Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 17:46, курсовая работа
При выполнении данной работы я поставила перед собой цель - проанализировать теоретические и практические аспекты таможенного контроля, а именно одну из его форм – таможенный досмотр товаров и транспортных средств.
Для достижения данной цели я определила задачи, которые помогут раскрыть правовые и теоретические особенности таможенного досмотра:
Исследовать этапы исторического развития таможенного досмотра;
Определить место и средства проведения таможенного досмотра;
Установить порядок проведения таможенного досмотра;
Определить особенности проведения таможенного досмотра;
Проанализировать роль таможенного досмотра в общей системе таможенной политики и таможенного дела.
Введение. 3
2.Основная часть 9
2.1 Исторический опыт таможенного досмотра. 9
2.2 Таможенный досмотр в настоящее время. 23
2.3 Технические средства таможенного контроля. 31
Заключение. 34
Список литературы и источников. 36
Таможенный досмотр в России:
исторический опыт и современность.
Курсовая работа.
Оглавление
Введение. 3
2.Основная часть 9
2.1 Исторический опыт таможенного досмотра. 9
2.2 Таможенный досмотр в настоящее время. 23
2.3 Технические средства таможенного контроля. 31
Заключение. 34
Список литературы и источников. 36
При образовании государства вместе с ним постепенно формируются все сферы жизни общества. Одной из немаловажных сфер является экономическая. Она включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Также в нее входит внешнеэкономическая деятельность государства. Данная деятельность контролируется таможенной политикой и таможенным делом. Они являются регулятором и средством формирования экономических отношений.
Экономические отношения включают в себя обмен товарами и материальными благами. При обмене, перемещении товаров через границу в государстве устанавливаются специальные правила. Процесс перемещения включает в себя ряд различных таможенных процедур: таможенный режим, таможенный контроль, таможенное оформление, уплата таможенных платежей.
«Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации» 1. В таможенном контроле выделяют основные формы его проведения, каждая из них обладает особенностью проведения и применяется в определенных случаях.
Основными формами таможенного контроля являются: проверка документов и сведений; устный опрос; получение пояснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр товаров и транспортных средств; таможенный досмотр товаров и транспортных средств; личный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля; таможенная ревизия2.
При выполнении данной работы я поставила перед собой цель - проанализировать теоретические и практические аспекты таможенного контроля, а именно одну из его форм – таможенный досмотр товаров и транспортных средств.
Для достижения данной цели я определила задачи, которые помогут раскрыть правовые и теоретические особенности таможенного досмотра:
Таможенный досмотр в Киевской Руси.
Зарождение таможенного дела и таможенной системы возникает с развитием товарного хозяйства и торгового обмена, с заключением торговых договоров и отношений с разными странами.
Основными предметами импорта, которые поступали в большинство городов Киевской Руси были: дорогие ткани, ювелирные украшения, жемчуг, серебро, свинец, медь, изделия из моржовой и слоновой кости, драгоценная посуда, пряности, лекарственные средства, мыло, краска. Также большое значение в развитии государства, охраны земель и снаряжении армии играли такие предметы импорта из Византии как: копья, мечи и другие различные виды оружия3.
В Древней Руси таможенные пошлины делились на проезжие и торговые. За провоз товаров через внешние или внутренние заставы взимался мыт (“сухой” - за провоз товаров по суше, “водяной” - за провоз по воде). За право торговли взимался “замыт”, за наем амбара – “амбарное”, за представление товара на заставу – “явка”, за найм торгового места на гостином дворе – “гостиное”, также взимались и другие таможенные сборы. Существовали “роговая” и “привязная” пошлины - за привязывание скота в месте торговли; “узольцовое” - за обвязку товара с приложением таможенных печатей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные знаки. Сборщика мытных пошлин и сборов называли “мытник”, а места взимания мыта – “мытницей”. Мытницы находились либо при монастырях, либо в непосредственной близости от них. Мытная служба была негосударственной, безвозмездной и почетной»4.
Киевская Русь – первое государство, в котором зарождаются различные отношения, в том числе и торговые: начинают складываться первые основы регулирования торговли и товарооборота, первые основы таможенной системы. Торговля осуществлялась как на суше, так и на воде. Формируются первые таможни, на которых мытники досматривают товар и облагают его пошлиной.
Таможенный досмотр в новгородской торговле в XII-XIII веках.
Великий Новгород в развитии раннего государства и торговле занимает важное место, он обладал выгодным географическим положением и благоприятными климатическими условиями, что способствовало развитию торговых отношений в разных направлениях и с разными странами.
Широкие торговые отношения Новгорода закреплялись различными торговыми договорами. «Договоры устанавливали порядок торговли, величину пошлины и взыскания за нарушение правил торговли, воровство и другие преступления»5. Основными партнерами Новгорода в западной торговле в XII - XIII вв. были Готланд, Дания и Любек. Для расширения торговли с данными городами в XII веке в Новгороде образуются различные гостиные дворы - Готские, Немецкие.
Ганзейские купцы составляли договор – «Скра», в котором были прописаны торговые отношения немецких и новгородских купцов. В данном договоре регламентировался быт немецких купцов, правила осуществления торговли. С изменениями правил торговли менялось и законодательное содержание «Скры». Подробное описание «Скры» и анализ ее изменение провел М.Н. Славянский в своей работе «Историческое обозрение торговых сношений Новгорода с Готландом и Любеком»6.
Проанализировав источники раннего государства, можно сделать вывод, что торговые отношения активно развиваются с разными странами. С каждой страной были свои правила торговли, которые регламентировали место и время торговли.
Таможенный досмотр в Московском государстве в XVII веке.
Большое значение в развитии истории таможенного дела занимает XVII век. Именно в этом столетии принимаются важные законодательные акты, касающиеся таможенного дела и таможенного досмотра.
Указ 1653 года говорил: «Впредь свою Государеву таможенную пошлину имати с весчих и невещих со всяких товаров, и с хлеба на Москве и в городех с тутошних жилецких и приезжих, со всяких чинов людей, рублевую пошлину, с продавцов по десяти денег с рубля, почему который товар ценою на деньги в продаже будет»
В данном уставе описываются правила провоза товаров через таможню: торговые люди показывали товар таможенным головам и целовальникам, а они выдавали торговцам выписи с печатями, в которых содержались данные о том, сколько и какие товары везут. Такие же данные записывались в специальные таможенные книги.
Новоторговый устав 1667 года создавался под руководством Ордина-Нащокина7. «Устав рассматривал торговлю как государственное дело, развитию которого должны уделить внимание, как торговые люди, так и те, кто производит товары.
Большое внимание уделяется иностранной торговле и проверке товаров в порубежных городах, таможенные служащие выполняли определенные требования в отношении иностранных товаров. «В порубежных городах головам и целовальникам у иноземцев расспрашивать и пересматривать в сундуках, ларцах и ящиках жемчугу и каменья не оплошно, чтоб узорочные вещи в утайке не были; от покупки таких вещей надобно беречься, как и в других государствах берегут серебро, а излишние такие вещи покупать запрещают, не позволяют носить их простым, нечиновным людям, чтобы оттого не беднели; также низких чинов люди чтоб не носили шелку и сукна. Надобно удерживать простых людей от покупки таких вещей накладною пошлиною большою и заповедью без пощады: берегут того во всех государствах и от напрасного убожества своих людей охраняют»8.
В Новоторговом уставе подробно излагались обязанности должностных лиц и правила досмотра товаров. «Таможенному голове вменялось в обязанность отслеживать качество заграничных товаров, наличие на них фабричного клейма на тот случай, если товар окажется некачественным, огласить приговор мастеру и отослать с бесчестием с ярмарки»9. Также особое внимание уделялось привозу ювелирных изделий и драгоценных камней.
Семнадцатый век в истории России занимает ключевое значение, в это столетие происходит смена династии, а это значит новые правители, новые течения и обновленная система управления. Также данный век характеризуется как бунташный век, поскольку были многочисленные бунты, возмущения народа.
Таможенный досмотр в Российской Империи в XIX веке.
В XIX столетии таможенная политика России, как и в других странах, характеризовалась колебаниями между фритредерскими и протекционистскими тенденциями. Поэтому на протяжении всего века было то ослабление, то усиление таможенного контроля, таможенного досмотра и платежей.
25 июня 1811 года издается
указ «Общее учреждение
В 1819 году издается Таможенный устав, в котором характеризуется система таможенных органов и их основные задачи. Обязанность охраны государственной границы возлагалась на таможенную, а затем пограничную стражу Министерства финансов.
Согласно уставу 1819 г. для растаможивания товаров создавались российские таможни и заставы по всей сухопутной и морской границе.
Досмотр товаров осуществлялся досмотрщиками. Досмотрщиками становились лица, ранее служившие в армии или на границе.
Во второй главе Таможенного устава говорится, что все таможни и заставы делятся на четыре класса11. Деление происходило на основе статуса и функций выполнения таможен.
Первый класс составляли складываемые таможни. На складываемых таможнях принимали на сохранение и оформление все иностранные товары, которые хранились до 8 месяцев. К первому классу относились Архангельская, Санкт-Петербургская, Рижская, Одесская портовая, Таганрогская, Московская таможни.
Во второй класс входили все главные таможни, сухопутные и морские, через такие таможни провозились все незапрещенные товары, необходимые для очистки пошлиной. Срок для очистки и отправления на другую таможню составлял 2 месяца. Срок хранение товаров без обложения пошлиной составлял 6 месяцев. К данному классу относились такие таможни как Ревельская, Либавская, Гродненская, Могилевская, Дубоссарская.
Таможни третьего класса - декларационные таможни. На декларационных таможнях пропускали все беспошлинные товары. При этом часть товаров оформлялась на этих таможнях, а другая — направлялась на какую-нибудь складываемую таможню для уплаты пошлины («очистки»). Срок для отправления и уплаты пошлины не превышал одного месяца. К третьему классу относились: Полангенская, Юрбургская, Гусятинская, Аренсбургская, Гапсальская и Нарвская таможни.
Четвертый класс составляли сухопутные и портовые таможни и заставы, срок очистки на таких таможнях один месяц, считая со дня привоза товаров. Не дозволялось перевозить товар с данных таможен и застав для очистки и уплаты пошлины на другие таможни. К таким таможням и заставам относились: Онежская, Исаковская, Николаевская, Херсонская, Мариупольская таможни.12
В 21 главе Таможенного устава оговаривается, что каждый, кто пересекает границу или сопровождает товар, должен быть на самом месте пропуска записан в установленную книгу.
«В 1857 г. к ввозу в Россию запрещались и конфисковались при их обнаружении российские кредитные билеты и монеты, иностранные игральные карты, тайно провозимые книги, порох, табак, крепкие спиртные напитки»13.
В данном уставе дано было определение тайно провозимым товарам: «Товары, провозимые или проносимые мимо таможен за границу или из-за границы, равно как и не значащиеся в документах, привезенные на таможню, почитаются тайно провозимыми»14. Данное определение основывалось на случаях нелегального провоза товаров, наличием контрабанд15.
В последней четверти XIX века в государстве вновь проявляются черты протекционистской политики и таможенное законодательство усиливается. В Таможенном уставе 1892 г. особое внимание уделяется таможенной охране на море и в прибрежных водах.
В результате совершенствования структуры таможен, «в 1885 году в форму таможенных чинов вошла ведомственная символика, а 1895 г. впервые была введена форма для таможенных досмотрщиков».16
Таким образом, в XIX веке таможенный досмотр представлял собой сложную, дифференцированную систему управления, в которой было много формальностей, что способствовало регулированию внешней торговли, укреплению таможенных границ, сокращению возможных контрабандных группировок и нелегального провоза товаров через границу.
Сравнительная характеристика таможенного контроля в XIX и XX веке.
Российская Империя в XIX веке. |
Советское государство в XX веке. | |
Нормативно-правовая база. |
Таможенный устав 1819г. Уложение о наказаниях 1845г. Таможенный устав 1857г. Таможенный устав 1892г. |
Постановления: от 29 декабря 1917г. «О порядке выдачи разрешения на ввоз и вывоз товаров»; от 8 декабря 1921г. «О борьбе с контрабандой». Таможенный устав СССР 1924г. Таможенный Кодекс СССР 1928г. Таможенный Кодекс СССР 1964г. |
Таможенная политика государства. |
Смена протекционистской и фритредерской политики. |
Принцип промышленного протекционизма. |
Влияние государства на внешнюю торговлю. |
Регулирование внешней торговли. |
Монополия на внешнюю торговлю и на таможенную систему. |
Структура и классификация таможен. |
В первой половине XIX века четыре класса таможен: складываемые, главные сухопутные и морские, декларационные, таможни и заставы. Во второй половине XIX века 3 класса: складываемые, декларационные, таможни и заставы. |
В первой половине XX века выделяли 4 типа таможен: портовые, железнодорожные, пограничные и внутренние. Во второй половине XX века 3 класса. |
Наличие досмотрового аппарата. |
Находился только на главных складываемых таможнях. |
Присутствовал во всех таможнях. На главных таможнях состоял из института инспекторов, на остальных из экспертов-товароведов. |
Размеры пошлин. |
Высокие пошлины на предметы роскоши и товары, которые экспортировала страна. Беспошлинный ввоз на необходимое оборудование для производства, для строительства дорог и товары необходимые в потреблении. |
Высокие пошлины на предметы роскоши и товары, на рынке которых страна была монополистом. Беспошлинный ввоз на товары
необходимые для сельского |
Понятие контрабанды. |
Контрабанда рассматривалась как нарушение фискальных интересов страны. |
Контрабанда рассматривалась
как нарушение монополии |
Сведения о прохождении досмотра. |
Записывалась информация в книгу на таможне о товаре, его количестве, а также информация о владельце товара. |
Составление документа досмотровая роспись. Данный документ являлся подтверждением о прохождении досмотра, в котором указывались сведения о товарах: номер, наименование, страна происхождения, сведения отправителя, транспорт на котором товар поступил в таможню. Также досмотровая роспись являлась таким документом, по которому начислялась таможенная пошлина. |
Информация о работе Таможенный досмотр в России: исторический опыт и современность