Цели и содержание методов нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Поставленная цель определила следующие задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть теоретические основы нетарифных ограничений внешнеторговой деятельности.
2. Исследовать принцип действия нетарифных методов регулирования ВЭД.
3. Проанализировать использование методов нетарифного регулирования в РФ.
4. Сделать выводы по проведенному исследованию.

Содержание

Введение....................................................................................................... 3

1. Цели и задачи введения нетарифных мер........................................... 5

1.1 Классификация мер нетарифного регулирования.............................. 6

2.Принцип действия нетарифных методов регулирования ВЭД ....................11

2.1 Особенности применения нетарифных методов ...............................11

2.2 Нетарифное регулирование на межгосударственном уровне.......... 14

3 . Использование методов нетарифного регулирования в РФ .........................17

3.1 Демпинг как финансовый метод......................................................... 17

3.2 Примеры демпинга.............................................................................. 20

3.3 Антидемпинговые меры...................................................................... 22

Заключение................................................................................................. 25

Литература ……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Измайлова 1.docx

— 85.23 Кб (Скачать файл)

· Импортные депозиты - требования предварительной оплаты стоимости импорта и уплаты импортных налогов в форме открытия предварительных импортных депозитов, уплаты наличных средств, предварительной уплаты таможенных пошлин;

2. Административные меры .

Административные инструменты, появившиеся в начале XX века с увеличением участия в международной торговле крупных компаний и монопольных структур, в стабильных условиях рассматриваются как дополнительные меры, имеющие временный характер, при недостаточной эффективности таможенно-тарифной системы. Однако в период экономического спада и разбалансированной экономики они становятся главными инструментами государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

При применении нетарифных административных мер государство балансирует товарную структуру внутреннего рынка, ограждая его как от излишних поставок импортной продукции, так и от возможностей возникновения дефицита товаров национального производства на внутреннем рынке в случае чрезмерного экспорта национальной продукции.

1. Количественные ограничения- административная  форма нетарифного государственного  регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру  товаров, разрешенных к экспорту  или импорту. Количественные ограничения  могут применяться по решению  правительства одной страны или  на основе международных соглашений, координирующих торговлю определенным  товаром. Количественные ограничения  включают квотирование (контингентирование), лицензирование и «добровольное»  ограничение экспорта.

1)Квотирование/ Контингентирование

Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Квотирование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период.

Квота - количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

По направленности их действия квоты разделяются на:

· Экспортные

· Импортные

По охвату квоты делятся на:

· Глобальные - устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется.

· Индивидуальные - установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар.

· Сезонная – устанавливается на сезон сбора урожая.

2) Лицензирование - регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственным органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором - приобретает ряд конкретных форм:

· Разовая лицензия - письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;

· Генеральная лицензия - разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничения количества сделок;

· Глобальная лицензия - разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

· Автоматическая лицензия - разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.

3) «Добровольное» ограничение экспорта

Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

«Добровольное» ограничение экспорта - количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

С начала 70-х гг. широкое распространение получила особая форма количественного ограничения импорта --добровольные экспортные ограничения (ДЭО) , когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. В принципе ДЭО представляют собой ту же квоту, но вводимую не страной-импортером, а страной-экспортером. Однако последствия такой меры по ограничению внешней торговли для экономики страны-импортера носит еще более негативный характер, чем при использовании тарифа или импортной квоты.

«Добровольное» ограничение экспорта являются частью более широкой группы мер, относящихся к понятию ограничительной деловой практики (ОДП), направленных на завоевание господствующего положения на рынке и злоупотребление этим положением. На практике «добровольное» ограничение экспорта применяются как средство торговой политики преимущественно развитыми странами в конкурентной борьбе друг с другом.

2 . Скрытые методы торговой политики.

Наряду с количественными методами существенную роль среди нетарифных методов торговой политики играют методы скрытого протекционизма, представляющие собой разнообразные барьеры нетаможенного, характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти. Конечно, председатель биржевого комитета под свободной торговлей имел в виду свободу нарушать установленные законы торговли. Многие методы скрытого протекционизма как раз и являются наиболее ярким нарушением согласованных принципов международной торговли.

По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе:

Технические барьеры - требование о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм. Эти скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера - требования о соблюдении национальных стандартов о получении, сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и многие другие.

Внутренние налоги и сборы - скрытые методы торговой политики, направленные на повешение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке

Политика в рамках государственных закупок - скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.

Требование о содержании местных компонентов - скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке.

3. Финансовые методы торговой  политики .

1)Субсидия - денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта. По характеру выплат субсидии делятся на:

· Экспортные субсидии - льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу.

· Прямые - непосредственные выплат экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода.

· Косвенные - скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.

· Внутренняя субсидия - наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

Часто скрытое субсидирование экспорта осуществляется через экспортное кредитование.

2) Экспортное кредитование - метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

3) Демпинг - метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.

В коммерческой практике демпинг может быть в следующих формах:

· Спорадический демпинг - эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам

· Преднамеренный демпинг - временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен.

· Постоянный демпинг - постоянный экспорт товаров, по цене, ниже справедливой.

· Обратный демпинг - завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке.

· Взаимный демпинг - встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. 

 

 

 

2. Принцип действия нетарифных методов регулирования ВЭД

 

2.1. Особенности применения  нетарифных методов.

 

Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются в рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового оборота. Применение нетарифных методов государственного регулирования международной торговли обусловлено тем, что на национальной территории государство может устанавливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а так же создавать благоприятные предпосылки для эффективного развития экспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей. Наиболее эффективно систему нетарифного регулирования применяют в рамках внешнеторговой политики развитые страны.

Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:

1. нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо  международными обязательствами. В  этой связи объем и методика  их применения полностью регулируется  национальными государственными  органами и определяется рамками  хозяйственного и технического  законодательства страны;

2. нетарифные методы более удобны  в достижении искомого результата  во внешнеэкономической политике;

3. нетарифные методы позволяют  учесть конкретную ситуацию, складывающуюся  в мировой экономике и применить  адекватные меры защиты национального  рынка в рамках конкретно определенного  срока;

4. нетарифные методы не являются  дополнительным налоговым бременем  для населения. Нетарифные методы  регулирования внешней торговли  включают в себя: импортные квоты, "добровольные" ограничения экспорта, демпинг, торговое эмбарго и др. Из всех видов нетарифных ограничений  наибольшее распространение получили  квоты на импорт и экспорт.

Тариф на импорт не ограничивает количества импортных товаров непосредственно - импортер может ввозить любой объем продукции при условии, что он платит таможенную пошлину. Напротив, импортная квота ограничивает объем импорта определенным количеством штук, тонн, пар обуви и т.д., а иногда ограничивает и стоимость импорта, ежегодно разрешенного к ввозу в страну. Государство выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих ввоз товаров, и запрещает нелицензированный импорт.

Экспортные квоты вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (например, экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительством страны для:

· обеспечения отечественных потребителей и производителей достаточными запасами товаров;

· ограничения экспорта с целью исключения повышения цен данного товара на внутреннем рынке;

· предупреждения истощения природных ресурсов;

· достижения военно-политических целей.

Импортные квоты ограничивают количество продукции,

разрешенной для ввоза. Они вводятся для:

· защиты национального производства;

· достижения сбалансированности торгового баланса;

· регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке;

Информация о работе Цели и содержание методов нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности