Глубокое, разностороннее влияние
на структуру нормы права оказывает выделение
правоохранительных правовых
предписаний. Изучение истории законодательства
показывает, что развитие правовых
систем неизбежно выражается в обособлении
предписаний, регламентирующих
юридические санкции. Такого обособления
требует
дифференциация мер государственно-принудительного
воздействия, необходимость
нормативно закрепления разнообразных
фактических условий объективных и
субъективных.
Выделение правоохранительных
предписаний только отражается на структуре
регулятивных норм состава
которых «выводятся» указания на государственно-
принудительные меры обеспечения),
но и влечет за собой формирование
самостоятельных правоохранительных
институтов, а следовательно, влияет на
структуру права более высоких
уровней. Существенное воздействие на
структуру
права оказывает и обособление
общих правовых предписаний, в которых
закрепляются правые понятия,
принципы, правовое положение субъектов,
общие
условия совершения тех или
иных юридических действий и т. д.
Будучи составной частью более
широкой проблемы вопрос о структуре юридической
нормы имеет свое вполне самостоятельное
значение. Здесь (как и при
характеристике видов юридических
норм) перед нами микроструктура права.
В ней
в отличие от макроструктуры
- подразделения права на отрасли и институты
(система права) - не столь
зримо и рельефно обнаруживаются
социально-
политические особенности правового
регулирования. В то же время в структуре
нормы и видах норм проявляются
те специфические функции, которые выполняют
юридические нормы как первичное
звено структуры права, — обеспечение
конкретизированного, детального,
точного и определенного нормативного
регулирования общественных
отношений. А отсюда в рассматриваемых
вопросах
большее значение приобретают
юридико-техническая сторона, конструктивные
моменты организации содержания
нормы, т. е. то, что относится к догме права.
Структуре нормы права свойственна
своя типовая схема (модель) связи образующих
ее элементов. Главное в этой
типовой схеме - нормативное
построение
интеллектуально-волевого и
юридического содержания государственной
воли. Это
нормативное построение состоит
в том, что содержание нормы не только
выражается
при помощи таких категорий,
как права и обязанности, но и имеет характер
общего
правила, особенно в одновременно
существующих нормах-предписаниях и логических
нормах.
Норма-предписание воплощает
государственное веление в виде цельного
нормативного положения, посвященного
конкретному вопросу правового
регулирования. Логическая
же норма характеризует бытие и связь
конкретных
предписаний, их государственно-принудительное,
нормативно-регулирующее
качества.
Внутреннее строение, связь
элементов, образующих структуру нормы,
отличаются
инвариантностью, жесткостью,
«неразрушимостью». Причем эти элементы
(гипотеза, диспозиция, санкция)
объединены не на началах иерархической
зависимости, как это характерно
в основном для связи элементов внутри
отраслей и институтов права,
а на началах синтетической зависимости
при
которой отсутствие хотя бы
одного из необходимых элементов приводит
к
разрушению данной целостности
- юридической нормы.
Внешнее выражение
структуры нормы права в тексте нормативных
юридических актов.
С внешней стороны (т. е. со стороны
внешней формы) нормы-предписания и
логические нормы получают
языково-логическое, словесно-документальное
изложение в тексте нормативного
юридического акта: его статьях и иных
структурных подразделениях
акта.
Главное, что здесь необходимо
отметить, это различия
между нормой права и
статьей
нормативного акта. Однако соотношение между нормой
и статьей во
многом зависит от того, рассматривается
ли это соотношение применительно к
логической норме или же к нормепредписанию.
Логическая
норма, призванная выразить в основном
связи между
специализированными нормативными
предписаниями, их
государственно-принудительное,
нормативно-регулирующее качества, в большинстве
случаев содержится в нескольких
статьях нормативного акта или даже в
статьях
разных нормативных актов. Усиливающийся
процесс специализации права приводит
к
тому, что элементы логических
норм все более рассредоточиваются по
многим
статьям нормативных актов.
Норма-предписание,
как, правило, соответствует первичной
структурной части
текста
нормативного акта (статье, пункту, абзацу статьи,
конкретной
фразе текста). Дробление нормы-предписания,
распределение ее содержания между
разными статьями, пунктами
статьи и т. д. вообще невозможно. Норма-предписание
- это цельное, логически
завершенное и формально закрепленное
государственно-властное веление.
По своему словесно-логическому построению
она
представляет собой не расчленяемое
единство по формуле «если-то».
Практика законодательства
показывает, что выделение части нормы-предписания
возможно только путем самостоятельного
ее формулирования в виде особого
общего правила (при этом
качество самостоятельного правила сохраняет
и
«усеченная» норма).
Однако при характеристике
соотношения нормы-предписания и статьи
важно отметить,
что полного совпадения здесь
тоже нет. Норма-предписание -это правило,
веление,
нормативно-властное суждение,
тогда как статья представляет собой лишь
подразделение текста нормативного
юридического акта. Следовательно, в данном
случае возможно говорить только о соответствии
нормы права н
статьи или иной части текста
акта, а не об их тождестве.
Чем выше уровень специализации
права, тем более упрощаются правовые
предписания, каждое из которых
становится самостоятельным нормативным
обобщением, посвященным отдельной
операции в процессе правового
регулирования. При этом нередко
статья нормативного акта содержит несколько
тесно взаимосвязанных правовых
предписаний. Например, ст. 110 Кодекса о
браке
и семье включает по меньшей
мере четыре предписания: предписание-принцип
(«тайна усыновления охраняется
законом»), управомочивающую норму («для
обеспечения тайны усыновления
по просьбе усыновителя может быть изменено
место рождения усыновленного
ребенка...»), запрещающую норму («воспрещается
без согласия усыновителей...
сообщать какие-либо сведения об
усыновлении...»), правоохранительную
норму-предписание («лица, разгласившие
тайну усыновления против
браке и семье включает по меньшей мере
четыре
предписания: предписание-принцип
(«тайна усыновления охраняется законом»),
управомочивающую норму («для
обеспечения тайны усыновления по просьбе
усыновителя может быть изменено
место рождения усыновленного ребенка...»),
запрещающую норму («воспрещается
без согласия усыновителей... сообщать
какие-
либо сведения об усыновлении...»),
правоохранительную норму-предписание
(«лица, разгласившие тайну
усыновления против воли усыновителя,
могут быть
привлечены к ответственности
в установленном законом порядке»).
Структура логической
нормы.
Эта структура выражается в
жесткой, инвариантной связи таких элементов,
которые в своем единстве обеспечивают
государственно-властное регулирование
общественных отношений. Набор
элементов логической нормы таков, что
он
позволяет ей быть «автономным»,
относительно обособленным регулятором,
аккумулирующим все то, что
необходимо для юридического опосредования
общественных отношений.
В соответствии с этим логическая
норма включает в свой состав три основных
элемента: гипотезу, диспозицию,
санкцию.
а) гипотеза
- указание конкретных фактических жизненных
обстоятельств
(события, действия людей,
совокупность действий, т.е. фактические
составы), при
которых данная норма вступает
в действие. Гипотеза (предположение) -
это
элемент правовой нормы, в котором
указывается, при каких условиях следует
руководствоваться данным правилом.
В гипотезе излагаются те фактические
обстоятельства, при наличии
которых у лиц возникают юридические права
и
обязанности. Возьмем в качестве
примера норму гражданского права, изложенную
в
статье 284 Гражданского кодекса
Российской Федерации, которая определяет
обязанность наймодатедя по
содержанию сданного внаем имущества.
Гипотезой в
данной норме является сдача
внаем имущества. При таком условии у одного
лица
(наймодателя) возникает обязанность
содержать сданное внаем имущество, а
у
другого (нанимателя) - право
требовать исполнения этой обязанности.
б) диспозиция
- «сердцевина» нормы права, т.е. указание
на правило
(правила) поведения, которым
должны подчиняться субъекты, если
они оказались
причастны к условиям, перечисленным
в гипотезе. Диспозиция раскрывает само
правило поведения, содержание
юридических прав и обязанностей лиц.
В
приведенном выше примере диспозиция
предписывает что наймодатель обязан
производить за свой счет капитальный
ремонт сданного внаем имущества, если
иное
не предусмотрено законом или
договором, а наниматель в случае неисполнения
наймодатепем этой обязанности
имеет право либо произвести капитальный
ремонт и
взыскать с наймодателя стоимость
ремонта или зачесть ее в счет наемной
платы
либо расторгнуть договор и
взыскать убытки, причиненные его неисполнением.
в) санкция
- вид и мера возможного наказания (кары),
если субъекты не
выполняют предписание диспозиции,
или поощрения за совершение рекомендуемых
действий. Поэтому назначение
санкции — побудить субъектов действовать
в
соответствии с предписаниями
нормы права.
Санкция называет поощрительные
или карательные меры (позитивные или
негативные последствия), наступающие
в случае соблюдения или, напротив,
нарушения правила, обозначенного
в диспозиции нормы. Иногда в статье закона
формируется только часть нормы,
а другие ее части следует обнаруживать
в
других статьях или в ином нормативном
акте. Отсюда следует необходимость
различать норму права и статью
закона. Это очевидно еще и потому, что
в одной
статье нормативного акта, например
уголовно-правовые, специализируются
на
выражении санкций, обслуживающих
нормы иных отраслей права.
Норма права не выполнила бы
своей регулятивной роли, если бы в ней
отсутствовал какой-либо из
названных структурных элементов. Поэтому
законодатель при формулировании
норм обязан выписать каждую часть особо
или
дать соответствующую отсылку,
а тот, кто реализует норму, должен иметь
в виду
всю связь элементов нормы,
с тем чтобы юридически грамотно выстроить
свои
поступки.
Структура нормы-предписания.
Это-структура первичных частиц
правовой материи, находящих прямое выражение
в
тексте нормативного акта.
Нормы-предписания как клеточки
единого организма выполняют внутри него
различные задачи, разные операции.
Поэтому трехчленная схема, имеющая
существенное значение для,
характеристики логических норм, не соответствует
структуре реальных норм-предписаний.
Структурное построение норм-предписаний
отражает главное, что свойственно
первичному звену нормативной системы
-
обеспечение конкретизированного,
детального, точного и определенного
нормирования поведения людей.
С учетом специализации права
для юридической нормы-предписания характерно
структурное типическое построение,
выражающее жесткий закон организации
ее
содержания и состоящее из двух
основных элементов:
а) гипотезы -
части нормы, указывающей на те условия,
т. е. фактические
обстоятельства, при наступлении
или не наступлении которых норма вступает
в
действие;
б) диспозиции или
санкции - части нормы, указывающей
на те юридические
последствия, которые наступают
при наличии предусмотренных нормами
условий. В
регулятивных (правоустановительных)
нормах эта часть нормы называется
диспозицией; она образует содержание
самого правила поведения, указывает на
права и обязанности, которыми
наделяются участники регулируемого отношения.
В
охранительных нормах рассматриваемая
часть носит название санкции; она
указывает на государственно-принудительные
меры, применяемые к правонарушителю.
Элементы нормы-предписания
условно можно расположить по схеме: «если-то».
Указанные две части нормы-предписания
являются ее обязательными элементами.
Правовое веление непременно
должно содержать указания на его суть,
т.е. на
юридические последствия, и
на условия их наступления. Следовательно,
норм-
предписаний без гипотез существовать
не может. В любых, самых
специализированных правовых
предписаниях так или иначе указывается
на
условия, при которых они действуют.
Иными словами, любое правовое предписание
можно изложить по формуле:
«если - то». ,
Важно обратить внимание на
то, что регулятивные нормы-предписания
неизбежно,
по неумолимой логике юридического
регулирования, внутренне, а иногда и
текстуально связаны, функционируют
в единстве с охранительными предписаниями,
которые их обеспечивают, охраняют.
Так что в конечном итоге регулятивные
и
охранительные нормы-предписания
выражаются в виде логических норм, где
есть