Виды источников права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы определяется тем, что изучение источников права, позволяет построить картину того, какими они были, как изменились, как менялись на протяжении времени, какие из них используются в современном мире и являются более значительными. Сравнение источников права античного времени с источниками современного права, позволяет выявить все плюсы и минусы, их отличия друг от друга, а также степень их значения в жизни людей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
Глава1. Понятие источников права……………………………………………10
Глава 2. Виды источников права…………………………………………….....21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 74.78 Кб (Скачать файл)

 

 Конституция РФ как нормативно-правовой акт обладает высшей юридической силой в системе всех нормативно-правовых актов страны и вместе с тем является главным правоустанавливающим нормативным актом, определяющим основы системы источников действующего в стране позитивного права. В Конституции РФ установлены основы конституционного строя и федеративного устройства страны, сформулированы фундаментальные принципы общественной и государственной жизни, закреплены права и свободы человека и гражданина, определены система и правомочия государственных органов, регламентированы основные вопросы местного самоуправления, предусмотрен порядок внесения поправок в действующую Конституцию и принятия новой Конституции. В Конституции (во II разделе "Заключительные и переходные положения") урегулированы также некоторые другие важные вопросы, связанные с вступлением в силу Конституции 1993 г. и прекращением действия прежней Конституции. Все нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты) должны соответствовать Конституции РФ.

В системе нормативно-правовых актов после Конституции РФ наибольшей юридической силой обладают общефедеральные законы. Законодательная власть в РФ (право издавать общефедеральные законы) принадлежит Федеральному Собранию (парламенту) РФ — высшему представительному и законодатель ному органу РФ. Федеральное Собрание состоит из двух па лат — Совета Федерации и Государственной Думы.9

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией РФ. Федеральные конституционные законы обладают более высокой юридической силой, чем федеральные законы: федеральные законы, согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 76), не могут противоречить федеральным конституционным законам.

К подзаконным нормативно-правовым актам РФ относятся нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, - приказы, инструкции и иные нормативные акты федеральных министерств и ведомств РФ. Среди подзаконных нормативно-правовых актов РФ наибольшей юридической силой обладают нормативные указы Президента РФ.

 

 Правительство РФ, осуществляя исполнительную власть, издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Постановления Правительства РФ принимаются по основным направлениям осуществления федеральной исполнительной власти и носят нормативный характер.

Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации составляют значительную часть действующих в стране нормативных актов. Нормативно-правовые акты субъектов РФ действуют лишь в пределах территории соответствующего субъекта РФ.

В круг нормативных актов как источников права входят и нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, издаваемые ими в соответствии с действующим законодательством. Хотя органы местного самоуправления, согласно Конституции РФ (ст. 12), не входят в систему органов государственной власти, но они наделены законодательно (в порядке делегированного государством нормотворчества) отдельными государственными правомочиями, в том числе и правом на издание ряда нормативно-правовых актов по вопросам местного значения.10

В Российской Федерации нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:

- в результате  указания в тексте нормативного  акта на календарную дату, с которой  юридический документ вступает в силу;

- в результате  указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление  в законную силу документа («с  момента подписания», «с момента  опубликования» и т. д. )

- в результате  применения общих правил. По этим  общим правилам законы РФ, другие  нормативно-правовые акты высших  представительных органов вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное.

Прекращение действия нормативного акта происходит в результате:

- истечения срока, на который  был принят юридический документ;

- объявления об утрате  юридической силы нормативного  акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в  специальном акте);

- принятия управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;

- устаревания юридического  документа в связи с исчезновением  обстоятельств, которые подлежали  регулированию (например, утратили  свою актуальность и потому  прекратили свое действие нормативные  акты, регламентирующие правовой  статус Советов народных депутатов  в связи с исчезновением этих  органов власти на территории бывшего СССР).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги проделанной работы можно отметить, что поставленные задачи были выполнены.

В своей курсовой работе я постаралась дать наиболее углубленное понятие источников права, охарактеризовать их, рассказать их особенности, а также перечислить основные действующие в Российской Федерации источники права. Однако в работе очевидна проблема источников права. Она заключается в том, что понятия «источник права» и «форма права» очень часто отождествляются. Многие ученые не видят смысла в том, чтобы их разграничивать, но вопрос о разграничении или отождествлении этих понятий остается актуальным, поскольку он является не совсем решенным.

Нужно заметить, что источники права имеют большое значение в укреплении законности в правовом государстве. Совершенство источников права, зависит от  теоретического представления о них, понимания их значения и от качества их действия. Именно от источников права зависит степень законности и порядка в государстве.

Каждая правовая система романо-германская или англо-саксонская - имеют свои особенности, присущие источникам права.

Итак, из всего сказанного в моей курсовой работе можно сделать краткие выводы.

Источник права – это способ, при помощи которого закрепляются нормы права.

Источники права призваны:

- выразить нормативно закрепляемую волю граждан;

- закрепить и обеспечить политическую власть народа, служить его интересам;

- утвердить приоритетное значение наиболее демократических форм, какими являются законы;

- быть выражением демократической  процедуры подготовки и прохождения  нормативных актов в законодательном  органе.

Основными источниками права являются: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор, правовая доктрина, нормативно-правовой акт, религиозные нормы.

Правовой обычай – это исторически сложившийся источник права, в основе которого лежали обычаи. Со временем этот источник права потерял свое значение. Однако, и в современный период этот источник находит применение в странах Азии, Африки и ряде арабских стран.

Судебный прецедент – это решение суда по конкретному делу, которое становится обязательным при решении аналогичных дел. Как источник права судебный прецедент используется с давних времен и, по сей день. Судебный прецедент действует в таких странах как: Англия, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия и т. д. Но в России вопрос об установлении судебного прецедента официальным источником права является спорным.

Нормативный договор – это соглашение двух или более сторон, которое носит общеобязательный характер. В трудовом праве различают два вида нормативных договоров: коллективный договор (правовой акт, регулирующий трудовые отношения между работодателями и работниками) и коллективные соглашения (правовой акт, в котором содержатся обязательства по установлению условий труда, занятости, и социальных гарантий).

Правовая доктрина – это используемые при наличии пробела в законодательстве положения из работ известных ученых для юридического решения возникшего спора. Правовая доктрина как источник права использовалась во Франции. В настоящее время наиболее используется в мусульманских странах. В России правовая доктрина в качестве источника права не используется.

Религиозные нормы – это разновидность социальных норм, которые установлены различными вероисповеданиями и имеют обязательный характер для исповедующих ту или иную веру. В некоторых странах и в настоящее время религиозные тексты сохранили значение источника права, что особенно характерно для системы мусульманского права и индусской правовой системы.

Нормативно-правовой акт – это властное предписание государства, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права. По своей юридической силе нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Источниками права в России являются Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления.

По теме моей курсовой работы можно выявить основную проблему – проблему отождествления понятий «форма права» и «источник права».

Я думаю, что этой проблеме нужно уделить серьезное внимание, поскольку источник права является способом выражения норм права. И поддерживаю позицию некоторых ученых юристов в том, что не стоит отождествлять эти понятия, т. к.  они все же имеет разно значение.  Я надеюсь, что данная проблема будет устранена в ближайшее время и все ученые юристы придут к единогласному мнению. В завершении своей работы хотелось бы сказать, что какими бы ни были источники права, какие бы нормы они не предписывали, то, каким является государство и есть ли в нем порядок зависит, прежде всего, от граждан.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

Нормативные акты

  1. Гражданский кодекс от 30. 11. 1994.
  2. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Литература

  1. Рассолов М. М. Теория государства и права: Учебник для вузов / Рассолов М. М. – М.: ЮРАЙТ,  2010. – 735 с.
  2. Перевалов В. Д. Теория государства и права: Учебник для вузов / Перевалов В. Д. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 496 с.
  3. Червонюк В. И. Теория государства и права: Учебное пособие / Червонюк В. И. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 256 с.
  4. Васильев А. В. Теория государства и права: Курс лекций / Васильев А. В. – М.:РАГС, 2001. – 184 с.
  5. Нерсесянц В. С. Общая теория государства и права: Учебник для вузов / Нерсесянц В. С. – М.: НОРМА, 2004. – 552с.
  6. Шeршeнeвич Г.Ф. Общaя тeория прaвa: Учебник для вузов/ Вып. 3./ Шерщеневич Г. Ф. – М.: Бр. Башмаковых. 1910. - 574 с.
  7. Корельский В.М. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов / Корельский В. М. – М., 2000. – 378с.
  8. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие / Хропанюк В. Н. - М., 1995. – 406 с.
  9. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов/ Марченко М. Н. М.: Изд-во Проспект, 2003. – 640 с.
  10. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: ИКФ Омега – Л, 2002. – 608с.
  11. Алексеев С. С. Общая теория права: Учебник для вузов/ Алексеев С. С. - 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2008.
  12. Лазарева В. В. Общая теория государства и права. Учебник для вузов. 4-е издание / Лазарева В. В. – М.:Юристъ, 2005. – 467с.
  13. Морозова Л. А. Теория государства и права. Учебник для вузов / Морозова Л. А. – М.:Юристъ. 2002. – 414 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Морозова Л. А. Теория государства и права.  – М.: ЭКСМО. 2002.  - С. 188

2Оксамытный, В. В. Теория государства и права / В. В. Оксамытный. – М., 2004. – С. 351.

3Шершеневич, Г. Ф. Общая теория права, Т. 2 / Г.Ф .Шершеневич. – М., 1995. – С. 5.

4ЧервонюкВ. И. Теория государства и права. – М. ИНФРА-М, 2003. – С. 116 - 117.

5Рассолов М. М.  Теория государства и права. – М.: Юрайт, 2010. – С. 348.

6ЧервонюкВ. И. Теория государства и права. – М. ИНФРА-М, 2003. – С. 116 - 117.

7Протасов, В. Н. Теория права и государства  / В. Н. Протапов. – М.: Юрайт, 2007. – С.76.

 

8 Алексеев С. С. Теория государства и права. М.:ИНФРА-М, 2003. – С.173.

9Борисов Г. А. Теория государства и права,  2007.  – С. 273.

10Оксамытный, В. В. Теория государства и права / В. В. Оксамытный. – М., 2004. – С. 351.

Информация о работе Виды источников права