Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 17:57, контрольная работа
Цель данной работы – изучить особенности экспертного исследования предметов контрабанды.
Задачи работы:
1. Дать определение таможенному кодексу таможенного союза, общих норм ввоза и вывоза валюты и товаров через границу Таможенного союза.
2. Рассмотреть общие вопросы организации расследования дел о контрабанде.
3. Выявить особенности экспертного исследования отдельных видов контрабанды.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ВВОЗ И ВЫВОЗ ТОВАРОВ В ПОНЯТИИ ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА....................................................................................6
2.ФОРМЫ, СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ ПОРЯДКА ВВОЗА И ВЫВОЗА ТОВАРОВ............................11
3. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРТНОГО ИСЛЕДОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДО КОНТРАБАНДЫ. НАРУШЕНИЯ ПОРЯДКА...................................................22
4. ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ........................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................................31
ПРИМЕЧАНИЕ.....................................................................................................32
Противоправным согласно диспозиции данной части статьи признается заявление недостоверных сведений только в таможенной декларации или в документе иной формы декларирования. Таким образом, данная статья применима при ненадлежащем выполнении обязанности по декларированию товаров и транспортных средств только в случаях, если установленная форма декларирования предполагает наличие документа. При этом представляется, что такой документ может содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме, например, электронной, установленной Приказом АТК РК от 17.05.2003 г. № 212 "Об утверждении структур электронных копий таможенных документов".[16]
Предметом правонарушения при недекларировании выступают те товары и транспортные средства, сведения о которых заявлены не были, а при недостоверном декларировании - те товары и транспортные средства, сведения о которых были заявлены недостоверно. При этом необходимо учитывать, что в случае заявления недостоверных сведений о количестве товаров предметом административного правонарушения следует признавать только ту часть товара, в отношении которой не были выполнены требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению, то есть не указанную в таможенной декларации часть товара.
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица таможенных органов (ст. 636 КоАП РК) [12].
Другим наиболее часто встречаемым правонарушением таможенного права является несоблюдение порядка применения мер нетарифного регулирования и других ограничений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан (ст. 424 КоАП РК) [12]. Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 424 КоАП РК, выступает порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в несоблюдении запретов и ограничений на ввоз в Республику Казахстан или вывоз из Республики Казахстан товаров и транспортных средств, установленных в соответствии с законодательством РК и международными договорами, участницей которых является Республика Казахстан. Ввоз и вывоз из Республики Казахстан отдельных товаров и транспортных средств могут быть запрещены исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов, защиты права собственности, защиты интересов российских потребителей, а также исходя из других интересов Республики Казахстан. Запрещенные к ввозу либо вывозу товары подлежат соответственно немедленному вывозу за пределы таможенной территории Республики Казахстан либо возврату на указанную территорию, если законодательными актами Республики Казахстан или международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, не предусмотрена конфискация таких товаров и транспортных средств (ст. 12 ТК РК). Кроме того, согласно ст. 12 ТК РК товары и транспортные средства, ограниченные к ввозу на таможенную территорию Республики Казахстан или к вывозу за пределы указанной территории, выпускаются таможенными органами Республики Казахстан, при условии соблюдения требований, установленных законодательными актами или международными договорами Республики Казахстан. Таким образом, помимо целей введения соответствующих мер, запреты и ограничения различаются также по последствиям, которые предусмотрены в случае их несоблюдения: если товары, запрещенные к ввозу, не могут быть допущены к дальнейшему перемещению по таможенной территории Республики Казахстан, либо для этого требуется представление разрешительных документов, то товары, ввоз которых ограничен, могут быть доставлены к месту оформления, но без соблюдения установленных требований не могут быть помещены под избранный таможенный режим. С учетом изложенного, по ст. 424 КоАП РК может быть квалифицировано правонарушение, совершенное не только при пересечении товарами таможенной границы Республики Казахстан, но и непосредственно при их таможенном оформлении. Как следует из диспозиции ст. 424 КоАП РК, ответственность по ней наступает за несоблюдение только таких запретов и ограничений, которые установлены в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами. Примененная законодателем формулировка позволяет сделать вывод о том, что противоправным является невыполнение запретов и ограничений, введенных как самими законодательством Республики Казахстан и международными договорами, так и в предусмотренном ими порядке.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 424 КоАП РК, является лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений. Таким лицом является перевозчик (при несоблюдении запретов) либо лицо, перемещающее товары через таможенную границу Республики Казахстан (при несоблюдении ограничений).
Нарушение сроков представления таможенному органу Республики Казахстан таможенной декларации, документов и дополнительных сведений (ст. 414 КоАП РК) также одно из часто встречаемых административных правонарушений. Объектом данного правонарушения является порядок таможенного оформления, включающий, в том числе сроки проведения соответствующих таможенных процедур.
Объективная сторона правонарушения заключается в представлении таможенному органу таможенной декларации, документов или дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, с нарушением установленных таможенным органом сроков. При этом, противоправным с точки зрения административной ответственности признается нарушение сроков представления таможенной декларации (документов, сведений), установленных именно таможенным органом в предусмотренном порядке. В иных случаях неподачи таможенной декларации (документов, сведений) в установленные законом (Таможенным кодексом) сроки необходимо квалифицировать деяния лица по ст. 429 ч.1 КоАП РК.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 414 КоАП РК, образует:
- нарушение сроков представления таможенной декларации;
- нарушение сроков представления документов, необходимых для таможенных целей;
- нарушение сроков представления дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей.
Одновременно с подачей таможенной декларации таможенному органу представляются документы, необходимые для таможенных целей (ст. 382 ТК РК). При оценке каждого документа в качестве необходимого для таможенных целей следует исходить из того, насколько его представление необходимо для выпуска товара в соответствии с заявленным таможенным режимом.
Так, непредставление таможенному органу в согласованный с ним срок документов и дополнительных сведений в подтверждение заявленной таможенной стоимости товара, выпущенного с временной (условной) оценкой, состав рассматриваемого правонарушения не образует, поскольку не препятствует выпуску товара, а только служит основанием для проведения корректировки таможенной стоимости. Обязанность декларанта представить дополнительные сведения возникает в силу требования таможенного органа об их представлении либо при продлении сроков, отведенных таможенным законодательством для определенного действия (обязанности) со стороны декларанта. Следует иметь в виду, что дополнительные сведения, запрашиваемые таможенным органом у декларанта, должны быть формализованы в виде конкретного документа, в связи, с чем выделение в диспозиции статьи дополнительных сведений в качестве самостоятельного элемента не должно создавать ошибочное впечатление о том, что эти сведения могут представляться устно. Следует также отметить, что таможенный брокер несет ответственность за неуплату таможенных платежей и налогов, подлежащих уплате в соответствии с ТК РК до или одновременно с подачей таможенной декларации, таможенный брокер несет ответственность в соответствии с договором с представляемым лицом. За несоблюдение требований, установленных настоящим Кодексом, таможенный брокер несет ответственность в соответствии с законами РК (ст. 399 ТК РК).
Объектом правонарушения «Нарушение сроков временного хранения» (ст. 416 КоАП РК) является порядок таможенного оформления находящихся на временном хранении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, товаров и транспортных средств, таможенный режим которых изменяется, а также иных товаров и транспортных средств в установленных таможенным законодательством случаях. Объективная сторона данного правонарушения заключается в непринятии предусмотренных таможенным законодательством мер по таможенному оформлению или выпуску находящихся на временном хранении товаров и транспортных средств в установленные сроки. Под таможенным оформлением понимается процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями ТК РК. Выпуском признается передача таможенными органами товаров или транспортных средств после таможенного оформления в полное распоряжение лица (ст. 7 ТК РК). В соответствии со ст. 390 ТК РК выпуск товаров, в отношении которых установлены ограничения на ввоз в Республику Казахстан или вывоз из Республики Казахстан, производится таможенными органами только при условии соблюдения требований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан.
В соответствии со ст. 91 ТК РК общий предельный срок нахождения товаров и транспортных средств на складе временного хранения не может превышать двух месяцев. Указанные сроки, как правило, значительно превышают сроки, установленные для совершения действий по декларированию, представлению документов, необходимых для таможенных целей, уплате таможенных платежей. Таким образом, не исключена ситуация привлечения лица сначала за нарушение сроков представления таможенной декларации (ст. 414 КоАП РК), а затем и по данной статье. Субъектом правонарушения являются лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу, поскольку в соответствии с таможенным законодательством именно на них лежит ответственность по принятию мер для обеспечения выпуска товаров и транспортных средств.
Согласно ст. 190, 199 ТК РК временно ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения[6]. В соответствии с ч. 2 ст. 12 ТК РК товары и транспортные средства, запрещенные к ввозу и вывозу, подлежат немедленному вывозу за пределы таможенной территории РК либо, соответственно, возврату на указанную территорию, если законодательными актами РК или международными договорами, ратифицированными РК, не предусмотрена конфискация таких товаров. Статья 421 КоАП РК предусматривает административную ответственность за не вывоз за пределы таможенной территории Республики Казахстан либо невозвращение на эту территорию товаров и транспортных средств. Объектом нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 и 2 ст. 421 КоАП РК, в зависимости от совершенного деяния, может выступать порядок применения таможенных режимов либо порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан. Обязанность вывоза (ввоза) ранее ввезенных (вывезенных) товаров и транспортных средств установлена в качестве основной обязанности таможенного режима временного ввоза (вывоза).
Объективная сторона нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 421 КоАП РК, выражается в не вывозе за пределы таможенной территории Республики Казахстан ранее ввезенных товаров и транспортных средств, если такой вывоз является обязательным, либо в невозвращении на таможенную территорию Республики Казахстан ранее вывезенных товаров и транспортных средств, если такое возвращение является обязательным. «Объективная сторона деяния ч. 2 данной статьи проявляется в противоправных действиях (бездействии), нарушающих таможенное законодательство путем представления таможенному органу РК:
недействительных документов; документов, полученных незаконным путем;
- документов относящихся
к другим товарам и
Диспозиция ч. 1 ст. 421 КоАП РК содержит обязательные положения о том, что товары и транспортные средства, являющиеся предметом нарушения таможенных правил, должны быть ранее ввезены на таможенную территорию Республики Казахстан либо вывезены за ее пределы. Поэтому в случае нарушения лицом требования таможенного законодательства о вывозе (ввозе) товаров, ранее не ввозившихся (вывозившихся) на территорию Республики Казахстан или за ее пределы (например, продуктов переработки, образовавшихся при использовании таможенных режимов переработки товаров, помещенных под таможенный режим экспорта и др.), оно не будет нести ответственность по рассматриваемой статье.
Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 421 КоАП РК, следует отличать от иных нарушений таможенного режима временного ввоза (вывоза) товаров. Так, если до истечения установленных сроков временно ввезенные товары будут переданы в пользование, либо распоряжение третьему лицу, действия лица подлежат квалификации по ст. 423 КоАП РК[15]. Лицом, на котором лежит юридическая обязанность вывезти (ввезти) временно ввезенные (вывезенные) товары и, соответственно, являющимся субъектом нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ст. 421 КоАП РК, является лицо, перемещающее товары. Как правило, таможенный брокер не имеет в отношении декларируемых товаров прав имущественного характера и не обладает надлежащими полномочиями принимать на себя обязательства об их будущем вывозе либо ввозе.
Объектом нарушения таможенных правил, предусмотренного статьёй 423 «Неправомерные операции, изменение состояния, пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, помещенными под определенный таможенный режим», выступает порядок применения таможенных режимов. В соответствии с диспозицией статьи объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 423 КоАП РК, образуют:
Нарушение условий, ограничений и требований таможенного режима при проведении операций с товарами и транспортными средствами;
Изменение состояния товаров и транспортных средств, пользование или распоряжение ими не в соответствии с таможенным режимом, под который они помещены.
Условия, ограничения и требования определяются правовой регламентацией соответствующего таможенного режима. Изменение состояния товаров и транспортных средств, а также пользование или распоряжение ими не в соответствии с их таможенным режимом, как правило, сопряжены с несоблюдением какого-либо ограничения или требования таможенного режима.
При применении ст. 423 КоАП РК следует учитывать, что на товары могут распространяться только такие условия, ограничения и требования таможенных режимов, которые действовали на момент выпуска товаров в соответствии с конкретным режимом. Условия, ограничения и требования, установленные в момент помещения товаров под таможенный режим, продолжают распространяться на эти товары, даже если они впоследствии были изменены или отменены. В соответствии с общим правилом, закрепленным ст. 5 ТК РК, в таможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом. Согласно ст. 13 ТК РК пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Республики Казахстан, осуществляется в соответствии с таможенным режимом, под который они помещены.
В практике таможенных органов часто возникают случаи распоряжения временно ввезенными товарами без разрешения таможенного органа. Распоряжение товаром, помещенным под таможенный режим временного ввоза, свидетельствует о нарушении лицом одного из ограничений таможенного режима, предполагающего лишь пользование товаром на таможенной территории Республики Казахстан (ст. 190 ТК РК), в связи, с чем такого рода действия подлежат квалификации по ч. 1 рассматриваемой статьи. При этом под распоряжением следует понимать, в том числе и передачу товара третьему лицу в форме договора аренды. Несоблюдение требования таможенного режима экспорта об обязательном вывозе товаров за пределы таможенной территории Республики Казахстан (так называемый псевдоэкспорт) также образует состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ст. 423 КоАП РК. Указанное требование вытекает из самого определения таможенного режима, в соответствии с которым под экспортом понимается режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Республики Казахстан без обязательства об их ввозе на эту территорию (ст. 206 ТК РК), а также из ст. 208 ТК РК, предписывающей вывезти товары из Республики Казахстан в том же состоянии, в котором они находились на день принятия таможенной декларации, кроме изменений состояния товаров вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.[16]