Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 21:19, реферат
Таможенное дело регулируется комплексом разнообразных этических принципов, правил, стандартов, которые помогают таможенным органам реализовывать свое предназначение, выявлять и решать многочисленные и сложные моральные проблемы, возникающие в процессе их деятельности. Источниками этических правил, принципов и стандартов являются: российское законодательство, международные соглашения и договоры, участниками которых является Российская Федерация. В соответствии со ст. 8 Таможенного кодекса РФ в том случае, если «международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом применяются правила международного договора». В частности, Россия с ноября 1997 г. является членом межправительственного форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) и как член АТЭС она и ее таможенные органы подчиняются руководящим принципам, принятым данным форумом.
Кафедра гражданского права и гражданского процесса
Этические аспекты деятельности таможенников _____________________________
курс I; заочная форма обучения
направление – юриспруденция
группа № _443-1-1-1___________________
Таможенное дело регулируется комплексом разнообразных этических принципов, правил, стандартов, которые помогают таможенным органам реализовывать свое предназначение, выявлять и решать многочисленные и сложные моральные проблемы, возникающие в процессе их деятельности. Источниками этических правил, принципов и стандартов являются: российское законодательство, международные соглашения и договоры, участниками которых является Российская Федерация. В соответствии со ст. 8 Таможенного кодекса РФ в том случае, если «международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом применяются правила международного договора». В частности, Россия с ноября 1997 г. является членом межправительственного форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) и как член АТЭС она и ее таможенные органы подчиняются руководящим принципам, принятым данным форумом.
Помимо этого источником этических принципов являются Кодекс чести таможенника, присяга сотрудников таможенных органов, различные корпоративные документы, имеющие силу в рамках таможенной системы (должностные инструкции, стандарты поведения, технологии, инструкции, приказы, распоряжения, рекомендации, резолюции и др.), сложившаяся практика поведения и взаимоотношений сотрудников и структур таможенной системы, не зафиксированная в письменных документах, но принятая и одобренная таможенным сообществом.
Причины возникновения
Моральные проблемы таможни, которые возникают на институциональном уровне, связаны с природой и предназначением таможенных органов.
Одной из таких проблем является согласованность правил игры и действий всех участников (юридических и физических лиц) таможенных процессов:
- таможенных
органов, составляющих единую
- учреждений,
создаваемых ФТС для
- околотаможенных организаций, входящих наряду с системой таможенных органов в таможенную инфраструктуру: таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, владельцев таможенных складов, банков, кредитных и страховых организаций, научно-исследовательских и образовательных учреждений и пр.
Каждая группа участников руководствуется своими «правилами игры» или своей собственными (писаными или нет) этическими кодексами. Требования этих кодексов могут дополнять друг друга, но могут быть и несовместимыми, противоположными или вступать в противоречие друг с другом. Например, противоречить друг другу могут требования военной (правоохранительные органы), служебной (государственные организации и государственные служащие), деловой (бизнес), профессиональной (сервис, консультационные услуги), дипломатической этики.
Различные компоненты системы таможенных органов также имеют наряду с общими для всей системы целями и свои специфические цели, функции и следуют свои «правилам игры», т. е., говоря на языке этики, реализуют собственную корпоративную моральную ответственность.
Безусловно, содержание корпоративной моральной ответственности центрального аппарата ФТС иное, чем у регионального управления или таможенного поста. В свою очередь, из подразделений данных структур также связано своими особыми моральными обязательствами.
Решение данной моральной проблемы, т. е. достижение согласованности, взаимодополняемости «правил игры» и действий участников таможенных процессов осуществляется путем: а) выявления содержания моральной ответственности каждого «игрока» - его личных «правил игры»; б) установления границ этой ответственности, и в) нахождения общей платформы для конструктивного диалога в целях совмещения или дополнения этих правил.
Несогласованность «правил игры» на институциональном уровне приводит к моральным проблемам и конфликтам на уровне индивидуальном, т. е. в сфере межличностного общения участников таможенной деятельности.
Другая институциональная моральная проблема связана с изначально противоречивыми целями таможенного регулирования. Таможенное регулирование должно содействовать и наполнению доходной части бюджета, и поддержке отечественных товаропроизводителей, и насыщению внутреннего рынка товарами, недопущению ввоза некачественных товаров, а также товаров, несущих в себе социальную или моральную угрозу, а также осуществлять борьбу с контрабандой.
Главный
источник налогообложения и, следовательно,
поступлений в бюджет — это
импорт. Поэтому политика
Рассматриваемая моральная проблема заявляет о себе в тех ситуациях, когда таможенные органы становятся объектами критики со стороны как российских товаропроизводителей, а российских граждан и организаций, так и иностранных торговых партнеров. Таможенные органы вынуждены работать в постоянном клубке объективных (не зависящих от воли самой таможни) противоречий: к примеру, удовлетворив требования российских граждан в дешевых качественных товарах, таможня создает конкуренцию товарам, которые производят на своих предприятиях те же самые граждане, в результате чего предприятия, чья продукция не раскупается, разоряются и закрываются, а работники — граждане, желающие иметь дешевые импортные товары, — остаются без работы.
Данная институциональная моральная проблема самым негативным образом может отразиться на репутации таможенных органов и их сотрудниках, поэтому они вынуждены постоянно отстаивать свое доброе имя и демонстрировать сообществу свои благие намерения.
Другая моральная проблема связана с тенденцией системы таможенных органов к «непрозрачности» для участников внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) и частных лиц. Таможенное законодательство в силу самой специфики таможенного дела интенсивно развивается, пытаясь успеть за стремительным потоком событий, перемен, проблем в сфере таможенной деятельности, помимо этого оно содержит формулировки, допускающие различные толкования. В связи с этим в сфере таможенного дела издается большое количество приказов, постановлений, распоряжений, инструкций, методических рекомендаций, положений, регулирующих деятельность и разъясняющих требования законодательства. В том случае, ее подобные толкования осуществляются преимущественно на основе учета интересов самой системы таможенных органов, то это приводит к усилению закрытости ее от контроля со стороны сообщества, участников ВЭД, других государственных органов исполнительной власти.
В настоящее время правительством РФ предприняты важные меры для сдерживания тенденции системы таможенных органов к «непрозрачности». ФТС не наделена правом осуществлять нормативное правовое регулирование в сфере таможенной деятельности. Пункт 2, ст. 6 ТК РФ ограничивает сферу ответственности ФТС, выдвигая требование, чтобы положения правовых актов «федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела» не противоречили положениям актов таможенного законодательства и иных правовых актов РФ или не устанавливали требования, запреты и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства и иными правовыми актами РФ.
Немаловажное значение имеет проблема ответственности таможенной службы за свои действия перед государством, участниками внешнеэкономической деятельности, российскими и иностранными гражданами. Она возникает в силу того, что отдельные сферы отношений между таможней и декларантом не урегулированы на правовом уровне.
Серьезной является моральная проблема обеспечения таможенными органами добросовестности организаций, входящих в таможенную инфраструктуру, — таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, владельцев таможенных складов, банков, страховых, кредитных, транспортных, консультационных и иных компаний — в выполнении ими своих обязательств перед участниками ВЭД и частными лицами, перед государством, друг перед другом а также перед иными участниками таможенных процессов.
И, наконец, еще одна проблема, затрагивающая сферу взаимоотношений таможенных органов и таможенников с участниками ВЭД и частными лицами. Речь идет о профессионализме и надлежащем качестве обслуживания клиентов таможенными организациями. В адрес таможенных органов поступало и поступает много упреков в чрезмерном бюрократизме, волоките, несправедливости, необоснованности действий, грубости и коррумпированности их сотрудников. В целях преодоления волокиты на таможнях и таможенных постах структурные подразделения центрального аппарата ФТС осуществляют деятельность по установлению специальных упрощенных процедур для участников ВЭД; сокращению времени на выполнение таможенных формальностей и числа досматриваемых партий товаров при ввозе и вывозе; обеспечению заинтересованных участников ВЭД нужной им информацией; внедрению информационных технологий, в том числе по введению электронного декларирования; развитию партнерского подхода в отношениях между таможней и торговым сообществом.
Нерешенные институциональные проблемы тяжелым грузом ложатся на плечи сотрудников, которые не в состоянии восполнить пробелы в законодательстве, гармонизировать цели таможенного регулирования, повлиять на внешнее окружение таможенной системы и уменьшить количество контрабанды, подлогов, обмана и пр.
Ряд моральных проблем в таможенном деле возникает, как уже говорилось, на корпоративном, внутриведомственном уровне.
Каждый день государство и общество выдвигают все новые требования к деятельности таможенной системы. Она должна не только успевать выполнять эти требования, но еще при этом и развиваться. Таможенная система, как и любой другой социальный организм, имеет подвижные и в то же время весьма определенные границы, которые как раз и способствуют ее выживанию, воспроизводству и развитию.
Любая моральная проблема, возникающая в системе, несет в себе потенциальную угрозу существованию последней в том случае, если она не будет своевременно решена, снята или смягчена, так как моральные проблемы имеют свойство разрастаться подобно снежному кому. Здесь уместно провести сравнение с разрастанием чувства обиды или оскорбленного самолюбия в случае, если не удается вовремя «выяснить отношения» с обидчиком или оскорбителем и восстановить самооценку. В то же время моральная проблема может иметь конструктивное значение для развития организации, так как она способна сигнализировать о том, что возник вопрос, требующий срочного принятия решения.
Каждую моральную проблему, возникшую в организации, лучше рассматривать не как угрозу, а как вызов и стремиться принять данный вызов, поскольку от выявления, признания и успешного решения данной проблемы зависит существование и функционирование системы как целостного организма.
Среди наиболее важных и острых моральных проблем, возникающих на корпоративном уровне в таможенной системе, можно назвать следующие:
В Таможенном Кодексе РФ закреплены основы и принципы таможенного контроля с использованием системы анализа рисков и управления рисками. Современная таможня переходит от тотального контроля за всем, что перемещается через границу, к выборочному контролю и сосредоточивает свои усилия на предотвращении правонарушений, имеющих наиболее негативные последствия для ; экономики и безопасности страны.
Информация о работе Этические аспекты деятельности таможенников