Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 23:14, курсовая работа
Проводимые в России реформы не имеют аналогов в мировой практике по своим масштабам и срокам проведения. Все эти изменения глобальным образом затронули и сферу внешнеэкономической деятельности. Рыночные реформы, начавшиеся во второй половине 1980-годов, в качестве одного из важнейших своих направлений предполагали либерализацию внешнеторговой деятельности. Последовавший демонтаж системы государственной монополии внешней торговли привел к возобновлению нормальной практики таможенно-тарифного регулирования, как основного направления таможенной политики.
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 7
ГЛАВА 1 РОЛЬ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.2 ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 11
1.3 ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 14
Таможенный тариф во внешнеторговом регулирование 18
Ставки таможенных пошлин и порядок их установления (законодательная база определения ставок) 24
Правовые основы взимания таможенных пошлин 27
Страна происхождения 29
Режим наиболее благоприятствуемой нации 34
Таможенная стоимость товара 36
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 38
2.1 ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРЕФЕРЕНЦИЙ 38
2.2 ОБЩАЯ СИСТЕМА ПРЕФЕРЕНЦИЙ 41
2.3 НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРЕФЕРЕНЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 43
2.4 ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ ВВОЗМЫХ ИЗ ЧИСЛА НАИМЕНЕЕ РАЗВИТЫХ СТРАН В РАМКАХ РНБ 46
2.5 ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ В ОТНОШЕНИЕ ТОВАРОВ ВВОЗИМЫХ ИЗ ЧИСЛА РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН В РАМКАХ НСП 51
2.6 ОСОБЕННОСТИ ЗАПОЛНЕНИЯ ГРУЗОВОЙ ТАМОЖЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРИ УСЛОВИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ 57
ГЛАВА 3 ОПЫТ ВЕЛИКОЛУКСКОЙ ТАМОЖНИ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ 60
3.1 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ 60
ПРИМЕР 1 60
ПРИМЕР 2 62
ПРИМЕР 3 64
3.2 ДИНАМИКА И АНАЛИЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ В ВЕЛИКОЛУКСКОЙ ТАМОЖНЕ 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
Отличительной особенностью таможенного дела в период царствования Екатерины II было то, что оно развивалось, опираясь на общественное мнение, и как следствие проникновение в страну из-за рубежа идей меркантилизма, фритредерства. В новом тарифе предусматривалось что:
во-первых, все импортные товары, которые в России не производились, были разрешены к беспошлинному ввозу или обложены незначительной пошлиной;
во-вторых, весьма умеренному обложению подлежали товары, производство которых находились в зачаточном состоянии;
в-третьих, ввозные пошлины на сырье, служившей основой для отечественного производства также отличались умеренностью;
в-четвертых, готовые импортные изделия облагались более высокой пошлиной по сравнению с полуфабрикатами;
в-пятых высокой 30% пошлиной облагались товары, производство которых в стране уже было освоено.
В девятнадцатом веке вновь приобрели популярность фритредерские идеи и настроения. В 1817 году в Одессе была введена зона порто франко. Затем был принят умеренный тариф, фактически снявший все запреты на импорт иностранных товаров. Эта тенденция преобладала на протяжение всего века.
Если проанализировать изменения таможенной политики за несколько столетий, то можно сделать следующие выводы о ее связи с другими политиками. В различные периоды истории нашего государства различными государственными деятелями перед таможней ставились различные, часто противоположные задачи: фискальные, протекционистские и др. При этом значимость таможенной политики для внешней торговли также изменялась. В некоторые периоды военные, внешнеполитические и другие интересы государства отодвигали таможенные методы на второй план, и таможня становилась подспорьем в решении внешнеполитических и военных проблем. В другие периоды, наоборот, внешнеэкономические задачи становились главными, таможня превращалась в основной инструмент их решения и таможенные методы либо стимулировали развитие общественного производства, либо способствовали увеличению доходов государства. Факторами и условиями, определяющими различные цели таможенной политики, были внешние и внутренние политические, военные, экономические, социальные и другие условия жизни государства. До сих пор не выявлены такие законы, закономерности и тенденции изменения таможенной политики, которые позволяли бы надежно прогнозировать ее роль и значение в будущем.
Возвращаясь назад в краткий исторический экскурс, можно придти к выводу, что основным регулятором внешнеэкономической деятельности предшествующих эпох был таможенный тариф.
Объективная потребность в международном регулирование торговли с помощью единых норм и правил начала осуществляться уже в 30-х годах.
На сегодняшний момент
сложилась система
После второй мировой войны были предприняты попытки создания международной торговой организации, призванной обеспечить глобальную координацию внешнеторговой политики. По поводу одного из разделов соглашения об образовании международной организации, посвященного вопросам тарифов, были проведены специальные переговоры в Женеве. Результатом их стало подписание временного соглашения по вопросам тарифов и торговли, получившего название Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Вступив в силу с 1 января 1948 года, это соглашение как бы дополняло в таможенно-тарифной сфере работу Международного валютного фонда (МВФ).
Многочисленные договоренности, созданные в развитие ГАТТ, такие как, Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ, Кодекс об импортном лицензировании, Кодекс по техническим барьерам в торговле, Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (конвенция Киото), Гармонизированная система описания и кодирования товаров являются основой мировой торговли 90-х годов.
Всемирная торговая организация была образована по итогам так называемого Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров /1986-1993 гг.), проходивших в рамках ГАТТ, которое после начала функционирования ВТО (с 1 января 1995 г.) стало ее составной частью.
Условиями полноценного включения России в общую систему является вступление России в ВТО. Присоединение к ВТО – перспективная задача, но не самоцель, а необходимое условие создания в России эффективной конкурентоспособной экономики. По мере приближения к этой цели должно возрастать и сходство российского внешнеторгового режима с требованиями ВТО. Однако, полное внедрение этих требований в российскую практику следует рассматривать как перспективу, а не как исходный пункт включения российской экономики в мирохозяйственную систему.
Россия на протяжение последних лет провела большую работу по приспособлению своего механизма внешнеторгового регулирования к требованиям ГАТТ/ВТО. К настоящему времени осуществлены следующие основные меры в этом направлении:
1. Признание принципа свободы торговли, права каждого юридического и физического лица заключать экспортно-импортные сделки;
2. Признание основным регулятором внешней торговли таможенного тарифа, сведение к минимуму других средств регулирования;
3. Признание принципа наибольшего благоприятствования во внешней торговле (в настоящее время соответствующий режим предоставлен более чем 120 государствам, включая всех важнейших участников международной торговли);
4. Признание принципа национального режима в отношении импортных товаров (сертификация этих товаров осуществляется на основе российских стандартов, а также применение равного подхода к товарам импортного и отечественного производства в отношении внутренних налогов и сборов);
5. Признание принципа национального режима в отношении прав интеллектуальной собственности (российское законодательство на равных основаниях охраняет права резидентов и нерезидентов);
6. Отказ от субсидирования экспорта;
7. Утверждение общепринятой номенклатуры таможенного тарифа, основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров;
8. Утверждение системы таможенного контроля, базирующийся в основном на принципах ГАТТ, включая порядок декларирования, проверки, таможенного оформления товаров, определения их таможенной стоимости на основе реальной стоимости контракта.
9. Разрешение торговых
споров путем проведения
Возможность повышения импортных пошлин с началом переговоров о вступлении в ВТО сузились. Средний уровень ставок пошлин российского таможенного тарифа различен в зависимости от методологии подсчета, но в любом случае он значительно превышает 10%. Между тем в развитых странах этот уровень составляет порядка 4 - 5%, а на готовые изделия - 6,2% (что, впрочем, не мешает, используя дифференцированные ставки, осуществлять эффективную защиту узких, но важных секторов экономики). Согласно требованиям ВТО средний уровень ставок национальных таможенных пошлин не должен повышаться, а может только понижаться. Повышение пошлин на импорт одного товара, следовательно, должно будет сопровождаться понижением тарифов на другой товар.
Россия пока не является членом ВТО, однако она имеет с подавляющим большинством стран мира соглашения о взаимном предоставлении РНБ в торговле. С января наша страна является членом Всемирной таможенной организации (Совет по таможенному сотрудничеству). Представитель Росс Л.А. Лобзенко является заместителем Генерального секретаря Всемирной таможенной организации.
Классическим инструментом регулирования внешней торговли является таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим регуляторам.
Таможенный тариф –
это систематизированный
Таможенный тариф Российской Федерации – это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Таможенный тариф содержит конкретные ставки пошлин, которые прямо воздействуют на цены импортируемых товаров, влияют на уровень внутренних цен в стране, непосредственно сказываются на результатах хозяйственной деятельности предприятий. В силу этого таможенные тарифы остаются одним из важнейших инструментов государственного регулирования внешней торговли, который позволяет с ее помощью защиту национальных производителей от иностранной конкуренции.
Если первоначально
таможенные пошлины
Чем выше уровень
экономического развития
Импортный таможенный тариф заслуженно считается основным инструментом регулирования внешней торговли. При этом в процессе развития международной торговой системы таможенный тариф рассматривается как наиболее эффективный внешнеторговый регулятор.
Российский тариф необходимо совершенствовать таким образом, чтобы он максимально соответствовал задаче защиты экономических интересов страны пространства.
В последние десятилетия значение тарифов падало по мере того, как нарастали различные косвенные барьеры регулирования внешней торговли - такие, как разнообразные технические стандарты или добровольные экспортные ограничения на основе неформального соглашения. Решительные действия по устранению подобных ограничений проводит ВТО. Рекомендации данной организации направлены на существенное повышение роли таможенных тарифов во внешнеторговом регулировании. Средние ставки тарифов экономически развитых стран в современных условиях невысоки, но влияние их на внешнюю торговлю остается весьма значительным. Ведь и с помощью сравнительно небольших пошлин можно делать ввоз определенных товаров невыгодным и стимулировать их производство внутри страны, облагая их более высокими пошлинами по сравнению с сырьем для их производства. К тому же высокая степень дифференциации тарифов позволяет, сохраняя сравнительно малый общий уровень обложения, обеспечивать защиту от импорта отдельных разновидностей товаров. При современном уровне научно-технического развития, крайне высокой степени специализации такая защита оказывается весьма эффективной.
В то же время опыт индустриализации ряда стран свидетельствует, что таможенный тариф может быть эффективным орудием целенаправленного стимулирования ввоза товаров, необходимых для определенных отраслей промышленности. В этих целях применяются такие инструменты, как использование целевых таможенных льгот в рамках таможенных режимов переработки и просто установление дифференцированных тарифных ставок в зависимости от того, насколько вписывается импорт данного товара в принятую стратегию экономического развития.
Играя роль непосредственного регулятора, таможенный тариф в то же время выполняет и другую функцию - является косвенным средством давления на другие государства в целях содействия развитию экспорта.
Подводя итог можно отметить следующее, что таможенный тариф, как правило, выполняет определенные функции.
Схема 2. Функции таможенного тарифа
Дадим более подробную характеристику данных функций: