Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 21:08, курсовая работа
Стандартизация является инструментом обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.
Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.
Роль стандартизации в международной торговле
ВВЕДЕНИЕ
Стандартизация является инструментом обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.
Проблема качества актуальна
для всех стран независимо от зрелости
их рыночной экономики. Чтобы стать
участником мирового хозяйства и
международных экономических
Отставание национальных систем стандартизации во многом предопределило те трудности, которые испытывают отечественные предприятия в условиях современной конкуренции не только на внешних рынках, но и на внутреннем.
Переход России к рыночной экономике определяет новые условия для деятельности отечественных фирм и промышленных предприятий. Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами.
Стандартизация в том виде как это было в плановой экономике, не только не вписывалась в новые условия работы, но и тормозила либо просто делала невозможной интеграцию России в цивилизованное экономическое пространство.
Особенно ярким примером служит тому условие вступления нашего государства в
ГАТТ/ВТО.
Закон РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства средств измерений» создали необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.
Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.
Стандартизация основывается на последних достижениях науки, техники и практического опыта и определяет прогрессивные, а также экономически оптимальные решения многих народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач. Органически объединяя функциональные и прикладные науки, она способствует усилению их целенаправленности и быстрейшему внедрению научных достижений в практическую деятельность.
Стандартизация создает
организационно-техническую
Стандарт – это образец, эталон, модель принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органами.
Стандарт разрабатывается на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного характера.
Итак, переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителей заставляет специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг.
1.Понятие стандартов и стандартизации. Система стандартов Российской Федерации
Стандартизация – деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании применении стандартов.
Цель стандартизации –
достижение оптимальной степени
упорядочения в той или иной области
посредством широкого и многократного
использования установленных
Аспект стандартизации – направление стандартизации выбранного объекта стандартизации, характеризующее определенное свойство ( или группу свойств) данного объекта.
Так, аспектами стандартизации конкретной продукции являются:
. Термины и определения;
. Условные обозначения и сокращения;
. Классификация, требования к главным параметрам и (или) размерам
(показателям целевого
или функционального
. Требования к основным показателям уровня качества (полезности);
. Требования к основным
показателям уровня
. Требования к комплектности продукции;
. Требования к методам
и средствам хранения и
. Требования безопасности
продукции для жизни, здоровья
и имущества при ее
. Требования охраны окружающей
природной среды (требования к
экологически опасным
. Требования к правилам и средствам приемки продукции;
. Требования к маркировке продукции;
. Требования к упаковке
продукции, транспортной и
Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуг), процессов их функциональному назначению, устранению технических барьеров в международном товарообмене, содействия научно-техническому прогрессу и сотрудничество в различных областях.
Стандартизация осуществляется на разных уровнях:
. международная стандартизация;
. региональная стандартизация;
. национальная стандартизация
– в одном конкретном
. административно-
Стандарт – нормативный
документ, разработанный на основе
соглашения большинства заинтересованных
сторон и утвержденный признанным органом
(или предприятием), в котором
устанавливаются общие
Виды стандартов:
. государственные стандарты;
. международные стандарты;
. отраслевой стандарт;
. стандарты предприятий;
. стандарты общественных
объединений (научно-
. (стандарты на новые продукции и услуги);
Объектом стандартизации
могут быть продукция, услуги и процессы,
имеющие перспективу
Показателями стандартов являются характеристики объектов стандартизации, выраженные с помощью условных единиц, обозначений или понятий. Показатели могут быть даны в виде размеров, химического состава, физических свойств, весов, эксплуатационных качеств, экономичности, надежности, долговечности.
В настоящее время сформировалась
государственная система
Российской Федерации (ГСС), которая регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. ГСС включает
5 основополагающих стандартов.
Нормативные документы по стандартизации делятся на следующие разновидности:
- государственные стандарты России (ГОСТ);
- отраслевые стандарты (ОСТ);
- стандарты научно-технических и инженерных объединений;
- технические условия (ТУ);
- стандарты предприятий.
Государственные стандарты России содержат обязательные и рекомендационные требования. К обязательным относятся:
- требования, обеспечивающие
безопасность продукции для
- требования техники
- метрологические нормы,
правила, требования и
- положения, которые
Рекомендационные требования государственных стандартов России подлежат безусловному исполнению, если:
- это предусмотрено
- эти требования включены в договора на разработку, изготовление и поставку продукции;
- изготовителем (поставщиком) продукции сделано заявление о соответствие продукции этим стандартам.
Обязательные требования государственных стандартов подлежат безусловному исполнению органами государственной исполнительной власти, всеми предприятиями, их объединениями, организациями и гражданами – субъектами предпринимательской деятельности; на деятельность которых распространяется действие стандартов.
Отраслевые стандарты разрабатываются на продукцию при отсутствии государственных стандартов России или в случае необходимости установления требований, которые превышают или дополняют требования государственных стандартов. Обязательные требования отраслевых стандартов подлежат безусловному исполнению предприятиями, их объединениями и организациями, которые входят в сферу управлению органа, который их утвердил.
Стандарты научно-технических
и инженерных объединений разрабатываются
в случае необходимости расширения
результатов фундаментальных
Технические условия и стандарты предприятий содержат требования, которые регулируют отношения между поставщиком (разработчиком, производителем) и потребителем (заказчиком) продукции.
Можно выделить семь актуальных задач, нашедших свое воплощение в основополагающих стандартах ГСС или в ее исходной концепции:
1. Гармонизация отечественной
нормативно - технической документации
с международной, зарубежной, национальной
и региональной нормативной
2. Минимизация ограничивающих
инициативу (изготовителей и потребителей)
запретов и предписаний,
3. Освоение, адаптация, совершенствование
процедур сертификации
4. Сопровождение тенденции
отказа от ужесточения
5. Оптимизация количественного
состава и структуры
6. Совершенствование методологии разработки документации.
7. Обеспечение влияния
нормативных документов на
Государственное управление стандартизацией в России, включая координацию деятельности государственных органов управления и органов исполнительной власти на местах, осуществляет Госстандарт России, который формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, участвует в работах по международной (региональной) стандартизации.
Создание в России системы стандартов, соответствующих требованиям рыночной экономики, позволяет:
Информация о работе Роль стандартизации в международной торговле