Антимонопольное законодательство Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 18:06, реферат

Краткое описание

Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….…2
Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство………………....3
Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой………………………………………………………..5
Анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь………………………………...7
Антимонопольное законодательство Республики Беларусь………………………….9
Заключение…………………………………………………………………….………..11
Литература…………

Вложенные файлы: 1 файл

антимонопольное регулирование.docx

— 38.71 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ использования  антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его  применения в Республике Беларусь

Монополизм в Республике Беларусь отличается от монополизма  в странах с развитой рыночной экономикой, где конкуренция считалась ненужным дублированием, а централизация и укрупнение производства обосновывались положительным эффектом масштаба.

Уровень монополизации белорусской  экономики, определяемой количеством  предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, довольно высок. Однако речь не идёт о классических монополиях.

Во-первых, монополизм многих предприятий не является естественным - они занимают доминирующее положение  на рынке лишь вследствие того, что  в советские времена были созданы  как крупные предприятия, а в  условиях рынка, вероятно, не стали бы монополистами.

Во-вторых, значительное количество крупных предприятий не показывают высокой эффективности хозяйственной  деятельности. Устаревшие технологии, высокая степень износа оборудования, отсутствие финансовых средств для  дальнейшего развития - всё это  ставит под сомнение способность  данных предприятий сохранить за собой доминирующее положение на рынке без государственного содействия.

Становление антимонопольного регулирования в Беларуси происходит в неопределенных, непредсказуемых  условиях, традиционно не предусмотренных, при отсутствии рыночной конкурентной среды, при тотальном хроническом  дефиците и углубляющемся экономическом  кризисе. Необходимость его обусловили:

1) высокий уровень концентрации  и слабая диверсификация производства;

2) преобладание крупных  чистых монополий - единственных производителей;

3) формирование квазирыночных структур;

4) усиление злоупотреблений  доминирующим положением на рынке  со стороны отдельных хозяйствующих субъектов.

Антимонопольная политика в  Республике Беларусь направлена на формирование конкурентных отношений в сфере  производства и обращения товаров  и услуг путем ограничения, пресечения и предупреждения монополистической  деятельности хозяйствующих субъектов, устранение сложившейся в экономике  республики монопольной структуры  рынков путем введения в действие дифференцированных подходов к регулированию  деятельности естественных и искусственных  монополий, учета антимонопольных  требований в ходе приватизации; ликвидацию монополизма, связанного с деятельностью  различного рода объединений; установление порядков, исключающих монополизацию  рынка; наснижение отрицательных последствий  монополизма, сохраняющегося по технологическим  и иным причинам.

Особенностями антимонопольного регулирования в Республике Беларусь являются:

1. Становление в нерыночной  экономике, находящейся в кризисном состоянии;

2. Формальное заимствование  основных подходов американского  и западно-европейского законодательств.  Антимонопольное регулирование  применительно к нашим условиям  особенно опасно тем, что может  оказаться суррогатом командно-административных механизмов.

3.Охват практически всех  хозяйствующих субъектов, занимающих  монопольное или доминирующее  положение на рынке;

4. Выполнение роли инструмента  макро- и микроэкономической политики;

5.Нацеленность на уменьшение государственного сектора экономики входе приватизации, тогда как в США, например, - на национализацию собственности монополий;

6. Направленность на становление конкурентных отношений.

Специализированным органом, обеспечивающим координацию, реализацию и контроль за мерами по ограничению  и устранению монополизма и его  проявлений в хозяйственной деятельности, но развитию конкуренции и предпринимательства  ранее выступали Государственный  комитет, затем - Министерство по антимонопольной  политике. В настоящее время эту  функцию выполняет Министерство предпринимательства и инвестиций (далее - Министерство).

Основными направлениями  антимонопольной деятельности этого  Министерства являются: демонополизация  экономики, содействие развитию конкуренции, контроль за злоупотреблениями монополистов, пресечение нарушений.

С учетом неоднородности товарных рынков и действующих на них монопольных  структур, а также новых процессов  и явлений антимонопольными органами Республики Беларусь предусмотрены:

1) устранение монополизма  на всех уровнях экономической  системы и, прежде всего в сфере управления;

2) контроль за реорганизацией  хозяйствующих субъектов и органов  управления, в том числе и в  ходе приватизации, а также за  движением ценных бумаг, недопущение  создания новых монопольных образований;

3) предупреждение, ограничение  и пресечение антиконкурентных  действий "искусственных" монополий;

4) снижение отрицательных  последствий естественного монополизма,

 сохраняющегося по технологическим и экономическим причинам, а также вследствие обеспечения государственных интересов.

В целях устранения факторов, сдерживающих реализацию антимонопольной  политики, совершенствования правовой базы, регулирующей деятельность предприятий-монополистов. Министерство предпринимательства  и инвестиций подготовило проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О  противодействии монополистической  деятельности иразвитии конкуренции". Основными направлениями антимонопольной  политики в настоящее время являются

а) сокращение прямого государственного участия в экономике и переход  к экономическим методам государственного регулирования на макроуровне;

б) устранение монопольного положения крупных структур (региональных, межотраслевых ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов и других объединений  предприятий) в сфере производства и реализации товаров (работ, услуг), за исключением сфер, где сохраняются  естественные, регулируемые государством монополии;

в) обеспечение притока  конкурирующих товаров на белорусские рынки;

г) правовое и организационное  обеспечение антимонопольного регулирования  и реализации законодательства о  защите прав потребителей.

Антимонопольная политика в  области ценообразования была направлена в основном на сужение сферы прямого  государственного регулирования цен  на продукцию и услуги предприятии  на базе дифференцированного подхода  к товарным рынкам и разным группам  товаропроизводителей, а также на постепенный переход от ценового регулирования к системе контроля цен.

 

 

 

 

Антимонопольное законодательство Республики Беларусь состоит из:

Конституция Республики Беларусь. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 г. № 2875-XII (ст. 13)

Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Кодекс Республики Беларусь от 20.12.2006 г. № 194-З (Департамент ценовой  политики Министерства экономики Республики Беларусь - ст. 3.14; суд - ст. 3.2; органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь - ст. 3.7; лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях - ст. 3.30)

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003 г. № 194-З (нарушение антимонопольного законодательства - ст. 11.24; ограничение  конкуренции - ст. 11.25; незаконное использование  деловой репутации конкурента - ст. 11.26)

Уголовный кодекс Республики Беларусь. Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 г. № 275-З (нарушение антимонопольного законодательства - ст. 244; установление или поддержание монопольных  цен - ст. 245; ограничение конкуренции - ст. 247; незаконное использование деловой  репутации конкурента - ст. 248)

Гражданский кодекс Республики Беларусь. Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г. № 218-З (недопущение недобросовестной конкуренции - ст. 1029; ответственность  за осуществление недобросовестной конкуренции - ст. 1030; возмещение убытков - ст. 14)

О естественных монополиях. Закон Республики Беларусь от 16.12.2002 г. № 162-З

О противодействии монополистической  деятельности и развитии конкуренции. Закон Республики Беларусь от 10.12.1992 г. № 2034-XІІ

О некоторых мерах по совершенствованию  антимонопольного регулирования и  развитию конкуренции. Указ Президента Республики Беларусь от 13.10.2009 г. № 499

Отдельные вопросы Министерства экономики Республики Беларусь. Постановление  Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 г. № 967

Об утверждении Инструкции о порядке проведения административной процедуры "Выдача документа о  согласии на совершение сделки с акциями, имущественными паевыми взносами в  имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов юридических лиц" и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления по вопросам антимонопольного регулирования. Постановление Министерства экономики  Республики Беларусь от 30.11.2009 г. № 188

О составлении протоколов об административных правонарушениях  и рассмотрении дел об административных правонарушениях должностными лицами Министерства экономики Республики Беларусь. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 9 февраля 2011 г. № 17 "О наделении  должностных лиц органов Министерства экономики Республики Беларусь полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел  об административных правонарушениях к рассмотрению"

Об утверждении Инструкции о рассмотрении заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 17.04.2006 г. № 61

Об утверждении Инструкции о применении мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства. Постановление Министерства экономики  Республики Беларусь от 17.04.2006 г. № 60

Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10.04.2006 г. № 57

Об утверждении Положения  о Государственном реестре субъектов  естественных монополий и внесении изменений в постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 7 июля 2000 г. № 13. Постановление Министерства экономики  Республики Беларусь от 29.04.2003 г. № 98

О делегировании функций  регулирования деятельности субъектов  естественных монополий областным (Минскому городскому) исполнительным комитетам. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 29.01.2003 г. № 38

Об утверждении Инструкции по определению доминирующего положения  хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь. Постановление  Министерства экономики Республики Беларусь от 17.10.2002 г. № 229

Об утверждении Положения  о порядке согласования условий  преобразования государственных, государственных  унитарных, относящихся к республиканской  собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение  на товарных рынках, в открытые акционерные  общества. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 25.07.2002 г. № 161

Об утверждении Инструкции по организации и проведению проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими  на товарных рынках. Постановление  Министерства предпринимательства  и инвестиций Республики Беларусь от 31.07.2000 г. № 14

Об утверждении Положения  о Государственном реестре хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее положение  на товарных рынках. Постановление  Министерства предпринимательства  и инвестиций Республики Беларусь от 07.07.2000 г. № 13

Об утверждении Инструкции по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах. Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 г. № 9

Об утверждении Инструкции по выявлению монопольных цен. Постановление  Министерства предпринимательства  и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 г. № 10

Об утверждении Инструкции по реорганизации хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее положение  на товарных рынках Республики Беларусь. Постановление Министерства предпринимательства  и инвестиций Республики Беларусь от 27.03.2000 г. № 5

Договор о проведении согласованной  антимонопольной политики. Договор от 25.01.2000 г.

О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования  и контроля. Указ Президента Республики Беларусь от 27.02.2012 № 114.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных  органов, правильное поведение которых  способствует стабилизации всей экономики в целом.

Антимонопольная служба Республики Беларуси еще очень молода, но уже  сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного  больше ей еще предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием  антимонопольного законодательства Республики Беларусь. В целях совершенствования  антимонопольного регулирования в  Беларуси необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере  государственной антимонопольной  политики. Активное использование векового опыта антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран. с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению  антимонопольного законодательства Беларуси в эффективный регулятор рыночных отношений.

Информация о работе Антимонопольное законодательство Республики Беларусь