежам присуще большинство элементов налогообложения, которые должны быть определены в соответствии со ст. 17 НК РФ:

Информация о работе Проблемы правового статуса таможенных пошлин