Таможенное дело в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 22:08, контрольная работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение таможенного дела в Российской Федерации, а так же таможенных документов. Достижение поставленной цели обеспечивается выполнением следующих задач:
- исследование понятия таможенного дела и его составляющих;
- рассмотрение таможенного декларирования как составной части таможенного дела;
- рассмотрение тенденций и перспектив развития таможенного дела в современной России.

Содержание

Введение
1. Таможенное дело: понятие, цели, содержание и структура
2. Таможенное декларирование
3. Тенденции и перспективы развития таможенного дела и таможенной политики в современной России
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

таможенное дело.docx

— 41.98 Кб (Скачать файл)

Введение

Термин «таможенное дело» в  его современном понимании охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с  внешней и внутренней политикой  и деятельностью государства. В  рамках проводимой в стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества.

В Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) таможенным делом понимается сама таможенная политика, а также средства ее реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

 

По смыслу ст. 2 ТК РФ целями таможенной политики являются в том числе регулирование товарообмена, стимулирование развития национальной экономики России.

 

Очевидно, что это выводит ее за рамки таможенного дела. В понятие  таможенного дела должна входить  не таможенная политика, а средства ее реализации: порядок и условия  перемещения через таможенную границу  товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление и др.

Из самого словосочетания «таможенное  дело» следует, что оно в собственном  смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную - таможенную, поэтому и характеризовать его нужно, прежде всего, как деятельность.

Целью исследования является рассмотрение таможенного дела в Российской Федерации, а так же таможенных документов.

Достижение поставленной цели обеспечивается выполнением следующих  задач:

- исследование понятия таможенного  дела и его составляющих;

- рассмотрение таможенного декларирования  как составной части таможенного  дела;

- рассмотрение тенденций и перспектив  развития таможенного дела в  современной России.

При написании данной работы будут  использованы различные информационные источники: нормативно-правовая база, учебные пособия, официальные сайты Internet.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Таможенное дело: понятие,  цели, содержание и структура

Таможенное дело - это один из видов профессиональной деятельности, осуществляемой государственными органами, которая заключается в обеспечении соблюдения лицами условий и порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Для более четкого представления  о компетенции соответствующих  государственных органов в области таможенного дела необходимо обратить внимание на такие термины, как:

- регулирование таможенного дела  или отношений в области таможенного  дела;

- Руководство таможенным делом;

- Осуществление таможенного дела  или реализация в таможенных  целях задач в области таможенного дела.

Таможенное дело регулируется актами законодательства РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами, (распоряжениями) ФТС и Минфина России. Соответственно, компетенцией по регулированию отношений в области таможенного дела обладают Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, ФТС России и Минфин России.21 (15)

В современном понимании таможенное дело характеризуется как специфическая  область деятельности, тесно связано со сферой Внешнеэкономической деятельность и выступающая одновременно неотъемлемой частью внешнеторговых процессов.

В связи с этим данная область  включает сложный комплекс отношений  государственных таможенных органов с участниками международного товарообмена, обеспечивая реализацию принципов внутренней и внешнеэкономической политики, функций по защите национальных интересов, экономического суверенитета и безопасности государства.

Таможенное дело имеет  многоцелевой характер и представляет собой организационную систему административно - технологических процессов по соблюдению установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также совершения таможенных операций. Действия таможенных органов в этих направлениях опираются на законодательные нормы в части государственного таможенного и внешнеторгового регулирования, а также международного таможенного права.

На данном этапе таможенное дело в России служит влиятельным рычагом  в формировании благоприятного торгово-экономического режима на внутреннем рынке и фактором усиления интернациональных процессов.

Сфера таможенного дела является монополией государства и это означает его  право на выработку и реализацию таможенной политики, обеспечение функции  централизованного федерального управления таможенными органами и государственного регулирования совокупного внешнеторгового оборота.

Одновременно в условиях государственной  монополии в сфере таможенного  дела обеспечивается решением двух важнейших  задач. Первая заключается в наиболее полном использовании ВЭД в целях  достижения устойчивого роста отечественной экономики. Вторая задача сводится к обеспечению защитных функции. В частности, к защите внутреннего рынка и экономики в целом от неблагоприятного воздействия внешнеторговых факторов и связанных с ними рисков - конъектурных, спекулятивных, демпинговых, монопольных и другого рода. Кроме того, отнесение сферы таможенного дела к федеральной компетенции несет в себе гарантии сохранения единства таможенной территории и общего экономического пространства. Это означает недопустимость установления региональными органами власти каких-либо препятствий для свободного перемещения товара, транспортных и валютно-финансовых средств на таможенной территории России, и тем более дополнительных таможенных границ, таможенных пошлин и сборов.

Несмотря на то, что таможенное дело складывается из нескольких технологических  компонентов или блоков (таможенный контроль, таможенные процедуры, таможенные платежи, таможенное декларирование и т.д.), которые отличаются по характера осуществления, в совокупности все они ориентированы на достижение нескольких важных целевых функции.

Наиболее значимая из них фискальная функция, которую часто именуют  экономической функцией. Она реализуется посредством взимания таможенных пошлин и сборов, налогов на импорт в процессе декларирования экспортно- импортных товаров, а так же за счет начисления специальных антидемпинговых и компенсационных пошлин в отношении ввозимой иностранной продукции в ряде конкретных случает.

Таможенные платежи выступают  важнейшей составляющей доходной части  федерального бюджета России, а доля их совокупного размера сейчас достигает более 50% его объема, или 8% от ВВП.

Структуру современного таможенного  дела в общем виде можно представить  следующим образом:

1. Принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств.

2. Таможенные процедуры.

3. Таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей.

4. Совершение таможенных операций.

5. Таможенный контроль.

6. Предоставление таможенных льгот

7. Введение таможенной статистики и Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенной системы.

8. Правовая регламентация ответственности за правонарушение в сфере таможенного дела.

Любое деление таможенного дела на те или иные отдельные части является условным и рассматривать их по отдельности нужно через призму единства и тесной взаимосвязи между собой. Различные по своему характеру, в совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.

Экономические цели таможенного дела достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Регулятивные цели таможенного  дела достигаются посредством установления ставок вывозных и ввозных таможенных пошлин на товары, перемещаемые через  таможенную границу ТС, а так же путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирование, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.

Правоохранительные цели таможенного  дела заключается в защите государственной  безопасности страны, общественного  порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т.д.

Таможенное дело в широком  понимании - это теория и практика регулирования перемещения товаров через таможенные границы государств.

Практика таможенного дела включает в себя деятельность институтов государственной власти по формированию и реализации таможенной политики.

ФЗ «О таможенном регулировании  в Российской Федерации» содержит следующее определение таможенного дела:

«Таможенное дело в Российской Федерации  представляет собой совокупность средств  и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации»

Таможенным делом также принято  называть инструментарий таможенного  регулирования - совокупность методов и средств, С помощью которых таможенные органы государств - участников таможенного союза обеспечивают соблюдение таможенных правил.

Традиционно к такому инструментарию относятся :

- таможенная политика, принципы перемещения товаров через таможенную границу, таможенные операции и процедуры, таможенно-тарифное регулирование, таможенные платежи, таможенный контроль, таможенная статистика, Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.

Кроме того, ТК ТС обозначены такие  инструменты таможенного регулирования  как правоохранительная деятельность таможенных органов (ст. 7 ТК ТС), информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, используемые таможенными органами (гл. 4 ТК ТС), информирование и консультирование таможенными органами (гл. 2 ТКТС) .

Таможенное регулирование, как и таможенное дело - определенные виды деятельности. Деятельность по установлению таможенных правил - это таможенное регулирование, деятельность по обеспечению соблюдения данных правил - таможенное дело.

Общее руководство таможенным делом  в Российской Федерации, в соответствии со ст. З ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», осуществляет Правительство Российской Федерации. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (в настоящее время Федеральная таможенная служба Российской Федерации - далее - ФТС РФ) .

ФТС России, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного  союза и (или) законодательством  Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной  политики и нормативному правовому  регулированию в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми таможенными органами на территории Российской Федерации таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

ФТС (совместно с таможенными  органами РФ) выполняет следующие  основные функции:

- обеспечивает в пределах своей  компетенции экономическую безопасность, защищает экономические интересы РФ;

- обеспечивает соблюдение законодательства, ведет борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;

- применяет средства таможенного  регулирования торгово-экономических  отношений, взимает таможенные  пошлины, налоги и иные таможенные  платежи;

- осуществляет и совершенствует  таможенный контроль и таможенное  оформление, создает условия, способствующие  ускорению товарооборота через  таможенную границу РФ;

- ведет таможенную статистику  внешней торговли и товарную  номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

- содействует осуществлению мер  по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности население, жизни и здоровья человека, защите животных и растении, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;

- обеспечивает выполнение международных  обязательств РФ в части, касающейся  таможенного дела, участвует в  разработке международных договоров  РФ, затрагивающих таможенное дело; осуществляет сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международных организаций, занимающихся вопросами таможенного дела;

- выполняет другие функции в  организации таможенного дела  в РФ.

 

Министерство финансов РФ (Федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов), в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров.

2. Таможенное декларирование

 

Таможенное декларирование - это заявление уполномоченным лицом по установленной форме точных сведений о товарах в соответствии с требованиями избранного таможенного режима или специальной таможенной процедуры.

Таможенному декларированию подлежат товары:

- перемещаемые через таможенную границу;

- при изменении таможенного  режима (например, таможенного режима  временного ввоза на режим  таможенного склада);

- являющиеся отходами, образовавшимися  в результате применения таможенных  режимов переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления;

Информация о работе Таможенное дело в Российской Федерации