Таможенно-тарифное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

Целями данной курсовой работы является изучение и решение следующих задач:
1.Изучение сути таможенно-тарифного регулирования и таможенных органов (понятие, функции, цели и задачи);
2. Проанализировать таможенно-тарифную политику России;
3. Изучить систему таможенно-тарифного регулирования;
4. Проблемы и пути решения;
5. Определение таможенно-тарифного регулирования на современном этапе

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1: Понятие и сущность таможенно-тарифного регулирования…..........3
1.1 Понятие, функции и задачи таможенно-тарифного регулирования…………………………………………………...…………….…3
1.2 Таможенный тариф как элемент таможенно-тарифного регулирования. Типы, элементы, функции……………………………………..7
Глава 2: Оценка системы таможенно-тарифного регулирования внешней торговли России……………...……………………………..………………….11
2.1Соотношение внутреннего и внешнего рынков, эффективная защита отечественного товаропроизводителя…………………...……………11
2.2 Фискальная и регулирующая функция таможенно-тарифного механизма на современном этапе…………...…………...…………………….15
2.3 Значение таможенно-тарифного регулирования для развития современной международной торговли…………………………...…………..18
Глава 3: Современная таможенная политика России…………...…………....21
3.1 Таможенная политика как часть общегосударственной политики Росиии…………………..……………………………………………………….21
3.2 Проблемы и стратегия развития таможенной политики РФ 2012-2013гг ………………………………………...………………………...…24
3.3 Таможенно-тарифная политика РФ как члена ВТО………...…27
Заключение…………………………………………………...…………………31
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

1) фискальная - обеспечивает  необходимое пополнение доходной  части бюджета;

2) защитная - предохраняет отечественное  производство (отдельные национальные  отрасли экономики) от чрезмерного  уровня иностранной конкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб;

3) регулирующая - оказывает определенное  влияние на формирование структуры  производства, на механизм ценообразования,  поощряет развитие одних отраслей  и сдерживает развитие других;

4) торгово - политическая (которая может рассматриваться также как элемент регулирующей функции) - является инструментом косвенного воздействия на экономическую политику других государств, играет определенную роль в достижении баланса экономических интересов между странами.

Таким образом, таможенный тариф является основным инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка  товаров Российской Федерации при  его взаимосвязи с мировым  рынком. Основные экономические задачи таможенного тарифа сформулированы в законе Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г.,

которым предусматриваются  следующие меры:1 
- рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию; 
- поддержание рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации; 
- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации; 
- защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. Протекционизм состоит в том, чтобы за счет взимания импортных пошлин повысить цену ввозимых иностранных товаров и сделать за счет этого более конкурентоспособными свои собственные товары. 
- обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2: Оценка системы таможенно-тарифного регулирования  внешней торговли России.

 

2.1Соотношение внутреннего и внешнего рынков, эффективная защита отечественного товаропроизводителя.

Экономическая природа  ввозной таможенной пошлины заключается изначально в компенсации разницы между издержками для производства товара внутри страны и аналога за рубежом. То есть, это своего рода льгота для отечественных предприятий, неспособных конкурировать на равных с зарубежными производителями, которая должна носит временный характер и постепенно снижаться по мере становления внутреннего производства. Тем самым, стимулируя последнее к постоянному повышению конкурентоспособности выпускаемых товаров. Возможна ситуация, когда определенные отрасли отечественного производства в силу объективных причин (климатических, исторических, социальных, политических, культурных и тд.) не в состоянии достигнуть уровня, достаточного для свободного доступа иностранных аналогов на внутренний рынок. Если такие отрасли и защищаются инструментами таможенно-тарифной политики, то чаще это обусловлено интересами национальной безопасности или другими функциями, не связанными с регулирующей функцией таможенного тарифа.

Условно все отрасли  хозяйства отдельной страны в  зависимости от их конкурентоспособности можно разделить на следующие виды:

- конкурентоспособные, продукция которых в настоящее время занимает достойное место на мировых рынках и тарифная защита таких отраслей нецелесообразна. Для России в эту группу отраслей вполне можно отнести топливную, нефтехимическую отрасли, а также металлургию

- потенциально конкурентоспособные отрасли, продукция которых при условии создания благоприятных условий для роста производства может занять в обозримом будущем достойное место на рынке. Такие отрасли нуждаются в государственной поддержке на период их становления, одним из проявлений такой поддержки может стать тарифное регулирование доступа на внутренний рынок иностранных товаров-конкурентов. Для России в эту группу отраслей можно отнести некоторые подотрасли металлообработки, машиностроения, авиастроение, а также автомобильную отрасль.

- потенциально неконкурентоспособные отрасли, по причине отсутствия условий (климатических, исторических, социальных и тд.) для организации эффективного производства в стране. В частности, рынок сельскохозяйственной продукции России нуждается в тарифной защите с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности.

основные тенденции, сложившиеся  в промышленном секторе экономики  России в период 2009-2011 годы и сопоставить их с развитием внешней торговли, то можно легко заметить прямую взаимосвязь между развитием внутреннего производства и объемами торговли. Причем рост промышленности приводит не просто к росту торговли, но одновременно увеличивается внешнеторговое сальдо (рис. 2.1)

Рис. 2.1 Изменение объемов производства промышленной продукции и внешнеторгового сальдо в период с 01.01.2009 по 31.12.2011 (в млрд. долл.).

 

 

При разработки основных принципов тарифного регулирования  по ввозу товаров необходимо учитывать уровень фактической защиты таможенного тарифа, который в мировой практике принято рассчитывать сопоставлением уровня обложения конечной продукции и промежуточных товаров производства. Причем уровень фактической защиты (Ф) практически всегда отличается от уровня номинального покровительства. Формула, по которой можно его рассчитать:

     V1-V0

ф=       ( форм. 2.1)

      V0

Где,

V0 где V0 — добавленная стоимость в условиях свободной торговли;

VI —добавленная стоимость в условиях применения тарифов; Если предположить, что мировая цена конечного импортного товара фиксирована, а внутреннее производство требует постоянное количество промежуточного импортного продукта, чья цена тоже относительно неизменна, то формулу 2 можно представить в другом виде:

tK — a*tn         tK -a*tK + a*tK -a*tn                      a 
ф = = = tK +   * (tK - tn), (форм.2.2)

(1-a) (1-a) (1-a)

 

Где,

где tK — номинальная тарифная ставка на конечный продукт;

tn — номинальная тарифная ставка на промежуточные импортируемые товары;

а — доля импортируемых  товаров в общей стоимости  конечного продукта при отсутствии тарифов. Из формулы 3 видно, что:

когда номинальные тарифные ставки конечного товара и импортируемых промежуточных равны, то есть tK = tn, номинальная ставка таможенного тарифа равна фактической (t = Ф);

если номинальная тарифная ставка конечного товара превышает  ставку, взимаемую с промежуточных  импортируемых товаров (tK > tn), фактический уровень защиты, выше, чем номинальная тарифная ставка конечного продукта (КФ);

если номинальная тарифная ставка конечного товара ниже ставки, взимаемой с промежуточных, ввозимых товаров (tK < tn) — фактический уровень защиты ниже, чем номинальная тарифная ставка конечного продукта (t>O).

Расчеты фактического уровня защиты необходимо учитывать при  принятии решения об изменениях ставок ввозных пошлин.

 

 

 

2.2 Фискальная  и регулирующая функция таможенно-тарифного  механизма на современном этапе.

 

Функции таможенного  тарифа принято условно делить на две основные — протекционистскую, заключающуюся в стимулировании и регулировании экономического роста в стране, и фискальную, которая сводиться к обеспечению доходов федерального бюджета.

Фискальная функция  направлена на максимизацию суммы таможенных платежей, а следовательно при расчете оптимального размера ставки таможенной пошлины учитываются следующие показатели: - объем импорта, размер действующей таможенной пошлины, эластичность спроса на данный товар внутри страны. Эти основные показатели требуют оценки и анализа в динамике за определенный период времени.

При реализации протекционистской  направленности таможенной пошлины  оценке подвергается взаимосвязи в  динамике следующих показателей: объема импорта, размера импортной пошлины, объема внутреннего производства, эластичность предложения.

При реализации протекционистского принципа эскалации в развитых странах защищаются, прежде всего, сельскохозяйственные и продовольственные товары (см. табл. 2.1), себестоимость которых высока, однако поддержание собственного производства продовольствия является одной из приоритетных задач государственной политики. Причем практически запретительные автономные пошлины, которые применяются для стран, не входящих в зону свободной торговли, закрывают рынок стран ЕС от проникновения импортных товаров.

 

 

 

 

 

Наименование 

 

товарной группы (по ТН ВЕД)

 

Россия

Страны ЕС

США

 

Вид ставки

Действующие пошлины

Конвенционные пошлины

Автономные пошлины

Конвенционные пошлины

Автономные пошлины

Продовольственные и сельскохозяйственные товары (гр. 1-24 ТН ВЭД)

Средненомина льная  ставка

16.3

51.4

62,7

15,3

30,7

 

Средневзвешен ная ставка

20.5

89.1

112,0

31,4

51,7

Продукция химической отрасли (гр. 28-40 ТН ВЭД)

Средненомина льная  ставка

8,6

5,4

15,3

3,4

32,6

 

Средневзвешен ная ставка

12,1

4,2

17,5

2,5

33,3

Металлы и изделия  из них (гр. 72-83 ТН ВЭД)

Средненомина льная  ставка

11,8

4,0

12,0

2,8

28,6

 

Средневзвешен ная ставка

13,6

4,8

14,4

3,1

33,4

Машины, оборудование и  транспортные средства (гр. 84-90 ТН ВЭД)

Средненомина льная  ставка

13,7

3,9

15,9

1,8

33,5

 

Средневзвешенная ставка

10,9

4,5

15,5

1,6

30,8


Табл 2.1 Средние  ставки импортного тарифа в России и некоторых странах ВТО по 2 группам ТН ВЭД (в эквиваленте адвалорных ставок) (%)

Основная причина столь низкой составляющей в доходах бюджета таможенных платежей в развитых странах, заключается в приоритете регулирующей функции таможенного тарифа над фискальной. Таким образом, главной задачей тарифного регулирования в развитых странах является создание благоприятных условий для внутреннего производства. Тенденция, представленная на рис. 2.2, говорит о преобладании в России на современном этапе фискальной функции таможенной пошлины над протекционистской.

Рис 2.2 Доля таможенных платежей в доходной части федерального бюджета в 2001-2010 гг. (в %)

 

Соотношение фискальной и протекционистской направленности развития тарифной системы регулирования  внешнеэкономической деятельности является особого рода показателем  уровня экономического развития страны.

 

2.3 Значение таможенно-тарифного регулирования для развития современной международной торговли

Все страны в  той или иной форме используют инструменты таможенно-тарифной политики, с помощью которых они решают многие приоритетные социально-экономические  проблемы, выходящие за рамки экспортно-импортной деятельности, в частности, реформирование и модернизация хозяйства, поддержание определенного уровня внутренних цен, стимулирование роста перспективных отраслей производства, пополнение доходной части бюджета и т.д.  За истекшее десятилетие Россия сделала важные шаги по созданию системы таможенно-тарифного регулирования, отвечающей международным нормам и правилам. Но сегодня перед нашей страной стоят сложные задачи по переходу на инновационную модель развития, диверсификации экономики и экспорта, укреплению национальной конкурентоспособности. Реализация этого экономического курса требует адекватных мер и в области государственного таможенно-тарифного регулирования, что повышает актуальность темы данного исследования.                                                                                                   Несмотря на либерализацию мировой торговли и упрощение таможенных процедур таможенно-тарифная политика продолжает оказывать большое влияние на динамику и структуру товарооборота, поскольку таможенные тарифы применяют почти все страны, импортные пошлины охватывают преобладающую часть товарной номенклатуры и являются наиболее транспарентным видом торговых ограничений. Изменение ставок таможенных пошлин позволяет регулировать поступление в страну иностранных товаров в зависимости от уровня конкурентоспособности соответствующих отечественных товаров, соображений экономической безопасности и социальной стабильности, состояния бюджета и платежного баланса и иных обстоятельств. Тем самым страны с разными социально-экономическими условиями могут взаимодействовать через торговлю.               Таможенно-тарифное регулирование эффективно выполняет свои функции только при качественной организации таможенного дела: достоверного статистического учета и их строгого контроля, нацеленного на обеспечение уплаты причитающихся платежей, борьбу с контрабандой и ввозом некачественной и фальсифицированной продукции. Громоздкая и запутанная система таможенного администрирования создает простор для принятия субъективных решений и коррупции в таможенных органах, формирует благоприятную почву для злоупотреблений и обременяет потребителей дополнительными расходами. Таможенно-тарифное регулирование различных групп стран имеет специфику, что отражает объективно существующие различия в национальных интересах. В отличие от невысокого уровня таможенного обложения в развитых странах (по данным экспертов ВТО, в странах ЕС - 5,4%, США - 3,5%, Японии - 5,6%) большинство развивающихся государств применяет среднеарифметическую ставку пошлин в диапазоне 10-20%. Высокий уровень таможенного обложения позволяет правительствам диверсифицировать структуру экономики, создавать собственную промышленность, а также значительно пополнять доходную часть бюджета. Многие развивающиеся государства при вступлении в ВТО "связали" ставки пошлин на очень высоком уровне, но фактически применяют более низкие ставки, сохранив возможность существенного повышения импортных пошлин.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование