Этические аспекты деятельности таможенников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 21:19, реферат

Краткое описание

Таможенное дело регулируется комплексом разнообразных этических принципов, правил, стандартов, которые помогают таможенным органам реализовывать свое предназначение, выявлять и решать многочисленные и сложные моральные проблемы, возникающие в процессе их деятельности. Источниками этических правил, принципов и стандартов являются: российское законодательство, международные соглашения и договоры, участниками которых является Российская Федерация. В соответствии со ст. 8 Таможенного кодекса РФ в том случае, если «международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом применяются правила международного договора». В частности, Россия с ноября 1997 г. является членом межправительственного форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) и как член АТЭС она и ее таможенные органы подчиняются руководящим принципам, принятым данным форумом.

Вложенные файлы: 1 файл

Этика.docx

— 49.52 Кб (Скачать файл)

 

                                                  Юридический институт

 

    Кафедра гражданского  права и гражданского процесса

 

                                      Контрольная работа

                                       по теме:_

Этические аспекты деятельности  таможенников _____________________________

 

 

                              

 

                                     студентки Беловой Е.А.

  курс I; заочная форма обучения

направление – юриспруденция

                       группа № _443-1-1-1___________________

 

 

 

                                   Санкт-Петербург

                                            2014

 

 

  1. Содержание и характер моральных проблем в таможенном деле

 

          Таможенное дело регулируется комплексом разнообразных этических принципов, правил, стандартов, которые помогают таможенным органам реализовывать свое предназначение, выявлять и решать многочисленные и сложные моральные проблемы, возникающие в процессе их деятельности. Источниками этических правил, принципов и стандартов являются: российское законодательство, международные соглашения и договоры, участниками которых является Российская Федерация. В соответствии со ст. 8 Таможенного кодекса РФ в том случае, если «международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом применяются правила международного договора». В частности, Россия с ноября 1997 г. является членом межправительственного форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) и как член АТЭС она и ее таможенные органы подчиняются руководящим принципам, принятым данным форумом.

Помимо этого источником этических принципов являются Кодекс чести таможенника, присяга сотрудников таможенных органов, различные корпоративные документы, имеющие силу в рамках таможенной системы (должностные инструкции, стандарты поведения, технологии, инструкции, приказы, распоряжения, рекомендации, резолюции и др.), сложившаяся практика поведения и взаимоотношений сотрудников и структур таможенной системы, не зафиксированная в письменных документах, но принятая и одобренная таможенным сообществом.

   Причины возникновения моральных  проблем в сфере таможенной  деятельности различны. Часть из  них имеют институциональный характер, т.е. связаны с взаимоотношениями государств; общества и государства; различных институтов государственной власти и т. д. Изучением этих проблем и обеспечением поддержки в их разрешении занимается макроэтика. Другие проблемы проявляются на уровне одной или нескольких организаций внутри таможенной системы и носят корпоративный характер.  Их изучает и помогает решить микроэтика.

Моральные проблемы таможни, которые возникают на институциональном уровне, связаны с природой и предназначением таможенных органов.

Одной из таких проблем является согласованность правил игры и действий всех участников (юридических и физических лиц) таможенных процессов:

- таможенных  органов, составляющих единую федеральную  централизованную систему (ст.401 ТК  РФ) и являющихся правоохранительными. В систему входят: Федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный  в области таможенного дела - Федеральная  таможенная служба (далее по тексту  ФТС); региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты;

- учреждений, создаваемых ФТС для обеспечения  деятельности таможенных органов (государственные унитарные предприятия  и др.), которые также входят  в таможенную систему, но не  являются правоохранительными;

- околотаможенных организаций, входящих наряду с системой таможенных органов в таможенную инфраструктуру: таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, владельцев таможенных складов, банков, кредитных и страховых организаций, научно-исследовательских и образовательных учреждений и пр.

Каждая группа участников руководствуется своими «правилами игры» или своей собственными (писаными или нет) этическими кодексами. Требования этих кодексов могут дополнять друг друга, но могут быть и несовместимыми, противоположными или вступать в противоречие друг с другом. Например, противоречить друг другу могут требования военной (правоохранительные органы), служебной (государственные организации и государственные служащие), деловой (бизнес), профессиональной (сервис, консультационные услуги), дипломатической этики.

Различные компоненты системы таможенных органов также имеют наряду с общими для всей системы целями и свои специфические цели, функции и следуют свои «правилам игры», т. е., говоря на языке этики, реализуют собственную корпоративную моральную ответственность.

Безусловно, содержание корпоративной моральной ответственности центрального аппарата ФТС иное, чем у регионального управления или таможенного поста. В свою очередь, из подразделений данных структур также связано своими особыми моральными обязательствами.

Решение данной моральной проблемы, т. е. достижение согласованности, взаимодополняемости «правил игры» и действий участников таможенных процессов осуществляется путем: а) выявления содержания моральной ответственности каждого «игрока» - его личных «правил игры»; б) установления границ этой ответственности, и в) нахождения общей платформы для конструктивного диалога в целях совмещения или дополнения этих правил.

Несогласованность «правил игры» на институциональном уровне приводит к моральным проблемам и конфликтам на уровне индивидуальном, т. е. в сфере межличностного общения участников таможенной деятельности.

Другая институциональная моральная проблема связана с изначально противоречивыми целями таможенного регулирования. Таможенное регулирование должно содействовать и наполнению доходной части бюджета, и поддержке отечественных товаропроизводителей, и насыщению внутреннего рынка товарами, недопущению ввоза некачественных товаров, а также товаров, несущих в себе социальную или моральную угрозу, а также осуществлять борьбу с контрабандой.

 Главный  источник налогообложения и, следовательно, поступлений в бюджет — это  импорт. Поэтому политика либерализации  по отношению к импортным товарам, проводимая таможенными органами, влечет за собой рост импорта  товаров, как правило, более дешевых  и качественных, чем отечественные. Товары отечественных товаропроизводителей пока, к сожалению, не могут конкурировать с импортными, поэтому при таком подходе таможенных органов возрождение национального производства и стимулирование развития национальной экономики становится затруднительным.(1)

Рассматриваемая моральная проблема заявляет о себе в тех ситуациях, когда таможенные органы становятся объектами критики со стороны как российских товаропроизводителей, а российских граждан и организаций, так и иностранных торговых партнеров. Таможенные органы вынуждены работать в постоянном клубке объективных (не зависящих от воли самой таможни) противоречий: к примеру, удовлетворив требования российских граждан в дешевых качественных товарах, таможня создает конкуренцию товарам, которые производят на своих предприятиях те же самые граждане, в результате чего предприятия, чья продукция не раскупается, разоряются и закрываются, а работники — граждане, желающие иметь дешевые импортные товары, — остаются без работы.

Данная институциональная моральная проблема самым негативным образом может отразиться на репутации таможенных органов и их сотрудниках, поэтому они вынуждены постоянно отстаивать свое доброе имя и демонстрировать сообществу свои благие намерения.

Другая моральная проблема связана с тенденцией системы таможенных органов к «непрозрачности» для участников внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) и частных лиц. Таможенное законодательство в силу самой специфики таможенного дела интенсивно развивается, пытаясь успеть за стремительным потоком событий, перемен, проблем в сфере таможенной деятельности, помимо этого оно содержит формулировки, допускающие различные толкования. В связи с этим в сфере таможенного дела издается большое количество приказов, постановлений, распоряжений, инструкций, методических рекомендаций, положений, регулирующих деятельность и разъясняющих требования законодательства. В том случае, ее подобные толкования осуществляются преимущественно на основе учета интересов самой системы таможенных органов, то это приводит к усилению закрытости ее от контроля со стороны сообщества, участников ВЭД, других государственных органов исполнительной власти.

 

В настоящее время правительством РФ предприняты важные меры для сдерживания тенденции системы таможенных органов к «непрозрачности». ФТС не наделена правом осуществлять нормативное правовое регулирование в сфере таможенной деятельности. Пункт 2, ст. 6 ТК РФ ограничивает сферу ответственности ФТС, выдвигая требование, чтобы положения правовых актов «федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела» не противоречили положениям актов таможенного законодательства и иных правовых актов РФ или не устанавливали требования, запреты и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства и иными правовыми актами РФ.

Немаловажное значение имеет проблема ответственности таможенной службы за свои действия перед государством, участниками внешнеэкономической деятельности, российскими и иностранными гражданами. Она возникает в силу того, что отдельные сферы отношений между таможней и декларантом не урегулированы на правовом уровне.

Серьезной является моральная проблема обеспечения таможенными органами добросовестности организаций, входящих в таможенную инфраструктуру, — таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, владельцев таможенных складов, банков, страховых, кредитных, транспортных, консультационных и иных компаний — в выполнении ими своих обязательств перед участниками ВЭД и частными лицами, перед государством, друг перед другом а также перед иными участниками таможенных процессов.

И, наконец, еще одна проблема, затрагивающая сферу взаимоотношений таможенных органов и таможенников с участниками ВЭД и частными лицами. Речь идет о профессионализме и надлежащем качестве обслуживания клиентов таможенными организациями. В адрес таможенных органов поступало и поступает много упреков в чрезмерном бюрократизме, волоките, несправедливости, необоснованности действий, грубости и коррумпированности их сотрудников. В целях преодоления волокиты на таможнях и таможенных постах структурные подразделения центрального аппарата ФТС осуществляют деятельность по установлению специальных упрощенных процедур для участников ВЭД; сокращению времени на выполнение таможенных формальностей и числа досматриваемых партий товаров при ввозе и вывозе; обеспечению заинтересованных участников ВЭД нужной им информацией; внедрению информационных технологий, в том числе по введению электронного декларирования; развитию партнерского подхода в отношениях между таможней и торговым сообществом.

Нерешенные институциональные проблемы тяжелым грузом ложатся на плечи сотрудников, которые не в состоянии восполнить пробелы в законодательстве, гармонизировать цели таможенного регулирования, повлиять на внешнее окружение таможенной системы и уменьшить количество контрабанды, подлогов, обмана и пр.

Ряд моральных проблем в таможенном деле возникает, как уже говорилось, на корпоративном, внутриведомственном уровне.

Каждый день государство и общество выдвигают все новые требования к деятельности таможенной системы. Она должна не только успевать выполнять эти требования, но еще при этом и развиваться. Таможенная система, как и любой другой социальный организм, имеет подвижные и в то же время весьма определенные границы, которые как раз и способствуют ее выживанию, воспроизводству и развитию.

Любая моральная проблема, возникающая в системе, несет в себе потенциальную угрозу существованию последней в том случае, если она не будет своевременно решена, снята или смягчена, так как моральные проблемы имеют свойство разрастаться подобно снежному кому. Здесь уместно провести сравнение с разрастанием чувства обиды или оскорбленного самолюбия в случае, если не удается вовремя «выяснить отношения» с обидчиком или оскорбителем и восстановить самооценку. В то же время моральная проблема может иметь конструктивное значение для развития организации, так как она способна сигнализировать о том, что возник вопрос, требующий срочного принятия решения.

Каждую моральную проблему, возникшую в организации, лучше рассматривать не как угрозу, а как вызов и стремиться принять данный вызов, поскольку от выявления, признания и успешного решения данной проблемы зависит существование и функционирование системы как целостного организма.

Среди наиболее важных и острых моральных проблем, возникающих на корпоративном уровне в таможенной системе, можно назвать следующие:

  • проблема моральных затрат профессии таможенника;
  • проблема противоречия между личными интересами сотрудников и интересами таможенной системы;
  • проблема низкого качества обслуживания клиентов;
  • проблема установления отношений сотрудничества и доверия между различными подразделениями и структурами таможенной системы в процессе решения возникающих проблем;
  • проблема контроля за соблюдением сотрудниками корпоративных этических стандартов: лояльности, порядочности, ответственности, честности, служения (помощи); коллегиальности;
  • проблема согласования строгой иерархии и управленческого авторитаризма с широкими полномочиями и личной ответственностью сотрудников при принятии решений.

В Таможенном Кодексе РФ закреплены основы и принципы таможенного контроля с использованием системы анализа рисков и управления рисками. Современная таможня переходит от тотального контроля за всем, что перемещается через границу, к выборочному контролю и сосредоточивает свои усилия на предотвращении правонарушений, имеющих наиболее негативные последствия для ; экономики и безопасности страны. 

Информация о работе Этические аспекты деятельности таможенников