Таможенный контроль. Формы и принципы проведения таможенного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Система таможенного контроля неразрывно связана с производством таможенного декларирования, что требует создания и бесперебойного функционирования таможенной и околотаможенной инфраструктур, обеспечивающих ее реализацию.
Субъектами таможенного контроля выступают:
таможенные органы и их должностные лица;
физические лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу таможенного союза;
юридические лица участники ВЭД;
лица, оказывающие содействие в проведении таможенного контроля (специалисты, понятые, медицинские работники, эксперты).

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные положения таможенного контроля………………….5
1.1. Представление документов и сведений, необходимых для таможенного контроля…………………………………………………………………5
1.2. Товары, находящиеся под таможенным контролем...………………6
1.3. Зоны таможенного контроля………………………………………….8
Глава 2. Принципы проведения таможенного контроля…………….... 11
Глава 3. Дифференциация форм таможенного контроля………………16
3.1. Разновидности таможенного контроля……………………………..16
3.2. Формы таможенного контроля……………………………………...19
3.2.1. Проверка документов и сведений…………………………………19
3.2.2. Устный опрос и получение объяснений…………………………..21
3.2.3. Таможенное наблюдение…………………………………………..22
3.2.4. Таможенный осмотр………………………………………………..23
3.2.5. Таможенный досмотр………………………………………………24
3.2.6. Личный таможенный досмотр…………………………………….26
3.2.7. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков…………………………………………….28
3.2.8. Таможенный осмотр помещений и территорий………………….29
3.2.9. Учет товаров, находящихся под таможенным контролем и проверка их системы учета и отчетности……………………………………….....30
3.2.10. Таможенная проверка…………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенный контроль. Формы и принципы проведения таможенного контроля.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

В пределах зон таможенного контроля осуществление производственно-коммерческой деятельности  допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором. Это же требование распространяется на процесс перемещения товаров и транспортных средств, а также физических и должностных лиц других государственных органов через границы зон таможенного контроля и в их пределах. В исключительных случаях, установленных законодательством, доступ в такие зоны разрешается на основе предварительного уведомления таможенных органов.

Указанные ограничения для зон таможенного контроля, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу РФ, действуют только в рамках режима государственной границы РФ, установленного федеральным законом.

Нарушение режима зоны таможенного контроля влечет за собой административную ответственность.

По характеру действия зоны таможенного контроля могут иметь как постоянный статус, так и временный. Постоянные зоны таможенного контроля создаются и функционируют в местах регулярного пребывания товаров. В частности, в местах расположения таможенных органов и их структурных подразделений, где непосредственно совершаются таможенные операции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, территории и помещения СВХ, таможенных складов и зон, магазинов беспошлинной торговли также выступают постоянными зонами таможенного контроля.

Временные зоны таможенного контроля создаются, в первую очередь, на период производства таможенного оформления товаров и транспортных средств за пределами мест совершения таможенных операций. Такие зоны устанавливаются также в целях проведения осмотра или досмотра товаров и транспортных средств, обнаруженных таможенными органами за пределами постоянных зон таможенного контроля. При этом появляется потребность в обеспечении сохранности таких товаров, а также беспрепятственном осуществлении таможенными органами своих функций.

Временные зоны таможенного контроля могут быть созданы, например, на транспортных средствах – морских и воздушных судах, в железнодорожных вагонах, в которых помещены товары, подлежащие таможенному контролю.

Решение о создании временной зоны таможенного контроля принимается руководителем таможенного органа в письменной форме. Причем в обязательном порядке принимаются меры по обозначению временной зоны, пределы которой выделяются оградительной лентой, временно устанавливаемыми указательными щитами, табло и иными информационными указателями, вплоть до устного оповещения.

После проведения таможенного контроля или специальных операций, например, при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и производстве дознания, для реализации которых была создана временная зона таможенного контроля, она подлежит ликвидации. Ликвидация может происходить также только при наличии приказа таможенного органа, в регионе деятельности которого располагалась временная зона таможенного контроля. Помимо этого непременным условием для ликвидации таких зон является отсутствие товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю в ее обозначенных пределах. После ликвидации зоны таможенного контроля принимаются меры по снятию средств ее обозначения.

 

 

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

 

Основная цель проведения таможенного контроля состоит в выявлении несоответствия проведенных таможенных операций и действий в таможенных целях нормам и требованиям таможенного законодательства, а также фактов различных правонарушений, установленных в процессе таможенного оформления. Эти цели достигаются путем различного рода проверок на основе принципа выборочности, ограничиваясь только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения норм таможенного законодательства.

Выбор форм таможенного контроля определяется характером и стоимостью перемещаемых через таможенную границу товаров, а также таможенной процедурой, под которую они помещаются. Именно эти факторы оказывают влияние на возникновение рисков в таможенной сфере, т.е. существования вероятности того, что таможенное законодательство в процессе таможенного оформления не будет соблюдено.

Для предотвращения потенциальных нарушений законодательно установленных норм действует специальная система управления рисками, которая основывается на использовании имеющихся у таможенных органов ресурсов (возможностей). Управление рисками, согласно Конвенции Киото, является основным базисным принципом современных методов таможенного контроля. С его помощью выявляются разного рода риски:

  • имеющие устойчивый характер;
  • связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей в существенных объемах;
  • направленные на снижение уровня конкурентоспособности продукции отечественных производителей или противоречащие другим национальным интересам.

В рамках системы управления рисками проводится работа по выделению групп потенциальных рисков и их оценка, выявлению позиций выборочного таможенного контроля, анализу товаропотоков совместно с другими структурами и промышленными ассоциациями.

Внедрение выборочных методов таможенного контроля на основе применения системы управления рисками способствует уменьшению случаев субъективизма при принятии решений о выпуске товаров в свободное обращение для внутреннего потребления. Такая задача решается за счет следующих процессов:

  • формирования перечня профилей рисков;
  • организации мероприятий по повышению технической оснащенности таможенных органов, по разработке и внедрению программного обеспечения с целью успешного функционирования системы управления рисками;
  • проведения таможенного досмотра на основе системы управления рисками.

Соответственно оценка результатов таможенного контроля проводится на основании следующих показателей:

  1. доли в составе общего количества ввозимых (вывозимых) партий товаров, досматриваемых таможенными органами в рамках системы управления рисками при осуществлении таможенных процедур;
  2. доли подвергнутых выборочному таможенному досмотру товаров в общем объеме досматриваемых партий, в результате которого были выявлены нарушения таможенного законодательства либо выпуск товаров был запрещен.

Анализ рисков осуществляется с целью выявления товаров, транспортных средств, документов или отдельных лиц, которые должны подлежать проверке и таможенному контролю. Он также необходим для того, чтобы установить степень полноты проверки их таможенными органами. На базе полученных данных по группам риска таможенные органы устанавливают особые места проведения таможенного оформления или создают специальные центры для этого с целью минимизации рисков и управления ими.

Так, в последний период специальные места определены для таможенного оформления импортируемой цветочной продукции, легковых автомобилей, продукции, происходящей из стран Юго-Восточной Азии, и т.д.

Кроме того, структурирование потенциальных рисков дает основание для смещения процедуры таможенного контроля товаров с этапа основного таможенного оформления на этап, предшествующий прибытию товаров на таможенную территорию таможенного союза, а также за пределы этапа выпуска товаров в свободное обращение. Решение этой задачи достигается за счет следующих мероприятий:

  • расширения практики применения таможенных технологий с использованием предварительного информирования;
  • заключения с зарубежными партнерами по ВЭД соглашений о предварительном информировании таможенных органов, о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах;
  • проведения таможенных ревизий и проверочных мероприятий с применением иных форм таможенного контроля;
  • расширения сферы применения и повышения эффективности технологии таможенного контроля после выпуска товаров в свободное обращение.

Исходя из системы мер оценки рисков, ФТС России определяется стратегия таможенного контроля. Одновременно проведение таможенными органами анализа в среде совокупных рисков позволяет выявлять товары, транспортные средства и документы, а также отдельных лиц, которые должны подвергаться проверке, и уровень ее проведения.

Таможенный контроль сопровождает весь процесс таможенного оформления товаров и транспортных средств и осуществляется исключительно должностными лицами таможенных органов. Формы проведения таможенного контроля соответствуют определенным этапам таможенного оформления.

В рамках таможенного контроля таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных сведений при таможенном оформлении после выпуска товаров и транспортных средств. Такая проверка в отношении иностранной продукции может проводиться в течение одного года с момента утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. Контроль со стороны таможенных органов осуществляется в процессе оборота импортных товаров на российском рынке через маркировку и другие идентификационные знаки, подтверждающие легальность их ввоза.

Для целей таможенного контроля по требованию таможенных органов им представляется отчетность по установленной форме о товарах, находящихся на хранении, перевозимых, реализуемых или подлежащих переработке. Эта обязанность распространяется на таможенных представителей, владельцев СВХ и таможенных складов, таможенных перевозчиков, декларантов, пользующихся специальными упрощенными процедурами, а также лиц, которые пользуются или владеют условно выпущенными товарами.

В процессе таможенного контроля недопустимо причинение вреда перевозчику, декларанту, владельцам СВХ и таможенных складов и другим заинтересованным лицам, а также самим товарам и транспортным средствам. При неправомерных действиях таможенных органов и их представителей причиненные ими убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду. Ответственность за это несут или сами таможенные органы, или их сотрудники.

Основной текущий таможенный контроль возлагается на функциональные подразделения (отделы) таможенных органов, занятые производством таможенного оформления. Именно они осуществляют таможенный контроль в целом и по его отдельным направлениям (валютный контроль, контроль за таможенной стоимостью, за исполнением условий таможенных режимов и т.д.). Сотрудники таких подразделений должны обладать качественно иными профессиональными знаниями и навыками в области специфических операций и процедур, выступающих составным элементом таможенного оформления.

Для совершенствования процесса таможенного контроля используется единообразие документов. Определенное место занимает Брюссельская конвенция (о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров), позволившая упростить составление коммерческих и таможенных документов и контроль за товарами за счет достигнутого единообразия их классификации и введения цифровых кодовых обозначений товарных позиций в ТН ВЭД.

Таможенный контроль также упростился благодаря действию так называемых «карнетных» конвенций. В первую очередь, Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (TIR). Она позволила внедрить в международную таможенную практику единые транспортные документы и систему фиксированных гарантий в счет обеспечения таможенных платежей. А также Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров и несколько других конвенций – о карнетах EGS для промышленных образцов; о контейнерах; и др.

Для максимального использования автоматизированных систем таможенного контроля и оформления документации проводится комплекс мероприятий по совершенствованию структуры таможенных органов, а также по их оснащению современными средствами таможенного контроля.

В целях повышения эффективности таможенного контроля работа таможенных органов координируется с деятельностью других федеральных структур (ФСБ России, МВД России, службой санитарного контроля, ЦБ РФ и др.), а также правоохранительными ведомствами других стран, прежде всего по линии информационного обмена.

Таможенные органы в этих же целях взаимодействуют с участниками ВЭД, транспортными компаниями – перевозчиками внешнеторговых грузов, внешнеэкономическими ассоциациями и союзами экспортеров-производителей.

 

 

 

ГЛАВА 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОРМ ТАМОЖЕННОГО

КОНТРОЛЯ

 

3.1. Разновидности таможенного  контроля

 

Таможенный контроль имеет разносторонний характер и отличается формами, методами и видами в зависимости от объекта контроля, способов и периода его осуществления. Одновременно разновидности таможенного контроля тесно взаимосвязаны между собой в процессе практического осуществления.

Тот факт, что таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами и сопровождает весь процесс производства таможенного оформления товаров и транспортных средств, означает, что он лежит в основе деятельности любого таможенного органа.

Системный характер таможенного контроля основан на нескольких критериях его классификации: исходя из периода его проведения, предмета контроля, способа осуществления, степени интенсивности и участвующих сторон. В зависимости от этого обеспечивается выбор форм и методов, а также последовательность проведения таможенного контроля.

Так, например, временной признак позволяет выделить четыре типа таможенного контроля (табл. 1).

Существенное значение в системе таможенного контроля имеет предупредительный тип, который следует рассматривать как совокупность мер информационно-консультационного характера, предпринимаемых таможенным органом еще до начала перемещения товаров через таможенную границу или до их таможенного оформления и направленных на предупреждение нарушений и преступлений в сфере таможенного дела. Несмотря на то, что выделение этого типа таможенного контроля достаточно условно, тем не менее оно оправданно: во-первых, если считать, что таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства, то информирование, консультирование и принятие предварительных решений, направленных на их достижение, формально могут считаться мерами таможенного контроля предупреждающего характера. Во-вторых, обособление этого типа контроля необходимо и полезно для исследования и проектирования современных технологий таможенного контроля и таможенного оформления, в том числе в рамках системы управления рисками.

Информация о работе Таможенный контроль. Формы и принципы проведения таможенного контроля