Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 20:19, курсовая работа
Цель данной работы - отобразить деятельность органов внутренних дел по пресечению и предупреждению преступлений, связанных с хозяйственной и финансовой деятельностью.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Обзор и анализ деятельности нормативно правовых актов в сфере предупреждения и пресечения правонарушений в сфере потребительского рынка……………………………………………………………………………….4
Глава 2. Государственный контроль за торговыми предприятиями, хозяйственной и финансовой деятельностью (система государственного регулирования)……………………………………………………………………7
Глава 3. Роль ОВД в борьбе с правонарушениями в хозяйственной и финансовой деятельности……………………………………………………….12
Глава 4. Деятельность специальных подразделений МОБ по борьбе с правонарушениями в сфере торговых предприятий, финансовой и хозяйственной деятельности……………………………………………………16
Глава 5. Ответственность за нарушения в сфере потребительского рынка (пути решения)…………………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26
е) применение передовых форм и методов работы по предупреждению, выявлению и пресечению потребительского рынка товаров и услуг, исполнению административного законодательства.
Во исполнение Указа Президента РФ «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 19 июля 2004 г. № 927 в настоящее время в Министерстве внутренних дел РФ начались процессы стратегического реформирования отдельных направлений его деятельности, утверждена новая структура центрального аппарата, по всей видимости, реформа затронет и структурные подразделения криминальной милиции, обеспечивающие экономическую безопасность, и подразделения милиции, общественной безопасности, осуществляющие борьбу с правонарушениями в сфере потребительского рынка. Цель этих реформ должна быть направлена на повышение эффективности деятельности МВД РФ по защите прав и свобод человека и гражданина.
Глава 3. Роль ОВД в борьбе с правонарушениями в сфере охраны общественного порядка
Роль органов внутренних дел строится из обеспечения охраны основных направлений жизнедеятельности: 1) обеспечение безопасности личности; 2) охрана общественного порядка; 3) обеспечение общественной безопасности; 4) охрана собственности; 5) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений; 6) предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; 7) розыск отдельных категорий лиц; 8) содействие криминальной милиции.
Охрана собственности состоит в исполнении договоров об охране имущества физических и юридических лиц, обеспечении сохранности найденных и сданных в милицию документов, вещей, ценностей и другого имущества, охране имущества, оставшегося без присмотра при чрезвычайных ситуациях. Универсальный характер носит деятельность МОБ по борьбе с административными правонарушениями. Она распространяется на весьма широкий круг административных правонарушений. Такими объектами воздействия выступают различные виды правонарушений: посягающие на права граждан, здоровье населения (проведение запрещенной предвыборной агитации, нарушение санитарно-эпидемиологических требований и т.д.); посягающие на собственность (самовольная добыча янтаря, мелкое хищение чужого имущества и др.); в области охраны окружающей природной среды (выпуск в эксплуатацию транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах, нарушение правил пользования объектами животного мира, правил охраны рыбных запасов и т.д.); на транспорте и в области дорожного движения (нарушение правил регистрации и эксплуатации транспортных средств, нарушение правил дорожного движения и т.д.); в области предпринимательской деятельности, финансов (незаконная продажа товаров, обман потребителей в небольшом размере и т.д.); посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (мелкое хулиганство, появление в общественных местах в состоянии опьянения и т.д.); посягающие на порядок управления (неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, самоуправство и т.д.) МОБ непосредственно предупреждает и пресекает указанные и иные административные правонарушения, принимает меры к их выявлению. Сотрудники МОБ вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, опрашивать свидетелей, назначать экспертизы, осуществлять административное задержание и другие действия, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях. По значительному числу составов административных правонарушений в соответствии с ст. 23.3 КоАП РФ должностные лица МОБ наделены правом рассмотрения дел о них.
Задача предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений МОБ решается в отношении преступлений, по которым производство предварительного следствия не обязательно. В их числе: умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, заражение венерической болезнью, оскорбление, кража, присвоение, растрата без квалифицирующих признаков, уничтожение или повреждение имущества по неосторожности, незаконное предпринимательство без квалифицирующих признаков, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, незаконное использование товарного знака и т.д. В отношении данных преступлений милиция общественной безопасности проводит дознание.
В плане реализации розыскной задачи милиция общественной безопасности непосредственно отвечает за розыск лиц, уклонившихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы по призыву, и за установление личности граждан, не имеющих документов, удостоверяющих личность.
Содействие со стороны милиции общественной безопасности криминальной милиции обеспечивается по всему спектру решаемых ею задач. Силы и средства милиции общественной безопасности используются при проведении операций по пресечению деятельности преступных групп, при ликвидации вооруженных формирований, освобождении заложников, в борьбе с терроризмом, для розыска лиц, уклоняющихся от следствия и суда, в интересах государственной защиты должностных лиц правоохранительных органов и для исполнения ряда других подобных задач, решаемых криминальной милицией.
Названные задачи не исчерпывают всей компетенции милиции общественной безопасности. Наряду с ними сотрудники милиции общественной безопасности выполняют контрольные функции за соблюдением установленных правил регистрационного учета, въезда и пребывания на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, учета, хранения и использования средств цветного копирования, оказывают содействие органам государственной власти, их должностным лицам и др. Главным направлением является административно-правовая деятельность. Она складывается из административно-правовых отношений, в которые вступают сотрудники милиции с гражданами и организациями при охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Это отношения преимущественно власти и подчинения. В границах административно-правовых полномочий, предоставленных Законом о милиции, сотрудники милиции общественной безопасности получают от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки; вызывают граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве; проверяют у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность ;осуществляют административное задержание граждан на срок до трех часов; доставляют в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержат в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке либо могущих причинить вред окружающим или себе; входят беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривают их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай; проводят освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств либо направляют или доставляют данных лиц в медицинское учреждение, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении; временно ограничивают или запрещают движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, доступ граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывают их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения следственных и розыскных действий; запрещают эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, останавливают транспортные средства и проверяют документы на право пользования и управления ими; осматривают места хранения и использования оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также объекты, где они обращаются; изымают у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения, и осуществляют другие юридически значимые действия.
В компетенцию милиции общественной безопасности входит также производство по делам об административных правонарушениях.
Глава 4. Деятельность специальных подразделений МОБ по борьбе с правонарушениями в сфере торговых предприятий, финансовой и хозяйственной деятельности.
Основной формой административно-правового контроля милиции в сфере предпринимательской деятельности является выявление и пресечение правонарушений в данной сфере.
К специфическим задачам относятся изъятие из незаконного оборота товаров и продуктов, обеспечение их сохранности, при необходимости - принятие мер к прекращению деятельности объекта торговли. Реализация этих задач достигается путем применения мер пресечения и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях - изъятия, ареста продукции, осмотра помещений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, в которых осуществляется эта деятельность, приостановлением функционирования объекта торговли, направлением представлений о приостановлении действия лицензии.
Кодекс РФ об административных правонарушениях ограничивает компетенцию органов внутренних дел (милиции) и должностных лиц этих органов в рассмотрении дел об административных правонарушениях (ст. 23.3 КоАП РФ) в сфере предпринимательской деятельности, однако они наделены достаточными правами административной юрисдикции и участвуют в производстве по делам данной категории с момента возбуждения дела об административном правонарушении до передачи протокола об административном правонарушении на рассмотрение компетентному органу или должностному лицу.
При этом участие органов внутренних дел (милиции) и должностных лиц этих органов в производстве по делам об административных правонарушениях имеет ряд особенностей, обусловленных их особым административно-правовым статусом:
1. Возбудить дело об административном правонарушении и проводить административное расследование по делам данной категории могут только отдельные должностные лица милиции, непосредственно обнаружившие административное правонарушение. Приказом МВД России от 21 августа 2002 г. № 803 «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» определен перечень должностных лиц: сотрудники дежурных частей, занимающие должности среднего и старшего начальствующего состава; участковые уполномоченные милиции при выполнении возложенных на них в установленном порядке служебных обязанностей; государственные инспекторы дорожного надзора; сотрудники подразделений лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью; в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства; сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних и др. Полномочия по проведению административного расследования и по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности возложены на сотрудников специализированных подразделений милиции.
В соответствии с п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении в сфере предпринимательской деятельности являются:
1.Непосредственное обнаружение сотрудниками милиции, уполномоченными составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента производства должностными лицами милиции процессуальных действий, предусмотренных п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ.
2. Поводом для возбуждения
дел могут выступать материалы
из контролирующих органов (государственной
инспекции по налогам и сборам,
лицензионной и
Поводами для возбуждения дел об административных правонарушениях могут являться сообщения и заявления физических и юридических лиц (о фактах обмана потребителей, нарушении законодательства о рекламе и т. д.). Если нарушаются интересы всех участников, то поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях являются сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а по делам о банкротстве - собрания кредиторов. При возбуждении дела об административном правонарушении в сфере предпринимательской деятельности в большинстве случаев невозможно составление протокола об административном правонарушении сразу же на месте его выявления по ряду причин. Во-первых, для установления всех признаков состава правонарушения необходимо проведение процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. Основным признаком состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.12 КоАП РФ, является контрафактность аудио- и видеопроизведений, что устанавливается только проведением экспертизы. Во-вторых, при проведении проверок предприятий и торговых точек чаще всего присутствуют представители индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - продавцы, кладовщики, а не сами субъекты административного правонарушения, что не позволяет составить протокол об административном правонарушении на месте его выявления. Наличие этих фактов обусловило закрепление законодателем в ст. 28.7 КоАП РФ административного расследования. Административное расследование проводится по делам об административных правонарушениях, если для установления всех признаков состава правонарушения и доказательств его совершения необходимо проведение экспертизы или иных процессуальных действий. О начале его проведения должностное лицо, уполномоченное на составление протоколов об административных правонарушениях, выносит процессуальный документ определение о возбуждении дела и проведении административного расследования. Срок проведения административного расследования составляет один месяц, по результатам его проведения составляется протокол об административном правонарушении. В процессе административного расследования проводятся различные мероприятия: экспертизы, ревизии, инвентаризации, направление запросов и т. д.
Глава 5. Ответственность за нарушения в сфере потребительского рынка (пути решения)
По результатам проведения административного расследования составляется протокол об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ. Помимо общих данных о правонарушении и лице, его совершившем, обязательных для фиксации в протоколе по всем категориям дел, в протоколе по делам об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности необходимо указание дополнительной информации - номера и даты выдачи свидетельства частного предпринимателя или устава юридического лица, в ряде случаев место совершения правонарушения -закрытое помещение или уличная палатка, так как эти данные являются квалифицирующими признаками составов правонарушений. В процессе осуществления деятельности по выявлению и пресечению правонарушений в сфере предпринимательской деятельности сотрудники милиции вправе применять ряд мер пресечения правонарушений, основания и порядок применения которых закреплены в гл. 27 КоАП РФ, п. 25 ст. 11 Закона РФ «О милиции» и других нормативных правовых актах.
К ним относятся:
1. Изъятие вещей и документов. Изъятие наиболее часто применяется милицией при выявлении правонарушений в сфере предпринимательской деятельности. Данная мера применяется не только с целью прекращения незаконного оборота товаров, но и с целью обеспечения производства по делу. Основания и порядок изъятия отдельных категорий товаров регламентированы в различных нормативных правовых актах. Так, в соответствии со ст. 25 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» алкогольная продукция подлежит изъятию из незаконного оборота, если она реализуется без лицензии, без сертификатов соответствия, без маркировки, без соответствия государственным стандартам и техническим условиям, с содержанием этилового спирта, произведенного из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки, как бесхозное имущество, без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции. Порядок направления изъятой алкогольной продукции на переработку или уничтожение закреплен в постановлении Правительства РФ «Об утверждении положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 11 декабря 2002 г. № 883. В соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ копия протокола изъятия в обязательном порядке вручается лицу, у которого изымаются вещи или документы, о чем оно делает отметку в протоколе «Копию получил» и скрепляет ее своей подписью.
Информация о работе Административные правонарушения в сфере потребительского рынка