Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:54, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время большое внимание уделяется изучению международной конкурентоспособности государств, так как это является важнейшим фактором, определяющим специализацию страны на выпуске той или иной продукции, и определяющим ее место в системе мирового хозяйства.
Целью моей работы являлось изучение международной конкурентоспособности государств в приложении к российской действительности. Для этого были решены следующие задачи:
ВВЕДЕНИЕ…...………………………………………………………………….3
Глава I. Понятие конкурентоспособности…………………………………….4
1. Структурные уровни определения конкурентоспособности…………..4
2. Подход М. Портера к понятию конкурентоспособности стран………7
Глава II. Конкурентоспособность России и ее конкурентная стратегия…….9
2.1 Рейтинг конкурентоспособности государств и методика его определения…………………………………………………………………….9
2.2 Геополитический фактор и конкурентоспособность…………………...13
2.3 Путь к мировой конкурентоспособности………………………………..15
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра
Григорьевича и Николая Григорьевича
Столетовых»
Кафедра «Административное право и
Реферат
по дисциплине
«Торгово-экономические отношения России в современных условиях»
на тему:
«Роль и место России
в рейтинге конкурентоспособности стран в международной
торговле»
Выполнила:
ст. гр. ТМД-108
Анисимова
Ю.Н.
Приняла:
к.и.н., доцент кафедры АПиТД
Владимир 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…...………………………………………………
Глава I. Понятие конкурентоспособности………………………
Глава II. Конкурентоспособность России и ее конкурентная стратегия…….9
2.1 Рейтинг конкурентоспособности
государств и методика его определения…………………………………………………
2.2 Геополитический
фактор и
2.3 Путь к мировой конкурентоспособности………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...………………………....19
ПРИЛОЖЕНИЯ..………………………………………………
Приложение 1………………………………………………………………….20
Приложение 2………………………………………………………………….22
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время большое внимание уделяется изучению международной конкурентоспособности государств, так как это является важнейшим фактором, определяющим специализацию страны на выпуске той или иной продукции, и определяющим ее место в системе мирового хозяйства.
Целью моей работы являлось изучение международной конкурентоспособности государств в приложении к российской действительности. Для этого были решены следующие задачи:
-было дано определение
понятия конкурентоспособности
на всех ее структурных
-были выявлены
и описаны определяющие
-был проанализирован рейтинг конкурентоспособности государств-2000, составленный Международным Институтом Менеджмента (IMD), расположенным в г. Лозанна, Швейцария. Особое внимание было уделено методике составления данного рейтинга.
Объектом исследования настоящей работы является рейтинг конкурентоспособности стран в международной торговле.
Предметом исследования послужила конкурентоспособность России и ее конкурентоспособная стратегия.
При написании данной работы мною были использованы следующие методы научного исследования:
-экономико-статистический анализ;
-метод дедукции;
-изучение монографических публикаций и статей;
-аналитический метод.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Конкуренция - одна
из главных черт рыночного хозяйства. Именно
конкуренция обеспечивает творческую
свободу личности, создает условия для ее
самореализации в сфере экономики путем
В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план.
Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что во многих странах мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами.
Конкурентоспособность
- это сложная экономическая
Между всеми этими уровнями конкурентоспособности существует тесная внутренняя и внешняя зависимость.
Страновая и отраслевая
конкурентоспособность в конечном итоге зависит от
способности конкретного
Под конкурентоспособностью товара понимается комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик товара, определяющих его успех как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Конкурентоспособность товара можно определить только в сравнении с товарами-аналогами.
Товарная конкурентоспособность
В настоящее время на первый план в мировой конкурентоспособности выходят неценовые факторы, из которых важнейшее значение приобретают качество товара, его новизна, наукоемкость и интеллектоемкость изделий. Поэтому большинство стран мира обеспечивают повышение своей товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала.1
В последние годы важное
значение в обеспечении международной
Конкурентоспособность
любого хозяйственного субъекта (фирмы)
складывается из целого ряда конкурентных
преимуществ, которые выявляются на мировом рынке путем
К важным конкурентным преимуществам следует отнести: рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического планирования и управления фирмой, адаптивность (способность быстро реагировать на меняющиеся требования и условия рынка) и др.
Очевидно, что чем шире у компании набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки она имеет для успешной деятельности на мировом рынке, тем более устойчивые позиции она может занять на отдельных сегментах этого рынка.
Отраслевая
В частности, в США наиболее конкурентоспособными отраслями являются авиационная и аэрокосмическая, уникальное машиностроение, автомобилестроение, производство суперкомпьютеров и разработка программного обеспечения.
Среди основных отраслей
промышленности Японии наиболее конкурентоспособны
на мировом рынке - электронная и
Новые индустриальные страны Азии (Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Таиланд) создали конкурентоспособные отрасли по производству товаров массового потребления (одежда, обувь, бытовая электроника и др.), а также наукоемких изделий (электронные компоненты, персональные компьютеры, периферийное оборудование и др.) и все успешнее конкурируют с аналогичной продукцией Японии и стран Западной Европы.
В свою очередь новым индустриальным
странам Азии все большую конкуренцию на
мировых рынках оказывает продукция аналогичных отраслей
Китая, которая имеет сильные ценовые
Синтетическим показателем,
который объединяет конкурентоспособность
товара, товаропроизводителя, отраслевую
конкурентоспособность и
В самом общем виде страновую
1.2 Подход
М. Портера к понятию
В своей теории Портер вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства.
Национальная конкурентоспособность
Конкурентное преимущество страны на международном рынке определяет некий набор детерминантов, "национальный ромб", как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента:
-Факторные условия,
то есть те конкретные факторы
(например, квалифицированная рабочая
сила или инфраструктура), которые
нужны для успешной
-Условия спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью.
-Родственные и
поддерживающие отрасли, т. е.
наличие или отсутствие в
-Стратегия фирмы,
ее структура и конкуренты, то
есть каковы в стране условия,
определяющие процесс создания
управления фирм, и каков характер
конкуренции на внутреннем
Существуют две дополнительные переменные, в значительной степени влияющие на обстановку в стране:
По мнению Портера,
государства должно играть роль своеобразного катализатора
конкурентоспособности. Государство при помощи
своей политики может оказывать влияние на
все четыре компонента национального ромба,
но это влияние может быть как положительным,
так и отрицательным. Поэтому чрезвычайно важно
ГЛАВА II. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИИ И ЕЕ КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ
2.1 Рейтинг конкурентоспособности государств и методика его определения
Исследованием конкурентоспособности стран мира занимается ведущий в Европе Институт менеджмента (Institute of Management Development, IMD), базирующийся в Лозанне (Швейцария).
Под конкурентоспособностью
страны Институт менеджмента понимает
способность национальной экономики создавать
и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный
бизнес. The IMD World Competitiveness Yearbook — ежегодное
аналитическое исследование конкурентоспособности,
которое Институт проводит с 1989 года в содружестве с
На сегодняшний день
The IMD World Competitiveness Yearbook — одно из наиболее
полных исследований по проблемам