Шпаргалка по дисциплине "Таможенное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 09:28, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Таможенное право".

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоргалк таможка.doc

— 486.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Понятие и виды субъектов таможенного права. Общие и специальные субъекты.

ТПО носят комплексный характер, что обусловлено комплексным характером современного таможенного дела как предмета таможенно-правового регулирования, основываются на принципах власти и подчинения и носят публично-правовой характер. Одной стороной этих отношений всегда выступает государство, а участники этих отношений не состоят в юридическом равенстве, которое характерно, например, для гражданско-правовых отношений.

Т правоотношения имеют строго определенную структуру — составные части. Такими частями являются:

а) субъекты таможенного права (участники таможенных правоотношений);

б) объекты ТПО (то, по поводу чего эти отношения собственно и возникают);

в) содержание этих правоотношений.

Под субъектами таможенного права России следует понимать лица (как физические, так и юридические), которые наделяются государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей в сфере таможенного дела.

К ним относятся:

• таможенные органы;

• государственные служащие таможенных органов и организаций таможенной службы;

• юридические лица;

• физические лица.

Понятие «субъект права» тесно связано с понятием правосубъектности, которое включает такие свойства субъекта, как правоспособность и дееспособность. Причем эти свойства — свойства юридического характера, определяемые законом. С учетом правоспособности, т. е. установленной в законе возможности субъекта быть носителем определенных прав и обязанностей, субъекты таможенного права могут быть разделены на две группы: специальных и иные субъекты.

К специальным субъектам таможенного права относятся таможенные органы и государственные служащие таможенных органов и организаций таможенной службы — субъекты, обладающие специальной правоспособностью в сфере таможенного дела. Их специфика состоит в установленной нормами таможенного права компетенции таможенных органов как органов федеральной исполнительной власти, регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего того или иного таможенного органа либо организации таможенной службы по реализации компетенции таможенных органов.

К иным субъектам таможенного права относятся юридические и физические лица (как российские, так и иностранные), не обладающие специальной правоспособностью в сфере таможенного дела. Совокупность их прав и обязанностей как субъектов таможенного права зависит от их правового статуса. Так, например, согласно ст. 19 ТК РФ все лица имеют равное право на ввоз в Россию и вывоз из нее товаров и транспортных средств. Однако порядок и условия такого ввоза и вывоза во многом определяется тем, каким правовым статусом (статусом российского лица, статусом юридического лица, статусом гражданина России и пр.) обладает лицо, перемещающее товары через таможенную границу России.

 

 

8. Таможенные органы  как субъекты таможенного права: понятие, правовой статус, виды, краткая  характеристика, принципы построения  взаимоотношений.

Таможенные органы – гос. органы, представляющие собой единую федеральную централизованную систему и регулирующие правоотн., возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере ТП. Правовой статус ТО определяется их местом и ролью в общей системе органов государственной власти Российской Федерации. ТО являются составной частью системы органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации. Структурa федеральных органов исполнительной власти опреде­лена Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. и ут­верждена в новой редакции Указом Президента РФ от 9 июля 1997 г.

Исходя из понимания федеральной исполнительной власти как деятельности, состоящей в практической реализации норм и положений Конституции РФ, федеральных законов и иных правовых актов, можно сказать, что ТО осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела. Важной отличительной чертой ТО, определяющей их место в общей системе органов исполнительной власти, является то, что действующим законодательством они отнесены к числу правоохранительных органов. ТО действуют под общим руководством Президента РФ и Правительства РФ и обладают строго определенной компетенцией в сфере таможенного дела.

Компетенция ТО — это система властных полномочий, функций и задач, возлагаемых государством на ТО, в их неразрывной связи между собой. Государство предоставляет ТО определенные полномочия для выполнения возложенных на них функций и решения поставленных перед ними задач. Полномочия ТО складываются из совокупности их прав по отношению к управляемым объектам и обязанностей перед личностью, обществом и государством. Никакие иные государственные органы не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции ТО. Реализация компетенции ТО осуществляется в различных правовых формах — путем правоустановления (издания нормативно-правовых актов), правоприменения (властно-регулятивные действия должностных лиц ТО по претворению в жизнь предписаний правовых норм) и правоохраны (контроля за соблюдением субъектами таможенных правоотношений требований нормативно-правовых актов, входящих в систему источников таможенного права, и применением к виновным лицам в случае их нарушения мер юридического воздействия). Единую систему ТО России в общем виде можно определить как обусловленную функциональной общностью совокупность самостоятельных звеньев, характеризующуюся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим. При этом каждый орган в соответствии со своим местом и положением в общей системе играет определенную роль, выполняя больший или меньший объем функций, возложенных государством на таможенные органы в целом. Эта система имеет четыре звена: ФТС РФ, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. Взаимоотношения в системе таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации. Централизация выражается в строгой иерархической подчиненности и подконтрольности нижестоящих органов системы таможенных органов вышестоящим. Децентрализация проявляется в наличии у каждого таможенного органа строго определенной компетенции по осуществлению таможенного дела на подведомственной ему территории и сочетании единого централизованного руководства с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возложенных на них функций.

Таможенные органы выполняют возложенные на них функции на единой правовой основе. Единство системы таможенных органов подчеркнуто также наличием у них единой государственной символики: все таможенные органы и находящиеся в их распоряжении морские и речные суда имеют свой флаг, а автотранспортные средства и воздушные суда — опознавательный знак (эмблему таможенных органов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Организации таможенной  службы.

Таможенными органами РФ являются государственные органы, непосредственно осуществляющие таможенное дело. Структура федеральных органов исполнительной власти, утвержденная Указом Президента РФ от 9 марта 2004 № 314, относит таможенные органы к числу органов исполнительной власти. Являясь подсистемой единой системы исполнительной власти РФ, таможенные органы занимают в этой системе специфическое место.

Специфика места таможенных органов в системе исполнительной власти определяется характеров выполняемых ими задач и функций.

ФТС России образована указами Президента РФ от 9 марта 2004 № 314 и от 11 мая 2006 № 473 в качестве федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, правоприменению, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области таможенного дела.

Руководство ФТС России осуществляет непосредственно Правительство РФ. Правительству РФ принадлежит право утверждать структуру ФТС России, определять ее компетенцию и т.д.

На верху иерархической лестницы таможенных органов стоит Федеральная таможенная служба России – центральный орган, находящийся в ведении Министерства экономического развития и торговли. Правовой статус этого таможенного органа определяется Постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе».

Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен осуществляется ФТП России. Создание, реорганизация и ликвидация таможенных постов, специализированных таможенных органов осуществляется РТУ по согласованию в ФТС России. Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждаемых ФТС России.

Под функциями контроля и надзора нормативно-правового регулирования ФТС России в области таможенного дела понимается следующее:

  • Принятия нормативных правовых актов в целях реализации своей компетенции.
  • Осуществление действий по контролю и надзору за исполнением субъектами таможенных правоотношений требований таможенного законодательства РФ.
  • Выдача разрешений на осуществление деятельности в области таможенного дела.

 

10. Основные функции таможенных органов.

Функции таможенных органов можно разделить на основные и обеспечивающие. Основные функции раскрывают сущность управленческой деятельности таможенных органов. Состав основных функций таможенных органов закреплен в Таможенном кодексе РФ (ст. 403):1) осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

2) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и  компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

3) обеспечивают соблюдение порядка  перемещения товаров и транспортных  средств через таможенную границу;

4) обеспечивают соблюдение установленных  в соответствии с законодательством  Российской Федерации о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности  и международными договорами  Российской Федерации запретов  и ограничений в отношении  товаров, перемещаемых через таможенную границу;

5) обеспечивают в пределах своей  компетенции защиту прав интеллектуальной  собственности;

6) ведут борьбу с контрабандой  и иными преступлениями, административными  правонарушениями в сфере таможенного  дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

7) осуществляют в пределах своей  компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

8) ведут таможенную статистику  внешней торговли;

9) обеспечивают выполнение международных  обязательств Российской Федерации  в части, касающейся таможенного  дела, осуществляют сотрудничество  с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

10) осуществляют информирование  и консультирование в области  таможенного дела, обеспечивают  в установленном порядке государственные  органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

11) проводят научно-исследовательские  работы в области таможенного  дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Государственная таможенная  служба: понятие, принципы, особенности  и правовая регламентация порядка се прохождения.

Под службой в таможенных органах понимается особый вид государственной службы граждан, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов РФ.

Правовые основы института таможенной службы установлены в ФЗ от 21.07.97 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ», который выступает как единый законодательный акт, регламентирующий правовые, экономические и организационные основы прохождения государственной службы в таможенных органах. Вместе с тем деятельность отдельных категорий служащих в таможенных органах устанавливается нормами ФЗ от 27.07.04 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

Таможенные органы выступают в качестве органов исполнительной власти в механизме осуществления единой государственной власти, относятся к федеральным государственным органам, правовое регулирование организации и деятельность которых осуществляются на принципах и условиях государственной службы, а кадровый состав образуют федеральные государственные служащие.

Как специальный вид федеральной государственной службы служба в таможенных органах характеризуется наличием следующих особенностей:

  • Специфика выполняемых задач и функций, служебных обязанностей.
  • Особые условия службы, связанные с применением физической силы, специальных средств и оружия.
  • Особые условия и порядок поступления на службу, ее прохождения, присвоения специальных званий, аттестации, прекращения службы.
  • Установление специального обеспечения (денежного содержания, социальных льгот и т.п.), а также некоторыми другими особенностями.

Таможенная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий таможенных органов лицами, находящимися на должностях в таможенных органах.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Таможенное право"