Регулирующая и фискальная роль таможенных пошлин и платежей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Выбору этой темы способствовала чрезвычайная важность таможенной политики в современной экономической жизни. Таможенная политика государства играет решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таким образом, налогообложение является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государства.

Содержание

Введение
Эволюция таможенной политики России
Таможенная политика Московского государства в XII - XVII веках
Таможенная политика СССР в 1917 - 1991 годах
Структура государственных таможенных органов России
Таможенные платежи: виды, общая характеристика
Таможенные платежи, таможенные пошлины, таможенный тариф
Сущность и назначение таможенных пошлин
Другие виды таможенных платежей
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Фискальная и регулирующая роль таможенных пошлин.doc

— 360.50 Кб (Скачать файл)

По сведениям Центра Стратегических разработок с импорт по сравнению  с 1997 годом упал в 3 раза в 1998 году, в 2-2,3 в 1999-2000 и составил 57% от уровня 1997 года в 2001 году. Решающую роль в этом спаде приписывают девальвации  рубля. 

Однако, по мере исчерпания эффекта девальвации, регулирующая роль пошлин снова будет выходить на первый план, а фискальная уменьшаться. Т. е. по мере того, как российская валюта снова обретет значительный вес импортеры получат возможность равной конкурентной борьбы с российскими производителями, затраты отечественных производителей будут соизмеримы с затратами зарубежных производителей и экспортные пошлины станут выполнять роль регулятора экспортных потоков, а не средства пополнения казны государства. Это же касается и ввозных (импортных) пошлин.

Необходимо иметь в виду, что  есть некоторые сектора промышленности, которые очень заинтересованы в  снижении пошлин и, прежде всего, на прогрессивное  технологическое оборудование. В  данном случае необходимо довести размер экспортных пошлин до минимального уровня. Лучше закупать за рубежом с минимальными затратами то, что пока не получается производить в России. С другой стороны, есть отрасли экономики, такие как легкая промышленность, текстильная, промышленность стройматериалов, пищевая промышленность, которые, благодаря «эффекту импортозамещения», стали активно развиваться. Снижать пошлины на их продукцию, аналогичную импортной, сейчас нет смысла. Наоборот, им необходимо дать еще 2-3 года, чтобы они твердо "встали на ноги", стали конкурентоспособными.

В некоторых областях экономики  высокие пошлины являются стимулом для иностранных инвесторов. Если пошлина 5%, то иностранному производителю  выгодно ввозить готовую продукцию. При размере пошлины 20-25% уже гораздо  выгоднее вкладывать средства в развитие производства в этой стране. Так произошло с производителями пива, сигарет или лекарств. Например, ни для не секрет, что для заполнения российского рынка своей продукцией «монстры» международного рынка, такие как Nestle, Ford, Coca-Cola открывают собственные производства в России, предпочитая инвестиции импорту, так как это более выгодно, нежели постоянное увеличение стоимости за счет таможенных пошлин.

 Еще раз хочу отметить, что  по мере исчерпания эффекта  девальвации российской валюты, таможенные пошлины вновь обретут роль регулирующих, а не фискальных.

Итак, из вышесказанного следует, что  таможенные пошлины выполняют ряд  функций. На мой взгляд самыми важными  из них являются следующие:

 

1) Регулирующая функция – позволяет государству регулировать внешнеторговые отношения, изменять баланс импорта и экспорта в нужную сторону, позволяет выбирать приоритетные области экспорта, импорта и регулировать общий поток товаров в пределы и за пределы государства.

 

2) Фискальная функция -  эта функция таможенных пошлин состоит в том, чтобы наполнять казну государства, т. е. доходную часть государственного бюджета за счет уплаты импортертами (в основном), а также экспортерами таможенных платежей за ввоз или вывоз товаров за территорию государства..

 

3) Контролирующая функция – состоит в том, что благодаря таможенным пошлинам, платежам, их валовой сумме можно судить об объеме экспорта и импорта товаров. Можно оценить внешнеторговое сальдо, а также структуру экспорта и импорта и на основе этих данных воспользоваться регулирующей функцией для стимуляции экспорта в определенной отрасли производства, или создать благоприятные условия для развития отстающих отраслей. 

 

Важно отметить, что не только таможенные пошлины оказывают влияние на экономику, но и рынок может влиять на таможенные пошлины.

Например, Министерство топлива и  энергетики Российской Федерации совместно  с Министерством торговли Российской Федерации проводит мониторинг цен  на нефть на средиземноморском и  роттердамском рынках нефтяного  сырья (по данным агентства "Платс") с целью определения ее среднемесячной цены.

Среднемесячная цена рассчитывается как среднее арифметическое цен  продажи и покупки нефти на указанных рынках за все дни торгов в истекшем месяце.

При снижении среднемесячной цены на нефть марки Юралс на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья ниже 9,8 доллара США за 1 баррель Министерству торговли Российской Федерации и Министерству топлива и энергетики Российской Федерации не позднее третьего числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло указанное снижение цены, предписано направлять в Правительство Российской Федерации согласованный с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий беспошлинный вывоз с территории Российской Федерации в течение 30 календарных дней нефти сырой и нефтепродуктов сырых, полученных из битуминозных минералов.

При увеличении среднемесячной цены на нефть марки Юралс на средиземноморском  и роттердамском рынках нефтяного сырья выше 12,3 доллара США за 1 баррель Министерству торговли Российской Федерации и Министерству топлива и энергетики Российской Федерации не позднее третьего числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло указанное увеличение цены, предписано направлять в Правительство Российской Федерации согласованный с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации об увеличении в два раза утвержденной настоящим Постановлением ставки вывозной таможенной пошлины и введении ее в действие сроком на 30 календарных дней.

 Таким образом, таможенные  пошлины, выполняя фискальную  функцию оказывает большое влияние  на структуру экспорта, т. е.  выполняют регулирующую роль.

 

 

3. 3.  Другие виды таможенных платежей

 

Важно отметить, что при пересечении  границы Российской Федерации товар  облагается не только таможенной пошлиной, но и подвергается другим видам сборов.

Другие виды таможенных платежей:

 

  • Налог на добавленную стоимость.
  • Акцизы.
  • Таможенные сборы за таможенное оформление.
  • Таможенные сборы за хранение товаров.
  • Таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров.
  • Сборы за выдачу лицензий таможенными органами  Российской Федерации.
  • Сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению.

 

Наиболее подробно я бы хотел  рассмотреть НДС и акцизы, так  как эти платежи  по степени  значимости не уступают  таможенной  пошлине.

Налог на добавленную стоимость  в системе таможенных платежей

 

Применение налога на добавленную стоимость к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации, осуществляется в соответствие с Таможенным кодексом, Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", Федеральным Законом № 36-ФЗ от 02.01.00 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и письма ГТК № 01-06/36951 от 19.12.00 о методике расчета налога на добавленную  стоимость.

Налог на добавленную стоимость  уплачивается непосредственно декларантом, либо иными лицами в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

Ставка налога на добавленную стоимость  в размере 10 процентов применяется  в отношении:

  • продовольственных товаров по перечню, установленному частью второй Налогового кодекса Российской Федерации;
  • по товарам для детей по перечню, установленному частью второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Коды указанных товаров в  соответствии с Товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

Перечни товаров, в отношении которых применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, с указанием кодов товаров в соответствии с ТН ВЭД России доводятся до таможенных органов Российской Федерации отдельными нормативными документами ГТК России.

В отношении иных товаров применяется  ставка налога на добавленную стоимость  в размере 20 процентов.

 Налоговая база для исчисления  налога на добавленную стоимость  при ввозе товаров на таможенную  территорию Российской Федерации определяется как сумма:

  • таможенной стоимости товаров;
  • подлежащей уплате таможенной пошлины;
  • подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

 Таможенная стоимость товара  определяется в соответствии  с Законом Российской Федерации "О Таможенном тарифе" и используется при обложении товара пошлиной, ведении таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики, а также применении иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товара, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним в соответствии с законодательными актами государства.

Таможенная стоимость является основой для исчисления таможенной пошлины, акцизов, таможенных сборов и налога на добавленную стоимость.

 Система определения таможенной  стоимости (таможенной оценки  товаров) основывается на общих принципах такой оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ. Порядок ее применения устанавливается Правительством РФ на основании положений Закона РФ "О таможенном тарифе".

Порядок и условия заявления таможенной стоимости ввозимых товаров, а также форма таможенной декларации устанавливается Государственным Таможенным Комитетом РФ в соответствии с законодательством РФ.

 Контроль за правильностью  определения таможенной стоимости  осуществляется таможенным органом РФ, производящим таможенное оформление товара.

Информация, представляемая декларантом  при заявлении таможенной стоимости, определенная в качестве составляющей коммерческой тайны или являющаяся конфиденциальной, может использоваться таможенным органом РФ исключительно в таможенных целях и не может передаваться третьим лицам, включая иные государственные органы, без специального разрешения декларанта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

При освобождении от уплаты таможенных пошлин или акцизов в налоговую  базу для исчисления налога на добавленную  стоимость условно начисленные  суммы таможенных пошлин и акцизов  не включаются.

В случае освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость, для целей учета в налоговую базу для исчисления включаются условно начисленные суммы таможенных пошлин и акцизов.

 При ввозе на таможенную  территорию Российской Федерации  товаров, ранее вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, налоговая база определяется как стоимость такой переработки.

Налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, в отношении которой налогоплательщик подает отдельную таможенную декларацию.

Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров присутствуют как подакцизные, так и неподакцизные товары, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. Налоговая база определяется в аналогичном порядке в случае, если в составе партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров присутствуют товары, ранее вывезенные с таможенной территории Российской Федерации для переработки вне таможенной территории Российской Федерации.

 Налог на добавленную стоимость  в отношении товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами и акцизами, исчисляется по следующей формуле:

Сндс = (Ст + Пс + Ас) x Н

 

Сндс - сумма  налога на добавленную стоимость;

Ст - таможенная стоимость ввозимого товара;

Пс - сумма  ввозной таможенной пошлины;

Ас - сумма  акциза;

Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.

 

Налог на добавленную стоимость  в отношении товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами и не облагаемых акцизами, исчисляется по формуле:

Сндс = (Ст + Пс) x Н

 

Сндс - сумма  налога на добавленную стоимость;

Ст - таможенная стоимость ввозимого товара;

Пс - сумма  ввозной таможенной пошлины;

Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.

 

Налог на добавленную стоимость  в отношении товаров, не облагаемых ввозными таможенными пошлинами и акцизами, исчисляется по формуле:

Сндс = Ст x Н

 

Сндс - сумма  налога на добавленную стоимость;

Ст - таможенная стоимость ввозимого товара;

Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.

 

Налог на добавленную стоимость  в отношении товаров, не облагаемых ввозными таможенными пошлинами, но подлежащих обложению акцизами, исчисляется по формуле:

Информация о работе Регулирующая и фискальная роль таможенных пошлин и платежей