Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:21, доклад
В конце XVI - начале XVII века в России сложилось два способа укомплектования таможен и, соответственно, сбора пошлин. Первый, так называемый „верный", когда к выполнению обязанностей на таможне привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян. Они, по сути дела, отбывали повинность. Служба эта была безвозмездной, „на веру", в связи с чем должностные лица таможен принимали присягу1: „Аз (имя) целую сей святый и животворящий крест Господень, .Государю своему, Царю и Великому князю Алексию Михайловичу всеа Руси на том, что быти мне у его Государева, Царева и Великого князя Алексия Михайловича, всеа Руси дела (место), в кабацкий головах...
Таможенные органы и их структура
В конце XVI - начале XVII века в России сложилось два способа укомплектования таможен и, соответственно, сбора пошлин. Первый, так называемый „верный", когда к выполнению обязанностей на таможне привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян. Они, по сути дела, отбывали повинность. Служба эта была безвозмездной, „на веру", в связи с чем должностные лица таможен принимали присягу1: „Аз (имя) целую сей святый и животворящий крест Господень, .Государю своему, Царю и Великому князю Алексию Михайловичу всеа Руси на том, что быти мне у его Государева, Царева и Великого князя Алексия Михайловича, всеа Руси дела (место), в кабацкий головах... Целую крест, что поступать буду по уставной грамоте, а кабацким сбором самим нам не корыстоваться, и с кабака Государева питья даром и малою ценою в наклад себе не имать... и на свои расходы и на торговлю Государевых денег себе не имать и никому не давать и мне (имя) ни на каких людей лишних денег не сбирать и Государевыми кабацкими деньгами будучи у таможенного сбору, не торговать и тем не корыстоваться, и за своими промыслы и за торгом не ходить, и быть без престани у таможенного сбору. Также мне (имя) голове над целовальники у таможенного сбору, у продажи и у запасов у покупки быть без отлично с радением и не пяны, и денег не крали, а клали б деньги за Головину печать в ящики".
Таможенные головы избирались на один год. На крупных таможнях назначались и „товарищи", то есть заместители головы. Самые крупные таможни возглавлялись представителями купечества. Назначение таможенного головы оформлялось царским указом. Исходя из результатов работы таможен по итогам года, если суммы пошлин превышали ранее намеченную величину, таможенные головы поошрялись. Награды, а это были, как правило, ценные подарки, вручались в присутствии царя.
В 1636 году казанская таможня превысила сбор пошлин предыдущего года на 4271 руб., астраханская - на 4462 руб. Таможенные головы П.Клишин и Д.Протопопов получили по серебряному ковшу весом в три гривенника, по 10 аршин атласа, по одной штуке камки-куфтыря и по 40 соболей стоимостью 60 руб.2.
Примером больших сборов может служить также работа московской Большой таможни. В 1640 году прибыль здесь составила 8314 руб. Наград были удостоены не только таможенные головы, но и целовальники.
Второй способ управления таможнями и сбора пошлин - сдача таможен на откуп. Суть этого способа состояла в том, что заинтересованное лицо вносило в государственную казну определенную сумму денег, не меньшую, чем средний сбор таможенной пошлины за прошедший год, и собирало пошлины в свою пользу.
В начале XVII века многие таможни находились на откупе: в Курске, Белгороде, Путивле, Орле, Рязани, Пронске, Верее, Лебе-дяни, Данкове и др. На „вере" были таможни, расположенные в Мезене, Каргополе, Перми Великой, Вятке, Соли Камской, Твери. В Калуге и Торжке до 1614 года таможни были на откупе, а в последующем на „вере", в Михайлове и Зарайске до 1613 года таможни были на „вере", а с 1614 года перешли на откуп.
В XVII веке право взимания сбора таможенных пошлин было предоставлено некоторым монастырям. Но эти привилегии духовным лицам часто отменялись. Откупы сохраняются не только в XVII, но и в XVIII веке и отменены Высочайшим указом лишь в 1807 году 1. Организационная структура таможен отличалась простотой и единообразием.
В штатах таможен имелись целовальники. Их численность, в зависимости от важности таможни, колебалась от 10 до 20 человек. На эти должности привлекались служивые люди и черносошные крестьяне. Целовальников так же, как и таможенных голов, избирали посадские люди и уездные крестьяне. При этом практиковалось избрание в таможни другой губернии.
После выборов составлялся „Выбор" - документ об избрании, который подписывали все участвующие в этом мероприятии. Это повышало ответственность избранных и наделяло их правами действовать от имени той части населения, которая выдвинула их на должность таможенника. Целовальники так же, как и головы, принимали присягу, но, как отмечает исследователь таможенного дела В.Н.Захаров, в присутствии воеводы, который, получив соответствующую грамоту из Москвы, отдавал приказ об очередных выборах в таможню2. В Грамоте посланной им из Устюжской четверти в Великий Устюг воеводе П.Волынскому в 1626 году, его предупреждали, чтобы он не оставлял выбранных целовальников. В свою очередь, он должен был предупредить посадских людей, чтобы те выбирали на таможню людей „добрых и прожиточных".., „а не воров и бражников"3.
В обязанности целовальников входили оценка товаров и сбор пошлин. На таможне один из целовальников назначался старшим, он же по совместительству являлся ларечным (ларешным). Ларечный целовальник фактически выполнял роль казначея. Имелись „ходячие" и караульные целовальники. Они, как правило, направлялись для сбора пошлин в торговые места и охраняли таможенную избу. Целовальники сменялись ежегодно.
Кроме целовальников, на таможне были подъячие. Они вели таможенные книги, оформляли различные другие документы и получали жалование за счет сбора с „писчей деньги" В штате таможни имелись также истопники, сторожа, рассыльные и др.
В России в XVII веке еще не было централизованного органа управления таможнями. Он начал складываться лишь к концу столетия. В.Н.Захаров отмечает, что управление таможнями распределялось между Четвертями. Разрядным Приказом, Приказом Большого прихода, Сибирским Приказом и Приказом Казанского дворца. Важная роль в управлении принадлежала Большой казне. Эти органы в соответствии с существующим законодательством издавали для подчиненных им городов приказы и распоряжения. В соответствующие Приказы поступали таможенные сборы и отчеты о работе таможен.
В управлении участвовали и воеводы. На них возлагалась обязанность не только выбирать и назначать таможенников, но и, главное, осуществлять общий надзор за деятельностью таможни без права вмешательства в сбор пошлин.
До середины XVII века таможенные головы отчитывались перед воеводой о своей финансовой деятельности. В связи с тем, что воевода обладал реальной полицейской и военной властью, от него зависело положение таможенников. Это порождало злоупотребления со стороны воевод, которые подчас брали на себя сбор пошлин, а иногда запускали руку в таможенный ларь. Управляя таможнями, воеводы создавали свою „воеводскую приказную избу".
Во второй половине XVII века, особенно в последний его четверти, контрольные функции за деятельностью таможен постепенно переходят к таможенным головам, избранным посадским миром. Документы того времени свидетельствуют, что воеводам было запрещено „ведать" таможенных голов и целовальников, а обязанность смотреть за действиями таможенников возлагалась на посадских земских старост.
К началу XVIII века таможенная система в Российском государстве отвечала потребностям внешней торговли и решению задач налоговой политики. Сложился централизованный орган, в который поступали таможенные сборы и другие доходы - Приказ Большой казны. В торговых городах существовали различные структуры таможен. В Москве было несколько таможенных органов: Большая таможня (оформляла товары иностранных купцов), Мытная изба, в которой происходило таможенное оформление скота, сена и др. Торговля лошадьми была сосредоточена в Конюшенной избе, сделки на сельскохозяйственные товары оформлялись в Померной избе.
Особенность деятельности таможенных учреждений в этот период состояла в том, что таможни, наряду с взиманием пошлин, осуществляли сусленный, квасный и банный сборы. На них возлагалось и получение питейной прибыли. Эти функции распространялись лишь на некоторую часть таможен. Все зависело от местных условий и традиций.
Важной особенностью таможенной службы являлось также то, что она выполняла лишь фискальные задачи. Все денежные средства поступали в Большую казну, в то время как в западных странах таможенный доход частично оставался в местных самоуправлениях и использовался на развитие городов и торговых центров.
Процесс совершенствования таможенного дела в Московском государстве шел медленно, в рассматриваемый период едва наметились тенденции к более рациональной службе. Механизм таможенного дела в силу экономической отсталости страны, слабо развитой внешней торговли, несовершенства денежной системы, практически не работал. Существовал обычный налоговый сбор с едва просматриваемыми элементами таможенного механизма.
Таможенный доход в России
Опыт развития таможенного дела на Руси показывает, что пошлины в широком смысле слова лишь тогда являлись таможенными, когда они были связаны с производством товаров, с развитием промышленности, то есть когда работал механизм регулирования экономики страны.
Как известно, таможенные пошлины - это важнейшее средство таможенно-тарифной политики, это сборы, взимаемые государством с владельцев товаров, привозимых из-за границы, вывозимых за границу и следующих через страну транзитом.
Установлением таможенных пошлин преследуются две цели: экономическая (покровительство отечественной промышленности) и финансовая (фискальная), связанные с пополнением государственной казны. Но в практике таможенной политики были пошлины особого вида, преследующие „политические цели", хотя фискальная теория их не предусматривает.
В частности, эти цели проявляются в запрещении на отпуск и привоз некоторых товаров при торговле с одними иностранными партнерами, соблюдений режима наибольшого благоприятствования
в торговле с другими, а также в установлении разных ставок пошлин на аналогичные товары разных партнеров.
Чем же отличается пошлина от налога? Н.А.Досужков считает, что отличие налога от пошлины состоит в том, что в случае пошлины государство берет сбор с такого лица, которому оно прямо и непосредственно оказывает известную услугу, а в случае налога такой услуги нет, и пожертвование подданного не вознаграждается никаким эквивалентом1.
Кроме понятия пошлины, в таможенном деле существовало понятие „таможенные сборы".
Таможенные сборы включали: пошлины, складочный сбор, канцелярский сбор, сбор на наложение на товары клейма, сбор за бандероли и сбор за командирование досмотрщиков для оформления товаров. Все таможенные сборы, кроме пошлины, шли таможне.
Важное значение имели и „таможенные доходы", то есть доходы за вычетом на содержание таможен и органов управления ими.
Этот далеко не полный перечень некоторых существовавших тогда таможенных понятий свидетельствует о том, что таможенное дело уже в XVII веке получило свое развитие и что сложилась определенная система в таможенной политике.
По мере того, как территория России расширялась, изменялись и удлинялись ее границы. Это вызывало трудности в организации таможенной службы, требовало дополнительных усилий для сбора пошлин и их доставки, что вело к снижению таможенных доходов.
„Собирание таможенных пошлин, - писал К.И.Арсеньев, -сопряжено с великими затруднениями по причине пространственных границ сухопутных, злоупотреблений при сем многочисленных. Множество чиновников таможенных истощают казну, вредно для таможен и тягостно для торговцев. Нет нигде столько таможен, сколько в России. Но все их число не в состоянии возбранить вход запрещенных товаров"2.
Д.И.Менделееву удалось выявить определенную закономерность изменения таможенного дохода. Таможенный доход, по его мнению, слабеет вместе с усилением внутреннего производства и уменьшением ввоза. Однако в то же время возникшие и развивающиеся отрасли производства становятся, в свою очередь, источниками финансового дохода. Высокими пошлинами нельзя создать новых отраслей промышленности, нужны еще капиталы и технология. Упрочение денежной системы требует не только благоприятного торгового баланса, но и целого ряда финансовых мер.
Свидетельств о времени
Таможенные пошлины существовали в Киевской Руси, но когда в XI веке они начали нарушаться местными князьями, которые создавали свои собственные границы, то каждый феодал в пределах своих владений изобретал свою систему таможенных пошлин.
К проезжим пошлинам в XVI веке относился в первую очередь мыт - основная пошлина за провоз товара от 1 до 3 денег (т. е. 0,5 -1,5 коп.) с воза1. Торговые пошлины были более разнообразны.
Существовала практика взимания таможенных пошлин посредством откупа: „Откупные таможники откупили у нашего казначея в Владимире тамгу и все таможенные пошлины"2.
Таможенные пошлины, взимаемые внутренними таможнями, взыскивались с товаров, привозившихся на продажу. Предметы потребления, необходимые владельцу, пошлинами не облагались.
После объединения вокруг Москвы близлежащих княжеств к концу XV века Русское государство укрепило внешнеполитические связи со многими государствами Западной Европы, с Турцией, с балканскими странами, что стало новым стимулом для развития экономических отношений России на мировой арене. Иван III, Василий III, а затем Иван IV как-то пытались упорядочить таможенные сборы. При этом пошлины с иностранцев в фискальных целях были самыми высокими. Так, Новгородской таможенной грамотой 1571 года с местных горожан предусматривалось брать пошлину в количестве 0,75% по стоимости товара, с жителей пригородов Новгорода - 2%, с торговцев из других областей - 4%, с иноземцев - 7%.
Из общей суммы госдоходов при Иване IV 1 430 000 руб. таможенные пошлины (не доходы) составили 60 500 руб., в том числе Москва собрала таможенных пошлин на сумму 12 тыс., Псков - 12 тыс., Казань - 11 тыс., Смоленск - 4 тыс., Новгород -6 тыс., Кострома - 1300, Ярославль - 1200, Торжок - 800 руб., Тверь - 700 руб.3.