Виды источников права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория формы (источники) права. Уровень научной разработки данной проблемы, и, прежде всего общего понятия источника права, явно недостаточен. Одной из причин недостаточной теоретической разработки данной проблемы являются многозначность и нечеткость самого понятия источника права.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика источников права…………………………….5
§1.1 Понятие и признаки источников права……………………………………5
§1.2 Источники права в различных правовых семьях…………………………8
Глава 2.Виды источников права………………………………………………..21
§2.1 Нормативный правовой акт как основной источник права……………..21
§2.2 Роль правового обычая и юридического прецедента как источников права………………………………………………………………………………30
§2.3 Нормативный договор, доктрина, религиозные тексты общие принципы права и их роль в правоприменении……………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………….38
Библиографический список……………………………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

источники права. курсовая.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Среди них следует выделить так называемую «Иджму» - согласованное заключение древних правоведов, знатоков ислама, об обязанностях правоверных, получившее значение юридической истины, извлеченной из Корана или Сунны. Иджма выступает в качестве своеобразного средства, способа восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы20.

При выработке иджмы древние знатоки богословия и права неизменно исходили из двух непоколебимых постулатов-догм:

а) единства и непогрешимости мусульманского общества, которое «не примет ошибочного решения»;

б) чистоты и непоколебимости мусульманской веры, исходящей от Аллаха. «Он - Аллах - един. Аллах - вечный; не родил и не был рожден. И не был Ему равным ни один»21. Данные две догмы позволили признать религиозную и юридическую силу согласованных мнений и решений богословских и юридических авторитетов, непосредственно не вытекающих из Корана или Сунны.

В качестве источника мусульманского права издревле признается также рассуждение в области права по аналогии под названием кияс. Суть кияса заключается в применении тех или иных устанвленых Кораном, Сунной или иджмой предписаний к новым, не предусмотренным этими источниками права, случаям. Наряду с названными первичными источниками мусульманского права в современных исламских странах все шире используются вторичные источники - нормативно-правовые акты, в том числе и законы. В законах содержатся нормы, не только дополняющие и конкретизирующие религиозные правовые источники, но и идущие вразрез как с Иджмой и Киясом, так и с Кораном и Сунной.

Таким образом основу системы источников права в романо-германской правовой семье составляют конституция, кодексы и законы, а кроме них определенное влияние имеет обычаи, судебная практика, доктрина и отдельные принципы права. А среди источников права англосаксонской правовой семье главное значение здесь принадлежит судебной практике. Вторым по значению источником права является закон. Однако в силу исторических особенностей структуры английского права значение закона в ней не идет ни в какое сравнение с ролью законодательства и кодексов в странах континентального права. Обычай, доктрина и разум также стоят в ряду источников права, хотя их значение и не так велико. Мусульманское право основано на Коране, представляет собой систему, не имеющих того же источника. Обычай и судебная практика в мусульманской правовой семье источником права не признаются. Доктрина мусульманского права, складывавшиеся веками, очень трудно податься изменениям. Попытка нововведений встречается с подозрение, любые оригинальные толкования запрещены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Виды источников права

 

§2.1 Нормативный правовой акт как основной источник права

 

В современном мире наиболее распространенным источником права является нормативный правовой акт. Нормативный правовой акт - это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий обязательные юридические нормы (правила поведения). Нормативный правовой акт в отличие от таких источников права, как юридический прецедент или правовой обычай, занимающих второстепенное положение при регулировании общественных отношений, играет самую важную роль в государстве, так как содержащиеся в нём нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения22. Основными признаками нормативного правового акта, отличающими его от других актов являются:

1.Нормативный акт, содержит определенные  нормативы (предписания). Именно этим  он отличается от акта применения  или акта толкования права.

2.Правовой акт, т.е. содержит не  любые нормы, а именно нормы  права. Этим он отличается от  других нормативных актов, не  содержащих норм права (например, инструкции по использованию  бытовых приборов).

3.Акт, создаваемый в результате  правотворческой деятельности государства или всенародным волеизъявлением (референдумом).

4.Нормативный правовой акт обладает общей обязательностью, т.е. они рассчитаны не на заранее определенный круг субъектов правоотношений, а не любого, кто попадает в сферу действия нормативного правового акта. Это отличает нормативный правовой акт от индивидуального правового акта, рассчитанного на конкретный случай и на конкретное лицо.

5.Нормативный правовой акт оформляется  в виде официального письменного  государственного документа.

6.Нормы в нормативно-правовом акте группируются по определенным структурным образованиям (разделам, статьям, главам).

Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по срокам действия, сфере действия, содержанию по субъектам правотворчества и по юридической силе.

В зависимости от срока действия нормативные акты подразделяются на акты неопределенно длительного действия (в которых не указывается период времени, в течение которого данные акты будут обладать юридической силой, и вообще длительность действия не определена, например, Закон «Об образовании», в котором не оговаривается длительность его действия) и акты временного действия, в которых содержится конкретное указание на временное действие данных актов.

По сфере действия нормативные правовые акты бывают:

1. Общефедеральными (то есть имеют  юридическую силу на территории  всей федерации, так как компетенция  органов, их издавших, распространяется  на данную территорию) например, Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года, принятый Государственной Думой РФ, является общефедеральным, так как компетенция и полномочия Государственной Думы РФ распространяются на всю территорию РФ23.

2. Нормативные-правовые акты субъектов федерации (распространяют свое действие только на территорию субъекта РФ, органами которого были приняты), например, Закон Ивановской области от 11.12.2013г. № 104-ОЗ «Об областном бюджете на 2014г.»24.

3.Нормативные-правовые акты муниципалитетов (действуют только на территории муниципального образования), например, Устав города Иваново25.

4.Локальные нормативны-правовые  акты (регулирующие общественные  отношения внутри какой-либо организации, предприятия или учреждения), например, Устав Ивановского юридического колледжа, распространяющий свое действие только внутри данного учебного заведения.

По содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы одного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, уголовное, семейное, трудовое законодательство). Наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни (например, хозяйственное, торговое, военное законодательство).

По субъектам правотворчества и в зависимости от их правового положения, нормативные-правовые акты подразделяются на:

1.Акты, принятые в порядке референдума (то есть, путем свободного волеизъявления граждан на референдуме). Актом, принятым в порядке референдума является конституция РФ 1993 года.

2.Нормативные акты, принятые законодательными  органами. Постановления же судов  являются обязательными только для нижестоящих судов, а для остальных лиц они служат источником толкования.

3.Нормативные-правовые акты общественных  объединений и организаций.

4.Совместные нормативные акты (принятые  совместно с государственными  и негосударственными органами).

5.Локальные нормативные-правовые  акты (принимаемые отдельными учреждениями и организациями)26.

Наиболее распространенной является классификация нормативно-правовых актов в зависимости от их юридической силы. Итак, в зависимости от их юридической силы, нормативные акты можно подразделить на две группы: законы и подзаконные акты.

Закон - это нормативный-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют основные вопросы жизни общества и государства в целом.

Во-первых, закон принимается только высшими представительными органами государственной власти (Государственной Думой - в России, Конгрессом в США, Парламентом - в Италии и т.д.), представляющими в формально-юридическом смысле весь народ или же непосредственно самим народом с помощью референдума.

Во-вторых, закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права. Высшая юридическая сила состоит закона в том, что: они не нуждаются в каком-либо утверждении другими органами; законы никто не вправе отменять, кроме органа их издавшего все остальные акты должны соответствовать законам и никогда им не противоречить.

В-третьих, закон содержит общезначимые нормы, которые должны выполняться всеми. Но бывают и случаи нарушения предписаний закона, тогда может наступить юридическая ответственность, а если нормы закона не соблюдаются судом, то это влечет большие недоразумения27.

В-четвертых, закон, как источник права, представляет волю и интересы всего общества или народа и волю государства. Для отечественной и зарубежной правовой теории довольно традиционным стало рассмотрение закона как выразителя общей воли.

В-пятых, законы принимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений: в них регламентируется государственное устройство, система органов власти, их компетенция, права и свободы граждан, а также перечислены деяния, которые признаются преступлениями.

В-шестых, законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном порядке. В каждой стране существует свой собственный порядок принятия, изменения и дополнения законодательных актов. Однако, все принимаемые законы, как правило, проходят через одни и те же стадии процесса правотворчества, начиная с момента внесения законопроекта в высший законодательный орган, его обсуждения, принятия, одобрения и утверждения, заканчивая опубликованием (обнародованием) принятого закона28.

Законы классифицируются по различным основаниям. По сфере действия они подразделяются на общефедеральные (например, Трудовой кодекс РФ), а так же законы субъектов федерации. Основными нормативными актами на уровне субъекта регламентирующими отношения органов власти и граждан, являются уставы, выполняющие функции региональной конституции.

По общему правилу при расхождении федеральных законов с законами субъектов федерации первые имеют приоритет над вторыми, действуют федеральные законы.

В зависимости от значимости содержащихся нормы закона объективно подразделяются на конституционные и обыкновенные или текущие.

Конституционные законы закрепляют основы конституционного государственного строя и служат базой для текущего законодательства. Отличаются конституционные законы от текущих и всех других нормативно-правовых актов не только по содержанию, но и по форме, характеру, порядку их принятия, внесения изменений и дополнений.

К конституционным законам относятся, прежде всего, сами конституции, затем законы, с помощью которых вносятся дополнения и изменения в тексты конституций, и, наконец, законы, необходимость издания которых предусматривается самой Конституцией. Особую значимость Конституция имеет в федеративных государствах, где она является основой не только для развития текущих законов, но и Конституций субъектов Федерации. Выполняя непосредственно регулятивную функцию, Конституция призвана обеспечивать внутреннее единство норм национальной правовой системы и эффективные правовые связи с зарубежными правовыми системами.

Помимо конституционных существуют текущие законы, то есть такие законы, которые базируются на предписаниях Конституций и конституционных законов и регулируют общественные отношения в различных сферах жизни: экономической, социальной, политической и культурной жизни страны. Текущие законы так же, как и конституционные, обладают прямым действием на территории России (Конституция РФ ст. 76 1 ч.). Принимаются они в особом законодательном порядке и действуют на всей территории РФ, причем они не должны противоречить Конституции и подлежат официальному опубликованию, без которого не действуют.

В свою очередь текущие законы можно подразделить еще по двум основаниям: по строению и по времени действия. По строению законы бывают кодифицированные и простые.

Кодифицированные или органические законы - это «единые, логически и юридически цельные, внутренне согласованные нормативные акты», состоящие из комплекса правовых норм, регулирующих конкретные сферы общественной жизни. К ним относятся кодексы и основы законодательства. Кодексы в своей структуре, как правило, имеют два элемента: общую и особенную часть. В первой - закрепляются основополагающие принципы и нормы, которые определяют содержание норм особенной части (например, общая часть Уголовного кодекса РФ содержит принципы, задачи уголовного права, общие понятия, виды преступных деяний и т.д., которые затем подробно раскрываются в особенной части).

Особую роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы. Они собирают воедино основные положения той или иной законодательной отрасли, а все иные нормативные акты данной отрасли «подстраиваются» к отраслевому кодексу. Кроме того, по характеру юридических норм, содержащихся в кодексах, они подразделяются на материальные и процессуальные29.

Информация о работе Виды источников права