Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 13:21, реферат
Современный период развития общества, характеризуемый резкими социально-экономическими, а также политическими потрясениями несет в себе также изменения в осознании людьми роли культурного наследия в духовном развитии нации. Культура формируется путем суммирования опыта многих поколений, в результате их материальной и духовной деятельности и представляет собой систему созидания, распространения, хранения и использования материальных и духовных ценностей
Введение…………………………………………………………………………...1
Культурные ценности как объекты таможенного контроля…………………...3
Особенности применения мер нетарифного регулирования к культурным ценностям ………………………………………………………………………....8
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованных источников…………………………………………...24
При определении таможенной стоимости используются методы, установленные настоящим Законом.
Существенным является то, что ни один из шести методов не может быть применен в случае, когда товаром являются культурные ценности.
Естественно, что само понятие «культурные ценности» или «произведения искусства» подразумевают под собой бережное и внимательное к ним отношение как со стороны работников «культурной» сферы, так и со стороны таможенных органов, привыкших, в основном иметь дело с «обычным» товаром, т.е. «продуктом труда, созданным для продажи».
Надо сказать, что таможенное оформление культурных ценностей происходит в соответствии с установленным для этих целей порядком, который регламентируется Законом о вывозе и ввозе культурных ценностей, таможенным законодательством и иными соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Фискальная функция
таможенных органов при оформлении
культурных ценностей сводится к минимуму,
т.к. таможенное законодательство в настоящее
время предоставляет возможность для
беспошлинного вывоза произведений искусства,
не представляющих из себя антиквариата
или не являющихся народным достоянием.
Вместе с тем, наличие налога на добавленную
стоимость на произведения искусства
существенно ограничивает возможность
ввоза культурных ценностей в Россию.
С одной стороны это предотвращает ввоз
на территорию России произведений т.н.
«псевдокультуры», с другой стороны - приводит
к большим сложностям в случае приобретения
истинных шедевров российскими музеями
и другими организациями. Тем не менее,
возможность для ввоза культурных ценностей
с освобождением от уплаты НДС существует
и используется в некоторых случаях российскими
музеями для приобретения или принятия
в дар произведений искусства. Решение
об освобождении от НДС в таких случаях
принимается каждый раз отдельно и является
компетенцией ГТК РФ.
Особенности применения мер нетарифных ограничений при перемещении культурных ценностей в РФ.
Таможенное оформление предполагает достаточно точную классификацию культурных ценностей как «товара», т.к. этот момент может повлиять на процесс начисления платежей (в случае введения таможенных пошлин) и на ряд других особенностей, которые возникают при оформлении культурных ценностей, ввозимых и вывозимых с территории России.
Классификация культурных ценностей предложена в товарной номенклатуре (ТН ВЭД) и представляет собой шесть товарных позиций: 9701 – 9706.
Товарная номенклатура, вместе с пояснениями к ней, довольно подробно разъясняет условия кодирования произведений искусства, предметов коллекционирования и антиквариата.
Возможность отнесения культурных ценностей, перемещаемых через таможенную границу, к товарным позициям 9701 - 9705 (это: картины, рисунки и пастели; подлинники гравюр, эстампов и литографий; подлинники скульптур и статуэток; марки и коллекции по зоологии, ботанике, минералогии, археологии и др.) независимо от их возраста, т.е. сюда могут быть отнесены предметы, возраст которых превышает сто лет, существенно облегчает работу таможни, особенно при оформлении на временный вывоз или ввоз большого количества музейных экспонатов. То есть, если в составе вывозимых или ввозимых картин, скульптур или коллекций присутствуют предметы, возраст которых как превышает сто лет, так и не превышает этот срок, нет необходимости делить вывозимые или ввозимые произведения по возрастному признаку.
Существенным преимуществом применения ТН ВЭД является также то, что появляется возможность определить необходимость предоставления различных разрешительных документов в зависимости от принадлежности оформляемых культурных ценностей к той или иной товарной позиции.
Товарная позиция 9705000000 (Коллекции и предметы коллекционирования по зоологии, ботанике, минералогии, анатомии, истории, археологии, палеонтологии, этнографии или нумизматике) включает в себя перечень основных предметов, которые могут ввозиться в Россию и вывозиться за границу в составе коллекций, представляющих научный и иной интерес. Общее понятие «коллекция культурных ценностей» определено в Законе о вывозе и ввозе культурных ценностей и представляет собой «совокупность однородных либо подобранных по определенному признаку разнородных предметов, которые, независимо от культурной ценности каждого из них, собранные вместе имеют историческое, художественное, научное или иное культурное значение».
Указанные в этой позиции предметы представляют интерес также и с точки зрения их классификации. Надо сказать, что принадлежность к этой товарной позиции и соответствующая классификация предполагает наличие Свидетельства Министерства культуры РФ (ст. 19 Закона о вывозе и ввозе культурных ценностей), которое является и разрешением на вывоз из России. К особенностям классификации указанных предметов относится, прежде всего, то, что перемещение некоторых коллекций через таможенную границу РФ требует, кроме указанного разрешения на вывоз, обязательного предоставления лицензий, сертификатов и иных разрешений.
Например, при таможенном оформление некоторых коллекций по зоологии и ботанике, являющихся коллекциями насекомых, возбудителей болезней растений, гербариев и коллекций семян, кроме разрешения органов Государственной службы карантина растений РФ может возникнуть необходимость (при экспорте из РФ) в предоставлении со стороны отправителя разрешения Правительственной комиссии по экспортному контролю.
Обязательное наличие в этом случае указанных документов регламентируется Постановлением правительства РФ № 1098 от 26.09.94 г., которое определяет «комплекс мероприятий по контролю за экспортом (передачей, обменом) из РФ возбудителей заболеваний, их генетически измененных форм и фрагментов генетического материала..., которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсичного оружия...». Такая необходимость вызвана наличием так называемого «Женевского протокола» от 17 июня 1925 года.
К особенностям таможенного
оформления на ввоз и вывоз коллекций
и предметов коллекционирования по зоологии,
анатомии и палеонтологии животных относится
необходимость наличия письменного разрешения
Главного управления ветеринарии Минсельхоза
России (Указание ГТК РФ от 29.07.92г. № 01-1290.
Кроме того, приказом Госкомэкологии РФ
от 30.09.97г. №411 на Управление сохранения
биоразнообразия возложена обязанность
на выдачу разрешений на ввоз и вывоз с
территории России зоологических коллекций,
их частей и отдельных экспонатов. Вместе
с тем, принадлежность коллекционных материалов
по минералогии и геологической информации
к коллекциям культурных ценностей предполагает
наличие заключения о возможности вывоза
за границу, выданного Министерством природных
ресурсов РФ (Приказ Минприроды РФ от 19.04.93г.
№ 76). К геологической информации, в этом
случае, относятся палеонтологические
коллекции, которые могут вывозиться с
территории РФ только при наличии лицензии
Министерства охраны окружающей среды
и природных ресурсов Российской Федерации
(Министерство природных ресурсов), выдаваемой
Государственной комиссией по запасам
полезных ископаемых Минприроды России
или территориальных комитетов по геологии
и использовании недр (Письмо ГТК РФ
от 25.08.92 № 01-024646).
Основная проблема, возникающая при классификации предметов, которые могут входить в состав коллекций заключается в том, что, эти предметы могут быть совершенно различными по своему качественному составу, т.е. материалу, происхождению, возрасту и иметь совершенно различное назначение и стоимость.
Например, в пояснении к товарной подсубпозиции 9705000000 сказано:
1. Данная подсубпозиция
включает транспортные
При этом, транспортные средства должны находиться в исходном состоянии, не менее 30 - ти летней давности и относится к модели или типу, который более не производился. Также к этой подсубпозиции могут относиться транспортные средства, выпущенные до 1950 г., даже если они «не на ходу».
2. Эта же подсубпозиция
включает коллекционные
а) моторные транспортные средства независимо от даты их производства, относительно которых может быть доказано, что они использовались во время исторических событий. б) гоночные моторные транспортные средства относительно которых может быть доказано, что они сконструированы и использовались исключительно для соревнований и на них добивались значительного успеха на престижных национальных или международных соревнованиях.
Для правильной классификации
транспортных средств относительно
их принадлежности к данной товарной
подсубпозиции нужно
Для коллекций, представляющих собой
предметы, относящиеся к военной
технике, в том числе и различных
ее обломков времен Великой Отечественной
войны и других периодов истории нашей
страны, может понадобиться заключение
специалистов из НИИ бронетанковой техники
(г. Москва).
Как уже отмечалось, культурные ценности классифицируются по ТН ВЭД в шести товарных позициях: 9701 - 9706. При этом, принадлежность предметов к товарной группе 97, с точки зрения таможенного законодательства, не означает снятие с них такого понятия как «товар». Наличие свидетельства Министерства культуры в данном случае предполагает только некоторые особенности, связанные с таможенным оформлением таких предметов, пересекающих таможенную границу Российской Федерации и не исключает обязательного предоставления, в случае необходимости, иных разрешительных документов. Для этого необходимо иметь представление о требованиях, предъявляемых таможенным законодательством Российской Федерации с точки зрения применения мер нетарифного регулирования к категории товаров, являющихся культурными ценностями.
Например, в ст. 21 Закона о вывозе и ввозе культурных ценностей сказано: «Порядок предоставления права вывоза и ввоза различных видов оружия, имеющих историческую, художественную, научную или иную культурную ценность, регулируется настоящим Законом и иными соответствующими законодательными актами Российской Федерации». Это означает, что данные предметы могут относиться к коллекциям и предметам коллекционирования по истории, этнографии и археологии.
Вместе с тем, принадлежность этих предметов к коллекциям не исключает их качественной характеристики как, например, оружия (Оружие и боеприпасы; их части и принадлежности), которое определяется как «устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов». (Федеральный закон «Об оружии» от 13.11.96 г.).
Таможенное оформление таких предметов
коллекционирования предполагает наличие
разрешения на право ввоза (вывоза),
выдаваемого Главным
Исключением из этого правила является оформление на ввоз (вывоз) коллекционных образцов пневматического оружия, с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно.
Надо отметить, что пневматическое оружие также может представлять исторический интерес и даже быть предметом антиквариата, т.е. иметь возраст более ста лет. Примером тому является знаменитая пневматическая магазинная винтовка австрийского механика Бартоломео Жирардони, созданная им в конце XVIII века, и представлявшая из себя грозное оружие, не на шутку встревожившее Наполеона своей эффективностью.
При таможенном оформлении оружия, имеющего
культурное значение необходимо учитывать
следующие особенности
Федеральный Закон «Об оружии»
обязывает к получению
В настоящий момент в России действует система сертификации гражданского и служебного оружия, утвержденная постановлением Госстандарта России от 12.03.97 г. № 8. Согласно указанной инструкции, сертификация оружия, имеющего культурную ценность, не является обязательной.
Инструкция «По организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», утвержденная приказом МВД России от 12.04.99 г. № 288 включает в себя Порядок регистрации приобретенного оружия. Данный Порядок предписывает обязательную регистрацию в двухнедельный срок приобретенного оружия, в том числе «зарегистрированное Минкультуры России в Музейном фонде Российской Федерации либо включенное в специальную коллекцию…» (п. 32 Инструкции). Для регистрации оружия, переданного в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации музеи, в дополнение к документам, необходимым для этого, предъявляются акты историко-культурной и искусствоведческой экспертиз, зарегистрированные в специально уполномоченном органе Минкультуры России по сохранению культурных ценностей (п. 36 Инструкции).
Информация о работе Таможенный контроль за культурными ценностями РФ