Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 09:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Таможенное право".
7. Понятие и виды субъектов таможенного права. Общие и специальные субъекты.
ТПО носят комплексный характер, что обусловлено комплексным характером современного таможенного дела как предмета таможенно-правового регулирования, основываются на принципах власти и подчинения и носят публично-правовой характер. Одной стороной этих отношений всегда выступает государство, а участники этих отношений не состоят в юридическом равенстве, которое характерно, например, для гражданско-правовых отношений.
Т правоотношения имеют строго определенную структуру — составные части. Такими частями являются:
а) субъекты таможенного права (участники таможенных правоотношений);
б) объекты ТПО (то, по поводу чего эти отношения собственно и возникают);
в) содержание этих правоотношений.
Под субъектами таможенного права России следует понимать лица (как физические, так и юридические), которые наделяются государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей в сфере таможенного дела.
К ним относятся:
• таможенные органы;
• государственные служащие таможенных органов и организаций таможенной службы;
• юридические лица;
• физические лица.
Понятие «субъект права» тесно связано с понятием правосубъектности, которое включает такие свойства субъекта, как правоспособность и дееспособность. Причем эти свойства — свойства юридического характера, определяемые законом. С учетом правоспособности, т. е. установленной в законе возможности субъекта быть носителем определенных прав и обязанностей, субъекты таможенного права могут быть разделены на две группы: специальных и иные субъекты.
К специальным субъектам таможенного права относятся таможенные органы и государственные служащие таможенных органов и организаций таможенной службы — субъекты, обладающие специальной правоспособностью в сфере таможенного дела. Их специфика состоит в установленной нормами таможенного права компетенции таможенных органов как органов федеральной исполнительной власти, регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего того или иного таможенного органа либо организации таможенной службы по реализации компетенции таможенных органов.
К иным субъектам таможенного права относятся юридические и физические лица (как российские, так и иностранные), не обладающие специальной правоспособностью в сфере таможенного дела. Совокупность их прав и обязанностей как субъектов таможенного права зависит от их правового статуса. Так, например, согласно ст. 19 ТК РФ все лица имеют равное право на ввоз в Россию и вывоз из нее товаров и транспортных средств. Однако порядок и условия такого ввоза и вывоза во многом определяется тем, каким правовым статусом (статусом российского лица, статусом юридического лица, статусом гражданина России и пр.) обладает лицо, перемещающее товары через таможенную границу России.
8. Таможенные органы
как субъекты таможенного
Таможенные органы – гос. органы, представляющие собой единую федеральную централизованную систему и регулирующие правоотн., возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере ТП. Правовой статус ТО определяется их местом и ролью в общей системе органов государственной власти Российской Федерации. ТО являются составной частью системы органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации. Структурa федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. и утверждена в новой редакции Указом Президента РФ от 9 июля 1997 г.
Исходя из понимания федеральной исполнительной власти как деятельности, состоящей в практической реализации норм и положений Конституции РФ, федеральных законов и иных правовых актов, можно сказать, что ТО осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела. Важной отличительной чертой ТО, определяющей их место в общей системе органов исполнительной власти, является то, что действующим законодательством они отнесены к числу правоохранительных органов. ТО действуют под общим руководством Президента РФ и Правительства РФ и обладают строго определенной компетенцией в сфере таможенного дела.
Компетенция ТО — это система властных полномочий, функций и задач, возлагаемых государством на ТО, в их неразрывной связи между собой. Государство предоставляет ТО определенные полномочия для выполнения возложенных на них функций и решения поставленных перед ними задач. Полномочия ТО складываются из совокупности их прав по отношению к управляемым объектам и обязанностей перед личностью, обществом и государством. Никакие иные государственные органы не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции ТО. Реализация компетенции ТО осуществляется в различных правовых формах — путем правоустановления (издания нормативно-правовых актов), правоприменения (властно-регулятивные действия должностных лиц ТО по претворению в жизнь предписаний правовых норм) и правоохраны (контроля за соблюдением субъектами таможенных правоотношений требований нормативно-правовых актов, входящих в систему источников таможенного права, и применением к виновным лицам в случае их нарушения мер юридического воздействия). Единую систему ТО России в общем виде можно определить как обусловленную функциональной общностью совокупность самостоятельных звеньев, характеризующуюся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим. При этом каждый орган в соответствии со своим местом и положением в общей системе играет определенную роль, выполняя больший или меньший объем функций, возложенных государством на таможенные органы в целом. Эта система имеет четыре звена: ФТС РФ, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. Взаимоотношения в системе таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации. Централизация выражается в строгой иерархической подчиненности и подконтрольности нижестоящих органов системы таможенных органов вышестоящим. Децентрализация проявляется в наличии у каждого таможенного органа строго определенной компетенции по осуществлению таможенного дела на подведомственной ему территории и сочетании единого централизованного руководства с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возложенных на них функций.
Таможенные органы выполняют возложенные на них функции на единой правовой основе. Единство системы таможенных органов подчеркнуто также наличием у них единой государственной символики: все таможенные органы и находящиеся в их распоряжении морские и речные суда имеют свой флаг, а автотранспортные средства и воздушные суда — опознавательный знак (эмблему таможенных органов).
9. Организации таможенной службы.
Таможенными органами РФ являются государственные органы, непосредственно осуществляющие таможенное дело. Структура федеральных органов исполнительной власти, утвержденная Указом Президента РФ от 9 марта 2004 № 314, относит таможенные органы к числу органов исполнительной власти. Являясь подсистемой единой системы исполнительной власти РФ, таможенные органы занимают в этой системе специфическое место.
Специфика места таможенных органов в системе исполнительной власти определяется характеров выполняемых ими задач и функций.
ФТС России образована указами Президента РФ от 9 марта 2004 № 314 и от 11 мая 2006 № 473 в качестве федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, правоприменению, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области таможенного дела.
Руководство ФТС России осуществляет непосредственно Правительство РФ. Правительству РФ принадлежит право утверждать структуру ФТС России, определять ее компетенцию и т.д.
На верху иерархической лестницы таможенных органов стоит Федеральная таможенная служба России – центральный орган, находящийся в ведении Министерства экономического развития и торговли. Правовой статус этого таможенного органа определяется Постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе».
Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен осуществляется ФТП России. Создание, реорганизация и ликвидация таможенных постов, специализированных таможенных органов осуществляется РТУ по согласованию в ФТС России. Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждаемых ФТС России.
Под функциями контроля и надзора нормативно-правового регулирования ФТС России в области таможенного дела понимается следующее:
10. Основные функции таможенных органов.
Функции таможенных органов можно разделить на основные и обеспечивающие. Основные функции раскрывают сущность управленческой деятельности таможенных органов. Состав основных функций таможенных органов закреплен в Таможенном кодексе РФ (ст. 403):1) осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;
2) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
3) обеспечивают соблюдение
4) обеспечивают соблюдение
5) обеспечивают в пределах своей
компетенции защиту прав
6) ведут борьбу с контрабандой
и иными преступлениями, административными
правонарушениями в сфере
7) осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;
8) ведут таможенную статистику внешней торговли;
9) обеспечивают выполнение
10) осуществляют информирование
и консультирование в области
таможенного дела, обеспечивают
в установленном порядке
11) проводят научно-
11. Государственная таможенная служба: понятие, принципы, особенности и правовая регламентация порядка се прохождения.
Под службой в таможенных органах понимается особый вид государственной службы граждан, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов РФ.
Правовые основы института таможенной службы установлены в ФЗ от 21.07.97 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ», который выступает как единый законодательный акт, регламентирующий правовые, экономические и организационные основы прохождения государственной службы в таможенных органах. Вместе с тем деятельность отдельных категорий служащих в таможенных органах устанавливается нормами ФЗ от 27.07.04 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
Таможенные органы выступают в качестве органов исполнительной власти в механизме осуществления единой государственной власти, относятся к федеральным государственным органам, правовое регулирование организации и деятельность которых осуществляются на принципах и условиях государственной службы, а кадровый состав образуют федеральные государственные служащие.
Как специальный вид федеральной государственной службы служба в таможенных органах характеризуется наличием следующих особенностей:
Таможенная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий таможенных органов лицами, находящимися на должностях в таможенных органах.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Таможенное право"